Предложение по разработке учебно-методического пособия по изобразительному искусству в дополнительном образовании для детей дошкольного и младшего школьного возрастов «Тайна орнамента»
Введение 2
Глава 1. История орнамента 7
1.1. Определение и виды орнамента 7
1.2. Русский орнамент 10
1.3. Применение орнамента в декоративно-прикладном творчестве 24
Глава 2.Методики преподавания творческих дисциплин для дошкольных и младших школьных возрастов 27
2.1. Дополнительное образование для дошкольных возрастов 27
2.2. Дополнительное образование для младших школьных возрастов 31
Глава 3. Предложение по разработке учебно-методического пособия 38
3.1. Определение методик для предложения по разработке учебно-методического пособия по изобразительному искусству для детей дошкольных и младших школьных возрастов «Тайна орнамента» 38
3.2. Тематический план уроков 40
3.3. Конспект вводного занятия 45
Заключение 51
Список использованной литературы 53
Приложение 55
Как мы познаем историю? Во многом благодаря школьному курсу, фильмам, книгам. Мы видим картины, иллюстрации, повествования о прошлом, но редко когда задумываемся над тем, что орнаменты - тоже история. История живая и запечатленная, бережно хранимая и донесенная до нас сквозь века. Стоит только прислушаться и позволить ей быть рассказанной.
Мы никогда не задаемся вопросом: «актуально ли изучение истории?». Для нас ответ очевиден - да, её изучение необходимо. Важно знать и помнить, чем жили наши предки. Михаил Васильевич Ломоносов писал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».
Работа над созданием орнаментов, в рамках дополнительной художественной подготовки детей школьного и дошкольного возраста, несет в себе огромную пользу для развития эстетического вкуса.
Именно в орнаментах наши предки сохраняли для нас удивительные истории о животных, растениях и укладе своего времени. Требуется подключить немало фантазии, чтобы увидеть в сплетениях простых форм такие рассказы. Развитие образного мышления столь же немаловажно для подрастающего человека, ведь именно оно позволяет нам расширить границы своего сознания, а так же познавать нечто новое.
Почти каждый ребенок любит рисовать, лепить, конструировать в детстве. Такой активный творческий период обусловлен, в первую очередь, именно фантазией. Почему дети с возрастом прекращают заниматься творчеством? Потому, что прекращается развитие фантазии. Многие дети с возрастом утрачивают её значительную часть. Подрастающий человек перерастает её, недоразвитую и оттого ненужную. Лишь немногие продолжают заниматься активным творчеством в возрасте старше 17 лет и связывают с ним свою дальнейшую жизнь.
В старших классах у школьников уже значительно меньше свободного времени, которое они могли бы посвящать развитию образного мышления. Приходят экзамены и необходимость посвящать всё свободное время совершенствованию математических знаний и изучению правоведения, подготовке к взрослой жизни. Важно успеть заложить любовь к творчеству, самовыражению до этого момента, чтобы потом человек смог вернуться к нему. Предлагаемая работа с орнаментами, их изучение и создание действует как способ стимуляции образного мышления и познания мира, а так же истории. Орнаменты это простой и доступный любому ребенку способ развить в себе творческие или дизайнерские способности, а так же найти им применение.
В современное время многие старшеклассники считают себя лишёнными творческих талантов. В то же время дети младшего школьного возраста обладают куда большей уверенностью в своих силах? По какой причине происходит такой «перелом»?
Очевидно, что в какой-то момент дети не получают достаточного одобрения со стороны взрослых в реализации своих творческих амбиций. Кроме этого есть ещё одна причина - ребенок зачастую не видит возможность для практического применения своего творчества. Человеку необходимо чётко осознавать для чего могут быть использованы результаты его труда.
Конечно, можно найти применение для, например, поделки из пластилина, но если речь идет об орнаменте - вариантов появляется значительно больше. Использование орнаментов возможно в практически любой художественной сфере: это может быть оформление книг; декор одежды или поделок; декупаж; роспись посуды и ещё множество других применений.
Ребенок будет видеть, что созданная его трудами вещь используется в быту и это послужит мощной поддержкой и стимулом дальнейшего творчества.
Орнамент учит детей, как упростить сложные формы из растительного или животного мира.
