Аннотация 3
Введение 5
1 Теоретические основы внеурочной деятельности по математике как средство
развития познавательного интереса у младших школьников 9
1.1 Сущность понятия «познавательный интерес» 9
1.2 Особенности организации внеурочной деятельности у младших
школьников по математике 25
2 Практика развития познавательного интереса посредством внеурочной
деятельности по математике в 3 классе 30
2.1 Диагностика уровня сформированное™ познавательного интереса у
младших школьников 30
2.2 Программа организации внеурочной деятельности по математике в
аспекте развития познавательного интереса в 3 классе 37
2.3 Динамика развития познавательного интереса у младших школьников 45
Заключение 51
Список использованных источников 54
Приложение А 59
Приложение В 65
В настоящее время общество все более нуждается в специалистах с качественным образованием, способных к постоянному саморазвитию и творческому подходу при выполнении своих должностных обязанностей. В связи с этим значительно возрастают требования к базовому школьному образованию, без которого невозможно дальнейшее качественное профессиональное образование. В свою очередь, для более глубокого освоения школьного курса, необходимо наиболее полно раскрывать творческие способности учащихся, что невозможно без правильно сформированного у школьников познавательного интереса.
В начальных классах ребенок еще не думает о завершении образования и не способен правильно оценить его ценность, поэтому интерес выступает той базой, на которой выстраивается весь образовательный процесс. При этом необходимо отметить, что учителям в целом, и учителям младших классов в особенности, важно постоянно поддерживать и сохранять этот интерес на протяжении всех этапов обучения.
Современная школа должна быть модернизирована таким образом, чтобы обеспечить ученику возможность личностного развития и дать возможность успешно заниматься учебной деятельностью. Одним из критериев эффективности современного педагога является его способность формирования устойчивого познавательного интереса у учащихся, в то же время это является одной из центральных проблем современной школы в целом.
Кроме того, высокая социальная значимость качественного познавательного интереса имеет свое отражение и в новых федеральных образовательных стандартах для начальных классов. Актуальность этой проблемы подтверждается обновленным содержанием обучения, учебной деятельности. В том числе необходимостью формирования навыков самостоятельного получения знаний у учеников.
Проблематикой формирования познавательного интереса школьников занимались и продолжают заниматься многие деятели науки. Среди них такие, как Б.Г. Ананьев, М.Ф. Беляев, Л.И. Божович, Л. А. Гордон, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев, Г.И. Щукина, Н.Р. Морозова.
Одним из актуальных вопросов современной педагогической теории и практики по сей день остается активизация познавательной деятельности школьников. С учетом того, что одним из наиболее важных видов деятельности детей школьного возраста является учение, значимость наличия устойчивого познавательного интереса в этом возрасте трудно переоценить. Именно интерес, правильно направленный и поддерживаемый педагогом, является одним из главных фактором успешного обучения и полноценного развития личности учащегося.
Познавательный интерес - важное качество личности, формирующееся в социальных условиях и выступает одним из главных мотивов учебной деятельности школьника.
Формирование познавательного интереса начинается с самого раннего возраста. Уже во время посещения ребенком детского сада он начинает проявляться в игре как ведущей деятельности данного возрастного периода. Кроме того, повышенная любознательность к предметам окружающего мира есть не что иное, как проявление познавательного интереса. Для учителя младших классов крайне важно развить и направить в нужное русло заинтересованность, а затем и познавательный интерес к учебным дисциплинам. При внеурочной деятельности необходимо развивать у детей стремление к знаниям, которое всегда сопровождается самостоятельностью в выполнении заданий, предприимчивостью, склонностью к выполнению заданий более трудных, развивающих ребенка в большей мере.
Исходя из вышеизложенного, была сформулирована тема выпускной квалификационной работы «Внеурочная деятельность по математике как средство развития познавательного интереса у младших школьников».
...
На сегодняшний день изучение познавательного интереса младших школьников особенно актуально для образовательного процесса. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания раскрывает определенные возможности для развития познавательного интереса обучающихся. Данная тема для исследования перспективна, и в дальнейшем при определенной адаптации материала можно таким же образом развивать познавательный интерес на других дисциплинах.
Данным вопросом занимались такие педагоги как И.В. Дубровина, Н.Г. Морозова, С.Л. Рубинштейн, М.А. Пастушкова, И.П. Подласый и др. При изучении большого количества психолого-педагогической литературы было раскрыто понятие «познавательный интерес у младших школьников» в разных аспектах и выявлено, что познавательный интерес — это направленность личности на окружающий мир, отличающаяся такими свойствами, как избирательность и активность, сопровождающаяся положительным эмоциональным подъёмом.
