Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЯХ НА УРОКАХ РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (РУССКОЙ) В 5-9 КЛАССАХ

Работа №151131

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы82
Год сдачи2023
Стоимость4365 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Теоретические основы формирования у обучающихся представления о
семейных ценностях 7
1.1 Понятие «семейные ценности» в историко-теоретическом аспекте 7
1.2 Семейные ценности в художественной литературе как предмет
исследования современной педагогики 12
2 Методические аспекты формирования у обучающихся представления о
семейных ценностях на уроках родной литературы в 5-9 классах 21
2.1 Анализ УМК по «Родной литературе» в аспекте формирования
представлений о семейных ценностях 21
2.2 Методические рекомендации к урокам родной литературы 5-6 классов
(раздел «Тепло родного дома») 32
2.3 Методические рекомендации к урокам родной литературы 7-9 классов
(раздел «Тепло родного дома») 45
Заключение 51
Список использованных источников 53
Приложения А-С

Одной из целей основного общего образования является формирование личностных характеристик обучающихся. В «портрет» школьников входят такие основополагающие составляющие, как любовь к своему краю и своему Отечеству, знание русского и родного языка, уважение своего народа, культуры и духовных традиций, а также осознание и принятие ценностей человеческой жизни, семьи и общества. Так или иначе данные характеристики соприкасаются с предметными результатами изучения «Родной литературы» в школе.
Формированию у обучающихся представления о семейных ценностях на уроках литературы в школе посвящены работы В.Н. Гуторовой [4], Н.А. Ильчевской [7], С.В. Назаровой [16], Л.В. Торопчиной [32].
В исследовании В.Н. Гуторовой [4] анализируются взаимоотношения детей и родителей на примере произведений литературы в 5-10 классах.
Н.А. Ильчевская [7] считает, что ценностная основа семейного воспитания содержится в русской классической литературе XIX - начале XX века.
С.В. Назарова [16] акцентирует внимание на анализе героев для формирования у обучающихся представления о семейных ценностях.
Л.В. Торопчина [32] исследует тему семьи и семейных ценностей на примере произведений древнерусской литературы, художественной литературы XVIII и XIX веков.
Отметим, что рассмотренные подходы и исследования, посвященные формированию у обучающихся представления о семейных ценностях, предназначены для уроков литературы, в то время как для уроков родной литературы практически нет методических рекомендаций. Отсутствие методических разработок, направленных на формирование представления о семейных ценностях на уроках родной литературы, определяет актуальность нашего исследования.
Объект исследования - процесс формирования у обучающихся представления о семейных ценностях на уроках родной литературы в 5-9 классах.
Предмет исследования - методы и приемы формирования у обучающихся представления о семейных ценностях на уроках родной литературы в 5-9 классах.
Цель данной выпускной квалификационной работы - разработать методические рекомендации к урокам родной литературы в 5-9 классах по формированию у обучающихся представления о семейных ценностях.
Задачи исследования:
1) исследовать теоретические аспекты понятия «семейные ценности»;
2) рассмотреть подходы к формированию у обучающихся представления о семейных ценностях посредством художественной литературы;
3) изучить УМК по «Родной литературе» в аспекте формирования представлений о семейных ценностях;
4) разработать методические рекомендации по формированию представлений о семейных ценностях у обучающихся на уроках родной литературы в 5-9 классах.
Методологическую основу выпускной квалификационной работы составили труды В.Е. Хализева [38] по теории литературы; В.Г Маранцмана [15], Е.Н. Ядровской [43], посвященные методике изучения литературы.
Цель и задачи квалификационного исследования определили следующие методы: метод интерпретации, сравнительный, описательный, структурно-семантический.
В работе проанализирован, обобщен, систематизирован теоретический материал по данной проблеме, который может быть полезен учителям.
Разработанные в исследовании методические рекомендации могут использовать учителя в своей профессиональной деятельности, а также студенты-практиканты при прохождении педагогической практики в школе.
Апробация материалов выпускного исследования состоялась в форме публикации «Понятие "семейные ценности" в историко-теоретическом контексте» и выступления на конференциях в рамках Всероссийского молодежного научного форума «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (8 ноября 2022 г. и 11 апреля 2023 г., ЛИИ - филиал СФУ).
Методические рекомендации, предложенные в настоящем исследовании, прошли апробацию на базе МБОУ Абалаковской СОШ № 1. Имеется акт о внедрении.
