Введение 4
1 Теоретические аспекты изучения возможностей использования
изотерапии для коррекции школьной тревожности у младших школьников группы риска 8
1.1 Подходы отечественных и зарубежных психологов к изучению
проблемы школьной тревожности 8
1.2 Причины и проявление школьной тревожности у младших
школьников группы риска 13
1.3 Возможности использования изотерапии для коррекции школьной
тревожности у младших школьников группы риска 20
2 Экспериментальное изучение возможностей использования
изотерапии для коррекции школьной тревожности у младших школьников группы риска 26
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов
первичной диагностики 26
2.2 Описание системы занятий с использованием изотерапии,
направленных на коррекцию школьной тревожности у младших школьников группы риска 40
2.3 Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной
диагностики 44
Заключение 59
Список использованных источников 62
Приложение А Результаты первичной диагностики 67
Приложение Б Содержание системы занятий «Мы не боимся» 71
Приложение В Результаты повторной диагностики 85
На современном этапе развития психологии проблема тревожности является весьма актуальной. В настоящее время увеличилось число тревожных детей младшего школьного возраста, которые отличаются повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Всё это приводит учеников к школьной дезадаптации.
Актуальность исследования тревожности у младших школьников группы риска определяется тем, что данные дети являются особой категорией детей, которая в большей степени подвержена школьной и социальной дезадаптации. О школьной дезадаптации может свидетельствовать высокий уровень школьной тревожности. Наиболее распространенными причинами школьной тревожности у детей группы риска становятся авторитарный стиль воспитания, конфликты в семье, страх школьной неуспешности, деструктивные отношения со сверстниками и учителями. Это может негативно отражаться на эмоциональном состоянии младших школьников группы риска.
В связи с этим становится актуальным вопрос коррекции школьной тревожности у младших школьников группы риска. Изотерапия может стать эффективным методом снижения школьной тревожности у младших школьников группы риска.
Цель исследования: изучение школьной тревожности у младших школьников группы риска и возможности её коррекции средствами изотерапии.
Объект исследования: школьная тревожность как психологический феномен.
Предмет исследования: коррекция школьной тревожности у младших школьников группы риска средствами изотерапии.
Задачи исследования:
1. Изучить подходы отечественных и зарубежных психологов к изучению проблемы школьной тревожности;
2. Выявить причины и описать проявления школьной тревожности у младших школьников группы риска;
3. Рассмотреть возможности использования изотерапии для коррекции школьной тревожности у младших школьников группы риска;
4. Организовать экспериментальное исследование, направленное на изучение школьной тревожности у младших школьников группы риска, проанализировать полученные результаты;
5. Разработать и реализовать систему занятий с использованием изотерапии, направленную на снижение уровня школьной тревожности у младших школьников группы риска, оценить ее эффективность для выборки исследования.
Для достижения цели и задач исследования были определены следующие методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме
исследования.
2. Эмпирические методы: тестирование (методика «Диагностика уровня школьной тревожности» (автор - Р. Филлипс); методика «Шкала личностной тревожности учащихся» (автор - А.М. Прихожан)).
3. Методы интерпретации и описания данных: количественный и качественный анализ результатов.
Теоретико-методологическая база исследования по проблеме тревожности представлена работами Н.Е. Аракелова, Е.Е. Малковой, А.М. Прихожан; по проблеме использования изотерапии в качестве метода работы с младшими школьниками А.В. Микляевой, З.Я. Назаровой и др.
Экспериментальное исследование школьной тревожности у младших школьников группы риска проводилось на базе МБОУ «Гимназия» г. Лесосибирска. В исследовании приняли участие 20 младших школьников. Из них: 10 человек - экспериментальная группа, в которую вошли младшие школьники группы риска и 10 человек - контрольная группа, включающая в себя младших школьников, не относящихся к группе риска. Возраст испытуемых - 9 - 10 лет.
