СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы организации внеурочной деятельности, направленной на развитие метапредметных компетенций обучающихся
начальной школы 6
1.1. Современные требования к организации внеурочной работы в
начальной школе 6
1.2. Коммуникативные и информационные компетенции младших
школьников, способы их развития 13
1.3. Тьюторская позиция педагога начальной школы в развитии
коммуникативных и информационных компетенций обучающихся 24
2. Способы реализации тьюторской позиции в развитии коммуникативных и информационных компетенций младших школьников во внеурочной деятельности 36
2.1. Диагностика уровня развития коммуникативных и
информационных компетенций младших школьников 36
2.2. Разработка и апробация способов реализации тьюторской позиции
в развитии коммуникативных и информационных компетенций младших школьников во внеурочной деятельности 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ А - Г 59
Младший школьный возраст является важным и ответственным периодом в жизни каждого человека. Ведущей деятельностью младшего школьника становится учение. Ребенок осваивает новую роль - роль обучающегося, которая подразумевает общение и работу с информацией. Этому возрасту характерна и познавательная активность. У детей есть желание узнать новое, исследовать мир вокруг. Познавательная активность реализуется через коммуникацию и информационную деятельность.
Школьное время разделяется на урочное и внеурочное. Согласно ФГОС НОО [50], утверждённому правительством РФ в 2009 году, внеурочная деятельность считается обязательной. Уроки нацелены на освоение учебного материала. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [41] определяет целью внеурочной деятельности создание благоприятных условий для развития ребенка, учет его индивидуальных особенностей. Умение искать информацию, анализировать её, преобразовывать, взаимодействовать в группе, высказывать свою позицию - это ключевые навыки современного человека. Эти навыки позволяют человеку учиться самостоятельно, что является целью российского образования. Перечисленные умения эффективно развиваются тогда, когда они нужны для достижения собственных целей. Они становятся необходимым, востребованным инструментом, без которого ответить на свои вопросы невозможно. Учитывая интересы детей, их особенности и потребности, создавая особую образовательную среду, процесс развития коммуникативных и информационных компетенций будет эффективным. Описанные условия отражаются в функционале тьюторской деятельности, которое имеет множество направлений и форм реализации.
На сегодняшний день не каждая школа имеет в своем штате тьютора, а если имеет, то обычно это специалист в инклюзивном образовании. Реализация педагогом тьюторской позиции становится оптимальной в современных условиях. Четких средств для её реализации нет. Этим обусловлена актуальность данной работы.
Проведенный анализ теоретических и практических материалов по проблеме организации внеурочной деятельности в начальной школе позволил выявить следующие противоречия:
1. Декларирование ФГОС НОО требований к организации внеурочной деятельности для обучающихся начальной школы и отсутствие методических материалов для осуществления этой работы.
2. Нацеленность образования на формирование навыков самообучения и недостаточность подготовки специалистов.
3. Формирование коммуникативных и информационных компетенций предполагает включение обучающегося во внеурочную деятельность, отвечающую его запросам и интересам.
Выявленные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования, заключающуюся в необходимости разработки способов реализации тьюторской позиции в развитии коммуникативных и информационных компетенций младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель работы - теоретическое обоснование, создание и апробация способов реализации тьюторской позиции для педагогов в развитии коммуникативных и информационных компетенций младших школьников во внеурочной деятельности.
...
В ходе проведения исследования определены следующие дефиниции:
1. Внеурочная деятельность
2. Коммуникативная и информационная компетенция
3. Тьюторская позиция педагога
Анализ научной литературы по теме исследования позволил выявить наиболее актуальные формы и характеристики внеурочной деятельности на основе метапредметности. Предпочтительны личностно-ориентированные развивающие игры, проекты. Внеурочная деятельность направлена на удовлетворение интересов всех участников образовательного процесса. Она разнообразна по направлениям и формам. Реализуется через принцип индивидуализации и задействует все ресурсы образовательного учреждения.
