Вторичная занятость студентов на московском рынке труда: представления, мотивы, проблемы (Российский государственный гуманитарный университет)
|
Есть приложения.
Введение 3
Раздел 1. Социологические основы изучения вторичной занятости молодежи 11
Раздел 2. Вторичная занятость студентов в сферах, не связанных с получаемой специальностью (на примере розничной торговли) 29
Раздел 3. Трудовая деятельность студенческой молодежи в отраслях, связанных с получаемой специальностью 47
Раздел 4. Стереотипные представления студентов о вторичной занятости 61
Заключение 79
Список источников и литературы 84
Приложения 91
Введение 3
Раздел 1. Социологические основы изучения вторичной занятости молодежи 11
Раздел 2. Вторичная занятость студентов в сферах, не связанных с получаемой специальностью (на примере розничной торговли) 29
Раздел 3. Трудовая деятельность студенческой молодежи в отраслях, связанных с получаемой специальностью 47
Раздел 4. Стереотипные представления студентов о вторичной занятости 61
Заключение 79
Список источников и литературы 84
Приложения 91
Актуальность темы исследования. Студенческие годы – это важный период для каждого человека, который получает высшее образование, один из первых этапов на пути профессионального развития и знакомства с определённой профессиональной областью. Любые высоты и позиции, достигнутые на этом этапе начала профессиональной жизни, могут положительно сказываться на ходе развития индивида как самодостаточного и самостоятельного члена общества. Однако, в период получения профильного образования, студенты могут испытывать потребность в дополнительном самостоятельном заработке, что может быть обусловлено различными факторами, например, стремлением к финансовой независимости от родителей или необходимостью самостоятельно оплачивать обучение. Во многом поэтому существенная доля студентов предпочитает начинать свой профессиональный и трудовой путь как можно раньше. Данные исследований свидетельствуют, что более 60% студентов, обучающихся в высших учебных заведениях на бакалавриате или специалитете, имеют работу, а также «более половины бакалавров и специалистов начали работать уже на первом-втором курсе. А почти треть опрошенных из этой группы трудоустроились ещё до поступления в вуз».
Один из ключевых признаков, по которому дифференцируется вторичная занятость студентов – связана ли трудовая деятельность с получаемой специальностью или нет. Работа на предприятиях, деятельность которых не связана с их будущей профессией, или даже вовсе не предполагает наличие высшего образования, может оказать негативное влияние на процесс обучения, отвлекая от него, мешая полноценному освоению профессиональных знаний, что в свою очередь может вызвать трудности при последующем трудоустройстве по специальности. Так, по данным «HeadHunter», около 93% российских работодателей недовольны уровнем профессиональной подготовки выпускников высших учебных заведений».
Но сегодня нельзя рассматривать трудовую занятость студентов только как негативное явление, которое будет только отрицательно сказываться на учебной успеваемости молодого человека. Работа для студента является важным инструментом, который позволяет молодому человеку обрести самостоятельность, «окунуться» во взрослую жизнь. А в том случае, если занимаемая вакансия связана с профилем обучения студента, дополнительно позволяет студенту до окончания университета попробовать себя на профессиональном поприще. В этом случае, студент сможет не только глубже погрузиться в изучаемую сферу профессиональной деятельности, но и, если на практике он будет недоволен выбранной специализацией, иметь возможность предпринять меры для перевода на более интересующее его направление. Исследователи подчёркивают, что «работа по специальности и обучение в вузе помогают лучше овладеть профессией, а не вступают в конфликт из-за нехватки времени».
В связи с перманентным ростом стоимости получения высшего образования, сокращением количества бюджетных мест, ростом стоимости продуктов первой необходимости и, при этом, отсутствием или минимальным размером стипендий, ужесточением требований рынка труда (необходимость практических навыков работы и трудового опыта ценится работодателем гораздо выше, чем теоретические знания) категория «работающий студент», на данный момент является всё активнее развивающимся феноменом современного российского общества. Данная проблема требует особого внимания со стороны образовательной и профессиональной среды. А также изучения представлений самих студентов о вторичной занятости и их опыта совмещения учёбы и трудовой деятельности.
Степень научной разработанности темы исследования. Тема вторичной занятости студентов может быть рассмотрена в рамках нескольких отраслевых социологий, таких как социология молодежи, социология труда, экономическая социология, а также социология образования.