Этапы исследования:
1 этап (сентябрь 2021 г. - декабрь 2021 г.) - изучение теоретических аспектов проблемы школьной тревожности у младших школьников группы риска, определение категориального аппарата, определение методов и выборки экспериментального исследования, проведение первичной диагностики школьной тревожности у младших школьников.
2 этап (декабрь 2021 г. - апрель 2022 г.) - разработка и реализация системы занятий, направленных на коррекцию школьной тревожности младших школьников.
3 этап (апрель 2022 г. - июнь 2022 г.) - проведение повторной диагностики школьной тревожности у младших школьников, анализ полученных результатов исследования, определение эффективности коррекционной работы с младшими школьниками группы риска, имеющими высокий уровень школьной тревожности, формулирование выводов, оформление ВКР.
Результаты исследования были представлены на IV Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития человека в современном обществе» (Лесосибирск, 2021), на внутривузовской научнопрактической конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты». По теме выпускной квалификационной работы опубликована 1 статья.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в данной работе проанализирован и структурирован теоретический материал по проблеме школьной тревожности, выявлены причины и проявления школьной тревожности у младших школьников группы риска, а также разработана система занятий для снижения уровня школьной тревожности с применением средств изотерапии, эффективность которой доказана экспериментально.
Структура работы: ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 43 источника, и 3 приложения. В работе содержится 24 таблицы и 8 рисунков. Общий объем работы составляет 88 страниц.
Проанализировав психологическую литературу, вслед за А.М. Прихожан, в нашей работе мы определяем школьную тревожность как отличительный вид тревожности, который свойственен ситуациям взаимодействия школьника с разного рода компонентами образовательной среды школы. На основе этого выделяются следующие виды школьной тревожности: учебная, самооценочная и межличностная. Также отметим, что высокий уровень школьной тревожности может свидетельствовать об отрицательном эмоциональном состоянии учащихся.
Таакже, вслед за М.Е. Масловой, мы определяем группу риска как категорию детей, которые характеризуются слабой устойчивостью к факторам социального риска и проявлением социальной дезадаптации. К группе риска относятся дети из многодетных, неполных семей; детей из семей с инвалидами; дети, оставшиеся без попечения родителей; дети с хроническими заболеваниями; дети из неблагополучных, асоциальных семей; дети, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи; дети, проявляющие социальную и психолого-педагогическую дезадаптацию. Школьная тревожность у младших школьников группы риска возникает вследствие различных факторов, таких как: недостаточный уровень социальной и психолого-педагогической готовности к школе, несформированность психофизиологических и психологических предпосылок, неблагоприятные отношение учителей, отклонения в психосоматическом развитии и здоровье, деструктивные взаимоотношения в семье.
Таким образом, вслед за И.В. Дубровиной, можем сделать вывод о том, что изотерапия является методом терапии, который основан на воздействии на личность средствами изобразительной деятельности. Также отметим, что в изотерапии существуют техники, приёмы и упражнения, которые способствуют снижению уровня школьной тревожности у младших школьников группы риска. Основными техниками изотерапии являются: кляксография, монотипия, рисование пальцами. В изотерапии могут использоваться следующие приемы: изображение героев сказок, знакомых людей; изображение героя тревоги и последующее его закрашивание; рисование на больших листах широкой кистью либо руками, рисунок глиной, рисунок водой, рисование ладонями, рисование пальчиками, рисование мятой бумагой, рисование своих чувств и своего настроения и др.
Нами организовано и проведено экспериментальное исследование школьной тревожности у младших школьников группы риска на базе МБОУ «Гимназия» г. Лесосибирск среди 20 младших школьников. Из них - 10 человек экспериментальной группы, в которую вошли дети группы риска из неблагополучных и асоциальных семей (по классификации Дементьевой И.Ф., Олиференко Л.Я., Шульги Т.И.), и 10 человек - контрольной группы, в которую вошли дети, не относящиеся к группе риска. Возраст испытуемых 9-10 лет.
