Введение 4
1 Теоретические основы формирования у обучающихся представления о
семейных ценностях 7
1.1 Понятие «семейные ценности» в историко-теоретическом аспекте 7
1.2 Семейные ценности в художественной литературе как предмет
исследования современной педагогики 12
2 Методические аспекты формирования у обучающихся представления о
семейных ценностях на уроках родной литературы в 5-9 классах 21
2.1 Анализ УМК по «Родной литературе» в аспекте формирования
представлений о семейных ценностях 21
2.2 Методические рекомендации к урокам родной литературы 5-6 классов
(раздел «Тепло родного дома») 32
2.3 Методические рекомендации к урокам родной литературы 7-9 классов
(раздел «Тепло родного дома») 45
Заключение 51
Список использованных источников 53
Приложения А-С
Одной из целей основного общего образования является формирование личностных характеристик обучающихся. В «портрет» школьников входят такие основополагающие составляющие, как любовь к своему краю и своему Отечеству, знание русского и родного языка, уважение своего народа, культуры и духовных традиций, а также осознание и принятие ценностей человеческой жизни, семьи и общества. Так или иначе данные характеристики соприкасаются с предметными результатами изучения «Родной литературы» в школе.
Формированию у обучающихся представления о семейных ценностях на уроках литературы в школе посвящены работы В.Н. Гуторовой [4], Н.А. Ильчевской [7], С.В. Назаровой [16], Л.В. Торопчиной [32].
В исследовании В.Н. Гуторовой [4] анализируются взаимоотношения детей и родителей на примере произведений литературы в 5-10 классах.
Н.А. Ильчевская [7] считает, что ценностная основа семейного воспитания содержится в русской классической литературе XIX - начале XX века.
С.В. Назарова [16] акцентирует внимание на анализе героев для формирования у обучающихся представления о семейных ценностях.
Л.В. Торопчина [32] исследует тему семьи и семейных ценностей на примере произведений древнерусской литературы, художественной литературы XVIII и XIX веков.
Отметим, что рассмотренные подходы и исследования, посвященные формированию у обучающихся представления о семейных ценностях, предназначены для уроков литературы, в то время как для уроков родной литературы практически нет методических рекомендаций. Отсутствие методических разработок, направленных на формирование представления о семейных ценностях на уроках родной литературы, определяет актуальность нашего исследования.
Объект исследования - процесс формирования у обучающихся представления о семейных ценностях на уроках родной литературы в 5-9 классах.
Предмет исследования - методы и приемы формирования у обучающихся представления о семейных ценностях на уроках родной литературы в 5-9 классах.
Цель данной выпускной квалификационной работы - разработать методические рекомендации к урокам родной литературы в 5-9 классах по формированию у обучающихся представления о семейных ценностях.
Задачи исследования:
1) исследовать теоретические аспекты понятия «семейные ценности»;
2) рассмотреть подходы к формированию у обучающихся представления о семейных ценностях посредством художественной литературы;
3) изучить УМК по «Родной литературе» в аспекте формирования представлений о семейных ценностях;
4) разработать методические рекомендации по формированию представлений о семейных ценностях у обучающихся на уроках родной литературы в 5-9 классах.
Методологическую основу выпускной квалификационной работы составили труды В.Е. Хализева [38] по теории литературы; В.Г Маранцмана [15], Е.Н. Ядровской [43], посвященные методике изучения литературы.
Цель и задачи квалификационного исследования определили следующие методы: метод интерпретации, сравнительный, описательный, структурно-семантический.
В работе проанализирован, обобщен, систематизирован теоретический материал по данной проблеме, который может быть полезен учителям.
Разработанные в исследовании методические рекомендации могут использовать учителя в своей профессиональной деятельности, а также студенты-практиканты при прохождении педагогической практики в школе.
Апробация материалов выпускного исследования состоялась в форме публикации «Понятие "семейные ценности" в историко-теоретическом контексте» и выступления на конференциях в рамках Всероссийского молодежного научного форума «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (8 ноября 2022 г. и 11 апреля 2023 г., ЛИИ - филиал СФУ).
Методические рекомендации, предложенные в настоящем исследовании, прошли апробацию на базе МБОУ Абалаковской СОШ № 1. Имеется акт о внедрении.
Работа выполнена по заказу МБОУ Абалаковской СОШ № 1.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, который включает 43 наименований, 15 приложений.
Общий объем выпускной квалификационной работы составляет 81 страницу.