Работа выполнена по заказу МБОУ Абалаковской СОШ № 1.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, который включает 43 наименований, 15 приложений.
Общий объем выпускной квалификационной работы составляет 81 страницу.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного в настоящей работе исследования, целесообразным представляется сделать следующие выводы, характеризующие теоретическую и практическую части выпускной квалификационной работы.
Понятие «семейные ценности» толкуется исследователями в одном ключе. Исходя из этого, в работе за основное взято понимание семейных ценностей как совокупности идеалов, представлений о семье, включающие в себя такие составляющие, как любовь и забота о близких членах семьи, почитание старших и уважение друг друга, оказание взаимопомощи и взаимоподдержки, а также укрепление семейных традиций.
Изучение педагогических подходов к формированию представления о семейных ценностях на уроке литературы в работах В.Н. Гуторовой [4], Н.А. Ильчевской [7], С.В. Назаровой [16], Л.В. Торопчиной [32] показало, что в произведениях художественной литературы исследователи предлагают обратить внимание и на поведение героев, и на описание семейного быта и семейного воспитания в разные исторические эпохи. Поэтому анализ семейных взаимоотношений в произведениях художественной литературы является одним из важнейших сюжетообразующих моментов в формировании представления у обучающихся о семейных ценностях.
Анализ учебников родной литературы 5-9 классов О.М. Александровой, М.А. Аристовой, Н.В. Беляевой и др. показал, что изучение темы семьи, семейных ценностей к девятому классу расширяется и углубляется: от темы родного дома к образу Родины. В учебнике включены произведения русской литературы, в которых наиболее ярко выражено их национально-культурное своеобразие.
При составлении методических рекомендаций к урокам по родной литературе нами были учтены возрастные особенности литературного развития обучающихся, что отразилось в выборе методов и приемов анализа произведений.
Методические рекомендации к урокам родной литературы 5-9 классов разработаны с использованием технологии «содружество искусств». Для усиления эмоционального впечатления, необходимого для интерпретации, а также для расширения кругозора привлечены репродукции картин, музыкальные произведения, изображения архитектурных памятников. Помимо этого, предлагаем проводить заключительные уроки в формате «Семейные посиделки». Такой формат последнего урока по разделу считаем целесообразным будет проводить в каждом классе после изучения подраздела «Тепло родного дома».
Представленные в методических рекомендациях разработки направлены на развитие у обучающихся межпредметных связей, способствуют закреплению настоящего интереса к искусству и пониманию специфики литературы.
Методические рекомендации были апробированы на уроке родной литературы «О строении домовном: семейные ценности» в 5 классе в МБОУ Абалаковской СОШ № 1. Предметом изучения на уроке стали «Домострой» и басня И.А. Крылова «Дерево». Для облегчения восприятия текста и формирования представления об актуальности идей «Домостроя» в современном мире обучающимся были предложены задания, связанные с технологией «содружества искусств» (соотнести с содержанием «Домостроя» репродукцию картины С.В. Иванова «Семья»); кейсового характера (каждой группе необходимо было распределить семейные роли и определить обязанности каждого в семье); составление кластера; подбор пословиц по смыслу. Таким образом, в ходе урока обучающиеся раскрыли сущность понятия «семейные ценности» и, в целом, углубили свои представления о ценностях семьи, а также пришли к выводу о роли семьи в жизни каждого человека.
Таким образом, считаем, что цель и задачи, поставленные в начале работы, достигнуты.



1. Акутина, С.П. К проблеме классификации семейных духовно-нравственных ценностей / С.П. Акутина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 94. - С. 9-15.
2. Андреева, Т.В. Семейная психология : учеб. пособие / Т.В. Андреева. - Санкт-Петербург : Речь, 2004. - 244 с. - ISBN 5-9268-0237-7.
3. Варламова, Г.И. Обрядовый и песенный фольклор эвенков / Г.И. Варламова // Академическое издательство «Гео». Серия 32: Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. - 2014. - № 8. - С. 12-42.
4. Гуторова, В.Н. Воспитание семейных ценностей на уроках литературы / В.Н. Гуторова // Антропологическое знание как системообразующий фактор профессионального педагогического образования : материалы Международной научно-практической конференции / Курский государственный университет. - Курск, 2019. - С. 189-191.
5. Есин, А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения : учебное пособие для студентов и преподавателей филологических факультетов, учителей-словесников / А. Б. Есин. - Москва : Флинта : Наука, 2010. - 248 с. - ISBN 5-89349-049-5
6. Ефимова, О.Е. Формирование представлений о семейных ценностях у младших школьников / О.Е. Ефимова, Н.Н. Левых // Научно-методический журнал Поиск. - 2020. - № 4 (72). - С. 38-40.