Анализ научной литературы свидетельствует о значительном внимании исследователей к теме вторичной занятости. Различные подходы к изучению данного явления поднимаются в трудах Михаловской С.А, Бреева Б.Д. и Лукьяновой А.Л. Вторичную занятость как индикатор прекаризации труда рассматривала в своих работах Кученкова А.В.
Студенчество как отдельная социально-демографическая группа рассмотрена в работах Павловой В.Е .
Исследованием трудоустройства среди студенческой молодежи занимались Старцева Н.Н., Афоничева Ж.А., Каплан Е.А. и Мосиенко О.С. В их работах рассматривались последствия работы во время учебы для студентов, а также мотивы студентов трудоустраиваться. Также как механизм профессиональной социализации вторичная занятость рассматривает Михайловская С.А. Мотивы вторичной занятости студентов в торговой сфере также анализируются в работах Михайловой Н.К., Щербаковой Е.В., Вороны М.А. и Тихомировой А.М. Специфика сферы торговли как сферы занятости раскрыта в трудах Самсоновой Т.И., Безденежных Т.И. и Мылтасовой О.В. и др.
Рассмотрением рынка труда и непосредственно местом студентом на московском рынке труда занимались Рофе А.И., Ярашева А.В. и Аликперова Н.В. и др.
Несмотря на многочисленность исследований, посвященных студенческой молодежи и вторичной занятости этой социально-демографической группы в условиях динамичной реальности, изменяющихся тенденций на рынке труда, устаревания одних профессий и появления новых, актуальной остается задача по выявлению социальных установок молодежи на современном этапе общественного развития в отношении совмещения учёбы и трудовой деятельности.
Объект ВКР: студенческая молодежь на московском рынке труда.
Предмет ВКР: опыт совмещения учебы в ВУЗе с работой и представления студенческой молодежи о вторичной занятости
Цель ВКР: выявить мотивы, трудности и преимущества совмещения учебы в ВУЗе и работы, а также факторы, детерминирующие отношение студенческой молодежи ко вторичной занятости.
Задачи ВКР:
1. Раскрыть социологические основы изучения вторичной занятости молодежи.
2. Охарактеризовать мотивы и опыт вторичной занятости студентов в сферах, не связанных с получаемой специальностью (на примере розничной торговли).
3. Рассмотреть представления студентов, работающих по специальности, о преимуществах и ограничениях вторичной занятости.
4. Сравнить факторы, детерминирующие одобрение студентами работы по специальности и не по специальности в период обучения в ВУЗе.
Эмпирическая база ВКР
Авторские исследования:
1.1. Качественное исследование «Вторичная занятость студентов в сфере розничной торговли: мотивы, проблемы и перспективы», метод интервью, опрошены 10 студентов московских ВУЗов, работающих в московских розничных магазинах одежды, в возрасте от 19 до 22 лет. Срок проведения: сентябрь-ноябрь 2022 г.
1.2. Качественное исследование «Опыт совмещения учёбы и работы по специальности в оценках студентов», метод интервью, опрошено 13 студентов московских ВУЗов, имеющих работу по получаемой ими специальности, в возрасте от 21 до 23 лет. Срок проведения: октябрь-ноябрь 2023 г.
1.3. Качественное исследование «Представления работающих студентов о совмещении образования и работы», метод неоконченных предложений, опрошены 25 студентов московских ВУЗов, имеющих работу. Срок проведения: март 2023 г.
1.4. Количественное исследование «Факторы (не)одобрения студентами вторичной занятости в период обучения в ВУЗе», метод – онлайн-опрос с использованием в качестве инструментария виньеток, опрошены 200 студентов московских ВУЗов в возрасте от 18 до 23 лет. Срок проведения: первая волна - октябрь-декабрь 2023 года, вторая волна - январь 2024.
1.5. Качественное исследование “Карьерные возможности студентов в России”, декабрь 2023 г.; метод – картографирование, использованы данные Росстат и порталов по поиску вакансий «HeadHunter» и «ТрудВсем», проанализированы 87 регионов России. Рассматриваемые показатели – количество студентов в регионах РФ, количество вакансий по отобранным критериям для трудоустройства студента.