В результате проведенного в настоящей работе исследования, целесообразным представляется сделать следующие выводы, характеризующие теоретическую и практическую части выпускной квалификационной работы.
Понятие «семейные ценности» толкуется исследователями в одном ключе. Исходя из этого, в работе за основное взято понимание семейных ценностей как совокупности идеалов, представлений о семье, включающие в себя такие составляющие, как любовь и забота о близких членах семьи, почитание старших и уважение друг друга, оказание взаимопомощи и взаимоподдержки, а также укрепление семейных традиций.
Изучение педагогических подходов к формированию представления о семейных ценностях на уроке литературы в работах В.Н. Гуторовой [4], Н.А. Ильчевской [7], С.В. Назаровой [16], Л.В. Торопчиной [32] показало, что в произведениях художественной литературы исследователи предлагают обратить внимание и на поведение героев, и на описание семейного быта и семейного воспитания в разные исторические эпохи. Поэтому анализ семейных взаимоотношений в произведениях художественной литературы является одним из важнейших сюжетообразующих моментов в формировании представления у обучающихся о семейных ценностях.
Анализ учебников родной литературы 5-9 классов О.М. Александровой, М.А. Аристовой, Н.В. Беляевой и др. показал, что изучение темы семьи, семейных ценностей к девятому классу расширяется и углубляется: от темы родного дома к образу Родины. В учебнике включены произведения русской литературы, в которых наиболее ярко выражено их национально-культурное своеобразие.
При составлении методических рекомендаций к урокам по родной литературе нами были учтены возрастные особенности литературного развития обучающихся, что отразилось в выборе методов и приемов анализа произведений.
Методические рекомендации к урокам родной литературы 5-9 классов разработаны с использованием технологии «содружество искусств». Для усиления эмоционального впечатления, необходимого для интерпретации, а также для расширения кругозора привлечены репродукции картин, музыкальные произведения, изображения архитектурных памятников. Помимо этого, предлагаем проводить заключительные уроки в формате «Семейные посиделки». Такой формат последнего урока по разделу считаем целесообразным будет проводить в каждом классе после изучения подраздела «Тепло родного дома».
Представленные в методических рекомендациях разработки направлены на развитие у обучающихся межпредметных связей, способствуют закреплению настоящего интереса к искусству и пониманию специфики литературы.
Методические рекомендации были апробированы на уроке родной литературы «О строении домовном: семейные ценности» в 5 классе в МБОУ Абалаковской СОШ № 1. Предметом изучения на уроке стали «Домострой» и басня И.А. Крылова «Дерево». Для облегчения восприятия текста и формирования представления об актуальности идей «Домостроя» в современном мире обучающимся были предложены задания, связанные с технологией «содружества искусств» (соотнести с содержанием «Домостроя» репродукцию картины С.В. Иванова «Семья»); кейсового характера (каждой группе необходимо было распределить семейные роли и определить обязанности каждого в семье); составление кластера; подбор пословиц по смыслу. Таким образом, в ходе урока обучающиеся раскрыли сущность понятия «семейные ценности» и, в целом, углубили свои представления о ценностях семьи, а также пришли к выводу о роли семьи в жизни каждого человека.
Таким образом, считаем, что цель и задачи, поставленные в начале работы, достигнуты.
1. Акутина, С.П. К проблеме классификации семейных духовно-нравственных ценностей / С.П. Акутина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 94. - С. 9-15.
2. Андреева, Т.В. Семейная психология : учеб. пособие / Т.В. Андреева. - Санкт-Петербург : Речь, 2004. - 244 с. - ISBN 5-9268-0237-7.
3. Варламова, Г.И. Обрядовый и песенный фольклор эвенков / Г.И. Варламова // Академическое издательство «Гео». Серия 32: Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. - 2014. - № 8. - С. 12-42.
4. Гуторова, В.Н. Воспитание семейных ценностей на уроках литературы / В.Н. Гуторова // Антропологическое знание как системообразующий фактор профессионального педагогического образования : материалы Международной научно-практической конференции / Курский государственный университет. - Курск, 2019. - С. 189-191.
5. Есин, А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения : учебное пособие для студентов и преподавателей филологических факультетов, учителей-словесников / А. Б. Есин. - Москва : Флинта : Наука, 2010. - 248 с. - ISBN 5-89349-049-5
6. Ефимова, О.Е. Формирование представлений о семейных ценностях у младших школьников / О.Е. Ефимова, Н.Н. Левых // Научно-методический журнал Поиск. - 2020. - № 4 (72). - С. 38-40.
