УНИВЕРСИТЕТСКИЙ РОМАН В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. УНИВЕРСИТЕТСКИЙ РОМАН В РОССИИ: ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ЖАНРА 10
1.1. Генезис университетского романа 10
1.2. Университетский роман в оптике современной отечественной и западной
филологии 17
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 31
ГЛАВА 2. ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА ЖАНРА
УНИВЕРСИТЕТСКОГО РОМАНА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 33
2.1. Классификация и история отечественного русского университетского
романа 33
2.2. Западный канон университетского романа и русская версия жанра:
компаративный аспект 43
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ГЛАВА 1. УНИВЕРСИТЕТСКИЙ РОМАН В РОССИИ: ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ЖАНРА 10
1.1. Генезис университетского романа 10
1.2. Университетский роман в оптике современной отечественной и западной
филологии 17
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 31
ГЛАВА 2. ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА ЖАНРА
УНИВЕРСИТЕТСКОГО РОМАНА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 33
2.1. Классификация и история отечественного русского университетского
романа 33
2.2. Западный канон университетского романа и русская версия жанра:
компаративный аспект 43
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
Вся история литературы представляет собой непрерывное развитие, в ходе которого происходят изменения жанровых форм. Это постоянное движение подразумевает в том числе смену ориентиров, на которые опираются авторы художественных текстов, а также создание и популяризацию новых жанровых разновидностей и направлений. К причинам, определяющим развитие литературного процесса, относятся культурные и национальные особенности, исторический контекст, развитие общества и др.
Тема обучения и его влияния на личность была в центре внимания читателей и писателей на протяжении долгого времени. А.М. Люксембург отмечает актуальность университетской темы с самого появления учебных заведений: Оксфордского и Кембриджского университетов с 1167 и 1229 гг. На протяжении нескольких веков для Англии был характерен упадок образовательных учреждений, научных стандартов, что порождает типов героев: наивный простофиля, агрессивный невежда, ученый злодей. В обществе того времени преобладал страх перед науками и антипатия к научной деятельности в целом, поэтому для художественной литературы было свойственно негативное отношение к университетам, обличение их и изображение героев, становящихся злодеями. В эпоху Просвещения наблюдается следующая тенденция: учебное заведение становится интересным объектом, который нужно внимательно и тщательно изучить. В это время создаются «История Тома Джонса, найденыша» (1749) Генри Филдинга и «Приключения Перигрина Пикля» (1751) Тобайса Смолл етта, в которых изображаются герои-студенты. И если сначала изображение академической среды было на втором плане, то со временем авторы начинают включать его в основную фабулу произведений. Среди писателей, повлиявших на становление университетской прозы, исследователь выделяет У.М. Теккерея, С. Батлера и Т. Харди [Люксембург, 1988: 5-6].
Люди всегда интересовались процессом интеграции индивида в социум, взаимоотношениями людей и разных социальных групп в обществе, проблемами иерархии и власти внутри него. Так, О.Ю. Анцыферова в своей работе выделяет несколько групп текстов, напрямую связанных с общественной ситуацией. Например, это индустриальный роман (industrial novel), в центре изображения которого рабочий класс Великобритании в период индустриальной революции в середине XIX века. Также исследователь отмечает напрямую связанный с жизнью Англии 50-60-х гг. XX рабочий роман (working class novel) или «отечественный продукт» - производственный роман, родоначальником которого И. Анисимов называет писателя Пьера Ампа. Француз создал цикл произведений, посвященных производству в разных сферах жизни и общества: производство вина («Шампанское», 1910), рыбная ловля («Свежая рыба», 1910), работа железнодорожной станции («Рельсы», 1912) и т.д. Внимание людей также привлекают высшие учебные заведения, которые находятся в центре изображения университетской прозы, что обусловлено интересом общества к учебному процессу и развитию системы образования . Появляется университетская проза, одно из наиболее интересных явлений в современной литературе [Анцыферова, 2010: 3-4].