2. Данные других исследований:
2.1. Количественное исследование «Эксперты выяснили, кем работают российские студенты», организатор - портал по поиску работы «HeadHunter». Метод - контент-анализ. Проанализировано 383 тыс. резюме российских студентов в возрасте от 18 до 24 лет, размещенных на портале с начала 2022 года по март 2023 года.
2.2. Количественное исследование «Мониторинг экономики образования. Карьерные планы студентов вузов», организатор – НИУ ВШЭ. Метод исследования: анкетный опрос, проведенный в 2020-2021 учебном году. Выборка – целевая. В исследовании приняли участие 11 676 студентов бакалавриата, 3030 – специалитета, 2979 – магистратуры.
2.3. Количественное исследование «Исследование показало, сколько россиян работают по специальности», организатор – информационный портал «Рамблер». Метод – онлайн-опрос, в котором приняло участие более 100 000 пользователей. Сроки проведения: 24-30 августа 2022 года.
2.4. Количественное исследование «Трудоустройство молодёжи во время обучения и сразу после выпуска. Проблемы, запросы, решения», организатор – ВЦИОМ. Метод – онлайн-опрос, в котором приняло участие 1769 респондентов (школьники, учащиеся СПО, студенты и выпускники ВУЗов). Сроки проведения: сентябрь-ноябрь 2023 года.
Статистические данные:
1. Численность занятых в возрасте 15-72 лет по наличию дополнительной работы и готовности к дополнительной занятости за 2018 год, Росстат.
2. Численность занятых по видам экономической деятельности за 2002-2021 гг., Росстат.
3. Численность студентов образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования за 2022 год, Росстат.
Интерпретация основных понятий
Вторичная занятость – это дополнительное трудоустройство «работающего населения и занятость категорий населения, которые определяют свое основное занятие как «пенсионер, безработный, учащийся, занятый в домашнем хозяйстве» .
Молодежь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и социально-психологических свойств. Согласно ФЗ «О молодёжной политике в Российской Федерации», возрастные границы молодёжи – 14-35 лет.
Студенческая молодежь - «это специфическая, социально-профессиональная группа людей молодого поколения, объединенная выполнением специальных учебных и социально-подготовленных функций, готовящихся к выполнению в обществе социальных функций, характеризующихся общностью быта, ценностных ориентаций и образа жизни».
Рынок труда – это «социально-экономическая категория, включающая в себя исторически сложившийся общественный механизм, направленный на поддержание определенных социально-трудовых отношений, и обеспечивающий баланс интересов между продавцами и покупателями рабочей силы, а также органами государственной власти».
Один из ключевых признаков, по которому дифференцируется вторичная занятость студентов – связана ли трудовая деятельность с получаемой специальностью или нет. Работа на предприятиях, деятельность которых не связана с их будущей профессией, или даже вовсе не предполагает наличие высшего образования, может оказать негативное влияние на процесс обучения, отвлекая от него, мешая полноценному освоению профессиональных знаний, что в свою очередь может вызвать трудности при последующем трудоустройстве по специальности. Так, по данным «HeadHunter», около 93% российских работодателей недовольны уровнем профессиональной подготовки выпускников высших учебных заведений».
Но сегодня нельзя рассматривать трудовую занятость студентов только как негативное явление, которое будет только отрицательно сказываться на учебной успеваемости молодого человека. Работа для студента является важным инструментом, который позволяет молодому человеку обрести самостоятельность, «окунуться» во взрослую жизнь. А в том случае, если занимаемая вакансия связана с профилем обучения студента, дополнительно позволяет студенту до окончания университета попробовать себя на профессиональном поприще. В этом случае, студент сможет не только глубже погрузиться в изучаемую сферу профессиональной деятельности, но и, если на практике он будет недоволен выбранной специализацией, иметь возможность предпринять меры для перевода на более интересующее его направление. Исследователи подчёркивают, что «работа по специальности и обучение в вузе помогают лучше овладеть профессией, а не вступают в конфликт из-за нехватки времени».
В связи с перманентным ростом стоимости получения высшего образования, сокращением количества бюджетных мест, ростом стоимости продуктов первой необходимости и, при этом, отсутствием или минимальным размером стипендий, ужесточением требований рынка труда (необходимость практических навыков работы и трудового опыта ценится работодателем гораздо выше, чем теоретические знания) категория «работающий студент», на данный момент является всё активнее развивающимся феноменом современного российского общества. Данная проблема требует особого внимания со стороны образовательной и профессиональной среды. А также изучения представлений самих студентов о вторичной занятости и их опыта совмещения учёбы и трудовой деятельности.