7. Ильчевская, Н.А. Формирование у старшеклассников ценностей семейного воспитания на материале русской классической литературы XIX - начале XX века : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Ильчевская Нина Алексеевна. - Москва, 2015. - 195 с.
8. Кавтарадзе, С. Как устроен древнерусский храм / С. Кавтарадзе //
Arzamas.academy : [сайт]. - 2016. - 17 окт. - URL:
https://arzamas.academy/mag/355-drevnerus(дата обращения: 15.05.2023).
9. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике : педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - Москва : Академия, 2005. - 448 с. - ISBN 5-7695-0445-5.
10. Конджорян, М.С. Понятие «семейные ценности» в историко-теоретическом контексте / М.С. Конджорян // Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты : сборник научных статей II Всероссийского молодежного научного форума / ответственный редактор О.Б. Лобанова. - Красноярск, 2023. - С. 176-178.
11. Концепция государственной семейной политики РФ на период до 2025 года : распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2014 г. № 1618-р.
12. Красилова, Л.А. Русская изба - традиции и современность / Л.А. Красилова // Вестник ИрГТУ. - 2011. - № 7 (54). - С. 49-55.
13. Литературный энциклопедический словарь - 2000-2020 - URL:
http://niv.ru/doc/encyclopedia/literature/articles/18/grotesk.htm(дата обращения: 12.10.2022).
14. Маранцман, В. Г. Содружество искусств на уроке литературы : пособие / В. Г. Маранцман. - Москва : Просвещение, 1971. - 81с. - ISBN 978¬985-03-1438-3.
15. Методика преподавания литературы : учебное пособие для
педагогических вузов. В 2 частях. Ч. 1 / О.Ю. Богданова, В.Г. Маранцман, В.Ф. Чертов, Н.П. Терентьев, Н.А. Демидова ; под общей редакцией О.Ю. Богдановой и В.Г. Маранцмана. - Москва : Просвещение, ВЛАДОС, 1994. - 288 с. - ISBN 5-09-006867-4(1).
16. Назарова, С.В. Чтение семейных страниц на уроках русской литературы как способ формирования у учащихся семейных ценностей / С.В. Назарова // Социальная и психолого-педагогическая помощь семье: опыт, проблемы, перспективы : материалы II Международной научно-практической конференции / Белорусский государственный педагогический университет. - Минск, 2022. - С. 453-456.
17. Олифирович, Н.И. Психология семейных кризисов : учебное пособие / Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Т.Ф. Велента. - Санкт-Петербург : Речь, 2006. - 360 с.
18. Основы психологии семьи и семейного консультирования : учебное пособие для студентов вузов / Л.Г. Жедунова, И.А. Можаровская, Н.Н. Посысоев, Е.Н. Юрасов ; под общей редакцией Н.Н. Посысоева. - Москва : ВЛАДОС ПРЕСС, 2004. - 328 с. - ISBN 5-305-00113-7.
19. Пономарев, В. Устройство храма, его принадлежности и богослужебная утварь / В. Пономарев // Справочник православного человека. Православный храм. - Москва, 2007. - ISBN 5-89101-176-7. - Ч. 1. - С. 21-59.
20. Правикова, Е. Церковь Покрова на Нерли. Самый совершенный храм, созданный на Руси / Е. Правикова // Pravmir.ru: [сайт]. - 2010. - 13 окт. - URL: https://www. pravmir.ru/cerkov-pokrova-na-nerli-samyj-sovershennyj -xram-sozdannyj-na-rusi/(дата обращения: 15.05.2023).
21. Примерная основная образовательная программа основного общего
образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 15.09.2022 г. № 6/22). - Москва, 2022. - URL:
https://edsoo.ru/Primernaya osnovnaya obrazovatelnaya programma osnovnogo obschego obrazovaniya.htm(дата обращения: 22.11.2022).
22. Примерная рабочая программа основного общего образования по
учебному предмету «Родная литература (русская)» для 5-9 классов образовательных организаций. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 27.09.2021 г. № 3/21). - Москва, 2021. - URL:
https://edsoo.ru/Primernaya rabochaya programma osnovnogo obschego obrazovaniya predmeta Rodnaya literatura russkaya.htm(дата обращения: 02.02.2023).
