Аннотация 3
Введение 5
1 Теоретические основы организации проектной деятельности обучающихся на
уроках физики 8
1.1 Сущность и классификация метода проектов 8
1.2 Психолого-педагогическая характеристика учащихся 7 -9 классов 13
1.3 Методика организации проектной деятельности школьников в
процессе обучения физики 16
2 Реализация проектного обучения в современной школе 24
2.1 Организация проектной деятельности учащихся 7 классов на уроках
физики 24
2.2 Разработка урока с использованием метода проектов на уроке физики
в 7 классе 32
Заключение 42
Список использованной литературы 44
Приложение А Оценочный лист учебного проекта 48
Приложение В Проект «Подарок для героя» 50
Курс физики для обучающихся в средних общеобразовательных учебных заведениях в 80-90 годы составлял 140 часов нагрузки, которая включала в себя лекции, практикумы и лабораторные работы, на которые дополнительно отводились часы. Затем появились новые предметы, в результате этого в практике обучения сложилась ситуация, в которой нагрузка уменьшилась до 70 часов на курс. Это привело к снижению качества образования по всей образовательной цепочке, но содержательные задачи стандарта остались прежние. Как выйти из этого тупиковой ситуации остается либо проблемой для качества образовательного процесса, либо проблемой для преподавателя, который хочет обеспечить приемлемые результаты обучения, не ставя перед учениками изначально тупиковых дидактических задач.
Актуальность использования в педагогическом процессе приобретают такие методы и приемы, в результате которых формируются у школьников навыки самостоятельного приобретения новых знаний, сбор и анализ необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, выводить умозаключения, а также помогают повысить интерес к изучению любого предмета, а именно физики.
Наиболее перспективной является проектная деятельность учащихся. Популярность метода проекта обеспечивается за счет способности сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных задач.
Проектная деятельность школьников - это одна из активных форм работы, которая:
• соответствует требованиям ФГОС;
• способствует формированию УУД школьников;
• развивает творческие способности;
• выступает фактором саморазвития, самоопределения учащихся.
Актуальность использования проектной деятельности состоит в следующем: она инициирует нестандартные решения; ориентирована на определенные потребности общества, кроме этого она включает себя не только педагогов, но и обучающихся, развивает их активность и социальную ответственность, позволяет им рационально сочетать теоретические знания и их практическое использование для решения конкретных задач.
Цель данной выпускной квалификационной работы заключается в выявлении возможности использования метода проектов в профессиональной деятельности учителя на уроках физики.
Объект исследования - проектная деятельность в образовательном процессе.
Предмет исследования - организация проектной деятельности обучающихся 7-9 классов на уроках физики.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
1. Проанализировать учебно-методический материал по теме выпускной квалификационной работы.
2. Рассмотреть сущность и классификацию метода проектов;
3. Проанализировать возрастные и психофизиологические особенности учащихся 7 - 9 классов;
4. Описать методику организации проектной деятельности;
5. Разработать и апробировать проект по физике для учащихся 7 класса.
Для достижения цели и решения поставленных задач, были определены следующие методы исследования:
• теоретические методы: изучение отечественной и зарубежной литературы по методике обучения физики, психологии, педагогике под углом зрения интересующей нас проблематики; контент - анализ, описательный метод.
• эмпирические методы: метод опроса в устной форме (беседы с учащимися и учителями), наблюдение за учебным процессом в средних классах школы для изучения проблемы исследования на практике.
...
Современный процесс обучения происходит в условиях повышенной конкуренции. Причем принимаются во внимание наиболее значимые факторы конкурентоспособности: наличие квалифицированности, креативно мыслящего персонала; умение организовать свою творческую деятельность; готовность принять инновационную мысль и создать условия для её реализации. И проектная деятельность наиболее подходит для того, что обучающийся был всеобъемлющим и хорошо социализированным человеком, способным конкурировать и мыслить необычно, творчески подходя к решению поставленных задач.
В процессе исследования нами были определены следующие задачи:
• рассмотреть сущность и классификацию метода проектов;
• проанализировать возрастные и психофизиологические особенности учащихся 7 - 9 классов;
• описать методику организации проектной деятельности;
• разработать и апробировать проект по физике для учащихся 7 класса.