Орнамент может создаваться при помощи различных материалов, начиная от красок, обыкновенных спичек и заканчивая кусочками тканей или же бумагой. Все это делает такую практику доступной.
Доступность - один из немаловажных плюсов развития творческих способностей ребенка через создание и изучение орнамента. Ещё одним плюсом служит возможность пользоваться разными материалами и не зацикливаться на использовании красок или пластилина. Такое разнообразие способно помочь детям найти себя в творчестве, не ограничивая их определенным его направлением....
В ходе исследования выяснилось, что дополнительное творческое образование детей дошкольных и младших школьных возрастов очень актуально.
Предложенные методы работы с аппликацией, акварельными красками и компьютерными программами помогают наиболее полно раскрыть все грани потенциала ребёнка, а так же открыть ему новые направления для творчества.
Основная задача предложенной программы - развитие творческих способностей. Пособие позволяет активно развивать способности ребенка, помогает ему самовыражаться, что особенно важно для детей рассматриваемых возрастов, которые всем другим видам деятельности предпочитают именно изобразительную. Предложенная программа помогает формировать творческое и образное мышление ребенка.
Творческая деятельность не направлена на освоение знаний, уже полученных ребёнком в ходе обязательного общеобразовательного обучения и помогает поднять личность на более высокий уровень, научить детей создавать нечто новое и неповторимое.
В ходе работы были проведены исследования истории орнамента. Подобраны наиболее эффективные методы и приёмы обучения, с учётом возрастных особенностей учеников. Разработано предложение по методике обучения для детей от 6 лет.
Задания данного курса рассчитаны на формирование нового творческого опыта и познавательного интереса, развитие мелкой моторики, усидчивости, воображения.
В программе использованы разные методы и формы обучения: демонстрационные, игровые, наглядные, а так же лекции, беседы, практические задания.
Программа рассчитана на 46 часов - по 2 часа в неделю.
Подробно описана методика проведения вводного занятия из курса, опробованная на учениках 2-3 классов (рисунок 21-25).
В ходе работы над выпускной квалификационной работой было разработано наглядно-методическое пособие для проведения занятий по созданию орнаментов, выполненное в соблюдении с технологией предложенной методики. В процессе реализации проекта были произведены все виды работ, предложенные в плане разработки занятий.
1) Буслаев, Ф. И. Исторические очерки по русскому орнаменту в рукописях. - Петроград : Отд-ние рус. яз. и словесности Акад. наук, 1917. с.69
2) Выготский Л. С. Психология развития ребенка (сборник). Изд-во Смысл. 2005, с. 437.
3) Охрименко Г.И. Русская домовая роспись Забайкалья. Этнографический сборник, №2. Улан-Удэ, 1961, с.127-с.141.
4) Гордон Т. Как привить ребенку дисциплину. Советы педагога и психолога. Изд-во: Ломоносов. 2009. с. 136.
5) Городецкая Ю. Творческая деятельность в условиях дополнительного образования. Изд-во: Palmarium academic publishing. 2012. с. 103-106
6) Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. - М.: ВАКО, 2007 г. с.15
7) Ивановская В. И. Русские орнаменты. М., изд-во «В. Шевчук», 2006. — с. 224- с. 5
8) Керлот Х. Э. Словарь символов. М.: REFL-book, 1994. — с. 608- с. 132
9) Климова Н.Т. Народный орнамент в композиции художественных изделий. Москва: "Изобразительное искусство", 1993. — с. 210— с.94
10) Козлова Т.В. 'Основы художественного проектирования изделий из кожи: Учебное пособие для вузов - Москва: Легпромбытиздат, 1987, § 2. Оформление поверхности материала, с.232 - с.84
11) Кутепова, Н. Г. Снижение тревожности у дошкольников. Российская государственная библиотека. 2008, с. 11
12) Маслова Г.С. Народный орнамент верхневолжских карел. Москва, Издательство Академии Наук СССР, 1951 г. — 158 с. — с. 112
13) Мельникова Е.А. Славяне и скандинавы. Москва: Прогресс, 1986г. - 503с. — с. 31.
14) Никольская И. М., Р. М. Грановская. Психологическая защита у детей. Изд-во Речь. 2001. с. 23
15) Новиков, А. Г. Курсъ орнамента / А. Г. Новиков. - Петроград : Благо, 1918 - с. 1..(21)