Степень научной разработанности темы исследования. Тема вторичной занятости студентов может быть рассмотрена в рамках нескольких отраслевых социологий, таких как социология молодежи, социология труда, экономическая социология, а также социология образования.
Анализ научной литературы свидетельствует о значительном внимании исследователей к теме вторичной занятости. Различные подходы к изучению данного явления поднимаются в трудах Михаловской С.А, Бреева Б.Д. и Лукьяновой А.Л. Вторичную занятость как индикатор прекаризации труда рассматривала в своих работах Кученкова А.В.
Студенчество как отдельная социально-демографическая группа рассмотрена в работах Павловой В.Е .
Исследованием трудоустройства среди студенческой молодежи занимались Старцева Н.Н., Афоничева Ж.А., Каплан Е.А. и Мосиенко О.С. В их работах рассматривались последствия работы во время учебы для студентов, а также мотивы студентов трудоустраиваться. Также как механизм профессиональной социализации вторичная занятость рассматривает Михайловская С.А. Мотивы вторичной занятости студентов в торговой сфере также анализируются в работах Михайловой Н.К., Щербаковой Е.В., Вороны М.А. и Тихомировой А.М. Специфика сферы торговли как сферы занятости раскрыта в трудах Самсоновой Т.И., Безденежных Т.И. и Мылтасовой О.В. и др.
Рассмотрением рынка труда и непосредственно местом студентом на московском рынке труда занимались Рофе А.И., Ярашева А.В. и Аликперова Н.В. и др.
Несмотря на многочисленность исследований, посвященных студенческой молодежи и вторичной занятости этой социально-демографической группы в условиях динамичной реальности, изменяющихся тенденций на рынке труда, устаревания одних профессий и появления новых, актуальной остается задача по выявлению социальных установок молодежи на современном этапе общественного развития в отношении совмещения учёбы и трудовой деятельности.
Объект ВКР: студенческая молодежь на московском рынке труда.
Предмет ВКР: опыт совмещения учебы в ВУЗе с работой и представления студенческой молодежи о вторичной занятости
Цель ВКР: выявить мотивы, трудности и преимущества совмещения учебы в ВУЗе и работы, а также факторы, детерминирующие отношение студенческой молодежи ко вторичной занятости.
Задачи ВКР:
1. Раскрыть социологические основы изучения вторичной занятости молодежи.
2. Охарактеризовать мотивы и опыт вторичной занятости студентов в сферах, не связанных с получаемой специальностью (на примере розничной торговли).
3. Рассмотреть представления студентов, работающих по специальности, о преимуществах и ограничениях вторичной занятости.
4. Сравнить факторы, детерминирующие одобрение студентами работы по специальности и не по специальности в период обучения в ВУЗе.
Эмпирическая база ВКР
Авторские исследования:
1.1. Качественное исследование «Вторичная занятость студентов в сфере розничной торговли: мотивы, проблемы и перспективы», метод интервью, опрошены 10 студентов московских ВУЗов, работающих в московских розничных магазинах одежды, в возрасте от 19 до 22 лет. Срок проведения: сентябрь-ноябрь 2022 г.
1.2. Качественное исследование «Опыт совмещения учёбы и работы по специальности в оценках студентов», метод интервью, опрошено 13 студентов московских ВУЗов, имеющих работу по получаемой ими специальности, в возрасте от 21 до 23 лет. Срок проведения: октябрь-ноябрь 2023 г.
1.3. Качественное исследование «Представления работающих студентов о совмещении образования и работы», метод неоконченных предложений, опрошены 25 студентов московских ВУЗов, имеющих работу. Срок проведения: март 2023 г.
1.4. Количественное исследование «Факторы (не)одобрения студентами вторичной занятости в период обучения в ВУЗе», метод – онлайн-опрос с использованием в качестве инструментария виньеток, опрошены 200 студентов московских ВУЗов в возрасте от 18 до 23 лет. Срок проведения: первая волна - октябрь-декабрь 2023 года, вторая волна - январь 2024.