Отечественная литература, посвященная академической среде, существовала и до XX века, до появления университетской прозы. Так, XVIII век ознаменовал собой становление российской системы образования и новый этап развития культуры и жизни страны. В это время были заложены основы дальнейшего развития науки.
Стоит отметить, что университеты изначально представляли собой культурные центры, цель которых состояла в просвещении людей, передаче им знаний, распространении прогрессивных идей и взглядов. Образовательная система всегда была связана с культурой и состоянием общества, и социально-исторические явления, в свою очередь, оказывали влияния на деятельность учебных заведений. Их история развития представляла собой несколько этапов, хронологически связанных со сменой власти того или иного правителя в стране, и в течение каждого периода так или иначе менялась система образования, а вместе с ней и литература, посвященная академической среде.
Первые университеты в России создавались по примеру западноевропейских учебных заведений, например, устав Московского университета был создан по образцу немецких образовательных учреждений. Важной составляющей системы образования в СССР стало создании НИИ - научно-исследовательских институтов. НИИ представляет собой научную организацию, в которой ученые занимаются исследованиями и разработками. Такая структура отличает российскую систему образования от западной системы, так как в последней не существует подобного сообщества ученых, профессоров и преподавателей, позволяющего им обособиться от студенческого коллектива. Более того, в западных странах между преподаванием в учебном заведении и научной деятельностью связь другого рода: они соединены в одно целое. НИИ как важная часть образовательного процесса нашла отражение в литературе.
Так, в отечественной славистике сложилось несколько традиций изображения академической среды: от Российской Империи до советской литературы. И в рамках нашего исследования особый интерес представляет исследование связи между университетскими романами конца XX - начала XXI вв. в контексте истории русской литературы и западного канона рассматриваемого нами жанра.
Актуальность исследования обусловлена интересом современной гуманитарной науки, во-первых, к исторической поэтике жанров [А.Н. Веселовский, 1940], [С.Н. Бройтман, 2004]; во-вторых, к компаративистике [Жирмунский, 1936]; в-третьих, к проблемам интертекстуальности в жанре университетской прозы [Заболотнева, 2021]; в- четвертых, к особенностям национальных версий западноевропейских по происхождению жанров в России [Ерохина, 2017], [Анисимов, Анисимова, 2023].
Как пишет Ю.В. Ким, это «цеховой» и отчасти маргинальный феномен, который достаточно быстро распространился за пределы Америки и Великобритании, став одним из основных жанров литературы второй половины XX - начала XXI в. По мнению исследователя, без университетского романа, занявшего своё место в каноне современной литературы, тяжело представить художественный процесс [Ким, 2019: 3]. Университетский роман сложен и особенен тем, что способен синтезировать черты разных жанров. Ему посвящены работы, авторы которых в основном исследуют англоязычные университетские романы, в том числе произведения Д. Лоджа.
Новизна исследования заключается в том, что жанр университетского романа ещё системно не рассматривался на материале отечественных произведений. Кроме того, в современной филологической науке не были до конца определены характерные черты русской версии этого жанра.
Цель работы - исследование своеобразия и поэтики русского университетского романа. Поставленная цель подразумевает решение следующих конкретных задач:
1) исследовать историю появления и развития западного университетского романа;
2) изучить отечественные произведения XIX-XXI вв., посвященные академической среде;
3) рассмотреть специфику развития жанра университетского романа в русской литературе;
4) выявить основные типы героев и способы их изображения;
5) классифицировать образцы отечественного университетского романа;
6) сопоставить русскую версию жанра с западным каноном.
Объектом исследования является жанровая поэтика современной русской литературы. Предмет исследования - жанр университетского романа в творчестве отечественных авторов.