23. Родная русская литература : 5 класс : учебное пособие для
общеобразовательных организаций / О.М. Александрова, М.А. Аристова, Н.В. Беляева [и др.]. - Москва : Просвещение, 2021. - 144 с. - ISBN 978-5-09¬076925-9.
24. Родная русская литература : 6 класс : учебное пособие для
образовательных организаций / О.М. Александрова, М.А. Аристова, Н.В. Беляева [и др.]. - Москва : Просвещение, 2021. - 190 с. - ISBN 978-5-09¬102525-5.
25. Родная русская литература : 7 класс : учебное пособие для
образовательных организаций / О.М. Александрова, М.А. Аристова, Н.В. Беляева [и др.]. - Москва : Просвещение, 2021. - 191 с. - ISBN 978-5-09¬081309-9.
26. Родная русская литература : 8 класс : учебное пособие для
образовательных организаций / О.М. Александрова, М.А. Аристова, Н.В. Беляева [и др.]. - Москва : Просвещение, 2021. - 224 с. - ISBN 978-5-09¬081242-9.
27. Родная русская литература : 9 класс : учебное пособие для
образовательных организаций / О.М. Александрова, М.А. Аристова, Н.В. Беляева [и др.]. - Москва : Просвещение, 2021. - 191 с. - ISBN 978-5-09¬076929-7.
28. Семенова, Я.В. Приобщение младших школьников к семейным ценностям на основе традиций семейного воспитания народов Енисейской Сибири / Я.В. Семенова, Ю.И. Моруденко, М.В. Хортова // Вопросы педагогики. - 2020. - № 10-2. - С. 189-193.
29. Степанова, О.Б. Колокольчик в традиционной культуре северных селькупов / О.Б. Степанова // Научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2013 г. : Радловский сборник / ответственный редактор Ю.К. Чистов. - Санкт-Петербург, 2014. - С. 437-443.
30. Строганова, Л.В. Ошибки семейного воспитания и семейные ценности / Л.В. Строганова // Профилактика зависимостей. - 2019. - № 2 (18). - С. 157¬161.
31. Томашевский, Б. В. Теория литературы. Поэтика : учебное пособие / Б. В. Томашевский. - Москва : Аспект пресс, 2003. - 333 с. - ISBN 5-7567-0230¬X
32. Торопчина, Л.В. Тема дома и семьи в русской литературе XIX века / Л.В. Торопчина // Литература. - 2007. - № 7. - С. 20-22.
33. Тропина, Ю.С. Влияние стажа семейной жизни на систему семейных ценностей супругов / Ю.С. Тропина, О.В. Селезнева // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. - 2017. - № 3. - С. 109¬114.
34. Указ Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно - нравственных ценностей» (протокол от 09.11.2022 г. № 809). - Москва, 2022. - URL:https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405579061/(дата обращения: 17.02.2023).
35. Фарыно, Ежи. Введение в литературоведение : учебное пособие для студентов вузов / Ежи Фарино. - Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. - 639 с. - ISBN 5-8064-0524-9.
36. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897). - URL:https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/(дата обращения:
26.10.2022).
37. Хазанкович, Ю.Г. Фольклоризм повести Г. Кэптукэ «Имеющая свое имч, Джелтула-река» / Ю.Г. Хазанкович // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. - 2006. - № 3. - С. 100-105.
38. Хализев, В.Е. Теория литературы : учебник для студентов, аспирантов, преподавателей филологических специальностей вузов / В.Е. Хализев. - 4-е изд., испр. и доп. - Москва : Высшая школа, 2004. - 405 с. - ISBN 5-06-005217-6.
39. Чмых, О.В. Семья и школа: единая стратегия в воспитании семейных ценностей / О.В. Чмых, Е.С. Шорстова // Вестник научных конференций. - 2017. - № 10-1 (26). - С. 118-120.
40. Чуприна, А.А. Семья как социокультурная ценность: социально-философский контекст осмысления / А.А. Чуприна // Вестник Северо¬Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. - 2012. - № 2. - С. 254-258.
41. Шаваева, О.А. Семейные ценности как объект социально¬философского анализа / О.А. Шаваева // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2014. - № 96. - С. 297-308.
42. Этимологический словарь русского языка Шанского Н.М. - URL: https://gufo.me/dict/shansky/семья(дата обращения: 16.10.2022).
43. Ядровская, Е.Р. Методика преподавания литературы: уроки в основной школе : учебное пособие для вузов / Е.Р. Ядровская. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва, 2020. - 236 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-06184¬0.