1.5. Качественное исследование “Карьерные возможности студентов в России”, декабрь 2023 г.; метод – картографирование, использованы данные Росстат и порталов по поиску вакансий «HeadHunter» и «ТрудВсем», проанализированы 87 регионов России. Рассматриваемые показатели – количество студентов в регионах РФ, количество вакансий по отобранным критериям для трудоустройства студента.
2. Данные других исследований:
2.1. Количественное исследование «Эксперты выяснили, кем работают российские студенты», организатор - портал по поиску работы «HeadHunter». Метод - контент-анализ. Проанализировано 383 тыс. резюме российских студентов в возрасте от 18 до 24 лет, размещенных на портале с начала 2022 года по март 2023 года.
2.2. Количественное исследование «Мониторинг экономики образования. Карьерные планы студентов вузов», организатор – НИУ ВШЭ. Метод исследования: анкетный опрос, проведенный в 2020-2021 учебном году. Выборка – целевая. В исследовании приняли участие 11 676 студентов бакалавриата, 3030 – специалитета, 2979 – магистратуры.
2.3. Количественное исследование «Исследование показало, сколько россиян работают по специальности», организатор – информационный портал «Рамблер». Метод – онлайн-опрос, в котором приняло участие более 100 000 пользователей. Сроки проведения: 24-30 августа 2022 года.
2.4. Количественное исследование «Трудоустройство молодёжи во время обучения и сразу после выпуска. Проблемы, запросы, решения», организатор – ВЦИОМ. Метод – онлайн-опрос, в котором приняло участие 1769 респондентов (школьники, учащиеся СПО, студенты и выпускники ВУЗов). Сроки проведения: сентябрь-ноябрь 2023 года.
Статистические данные:
1. Численность занятых в возрасте 15-72 лет по наличию дополнительной работы и готовности к дополнительной занятости за 2018 год, Росстат.
2. Численность занятых по видам экономической деятельности за 2002-2021 гг., Росстат.
3. Численность студентов образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования за 2022 год, Росстат.
Интерпретация основных понятий
Вторичная занятость – это дополнительное трудоустройство «работающего населения и занятость категорий населения, которые определяют свое основное занятие как «пенсионер, безработный, учащийся, занятый в домашнем хозяйстве» .
Молодежь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и социально-психологических свойств. Согласно ФЗ «О молодёжной политике в Российской Федерации», возрастные границы молодёжи – 14-35 лет.
Студенческая молодежь - «это специфическая, социально-профессиональная группа людей молодого поколения, объединенная выполнением специальных учебных и социально-подготовленных функций, готовящихся к выполнению в обществе социальных функций, характеризующихся общностью быта, ценностных ориентаций и образа жизни».
Рынок труда – это «социально-экономическая категория, включающая в себя исторически сложившийся общественный механизм, направленный на поддержание определенных социально-трудовых отношений, и обеспечивающий баланс интересов между продавцами и покупателями рабочей силы, а также органами государственной власти».
Данное исследование было посвящено изучению вторичной занятости студенческой молодежи. В этой связи были рассмотрены подходы к изучению данного феномена, проведены авторские исследования, способствующие выявлению мотивов и основных проблем, с которыми студенты сталкиваются во время совмещения учебы и работы. Реализован сравнительный анализ трудового опыта студентов, работающих по получаемой специальности и в отраслях, которые не связаны с профилем их обучения. Кроме того, в работе выявлены стереотипные представления молодёжи о работающих студентах, мотивах, побуждающих студента работать и факторов, оказывающих существенное влияние на одобрение наличия работы у обучающегося высшего учебного заведения.
Студенческая молодежь выступает особой социально-демографической группой, одной из отличительных особенностей которой является становление на данном этапе личности и начало карьерного пути, так как именно в этот период, как показали данные многих эмпирических исследований, студенты занимаются поиском подработки и начинают трудовой путь. Но данный путь может реализовываться в соответствии с разными моделями. Согласно первой – модели конфликта – вторичная занятость студентов несет в себе огромную физическую и моральную нагрузку для молодого человека, трудности совмещения увеличиваются с повышением курса обучения в университете. Вторая противоположная модель – фасилитации – успешного совмещения, когда работа помогает студенту, позволяет увеличивать его производительность в процессе обучения. Чаще вторая модель наблюдается у студентов, работающих по получаемой специальности, заинтересованных в образовании и начале профессиональной карьеры.