Материалом исследования послужили следующие произведения: пьеса А.С. Грибоедова «Студент» (1817), повесть Л.Н. Толстого «Юность» (1867), повесть «Студенты» (1895) Н.Г. Гарина-Михайловского, рассказ А.П. Чехова «Студент» (1894), повесть «Записки институтки» (1901) Л. Чарской, повесть «Студенты» (1950) Ю.В. Трифонова, романы «Подвиг» (1931) и «Пнин» (1957) В.В. Набокова, роман Д. Гранина «Иду на грозу» (1964), пьеса «Прощание в июне» (1964) А.В. Вампилова, повесть братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» (1964), роман «Белые одежды» (1966) В. Дудинцева, произведения Д. Лоджа «Академический обмен» (1975) и «Хорошая работа» (1988), роман «Факультет журналистики» (1985) В. Осипова, роман «Нарушитель границы» (1986) С. Юрьенена, роман «Общага-на-Крови» (1992) А. Иванова, роман «Время нереально» (1996) Ю. Старцевой, произведения Л. Матрос «Презумпция виновности» (2000) и «...называется жизнь» (2007), роман «Факультет патологии» (2001) А. Минчина, роман «Люди в голом» (2009) А. Аствацатурова, роман «Что случилось?» (2015) Д. Косякова, роман «Юные годы медбрата Паровозова» (2012) А. Моторова, роман «Протагонист» (2022) А. Володиной.
Теоретическая значимость исследования заключается в исследовании истории жанра, его национальной и региональной специфики. Полученные результаты и сделанные выводы могут послужить методологической основой для дальнейшего изучения университетской прозы.
Практическая значимость работы обусловлена возможностью применения ее результатов в спецкурсах и спецсеминарах, посвященных современных художественным произведениям, специфике университетского романа и региональной литературе.
Немало работ посвящено роману как одному из ведущих жанров литературы. Он развивался на протяжении многих веков и также менялся под влиянием исторических условий и предпосылок. С течением времени создавались разные романные поджанры, отражавшие традиции и особенности культуры в текущее время. История литературы знает любовный роман, плутовской, рыцарский и многие другие. Труды С.Н. Бройтмана [Теория литературы, 2004], А.Н. Веселовского [Веселовский, 1940], О.М. Фрейденберг [Фрейденберг, 1977] предстают крайне важными для рассмотрения жанровой природы университетского романа, его протожанров и путей развития.
В XX веке становится важным рассмотрение общества и конкретных социальных групп, связанных общей деятельностью и одной микросредой, которая оказывает на них влияние. Писатели создают произведения, посвященные общностям людей, например, рабочим, изображению их труда и трудностей, с которыми они сталкиваются. В это же время создаются тексты, авторы которых изучают университетскую среду, особенности её организации и взаимоотношения людей в ней. На первые план выходят студенты и преподаватели, которые взаимодействуют друг с другом как внутри, так и вне своих коллективов. На тему университетской прозы написаны работы О.Ю. Анцыферовой [Анцыферова, 2008; 2009; 2010], А.М. Люксембурга [Люксембург, 1988], Ю.В. Ким [Ким, 2019], рассматривающим контекст создания данного жанра и его основных черт.
Структура работы включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы. Во введении обоснована актуальность работы, приведена теоретико-методологическая база, сформулирована новизна исследования, обозначены цель и задачи. В первой главе анализируются условия происхождения жанра и особенности его функционирования на Западе и в России. Нами рассматриваются произведения как мировой, так и русской литературы, в центре которых находятся студенты и преподаватели, приводятся конкретные примеры образцов жанра. Также первая глава посвящена изучению отечественной литературы и традиций изображения академической среды в произведениях классиков, определению типологии героев в русской литературе и способов их изображения.
Во второй главе изучены постсоветские университетские романы. Показано, как на русской почве модифицируется классический канон жанра. Для этого мы считаем необходимым выявить основные особенности изображения академической среды в западной университетской прозе, сопоставить их с поэтикой отечественных произведений и показать специфику региональной литературы. В заключении приводятся результаты проведённого исследования, делаются выводы и намечаются перспективы.
