Введение 5
1. Теоретическое обоснование проблемы использование утренней гимнастики
как средства оздоровления детей дошкольного возраста 8
1.1 Технология физического развития детей старшего дошкольного возраста 8
1.2 Значение утренней гимнастики для всестороннего развития детей
старшего дошкольного возраста 12
1.3 Структура и содержание разных форм проведения утренней гимнастики
в дошкольном учреждении 14
2. Методика проведения утренней гимнастики для детей старшего
дошкольного возраста 15
2.1 Методические особенности построение утренней гимнастики для детей 15 старшей и подготовительной групп в дошкольном учреждении
2.2 Анализ вариативных программ по утренней гимнастике 17
2.3 Особенности применения утренней гимнастики в дошкольных
учреждениях 22
2.4 Анализ научных исследований и передового педагогического опыта по 30 проблеме утренней гимнастики
2.5 Обсуждение результатов исследования 35
Заключение 37
Список использованных источников 39
Приложение 1 42
Приложение 2 44
Приложение 3 46
Приложение 4 47
Приложение 5 48
Приложение 6 49
Приложение 7 51
Приложение 8 53
Приложение 9 55
Актуальность. Создания всех необходимого развития условий для того, чтобы дети росли здоровыми и физически развитыми, является одной из направлений в системе физической культуры и спорта. Одно из таких условий будет проведение ежедневной утренней гимнастики. Дошкольное учреждение находится на первой ступени физического и психического развития ребёнка и играет в этом большую роль. Но, насколько это будет эффективно, зависит от подготовленности воспитателей и преподавателей по физической культуре. Гимнастика имеет большое оздоровительное значение. Но это значение будет эффективно в том случае, если утренняя гимнастика будет совершаться систематически.
Чтобы была интересна проведение утренней гимнастики для детей дошкольного возраста, она должна проводиться, увлекательно и желательно в игровой форме.
Одно из основ при формировании здорового образа жизни ребёнка будет правильно организованная и пробуждающая интерес утренняя гимнастика. Для полноценного гармонического развития, сохранения и укрепления здоровья детей в дошкольном учреждении проводятся профилактические и физкультурно-оздоровительные мероприятия, которые состоят из: утренней гимнастики, физкультурных минуток и закаливающих процедур. Закаливающие процедуры включают в себя: ходьба босиком по камушкам, обтирание, полоскание горла.
Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических упражнений, укрепляют нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем.
Формирование физических качеств, двигательных умений и навыков в дошкольном возрасте имеет большое значение. Одна из основных задач физической культуры и спорта является охрана и укрепление здоровья ребёнка. Всё достигается, физическими упражнениями и обязательным закаливанием в дошкольном возрасте. Все эти задачи решаются в комплексе. Любые физические занятия должны доставлять детям радость, отличное настроение, чтобы дошкольники стремились проявлять желание самостоятельно заниматься физическим упражнениями, играми и желанием закаливаться.
Движения составляют основу любой детской деятельности, которая должна проходить в игровой форме. Если ребёнок будет ограничен в двигательной активности, то это может отразиться на его физическом развитии. Одна из задач физического воспитания в дошкольном учреждении - гарантировать всестороннюю физическую подготовленность каждого дошкольника. А также содействовать приобретению двигательных навыков и умений, которые пригодятся ребёнку в дальнейшей его жизни. Всестороннее физическое развитие предпологает развитие всех физических качеств. Начинается развитие физических качеств с выполнения ежедневной утренней гимнастики. Которая должна дать не только хорошее настроение, а также желание самостоятельно заниматься физическими упражнениями и играми. Для каждой возрастной группы утренняя гимнастика должна проводиться с учётом их возрастных особенностей.
Исходя, из выше изложенного мы выделили объект, предмет, цель нашей работы. А также предложили гипотезу.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально подтвердить возможности утренней гимнастики в оздоровлении детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс оздоровления детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования: утренняя гимнастика как средство оздоровления дошкольников.
Гипотеза: предпологается, что если применять разработанные комплексы разных вариантов утренней гимнастики, с учётом возрастной группы, то это будет способствовать укреплению здоровья детей дошкольного возраста, если будут выполнены следующие задачи:
1. Анализ научно-методической литературы по теме бакалаврской работы;
2. Выявить основные аспекты влияния утреннней гимнастики на физическую подготовленность детей в дошкольном учреждении.
3. Разработать комплексы упражнений для развития физических качеств дошкольников старшей и подготовительной групп.