В качестве диагностического инструментария мы использовали следующие методики: методика «Диагностика уровня школьной тревожности» (автор - Р. Филлипс); методика «Шкала личностной тревожности учащихся» (автор - А.М. Прихожан).
Таким образом, обобщая результаты первичной диагностики, мы можем отметить, что младшим школьникам группы риска в большей степени характерен повышенный либо высокий уровень школьной тревожности. Чувство тревоги вызывают у них ситуации, которые связаны со взаимодействием со сверстниками, страхом не соответствовать ожиданиям окружающих. Следовательно, возникает необходимость коррекции школьной тревожности у младших школьников группы риска.
На основе результатов первичной диагностики мы разработали и реализовали систему занятий «Мы не боимся», направленную на коррекцию школьной тревожности у младших школьников группы риска.
Анализируя результаты повторной диагностики, мы констатируем снижение количества младших школьников группы риска (экспериментальной группы) с высоким уровнем тревожности.
Сопоставляя результаты первичной и повторной диагностики, мы пришли к выводу о том, что реализованная нами система занятий может быть эффективна при коррекции школьной тревожности у младших школьников группы риска.
Цели и задачи, поставленные нами в выпускной квалификационной работе, успешно реализованы в ходе исследования.
1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. - Москва : Институт психотерапии, 2007. - 224 с. - ISBN 5-89939-066-2.
2. Андреева, Е. Ф. Особенности использования методов и приемов изотерапии в профилактике и коррекции школьной тревожности / Е. Ф. Андреева, Е. В. Николаев // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2016.
• № 6. - С. 26-30.
3. Аракелов, Н. Е. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции / Н. Е. Аракелов, Н. В. Шишкова // Психология. - 2014. - № 1. - С. 8- 14.
4. Белов, В. Г. Психологические особенности тревожности у учащихся младших классов / В. Г. Белов, Р. Г. Коротенкова, М. А. Гурьева, А. В. Павловская // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 10.
• С. 36-41.
5. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога / С. Ю. Головин. - Минск : Харвест, 2017. - 976 с. - ISBN 978-985-13-9701-9.
6. Гуров, В. А. Тревожность и здоровье младших школьников / В. А. Гуров // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - № 4. - С. 56-60.
7. Дубровина, И. В. Младший школьник: развитие познавательных способностей / И. В. Дубровина. - Москва : Просвещение, 2003. - 208 с.
8. Жукова, И. И. Изотерапия как действенный метод психотерапии / И. И. Жукова // Молодой ученый. - 2020. - № 2 (292). - С. 208-210.
9. Завьялова, А. Н. Теоретический аспект изучения гендерных
особенностей проявления школьной тревожности у младших школьников группы риска / А. Н. Завьялова, Л. И. Бочанцева // Международный студенческий научный вестник. - 2018. - № 5. - URL :
https://eduherald.ru/ru/article/view?id= 18907 (дата обращения: 23.12.2021).
10. Захаров, А. И. Дневные и ночные страхи у детей / А. И. Захаров, С. Кратохвил. - Санкт - Петербург : Речь, 2007. - 320 с. - ISBN 5-87852-130-X.
11. Зеленкова, И. В. Изотерапия с девиантными подростками / И. В. Зеленкова // Социосфера. - 2014. - № 5. - С. 108 - 111.
12. Киселева, М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе / М. В. Киселева. - Санкт-Петербург : Речь, 2007. - 336 с. - ISBN 5-9268-0637-2.
13. Коновалова, К. В. Причины появления школьной тревожности / Психологическая наука и образование / К. В. Коновалова. - 2019. - № 1. - С. 254 - 256.
14. Копытин, А. И. Диагностика в арт-терапии / А. И. Копытин. - Санкт-Петербург : Речь, 2002. - 141 с. - ISBN 4-23882-06-7.
15. Копытин, А. И. Системная арт-терапия / А. И. Копытин. - Санкт- Петербург : Питер, 2001. - 224 с. - ISBN 4-64697-256...43