В ходе решения первой и третьей задач были проанализированы различные подходы к определению и описанию метода проектов. В результате проведенного анализа понятий, можно дать следующее определение проектной деятельности. Проектная деятельность - это интегративный вид деятельности по созданию изделий и услуг, которые будут обладать новизной, а также будут иметь личную или общественную значимость. Кроме этого были рассмотрены различные классификации проектной деятельности, по доминирующей деятельности можно выделить следующие проекты: информационный, исследовательский, практике - ориентированный, игровой и творческий.
Мы изучили различные взгляды на проблему организации проектной деятельности в современной литературе и смогли сделать вывод, что проектная деятельность в подростковом возрасте не только возможна, но и может быть успешно осуществлена при условии четко организованной структуры образовательного процесса. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость - такими качествами личности овладевают обучающиеся в результате приобщения их к проектной деятельности.
В ходе решения второй задачи мы определили, что особенным новообразованием для данного периода развития человека является возникновение чувства взрослости. Именно во время реализации проектной деятельности возникает ситуация, когда обучающийся вступает в равные отношения с взрослым. Во время проектной деятельности, обучающиеся больше общаются с учителям и друг с другом, больше времени требует на мыслительные действия, нежели, на механическое запоминание учебного материала, также у учащихся значительно повышается самооценка, ведь их деятельность приносит социально значимый результат.
В ходе решения четвертой задачи нами было реализовано и апробировано два проекта по физике с обучающимися 7 класса: «Прибор, превращающий энергию» и «Подарок для героя». Мы пришли к выводу, что проектная деятельность реально способствует формированию нового типа ученика, который обладает набором умений и навыков самостоятельной и конструктивной работы, владеет способами целенаправленной деятельности, готов к сотрудничеству и взаимодействию, наделен опытом самообразования.
Данная работа еще раз доказывает, что такой метод обучения, как метод проектов, достаточно мощно направляет свою деятельность на приобретение школьниками навыков, необходимых для школьной и повседневной жизни, как умения проектирования.
Таким образом, можно сделать вывод, что цель нашей выпускной квалификационной работы - показать возможности использования метода проектов в профессиональной деятельности учителя - была достигнута.
1. Ананьев, Б. Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. Проблемы возрастной и дифференциальной психологии / Б. Г. Ананьев. - Москва : Директ - Медиа, 2013. - 209 с.
2. Байбородова, Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: Пособие для учителей общеобр.организ. / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. - Москва : Просвещение, 2016. - 175 с.
3. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь / Б. М. Бим-Бад. - Москва : Большая рос. энцикл., 2002. - 528 с.
4. Булаева, О. В. Исследовательские проекты в практике школы / О. В. Булаева, Е. А. Румбешта // Директор школы. - 1998. - №7. - С. 28-32.
5. Васильев, Е. А. Общая психология : учебное пособие / Е. А. Васильев; Под ред. В. В. Богословского - Москва : Просвещение, 1996. - 506 с.
7. Вараксина, Е. И. Учебные проекты по школьному физическому эксперименту. 7 класс : дидактические ресурсы проектной деятельности / Е. И. Вараксина, В. В. Майер. - Москва : Флинта : Наука, 2017. - 171 с.
8. Голуб, Г. Б. Основы проектной деятельности : Рабочая тетрадь. 5-7 класс / Г. Б. Голубь. - Москва, 2016. - 946 с.
9. Горячев А. В. Работа над темой. Методические рекомендации / А. В. Горячев. - Москва : ТОО «Гендальф», 1999. - 72 с.
10. Зайцев, В. С. Метод проектов как современная технология обучения: историко-педагогический анализ / В. С. Зайцев // Вестник Челябинского государственного университета, 2017. - № 6 - 62 с.
11. Игнатьев, В. В. Сборник «На путях к методу проектов» / В. В. Игнатьев, М. В. Крупенина. - Москва : Работник просвещения, 2015. - № 3. - 118 с.
12. Кларин, М. В.Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. - Москва : Знание, 2015. -194 с.
13. Кошенко, Т. Ю. Проектно-модульное построение учебного процесса как способ реализации системно-деятельностного подхода при изучении физики / Т. Ю. Кошенко // Физика в школе. - 2013. - №1. - 48 с.
14. Краля, Н. А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся : учебно-методическое пособие / Под ред. Ю. П. Дубенского. - Омск : ОмГУ, 2015. - 59 с.
15. Крылова, О. В. Освоение Амазонии, или Использование метода проектов в преподавании / О. В. Крылова // Директор школы. - 1999. - № 2. - 71 с.
... всего 40 источников