Тема обучения и его влияния на личность была в центре внимания читателей и писателей на протяжении долгого времени. А.М. Люксембург отмечает актуальность университетской темы с самого появления учебных заведений: Оксфордского и Кембриджского университетов с 1167 и 1229 гг. На протяжении нескольких веков для Англии был характерен упадок образовательных учреждений, научных стандартов, что порождает типов героев: наивный простофиля, агрессивный невежда, ученый злодей. В обществе того времени преобладал страх перед науками и антипатия к научной деятельности в целом, поэтому для художественной литературы было свойственно негативное отношение к университетам, обличение их и изображение героев, становящихся злодеями. В эпоху Просвещения наблюдается следующая тенденция: учебное заведение становится интересным объектом, который нужно внимательно и тщательно изучить. В это время создаются «История Тома Джонса, найденыша» (1749) Генри Филдинга и «Приключения Перигрина Пикля» (1751) Тобайса Смолл етта, в которых изображаются герои-студенты. И если сначала изображение академической среды было на втором плане, то со временем авторы начинают включать его в основную фабулу произведений. Среди писателей, повлиявших на становление университетской прозы, исследователь выделяет У.М. Теккерея, С. Батлера и Т. Харди [Люксембург, 1988: 5-6].
Люди всегда интересовались процессом интеграции индивида в социум, взаимоотношениями людей и разных социальных групп в обществе, проблемами иерархии и власти внутри него. Так, О.Ю. Анцыферова в своей работе выделяет несколько групп текстов, напрямую связанных с общественной ситуацией. Например, это индустриальный роман (industrial novel), в центре изображения которого рабочий класс Великобритании в период индустриальной революции в середине XIX века. Также исследователь отмечает напрямую связанный с жизнью Англии 50-60-х гг. XX рабочий роман (working class novel) или «отечественный продукт» - производственный роман, родоначальником которого И. Анисимов называет писателя Пьера Ампа. Француз создал цикл произведений, посвященных производству в разных сферах жизни и общества: производство вина («Шампанское», 1910), рыбная ловля («Свежая рыба», 1910), работа железнодорожной станции («Рельсы», 1912) и т.д. Внимание людей также привлекают высшие учебные заведения, которые находятся в центре изображения университетской прозы, что обусловлено интересом общества к учебному процессу и развитию системы образования . Появляется университетская проза, одно из наиболее интересных явлений в современной литературе [Анцыферова, 2010: 3-4].
Отечественная литература, посвященная академической среде, существовала и до XX века, до появления университетской прозы. Так, XVIII век ознаменовал собой становление российской системы образования и новый этап развития культуры и жизни страны. В это время были заложены основы дальнейшего развития науки.
Стоит отметить, что университеты изначально представляли собой культурные центры, цель которых состояла в просвещении людей, передаче им знаний, распространении прогрессивных идей и взглядов. Образовательная система всегда была связана с культурой и состоянием общества, и социально-исторические явления, в свою очередь, оказывали влияния на деятельность учебных заведений. Их история развития представляла собой несколько этапов, хронологически связанных со сменой власти того или иного правителя в стране, и в течение каждого периода так или иначе менялась система образования, а вместе с ней и литература, посвященная академической среде.
Первые университеты в России создавались по примеру западноевропейских учебных заведений, например, устав Московского университета был создан по образцу немецких образовательных учреждений. Важной составляющей системы образования в СССР стало создании НИИ - научно-исследовательских институтов. НИИ представляет собой научную организацию, в которой ученые занимаются исследованиями и разработками. Такая структура отличает российскую систему образования от западной системы, так как в последней не существует подобного сообщества ученых, профессоров и преподавателей, позволяющего им обособиться от студенческого коллектива. Более того, в западных странах между преподаванием в учебном заведении и научной деятельностью связь другого рода: они соединены в одно целое. НИИ как важная часть образовательного процесса нашла отражение в литературе.
Так, в отечественной славистике сложилось несколько традиций изображения академической среды: от Российской Империи до советской литературы. И в рамках нашего исследования особый интерес представляет исследование связи между университетскими романами конца XX - начала XXI вв. в контексте истории русской литературы и западного канона рассматриваемого нами жанра.