4. Апробировать данные комплексы и доказать их эффективность в развития физических качеств дошкольников.
Методы исследования:
Теоретический анализ литературы по теме бакалаврской работы; наблюдение; количественный анализ результатов проведённого эксперимента.
Структура бакалаврской работы изложена на 57 страницах. Состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых 30 источников и приложения
Одним из важных элементом функционального состояния и закаливающего режима в физическом развитии ребёнка дошкольного возраста является проведение ежедневной утренней гимнастики. Увеличивается и двигательная активность ребёнка. После проведения утренней гимнастики ребёнок дошкольного возраста становится намного деятельней, у него улучшается не только кровообращение, но и обмен веществ. Дошкольник приходит в приподнятое эмоциональное состояние, становится не только внимательней, появляется целеустремленность к выполнению поставленных перед ним задач. Можно сказать, что повышается жизнедеятельность всего организма. Всё вместе взятое, несмотря на простые и необычные, на первый взгляд, движения, даёт высокий оздоровительный эффект.
После проведения утренней зарядки у дошкольника быстрей пропадает чувство сонливости, проявляется бодрость, радостное ощущение, сохраняется его неутомимость на целый день проведения в дошкольном учреждении.
Большую роль в этом играет проведение утренней зарядки в определённое время. Кроме проведения утренней зарядки в гигиенической обстановке, надо подходить к правильному составлению комплексов утренней гимнастики. Можно сказать, что утренняя гимнастика оказывает на дошкольника и воспитательную концепцию. При регулярном проведении утренней гимнастики ребёнок привыкает заниматься ею регулярно. Он усваивает привычку начинать свой день организационно. Становится более последовательным, предупредительным, владеющим собой, а также вызывает позитивные эмоции и живое чувство окружающих. Заключается в том, что ежедневное проведение утренней зарядки в дошкольном учреждении проводится не только с поднятием эмоционального настроения у детей для дальнейшего пребыания в детском садике. А также побуждает ребёнка к принятию соблюдать режим и ответственность за сохранение своего здоровья.
После теоретического изучения материала на тему «Утренняя гимнастика как оздоровительное мероприятие в режиме дня в старшем дошкольном возрасте», мы пришли к заключению, что систематическое проведения этой утренней зарядки в режиме дошкольного учреждения будет выступать в качестве важнейшей и первостепенной частью физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.
1. Аксенова, Н. Повышение уровня двигательной активности и дозировка физической нагрузки на физкультурных занятиях.// Дошкольное воспитание.
- 2000. - №6.- с.37-48.
2. Аршавский, И.А. Ваш малыш может не болеть. - Москва.: Физкультура и спорт,2010.-с.30.
3. Ашмарин. Б.А. Теория и методика педагогических исследований в
физическом воспитании: Пособие для студентов, аспирантов и
преподавателей ИФК.- Москва.: Физкультура и спорт, 1978.-223 с.
4. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения. - Ростов-на-Дону: РГПИ,1972.-316 с.
5. Баевский, Р.М. Оценка и классификация уровней здоровья с точки зрения адаптации // Вестник АМН СССР.-2009.№8.- С.73-79.
6. Вавилова, Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: пособие для воспитателей детского сада.- М.: Просвещение, 2001.- 96 с.,ил.
7. Ванюшин, В.С. Адаптация сердечной деятельности людей 5-7 лет к физическим нагрузкам различной мощности // Теория и практика физической культуры.-2008.-№7.- с. 16-18
8. Глазырина, Л.Д. Физическая культура - дошкольникам: Программа и программные требования.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2001.- 144с.
9. Грохольский, Г.Г. Двигательная активность детей дошкольного возраста: Метод. Рекомендации, АФВ и СРБ.- Мн,2002.-44с.
10. Егоров, Б.А. Развивающая педагогика оздоровления. Оздоровительновоспитательная работа с ослабленными детьми.// Дошкольное воспитание.2021-№12- с.11.
11. Замотаева, Н. Организация физкультурных занятий по принципу круговой тренировки.// Дошкольное воспитание.2001-№5- с.36-48.
12. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ/ под ред. З.И. Бересневой. М.: ТЦ СФЕРА 2014- 32 с.
13. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века. (Авторы - составители: Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф.) изд. 2е испр. И доп. - М.: АРКТИ,2021 - 80 с.
14. Здоровьесберегающее физическое развитие: Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2001- 336 с.
15. Аверина, И.Е.. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. «Айрис пресс», 2008-144с....30