Положение студента на рынке труда имеет свои особенности. С одной стороны, молодые люди являются потенциальными «двигателями инноваций», могут обладать некоторыми преимуществами по сравнению с более возрастными категориями (быстрая обучаемость, готовность к предложению новых решений, более гибкая адаптация), а с другой, существуют некоторые проблемы, к которым можно отнести недостаточный уровень квалификации, отсутствие опыта у выпускников. Исходя из этого, вторичная занятость студенческой молодежи выполняет ряд важных функций – обучение новым знаниям и умениям на практике, адаптация студента к рабочему процессу, повышение конкурентоспособности на рынке труда.
В ходе проведенных авторских исследований были обнаружены значимые различия между вторичной занятостью по получаемой специальности и в отраслях, деятельность которой не имеет связи с профилем обучения. Студентов, которые работают не по специальности, мотивирует, в первую очередь, собственный заработок, в то время как для студентов, трудоустроенных в отраслях, связанных с получаемой специальностью, на первый план выходит получение профессионального опыта и трудового стажа. Среди общих мотивов можно заметить обретение независимости от родителей, а также реализация собственного потенциала. В целом, можно сказать, что у работающих студентов двух сравниваемых категорий различное отношение к своей работе. Трудоустроенные по специальности видят в ней отправную точку для старта карьеры, способ достижения своих целей, а самое главное – источник удовольствия. Те же, кто работает не по специальности (как было показано на примере розничной торговли) свою работу считают «временной передержкой», способом обрести самостоятельность и в меньшей степени зависеть от родителей.
Проблемы, с которыми сталкиваются работающие студенты, в целом схожи – нехватка свободного времени, ухудшение академической успеваемости в высшем учебном заведении, общая усталость. В том числе было установлено, что студентам, работающим по получаемой ими специальности, удается гораздо лучше балансировать между этими сферами жизни, по сравнению с теми обучающимися, кто совмещает учебу с работой в сфере, не связанной с профилем обучения. Первые демонстрируют более высокий уровень уверенности не только в себе, но и в будущем. Негативные последствия совмещения – физическая и психологическая усталость, нехватка времени на личную жизнь и отдых, стресс – им удается компенсировать более положительным самоощущением, чувством удовлетворенности. Студенты, трудящиеся не по специальности (например, в сфере розничной торговли) не ощущают такой уверенности в будущем и своих возможностях, а эта работа для них – не начало построения профессиональной карьеры, так как подавляющее большинство опрошенных не имеют перспектив на своем месте работы и не собираются оставаться в данном предприятии и отрасли после окончания высшего учебного заведения.
Анализ стереотипных представлений об образе работающего студента позволил выявить его ключевые характеристики с точки зрения самих студентов. По их мнению, посредством трудоустройства студент решает важные для него задачи – получение профессиональных преимуществ перед неработающими студентами при дальнейшем трудоустройстве; получение дохода, а следовательно – обретение финансовой независимости от родителей и повышение уровня самостоятельности. Вместе с тем, студенческая молодёжь признаёт, что работающие студенты сталкиваются с множеством трудностей, главная из которых – большая усталость, но, тем не менее, это «важный жизненный урок», который готовит молодого человека к взрослой жизни и помогает обрести многие необходимые в будущем навыки – коммуникабельность, умение планировать свое время, находить баланс между всеми сферами жизни, самостоятельность.
Анализируя факторы, детерминирующие одобрение студентами наличия работы в период обучения в высшем учебном заведении, были получены следующие выводы. Факторы, сочетание которых способствует максимальному одобрению трудовой занятости у обучающегося очного отделения – старший курс обучения и высокая академическая успеваемость. Именно при таких обстоятельствах, по мнению студенческой молодёжи, обучающийся готов к выходу на рынок труда и началу построения карьеры. Возможным объяснением подобной закономерности может быть представление студентов о том, что, во-первых, на старших курсах обучения студент уже имеет достаточный объем теоретической подготовки для погружения в профессиональную сферу, а хорошая успеваемость поможет ему эффективнее выполнять свои задачи в организации, а во-вторых, особые успехи студента в учебе могут давать основания полагать, что его успеваемость от появления у него дополнительной занятости существенно не пострадает и он сможет успешно совмещать два вида занятости. Стоит заметить, что вторичная занятость по профилю обучения получает в целом больше одобрения студенческой молодёжью, чем трудоустройство не по специальности.