Актуальность исследования обусловлена интересом современной гуманитарной науки, во-первых, к исторической поэтике жанров [А.Н. Веселовский, 1940], [С.Н. Бройтман, 2004]; во-вторых, к компаративистике [Жирмунский, 1936]; в-третьих, к проблемам интертекстуальности в жанре университетской прозы [Заболотнева, 2021]; в- четвертых, к особенностям национальных версий западноевропейских по происхождению жанров в России [Ерохина, 2017], [Анисимов, Анисимова, 2023].
Как пишет Ю.В. Ким, это «цеховой» и отчасти маргинальный феномен, который достаточно быстро распространился за пределы Америки и Великобритании, став одним из основных жанров литературы второй половины XX - начала XXI в. По мнению исследователя, без университетского романа, занявшего своё место в каноне современной литературы, тяжело представить художественный процесс [Ким, 2019: 3]. Университетский роман сложен и особенен тем, что способен синтезировать черты разных жанров. Ему посвящены работы, авторы которых в основном исследуют англоязычные университетские романы, в том числе произведения Д. Лоджа.
Новизна исследования заключается в том, что жанр университетского романа ещё системно не рассматривался на материале отечественных произведений. Кроме того, в современной филологической науке не были до конца определены характерные черты русской версии этого жанра.
Цель работы - исследование своеобразия и поэтики русского университетского романа. Поставленная цель подразумевает решение следующих конкретных задач:
1) исследовать историю появления и развития западного университетского романа;
2) изучить отечественные произведения XIX-XXI вв., посвященные академической среде;
3) рассмотреть специфику развития жанра университетского романа в русской литературе;
4) выявить основные типы героев и способы их изображения;
5) классифицировать образцы отечественного университетского романа;
6) сопоставить русскую версию жанра с западным каноном.
Объектом исследования является жанровая поэтика современной русской литературы. Предмет исследования - жанр университетского романа в творчестве отечественных авторов.
Материалом исследования послужили следующие произведения: пьеса А.С. Грибоедова «Студент» (1817), повесть Л.Н. Толстого «Юность» (1867), повесть «Студенты» (1895) Н.Г. Гарина-Михайловского, рассказ А.П. Чехова «Студент» (1894), повесть «Записки институтки» (1901) Л. Чарской, повесть «Студенты» (1950) Ю.В. Трифонова, романы «Подвиг» (1931) и «Пнин» (1957) В.В. Набокова, роман Д. Гранина «Иду на грозу» (1964), пьеса «Прощание в июне» (1964) А.В. Вампилова, повесть братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» (1964), роман «Белые одежды» (1966) В. Дудинцева, произведения Д. Лоджа «Академический обмен» (1975) и «Хорошая работа» (1988), роман «Факультет журналистики» (1985) В. Осипова, роман «Нарушитель границы» (1986) С. Юрьенена, роман «Общага-на-Крови» (1992) А. Иванова, роман «Время нереально» (1996) Ю. Старцевой, произведения Л. Матрос «Презумпция виновности» (2000) и «...называется жизнь» (2007), роман «Факультет патологии» (2001) А. Минчина, роман «Люди в голом» (2009) А. Аствацатурова, роман «Что случилось?» (2015) Д. Косякова, роман «Юные годы медбрата Паровозова» (2012) А. Моторова, роман «Протагонист» (2022) А. Володиной.
Теоретическая значимость исследования заключается в исследовании истории жанра, его национальной и региональной специфики. Полученные результаты и сделанные выводы могут послужить методологической основой для дальнейшего изучения университетской прозы.
Практическая значимость работы обусловлена возможностью применения ее результатов в спецкурсах и спецсеминарах, посвященных современных художественным произведениям, специфике университетского романа и региональной литературе.
Немало работ посвящено роману как одному из ведущих жанров литературы. Он развивался на протяжении многих веков и также менялся под влиянием исторических условий и предпосылок. С течением времени создавались разные романные поджанры, отражавшие традиции и особенности культуры в текущее время. История литературы знает любовный роман, плутовской, рыцарский и многие другие. Труды С.Н. Бройтмана [Теория литературы, 2004], А.Н. Веселовского [Веселовский, 1940], О.М. Фрейденберг [Фрейденберг, 1977] предстают крайне важными для рассмотрения жанровой природы университетского романа, его протожанров и путей развития.
