Реферат
Введение 4
1 Теоретические основы формирования критического мышления у
обучающихся на уроках русского языка 7
1.1 Критическое мышление как вид интеллектуальной деятельности
обучающихся 7
1.2 Педагогический опыт формирования критического мышления у
обучающихся на уроках русского языка 14
2 Методические аспекты формирования критического мышления на уроках
русского языка 33
2.1 Анализ учебников на предмет выявления заданий, направленных на
формирование критического мышления 33
2.2 Методическая разработка по формированию критического мышления у
обучающихся на уроках русского языка в 5 классе 45
Заключение 76
Список использованных источников 79
В условиях постоянно развивающегося цифрового общества количество информации, получаемое человеком, растет с каждым днем. При этом не всю информацию можно считать достоверной и авторитетной.
Для современной личности обладание умениями анализировать получаемую информацию, дифференцировать её на ложную и достоверную, аргументировано доказывать свой выбор крайне важно.
Школьная пора - важный этап в формировании личности обучающегося, поэтому государственная политика Российской Федерации направлена на формирование современной, думающей, критически мыслящей личности ученика. Школьник, обладающий критическим мышлением, получает множество преимуществ в современном обществе, добивается высоких учебных и внеучебных результатов.
ФГОС ООО нового поколения отмечает, что современному школьнику необходимо овладеть умениями критического мышления: уметь работать с информацией, строить причинно-следственные связи, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, формулировать различные вопросы, гипотезы и выводы, уметь прогнозировать возможное развитие событий. Актуальный ФГОС фокусируется на развитии практических навыков обучающихся: ученики должны понимать, как учебные предметы связаны между собой и какая от них польза в реальной жизни. Найти ответ на данный вопрос, не обладая критическим мышлением, невозможно [35].
Урок русского языка имеет огромный потенциал для формирования критического мышления у обучающихся. Взаимодействие со словом оказывает положительное влияние на формирование и развитие умений, входящих в структуру критического мышления.
Объект исследования - формирование критического мышления у обучающихся.
Предмет исследования - приёмы формирования критического мышления у обучающихся на уроках русского языка.
Цель выпускной квалификационной работы: охарактеризовать
критическое мышление как вид интеллектуальной деятельности обучающихся, разработать комплекс упражнений, направленных на формирование критического мышления у обучающихся на уроках русского языка.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования, нами были поставлены следующее задачи:
1) рассмотреть критическое мышление как вид интеллектуальной деятельности обучающихся;
2) описать имеющийся педагогический опыт формирования критического мышления обучающихся на уроках русского языка;
3) проанализировать содержание школьных учебников по русскому языку на предмет выявления заданий, направленных на формирование критического мышления у обучающихся;
4) создать методическую разработку по формированию критического мышления у обучающихся на уроках русского языка в 5 классе.
При написании выпускной квалификационной работы нами были использованы методы:
• анализ научной и учебной литературы по теме исследования;
• анализ педагогического опыта формирования критического мышления у обучающихся на уроках русского языка;
• систематизация информации;
• сравнение и обобщение.
Методологической основой исследования выступили труды отечественных и зарубежных авторов: А. Гина [6; 7], С.И. Заир-Бек [8;) И.В. Муштавинской [19], Д. Халперн [38], Д.М. Шакировой [40] и других.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в разработке комплекса дидактических приемов, направленных на формирование критического мышления у обучающихся 5 класса на уроках 5
русского языка. Методическая разработка включила в себя: 1) методические рекомендации для учителей русского языка о возможности применения приемов развития критического мышления на материале, размещенном в учебниках современных авторов; 2) банк упражнений, направленных на формирование критического мышления, на основе языкового материала; 3) банк заданий, направленных на формирование критического мышления, адаптированных для использования в контексте урока русского языка....
В ходе написания выпускной квалификационной работы, мы определили, что задача формирования критического мышления у обучающихся является актуальной и документально обоснованной, поскольку критически мыслящая личность получает множество преимуществ в современном обществе.
Рассмотрев критическое мышление как вид интеллектуальной деятельности обучающихся, мы установили, что в педагогической науке под данной категорией понимается способность анализировать получаемую информацию с позиций логики и личностно-психологического подхода с целью применения полученных результатов как в стандартной, так и в нестандартной ситуации, вопросе, проблеме.
Нами было установлено, что критичность мышления ученика заключается в умениях: составлять новые, полные смысла вопросы; вырабатывать разнообразные подкрепляющие аргументы; принимать независимые, продуманные решения.
На основе сделанных выводов мы рассмотрели имеющийся педагогический опыт формирования критического мышления у обучающихся в контексте урока русского языка в школе. Привели различные приемы, формирования критического мышления, проиллюстрировали их
комментариями действующих педагогов, а также описали возможности их использования на уроках русского языка. Описываемые нами приемы были разделены на четыре блока: 1) работа с различными видами текстов с целью переработки информации (Кластер, ИНСЕРТ); 2) работа с различными вопросами (Ромашка Блума; Куб Блума; Открытые и закрытые вопросы; Верные и неверные утверждения; Тонкие и толстые вопросы); 3) визуальная организация материала (Прием «Плюс - минус - интересно»; Дневники (двухчастный и трехчастный); Бортовой журнал); 4) работа, направленная на постановку и решение проблем (Стратегия «Идеал»).