7. Ильчевская, Н.А. Формирование у старшеклассников ценностей семейного воспитания на материале русской классической литературы XIX - начале XX века : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Ильчевская Нина Алексеевна. - Москва, 2015. - 195 с.
8. Кавтарадзе, С. Как устроен древнерусский храм / С. Кавтарадзе //
Arzamas.academy : [сайт]. - 2016. - 17 окт. - URL:
https://arzamas.academy/mag/355-drevnerus(дата обращения: 15.05.2023).
9. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике : педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - Москва : Академия, 2005. - 448 с. - ISBN 5-7695-0445-5.
10. Конджорян, М.С. Понятие «семейные ценности» в историко-теоретическом контексте / М.С. Конджорян // Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты : сборник научных статей II Всероссийского молодежного научного форума / ответственный редактор О.Б. Лобанова. - Красноярск, 2023. - С. 176-178.
11. Концепция государственной семейной политики РФ на период до 2025 года : распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2014 г. № 1618-р.
12. Красилова, Л.А. Русская изба - традиции и современность / Л.А. Красилова // Вестник ИрГТУ. - 2011. - № 7 (54). - С. 49-55.
13. Литературный энциклопедический словарь - 2000-2020 - URL:
http://niv.ru/doc/encyclopedia/literature/articles/18/grotesk.htm(дата обращения: 12.10.2022).
14. Маранцман, В. Г. Содружество искусств на уроке литературы : пособие / В. Г. Маранцман. - Москва : Просвещение, 1971. - 81с. - ISBN 978¬985-03-1438-3.
15. Методика преподавания литературы : учебное пособие для
педагогических вузов. В 2 частях. Ч. 1 / О.Ю. Богданова, В.Г. Маранцман, В.Ф. Чертов, Н.П. Терентьев, Н.А. Демидова ; под общей редакцией О.Ю. Богдановой и В.Г. Маранцмана. - Москва : Просвещение, ВЛАДОС, 1994. - 288 с. - ISBN 5-09-006867-4(1).
16. Назарова, С.В. Чтение семейных страниц на уроках русской литературы как способ формирования у учащихся семейных ценностей / С.В. Назарова // Социальная и психолого-педагогическая помощь семье: опыт, проблемы, перспективы : материалы II Международной научно-практической конференции / Белорусский государственный педагогический университет. - Минск, 2022. - С. 453-456.
17. Олифирович, Н.И. Психология семейных кризисов : учебное пособие / Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Т.Ф. Велента. - Санкт-Петербург : Речь, 2006. - 360 с.
18. Основы психологии семьи и семейного консультирования : учебное пособие для студентов вузов / Л.Г. Жедунова, И.А. Можаровская, Н.Н. Посысоев, Е.Н. Юрасов ; под общей редакцией Н.Н. Посысоева. - Москва : ВЛАДОС ПРЕСС, 2004. - 328 с. - ISBN 5-305-00113-7.
19. Пономарев, В. Устройство храма, его принадлежности и богослужебная утварь / В. Пономарев // Справочник православного человека. Православный храм. - Москва, 2007. - ISBN 5-89101-176-7. - Ч. 1. - С. 21-59.
20. Правикова, Е. Церковь Покрова на Нерли. Самый совершенный храм, созданный на Руси / Е. Правикова // Pravmir.ru: [сайт]. - 2010. - 13 окт. - URL: https://www. pravmir.ru/cerkov-pokrova-na-nerli-samyj-sovershennyj -xram-sozdannyj-na-rusi/(дата обращения: 15.05.2023).
21. Примерная основная образовательная программа основного общего
образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 15.09.2022 г. № 6/22). - Москва, 2022. - URL:
https://edsoo.ru/Primernaya osnovnaya obrazovatelnaya programma osnovnogo obschego obrazovaniya.htm(дата обращения: 22.11.2022).
22. Примерная рабочая программа основного общего образования по
учебному предмету «Родная литература (русская)» для 5-9 классов образовательных организаций. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 27.09.2021 г. № 3/21). - Москва, 2021. - URL:
https://edsoo.ru/Primernaya rabochaya programma osnovnogo obschego obrazovaniya predmeta Rodnaya literatura russkaya.htm(дата обращения: 02.02.2023).