В XX веке становится важным рассмотрение общества и конкретных социальных групп, связанных общей деятельностью и одной микросредой, которая оказывает на них влияние. Писатели создают произведения, посвященные общностям людей, например, рабочим, изображению их труда и трудностей, с которыми они сталкиваются. В это же время создаются тексты, авторы которых изучают университетскую среду, особенности её организации и взаимоотношения людей в ней. На первые план выходят студенты и преподаватели, которые взаимодействуют друг с другом как внутри, так и вне своих коллективов. На тему университетской прозы написаны работы О.Ю. Анцыферовой [Анцыферова, 2008; 2009; 2010], А.М. Люксембурга [Люксембург, 1988], Ю.В. Ким [Ким, 2019], рассматривающим контекст создания данного жанра и его основных черт.
Структура работы включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы. Во введении обоснована актуальность работы, приведена теоретико-методологическая база, сформулирована новизна исследования, обозначены цель и задачи. В первой главе анализируются условия происхождения жанра и особенности его функционирования на Западе и в России. Нами рассматриваются произведения как мировой, так и русской литературы, в центре которых находятся студенты и преподаватели, приводятся конкретные примеры образцов жанра. Также первая глава посвящена изучению отечественной литературы и традиций изображения академической среды в произведениях классиков, определению типологии героев в русской литературе и способов их изображения.
Во второй главе изучены постсоветские университетские романы. Показано, как на русской почве модифицируется классический канон жанра. Для этого мы считаем необходимым выявить основные особенности изображения академической среды в западной университетской прозе, сопоставить их с поэтикой отечественных произведений и показать специфику региональной литературы. В заключении приводятся результаты проведённого исследования, делаются выводы и намечаются перспективы.
Одним из важнейших направлений литературы XX века является проза, авторы которой повествуют о жизни определенной социальной группы и её повседневных проблемах. К таким формам художественной словесности относятся университетские романы. В их основе лежит изображение студенческой и академической среды. Отметим, что появлению университетского романа как в русской, так и в мировой литературе в целом предшествовала долгая история. Начиная с эпохи Просвещения, писатели всё больше включает в свои произведения сюжетные линии молодых людей- студентов. Постепенно академическая среда переходит на первый план повествования. Авторы изображают университет как стадию пути главных героев, что представлено в «Юности» Толстого, «Подвиге» Набокова.
В ходе исследования нами были рассмотрены различные точки зрения на условия появления университетского романа и разделения его на подтипы campus novelи varsity novel.Мы узнали, что среди факторов создания данного жанра выделяются интерес к изображению жизни разных социальных слоев общества, необходимость изменения образовательной системы и их последствия, например, появление в качестве преподавателей представителей «маргинализированного» слоя к 50-м годам прошлого века. Важно заметить, что социокультурные факторы, например, движение за права женщин также сильно влияют на поэтику университетской прозы.
Нами была определена классическая модель произведений, включающая столкновение главного героя-интеллектуала с враждебной ему средой. При этом существуют две концепции, в соответствии с которыми выделяют подтипы campus novelи varsity novel,представленные теоретиком и практиком жанра Д. Лоджем. Первая основана на выделении романов, написанных с точки зрения профессоров, вторая - студентов. Согласно второй, под campus novelпонимаются произведения, действие которых происходит в США ввиду существования там кампусов как университетских городов. А под varsity novelпонимаются английские университетские романы.