В целом, отметим, что наличие работы у еще обучающегося студента ценится далеко не всеми. Существует мнение о том, что у студента не должно быть никаких отвлекающих факторов, которые могли бы помешать ему в получении качественного и полноценного образования. Стоит обратить внимание и на то, что даже те студенты, которые уже имеют работу, говорят о том, что это – лишь финансовая необходимость, которая вынуждает их отвлекаться от учебного процесса, влияние чего они оценивают как негативное. Преподаватели высших учебных заведений, в свою очередь, также в большей степени не одобряют трудоустройство студентов, так как очное образование предполагает полное погружение в процесс обучения и сосредоточение на наилучшем и полноценном освоении учебного материала. Работа, по их мнению, отвлекает их от этого и не позволяет освоить программу на том уровне, который соответствует очному обучению.
Говоря о возможных направлениях для продолжения исследования данной проблемы, стоит обратить внимание на такие аспекты как изучение перспектив развития студенческой занятости, включая изменение рынка труда, появление новых трендов и требований к соискателю, а также более подробное рассмотрение влияния наличия у студента трудовой занятости на процесс обучения и успеваемость в высшем учебном заведении. Исследование вторичной занятости студентов представляет широкие перспективы для дальнейших исследований и практического применения. На основе результатов исследований данной проблемы можно разработать рекомендации для учебных заведений, правительства и работодателей по совершенствованию процесса профессиональной и трудовой социализации молодёжи.
Студенческая молодежь выступает особой социально-демографической группой, одной из отличительных особенностей которой является становление на данном этапе личности и начало карьерного пути, так как именно в этот период, как показали данные многих эмпирических исследований, студенты занимаются поиском подработки и начинают трудовой путь. Но данный путь может реализовываться в соответствии с разными моделями. Согласно первой – модели конфликта – вторичная занятость студентов несет в себе огромную физическую и моральную нагрузку для молодого человека, трудности совмещения увеличиваются с повышением курса обучения в университете. Вторая противоположная модель – фасилитации – успешного совмещения, когда работа помогает студенту, позволяет увеличивать его производительность в процессе обучения. Чаще вторая модель наблюдается у студентов, работающих по получаемой специальности, заинтересованных в образовании и начале профессиональной карьеры.
Положение студента на рынке труда имеет свои особенности. С одной стороны, молодые люди являются потенциальными «двигателями инноваций», могут обладать некоторыми преимуществами по сравнению с более возрастными категориями (быстрая обучаемость, готовность к предложению новых решений, более гибкая адаптация), а с другой, существуют некоторые проблемы, к которым можно отнести недостаточный уровень квалификации, отсутствие опыта у выпускников. Исходя из этого, вторичная занятость студенческой молодежи выполняет ряд важных функций – обучение новым знаниям и умениям на практике, адаптация студента к рабочему процессу, повышение конкурентоспособности на рынке труда.
В ходе проведенных авторских исследований были обнаружены значимые различия между вторичной занятостью по получаемой специальности и в отраслях, деятельность которой не имеет связи с профилем обучения. Студентов, которые работают не по специальности, мотивирует, в первую очередь, собственный заработок, в то время как для студентов, трудоустроенных в отраслях, связанных с получаемой специальностью, на первый план выходит получение профессионального опыта и трудового стажа. Среди общих мотивов можно заметить обретение независимости от родителей, а также реализация собственного потенциала. В целом, можно сказать, что у работающих студентов двух сравниваемых категорий различное отношение к своей работе. Трудоустроенные по специальности видят в ней отправную точку для старта карьеры, способ достижения своих целей, а самое главное – источник удовольствия. Те же, кто работает не по специальности (как было показано на примере розничной торговли) свою работу считают «временной передержкой», способом обрести самостоятельность и в меньшей степени зависеть от родителей.
Проблемы, с которыми сталкиваются работающие студенты, в целом схожи – нехватка свободного времени, ухудшение академической успеваемости в высшем учебном заведении, общая усталость. В том числе было установлено, что студентам, работающим по получаемой ими специальности, удается гораздо лучше балансировать между этими сферами жизни, по сравнению с теми обучающимися, кто совмещает учебу с работой в сфере, не связанной с профилем обучения. Первые демонстрируют более высокий уровень уверенности не только в себе, но и в будущем. Негативные последствия совмещения – физическая и психологическая усталость, нехватка времени на личную жизнь и отдых, стресс – им удается компенсировать более положительным самоощущением, чувством удовлетворенности. Студенты, трудящиеся не по специальности (например, в сфере розничной торговли) не ощущают такой уверенности в будущем и своих возможностях, а эта работа для них – не начало построения профессиональной карьеры, так как подавляющее большинство опрошенных не имеют перспектив на своем месте работы и не собираются оставаться в данном предприятии и отрасли после окончания высшего учебного заведения.