Далее нами были проанализированы учебники русского языка 5 класса следующих авторских коллективов: 1) А.Д. Шмелёв, Э.А. Флоренская, Ф.Е. Габович, Л.О. Савчук, Е.Я. Шмелев; 2) Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирова, Ю.Н. Гостева, И.Р. Калмыкова, Е.С. Юрьева. В ходе анализа мы установили, что в учебниках не в полной мере реализуются задачи по формированию критического мышления у обучающихся. Большинство заданий имеют репродуктивный и практический характер. Возможные для использования задания, в большинстве случаев необходимо трансформировать, использовать с применением приемов формирования критического мышления. Упражнений, организующих процесс развития критического мышления в чистом виде, в учебниках представлено недостаточно. Данная проблема обусловила перед нами задачу создания методической разработки, направленной на формирование критического мышления у обучающихся на уроках русского языка в 5 классе.
Структура созданной нами методической разработки включает в себя 3 блока: 1) Методические рекомендации учителю русского языка по применению приемов развития критического мышления на материале учебника «Русский язык» (5 класс) под редакцией А.Д. Шмелёва; 2) Банк упражнений, направленных на формирование критического мышления у обучающихся, в основе которых лежит языковой материал - (10 упражнений); 3) Банк упражнений, направленных на формирование критического мышления у обучающихся, адаптированных для использования на уроке русского языка.
Упражнения, вошедшие в методическую разработку по формированию критического мышления у обучающихся на уроках русского языка в 5 классе, направлены на формирование у обучающихся:
1) умения всесторонне анализировать информацию, делать обоснованные выводы;
2) умения учитывать многообразие точек зрения на проблему;
3) умения аргументировать свою точку зрения;
4) умения выражать свою мысль ясно, уверенно, точно, корректно;
5) умения составлять новые, полные смысла вопросы;
6) умения принимать независимые продуманные решения;
7) умения применять полученную информацию в стандартной и нестандартной ситуации, вопросе.
Реализация процесса формирования критического мышления у обучающихся на уроке русского языка возможна на материале, представленном в современных учебниках по русскому языку, различном языковом материале, а также на материалах, не соотносящихся напрямую с уроком русского языка, но адаптированных под его задачи.
Таким образом, задачи выпускной квалификационной работы полностью реализованы, цель - охарактеризовать критическое мышление как вид интеллектуальной деятельности обучающихся, разработать комплекс упражнений, направленных на формирование критического мышления на уроках русского языка - достигнута.
1. Астахова, Л. В. Критическое мышление как средство обеспечения информационно-психологической безопасности личности : [монография] / Л. В. Астахова ; Южно-Уральский государственный университет. - Москва : РАН, 2012 - 136 с. - ISBN 5-93208-043-4.
2. Браус, Д. А. Инвайронментальное образование в школах : руководство : как разработать эффективную программу / Д. А. Браус, Д. Вуд. - Санкт-Петербург : NAAEF, 1994. - 449 с.
3. Бройде, М. Г. Занимательные упражения по русскому языку : 5-9 классы / М. Г. Бройде. - Москва : ВАКО, 2012. - 304 с. - ISBN 978-5-40800830-8.
4. Векслер, С. И. Развитие критического мышления старшеклассников в процессе обучения : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Векслер Самуил Израилевич ; Научно-исследовательский институт психологии УССР. - Киев, 1974. - 22 с.
5. Воевода, Е. В. Критическое мышление как культурный феномен / Е.В.Воевода // Язык и коммуникация в контексте культуры : сборник статей по материалам 7-й Международной научно-практической конференции / Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина. - Рязань, 2012 - С. 120-126.
6. Гин, А. ТРИЗ-педагогика / А. Гин. - Москва : Вита-Пресс, 2016. - 96 с. - ISNB 978-5-7755-3390-8.
7. Гин, А. Фактор успеха : учим нестандарно мылить / А. Гин. Москва : Вита-Пресс, 2016. - 80 с. - ISNB 97805-7755-3115-7.
8. Заир-Бек, С. И. Развитие критического мышления на уроке : пособие для учителя / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. - Москва : Просвещение, 2011. - 223 с. - ISNB 978-5-09-019218-7.
9. Камолова, Ш. Т. Иновационные методы преподавания русского языка и литературы / Ш. Т. Камолова // Экономика и социум. - 2022. - № 9 (100). - С. 392-395.
10. Канеман, Д. Думай медленно... Решай быстро / Д. Канеман. - Москва : АСТ, 2014. - 331 с. - ISBN 978-5-17-080053-7.
11. Кожурова, А. А. Триз-педагогика как средство развития критического мышления у младших школьников / А. А. Кожурова, А. Ю. Петухова // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 3 (88). - С. 314-316.
12. Козырь, Е. Развитие критического мышления через чтение и
письмо (РКМЧП) приобучении русскому языку / Е. Козырь // Электронный журнал «Русский язык», 2009. - № 7. - URL :
https://rus. 1 sept.ru/view article.php?id=200900707 (дата обращение 17.02.2023).
13. Манкина, Ф. Ф. Критическое мышление учащихся и
педагогические способы его формирования : На материале обществоведческого курса : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Минкина Фания Фатыховна ; Казанский государственный педагогический университет. - Казань, 2020. - 166 с.
14. Марукх, Ю. В. Развитие учебной мотивации школьников
средствами технологии развития критического мышления на уроках русского языка / Ю. В. Марукх // Вестник магистратуры. - 2019. - № 11-4 (98). -
С. 57-59.
15. Марюков, А. М. Проблемное обучение и формирование критического мышления / А. М. Марюков // Образовательная политика. - 2022. - № 4 (92). - С. 56-62....41