В ходе исследования были рассмотрены работы, посвященные изучению произведений русской литературы XIX - XX веков, в которых главными героями предстают студенты и преподаватели. На основе этих трудов мы можем выделить основные черты и концепты изображения, которых придерживаются русские классики. Исследователи рассматривают дихотомию «студенты - преподаватели» как цельную и органичную систему, которая не может существовать без хотя бы одного из этих элементов. Обучающиеся и профессора связаны и зависят друг от друга. Важно и то, что их отношения и мировосприятие зависит от сложившейся в обществе обстановки, которая подталкивает героев к рефлексии и переосмыслению своего места в обществе, своих возможностей и целей.
Вместе с этим можно выделить и наиболее частотные психологемы, выделяемые в образах профессоров и студентов: первые строгие, зажатые, скупые на слова ученые, стремящиеся к прогрессу и помогающие ученикам стать ответственными и серьезными. Студенты же обычно изображаются как мечтательные молодые люди, испытывающие голод, страдающие от нехватки денег. Они пытаются пробиться по социальной лестнице и стать учеными, но остаются ненужными и из-за всех своих проблем связаны с революционными кружками и реакционными движениями. Их связывает чувство единения и жизни в университетской среде как единого организма, в них дух студенчества, который стимулирует героев к созданию различного сообществ, так как в них они могут заниматься совместной деятельностью и пытаться влиять на мир. И преподаватели, и профессоры понимают необходимость переустройства общества, но обычно их идеи не перерастают в серьезные действия.
Первым русским героем данного жанра становится Тимофей Пнин из романа «Пнин» В. Набокова, написанного на английском языке и ставшего одним из представителей классического университетского романа. Писатель передает атмосферу академического пространства, из которого выпадает герой-интеллектуал, неспособный найти свое место в этом обществе. В центре внимания советских писателей оказывается НИИ - отличительная особенность отечественной системы высшего образования, которая нашла отражение в повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу». А. Иванов и А. Аствацатуров, авторы произведений «Общага-на- крови» и «Люди в голом», вносят изменения в западную жанровую модель. Авторы добавляют советскую чернуху, автобиографический тип повествования, а также фантастические и детективные элементы.
Современные писатели также продолжают создавать университетские романы. На примере красноярской прозы, произведений Ю. Старцевой «Время нереально» и Д. Косякова «Что дальше?», мы можем увидеть, что учебное заведение представляет собой лишь место действия. Оно не влияет на развитие сюжета и образы. Более того, авторы сосредоточены на изображении современной повседневности и обычных конфликтов вроде отношений влюбленных и поисков себя, приходящих на смену противостоянию озлобленных профессоров и студентов. В отличие от классических романов герои одни, сами по себе, не образуют связок двойников и групп персонажей. Эта специфика проявляется как на национальном, так и на региональном уровнях.
Нами также была проанализирована дилогия Л. Матрос «Есть только миг», в которую включены романы «Презумпция виновности» и «... называется жизнь». В них продемонстрированы изменения классической модели, по которой писались университетские романы США и Великобритании. В соответствии с ней можно выделить изображение университета как закрытого общества как одну из главных черт западного канона. Вместе с этим университетская проза Матрос отличается и влиянием позднесоветской чернухи и усложнением конфликта, в котором теперь и над студентами, и над преподавателями властвует государство.
Полученные результаты и сделанные выводы позволяют сказать, что на данном этапе задачи исследования достигнуты. Перспективами дальнейшей работы является рассмотрение и компаративный анализ университетской прозы других современных русских писателей.
В ходе исследования нами были рассмотрены различные точки зрения на условия появления университетского романа и разделения его на подтипы campus novelи varsity novel.Мы узнали, что среди факторов создания данного жанра выделяются интерес к изображению жизни разных социальных слоев общества, необходимость изменения образовательной системы и их последствия, например, появление в качестве преподавателей представителей «маргинализированного» слоя к 50-м годам прошлого века. Важно заметить, что социокультурные факторы, например, движение за права женщин также сильно влияют на поэтику университетской прозы.