23. Родная русская литература : 5 класс : учебное пособие для
общеобразовательных организаций / О.М. Александрова, М.А. Аристова, Н.В. Беляева [и др.]. - Москва : Просвещение, 2021. - 144 с. - ISBN 978-5-09¬076925-9.
24. Родная русская литература : 6 класс : учебное пособие для
образовательных организаций / О.М. Александрова, М.А. Аристова, Н.В. Беляева [и др.]. - Москва : Просвещение, 2021. - 190 с. - ISBN 978-5-09¬102525-5.
25. Родная русская литература : 7 класс : учебное пособие для
образовательных организаций / О.М. Александрова, М.А. Аристова, Н.В. Беляева [и др.]. - Москва : Просвещение, 2021. - 191 с. - ISBN 978-5-09¬081309-9.
26. Родная русская литература : 8 класс : учебное пособие для
образовательных организаций / О.М. Александрова, М.А. Аристова, Н.В. Беляева [и др.]. - Москва : Просвещение, 2021. - 224 с. - ISBN 978-5-09¬081242-9.
27. Родная русская литература : 9 класс : учебное пособие для
образовательных организаций / О.М. Александрова, М.А. Аристова, Н.В. Беляева [и др.]. - Москва : Просвещение, 2021. - 191 с. - ISBN 978-5-09¬076929-7.
28. Семенова, Я.В. Приобщение младших школьников к семейным ценностям на основе традиций семейного воспитания народов Енисейской Сибири / Я.В. Семенова, Ю.И. Моруденко, М.В. Хортова // Вопросы педагогики. - 2020. - № 10-2. - С. 189-193.
29. Степанова, О.Б. Колокольчик в традиционной культуре северных селькупов / О.Б. Степанова // Научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2013 г. : Радловский сборник / ответственный редактор Ю.К. Чистов. - Санкт-Петербург, 2014. - С. 437-443.
30. Строганова, Л.В. Ошибки семейного воспитания и семейные ценности / Л.В. Строганова // Профилактика зависимостей. - 2019. - № 2 (18). - С. 157¬161.
31. Томашевский, Б. В. Теория литературы. Поэтика : учебное пособие / Б. В. Томашевский. - Москва : Аспект пресс, 2003. - 333 с. - ISBN 5-7567-0230¬X
32. Торопчина, Л.В. Тема дома и семьи в русской литературе XIX века / Л.В. Торопчина // Литература. - 2007. - № 7. - С. 20-22.
33. Тропина, Ю.С. Влияние стажа семейной жизни на систему семейных ценностей супругов / Ю.С. Тропина, О.В. Селезнева // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. - 2017. - № 3. - С. 109¬114.
34. Указ Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно - нравственных ценностей» (протокол от 09.11.2022 г. № 809). - Москва, 2022. - URL:https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405579061/(дата обращения: 17.02.2023).
35. Фарыно, Ежи. Введение в литературоведение : учебное пособие для студентов вузов / Ежи Фарино. - Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. - 639 с. - ISBN 5-8064-0524-9.
36. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897). - URL:https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/(дата обращения:
26.10.2022).
37. Хазанкович, Ю.Г. Фольклоризм повести Г. Кэптукэ «Имеющая свое имч, Джелтула-река» / Ю.Г. Хазанкович // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. - 2006. - № 3. - С. 100-105.
38. Хализев, В.Е. Теория литературы : учебник для студентов, аспирантов, преподавателей филологических специальностей вузов / В.Е. Хализев. - 4-е изд., испр. и доп. - Москва : Высшая школа, 2004. - 405 с. - ISBN 5-06-005217-6.
39. Чмых, О.В. Семья и школа: единая стратегия в воспитании семейных ценностей / О.В. Чмых, Е.С. Шорстова // Вестник научных конференций. - 2017. - № 10-1 (26). - С. 118-120.
40. Чуприна, А.А. Семья как социокультурная ценность: социально-философский контекст осмысления / А.А. Чуприна // Вестник Северо¬Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. - 2012. - № 2. - С. 254-258.
41. Шаваева, О.А. Семейные ценности как объект социально¬философского анализа / О.А. Шаваева // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2014. - № 96. - С. 297-308.
42. Этимологический словарь русского языка Шанского Н.М. - URL: https://gufo.me/dict/shansky/семья(дата обращения: 16.10.2022).
43. Ядровская, Е.Р. Методика преподавания литературы: уроки в основной школе : учебное пособие для вузов / Е.Р. Ядровская. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва, 2020. - 236 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-06184¬0.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