Анализ стереотипных представлений об образе работающего студента позволил выявить его ключевые характеристики с точки зрения самих студентов. По их мнению, посредством трудоустройства студент решает важные для него задачи – получение профессиональных преимуществ перед неработающими студентами при дальнейшем трудоустройстве; получение дохода, а следовательно – обретение финансовой независимости от родителей и повышение уровня самостоятельности. Вместе с тем, студенческая молодёжь признаёт, что работающие студенты сталкиваются с множеством трудностей, главная из которых – большая усталость, но, тем не менее, это «важный жизненный урок», который готовит молодого человека к взрослой жизни и помогает обрести многие необходимые в будущем навыки – коммуникабельность, умение планировать свое время, находить баланс между всеми сферами жизни, самостоятельность.
Анализируя факторы, детерминирующие одобрение студентами наличия работы в период обучения в высшем учебном заведении, были получены следующие выводы. Факторы, сочетание которых способствует максимальному одобрению трудовой занятости у обучающегося очного отделения – старший курс обучения и высокая академическая успеваемость. Именно при таких обстоятельствах, по мнению студенческой молодёжи, обучающийся готов к выходу на рынок труда и началу построения карьеры. Возможным объяснением подобной закономерности может быть представление студентов о том, что, во-первых, на старших курсах обучения студент уже имеет достаточный объем теоретической подготовки для погружения в профессиональную сферу, а хорошая успеваемость поможет ему эффективнее выполнять свои задачи в организации, а во-вторых, особые успехи студента в учебе могут давать основания полагать, что его успеваемость от появления у него дополнительной занятости существенно не пострадает и он сможет успешно совмещать два вида занятости. Стоит заметить, что вторичная занятость по профилю обучения получает в целом больше одобрения студенческой молодёжью, чем трудоустройство не по специальности.
В целом, отметим, что наличие работы у еще обучающегося студента ценится далеко не всеми. Существует мнение о том, что у студента не должно быть никаких отвлекающих факторов, которые могли бы помешать ему в получении качественного и полноценного образования. Стоит обратить внимание и на то, что даже те студенты, которые уже имеют работу, говорят о том, что это – лишь финансовая необходимость, которая вынуждает их отвлекаться от учебного процесса, влияние чего они оценивают как негативное. Преподаватели высших учебных заведений, в свою очередь, также в большей степени не одобряют трудоустройство студентов, так как очное образование предполагает полное погружение в процесс обучения и сосредоточение на наилучшем и полноценном освоении учебного материала. Работа, по их мнению, отвлекает их от этого и не позволяет освоить программу на том уровне, который соответствует очному обучению.
Говоря о возможных направлениях для продолжения исследования данной проблемы, стоит обратить внимание на такие аспекты как изучение перспектив развития студенческой занятости, включая изменение рынка труда, появление новых трендов и требований к соискателю, а также более подробное рассмотрение влияния наличия у студента трудовой занятости на процесс обучения и успеваемость в высшем учебном заведении. Исследование вторичной занятости студентов представляет широкие перспективы для дальнейших исследований и практического применения. На основе результатов исследований данной проблемы можно разработать рекомендации для учебных заведений, правительства и работодателей по совершенствованию процесса профессиональной и трудовой социализации молодёжи.
Подобные работы
- ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КРОСС-КУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ПОВЕДЕНИЕ СТУДЕНТОВ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - Трудовая занятость студенчества в современных российских условиях: особенности технических и гуманитарных направлений подготовки
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2023 - Студенческий строительный отряд как механизм формирования
управленческих компетенций современной молодежи
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - СПЕЦИФИКА СОЗДАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО КОНТЕНТА В
ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ FM-РАДИОСТАНЦИЙ
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018 - МОДЕРНИЗАЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ ЛЮДЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДРОСТКОВ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2019 - МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА(07.00.03)
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005