Анализируя исследования педагогов, занимающихся изучением вопросов, связанных с познавательным интересом учеников младших классов, был сделан вывод, что при условии формирования на начальном звене обучения у учащихся устойчивых познавательных интересов они способны оказать очень сильное влияние на весь последующий период обучения школьника.
На возникновение и последующее формирование познавательного интереса у учеников влиянием большое количество различных факторов. Кроме того, познавательный интерес школьников может отличаться по своему содержанию, глубине, направленности и устойчивости. Анализируя уровни сформированное™ познавательного интереса у учащихся можно понять степень его развитости, а внеурочная деятельность позволяет дополнять и расширять возможности развития познавательного интереса.
Через организацию внеурочных занятий по математике происходит предоставление возможности учащимся погрузиться в учебный математический материал через игровые ситуации. Внеурочная деятельность по математике может быть организована в форме факультативов, кружков, библиотечных и других познавательных мероприятий: экскурсий, олимпиад, викторин, исследовательских проектов, клубов.
В результате запланированного исследования нами была проведена диагностика познавательного интереса к математике у учащихся 3 класса по методике «Анкетирование» - для определения уровня мотивации познавательного интереса, по методике Г.И. Щукиной «Конверты» - для определения интереса к математике и по методике «Интерес к математике» по Л.Н. Вахрушевой — для определения наличия и степени устойчивости интереса к математике.
В результате проведения методики «Анкетирование» выявлено, что большая часть класса - 13 человек, имеющие высокий уровень познавательного интереса проявляют самостоятельность, интерес и инициативу. При решении задач отличаются настойчивостью и упорством в достижении результата. Оставшаяся часть учащихся, имеющие средний уровень, работают во внеурочной деятельности и проявляют познавательный интерес, но при различных трудностях обращаются к учителю, не стремясь достигнуть результата самостоятельно.
В результате проведения методики «Интерес к математике» по Л.Н. Вахрушевой получили, что большая часть учащихся имеет средний и низкий уровень познавательного интереса (41,2% и 29,4% соответственно), и лишь 11,8% учащихся имеют высокий уровень познавательного интереса, а у 17,6% учащихся вообще отсутствует интерес к математике.
По итогам методики Г.И. Щукиной «Конверты» получили, что 8 учащихся (47%) выбрали конверт с заданиями по литературе, 6 учащихся (35,3%) выбрали конверт по математике и 3 учащихся (17,7%) по русскому языку. Из тех учащихся, кто выбрал конверт с математикой, 5 учащихся 52
(29,4%) выбрали задания базового уровня и 1 ученик (5,9%) задание повышенного уровня.
...
1. Абасов, Ш. М. О возможности раннего изучения геометрического материала в общеобразовательной школе / Ш. М. Абасов // Мир науки, культуры, образования. - 2016. - №1. - С. 61 - 63.
2. Антропов, А.Г. Математика во вспомогательной школе: учеб. пособие / А. Г. Антропов. - Москва : Образование, 2016. - 73 с.
3. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский. - Москва : Просвещение, 2015. - 208 с.
4. Байбородова, Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л.В. Байбародова. - Москва : Просвещение, 2016. - 177 с.
5. Баринова, О. В. Дифференцированное обучение решению математических задач / О. В. Баринова // Начальная школа. - 2017. - №2. - С.41 - 44.
6. Беляев, М. Ф. Психология интереса / М. Ф. Беляев - Москва : Просвещение, 2016. - 259 с.
7. Березина, Ю. Ю. Критерии развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста / Ю. Ю. Березина // Теория и практика общественного развития. - 2015, № 8. - С. 192-195.
8. Белошистая, А. В. Методика обучения математике в начальной школе / А В. Белошистая. - Москва : ВЛАДОС, 2015. - 455 с.
9. Богоявленская, Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д. Б. Богоявленская. - Ростов-н/Д., 2016. - 201с.
10. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович - Москва : Педагогика, 2009. - 231 с.
11. Букреева, И. А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций / И. А. Букреева // Молодой ученый. - 2014. - № 8. - С. 309 - 312.
12. Варданян, С. С. Роль интерактивных игр в развитии познавательного интереса у младших школьников / С. С. Варданян // Прикладная информатика. - 2015. - №2. - С.21-23.
13. Васильева, М. В. Формирование универсальных учебных действий ученика средствами открытого тематического зачета по математике в старших классах / М. Ф. Васильева // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2015. - № 3. - С. 29-36.
14. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. - Москва : Смысл, 2004. - 220 с.
15. Габеева, Л. Н. Модель развития самоконтроля у младших школьников / Л. Н. Габеева, Н. Б. Содномова // Общество: социология, психология, педагогика. - 2017. - №3. - С. 68-71.
... всего 51 источник