Освоены компоненты реализации тьюторской позиции: основные принципы, основания, этапы и формы организации. Тьюторская позиция реализуется на основе индивидуализации, открытости, гибкости и непрерывности. Она носит цикличный характер - из аналитического этапа возникает диагностико-мотивационный. Основными формами работы педагога являются рефлексивный тьюториал, деятельностные проекты, развивающие игры. Данные формы позволяют развивать коммуникативные и информационные компетенции младших школьников.
Проведенная диагностика обучающихся 4го класса позволила выявить уровень развития их коммуникативных и информационных компетенций, конкретные затруднения в их реализации.
На основе данных результатов разработаны методические ориентиры реализации тьюторской позиции в развитии коммуникативных и информационных компетенций младших школьников во внеурочной деятельности (приложение Б). Результаты апробации данных способов подтверждают гипотезу исследования - тьюторская позиция благотворно влияет на развитие обозначенных компетенций.
1. Абакумова, Н. Н. Диагностика информационных компетентностей на разных уровнях образования / Н. Н. Абакумова // Вестник Томского государственного университета. — 2007. — № 1 (25). — С. 11-17.
2. Абрамовских, Н. В. Развитие информационной компетенции у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности / Н. В. Абрамовских, Э. Н. Энверова // Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». — Москва, 2019. — С. 56-69.
3. Аксенова, Н. И. Метапредметное содержание образовательных стандартов / Н. И. Аксенова // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф.. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 104-107.
4. Амонашвили, Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш. А. Амонашвили. — Минск : Университетское , 1990. — 560 с.
5. Байбородова, Л. В. Педагогическое сопровождение внеурочной деятельности младших школьников / Л. В. Байбородова, Е. В. Широкова // Ярославский педагогический вестник. — 2016. — № 3. — С. 36-42.
6. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. — Москва : Институт профессионального образования, 1995. — 412 с.
7. Власова, Е. И. Формирование метапредметных результатов в урочной и
внеурочной деятельности в начальной школе / Е. И. Власова // Экстернат.РФ : [сайт]. — URL: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/142-preschool-
pedagogy/13863-formirovanie-metapredmetnykh-rezultatov-v-urochnoy-i- vneurochnoy-deyatelnosti-v-nachalnoy-shkole.html (дата обращения: 20.04.2020).
8. Волошина, Е. А. Практикование тьюторской позиции в школе как возможность гуманитаризации педагогической деятельности / Е. А. Волошина // Тьюторство: концепции, технологии, опыт. — Томск : М-Принт, 2005. — С. 110-114.
9. Гебекова, А. Н. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на примере УМК "Школа России" учащихся начальных классов национальной школы как одно из требований ФГОС НОО / А. Н. Гебекова, С. А. Алиева // Мир науки, культуры, образования. — 2017. — № 1 (62). — С. 118-120.
10. Грешилова, А. В. Содержание метапредметных компетенций у студентов среднего профессионального образования / А. В. Грешилова // Magister Dixit. — 2014. — № 1 (13). — С. 174-178.
11. Григорьев, Д. В. Организация внеучебной деятельности школьников: методический конструктор / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — 4-е изд. — Москва : Просвещение, 2014. — 223 c.
12. Григорьева, Е. В. Внеурочная деятельность в современной школе как средство обучения младших школьников основам коммуникации / Е. В. Григорьева // Сборник: Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития сборник материалов XII Международной научнопрактической конференции. — Чебоксары : Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2018. — С. 33-35.
13. Гюнтер, А. В. Тьюторское сопровождение творческой деятельности учащихся в начальной школе / А. В. Гюнтер // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. . — 2017. — № 2-1. — С. 186-190.
14. Енгузарова, Е. А. Сеть / Е. А. Енгузарова // Информационностатистический сборник Материалы для анализа и планирования работы образовательных организаций. — Красноярск : МКУ «Красноярский информационно-методический центр», 2018. — С. 6-10.
15. Жигатова, М. М. Теоретические основы формирования информационной компетентности у школьников / М. М. Жигатова // Мир науки, культуры, образования. — 2016. — № 1 (56). — С. 21-24.
... всего 59 источников