Нами была определена классическая модель произведений, включающая столкновение главного героя-интеллектуала с враждебной ему средой. При этом существуют две концепции, в соответствии с которыми выделяют подтипы campus novelи varsity novel,представленные теоретиком и практиком жанра Д. Лоджем. Первая основана на выделении романов, написанных с точки зрения профессоров, вторая - студентов. Согласно второй, под campus novelпонимаются произведения, действие которых происходит в США ввиду существования там кампусов как университетских городов. А под varsity novelпонимаются английские университетские романы.
В ходе исследования были рассмотрены работы, посвященные изучению произведений русской литературы XIX - XX веков, в которых главными героями предстают студенты и преподаватели. На основе этих трудов мы можем выделить основные черты и концепты изображения, которых придерживаются русские классики. Исследователи рассматривают дихотомию «студенты - преподаватели» как цельную и органичную систему, которая не может существовать без хотя бы одного из этих элементов. Обучающиеся и профессора связаны и зависят друг от друга. Важно и то, что их отношения и мировосприятие зависит от сложившейся в обществе обстановки, которая подталкивает героев к рефлексии и переосмыслению своего места в обществе, своих возможностей и целей.
Вместе с этим можно выделить и наиболее частотные психологемы, выделяемые в образах профессоров и студентов: первые строгие, зажатые, скупые на слова ученые, стремящиеся к прогрессу и помогающие ученикам стать ответственными и серьезными. Студенты же обычно изображаются как мечтательные молодые люди, испытывающие голод, страдающие от нехватки денег. Они пытаются пробиться по социальной лестнице и стать учеными, но остаются ненужными и из-за всех своих проблем связаны с революционными кружками и реакционными движениями. Их связывает чувство единения и жизни в университетской среде как единого организма, в них дух студенчества, который стимулирует героев к созданию различного сообществ, так как в них они могут заниматься совместной деятельностью и пытаться влиять на мир. И преподаватели, и профессоры понимают необходимость переустройства общества, но обычно их идеи не перерастают в серьезные действия.
Первым русским героем данного жанра становится Тимофей Пнин из романа «Пнин» В. Набокова, написанного на английском языке и ставшего одним из представителей классического университетского романа. Писатель передает атмосферу академического пространства, из которого выпадает герой-интеллектуал, неспособный найти свое место в этом обществе. В центре внимания советских писателей оказывается НИИ - отличительная особенность отечественной системы высшего образования, которая нашла отражение в повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу». А. Иванов и А. Аствацатуров, авторы произведений «Общага-на- крови» и «Люди в голом», вносят изменения в западную жанровую модель. Авторы добавляют советскую чернуху, автобиографический тип повествования, а также фантастические и детективные элементы.
Современные писатели также продолжают создавать университетские романы. На примере красноярской прозы, произведений Ю. Старцевой «Время нереально» и Д. Косякова «Что дальше?», мы можем увидеть, что учебное заведение представляет собой лишь место действия. Оно не влияет на развитие сюжета и образы. Более того, авторы сосредоточены на изображении современной повседневности и обычных конфликтов вроде отношений влюбленных и поисков себя, приходящих на смену противостоянию озлобленных профессоров и студентов. В отличие от классических романов герои одни, сами по себе, не образуют связок двойников и групп персонажей. Эта специфика проявляется как на национальном, так и на региональном уровнях.
Нами также была проанализирована дилогия Л. Матрос «Есть только миг», в которую включены романы «Презумпция виновности» и «... называется жизнь». В них продемонстрированы изменения классической модели, по которой писались университетские романы США и Великобритании. В соответствии с ней можно выделить изображение университета как закрытого общества как одну из главных черт западного канона. Вместе с этим университетская проза Матрос отличается и влиянием позднесоветской чернухи и усложнением конфликта, в котором теперь и над студентами, и над преподавателями властвует государство.
Полученные результаты и сделанные выводы позволяют сказать, что на данном этапе задачи исследования достигнуты. Перспективами дальнейшей работы является рассмотрение и компаративный анализ университетской прозы других современных русских писателей.
Подобные работы
- ТИПОЛОГИЯ ГЕРОЕВ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (ТИПЫ «МАЛЕНЬКОГО», «ЛИШНЕГО», «НОВОГО», «ПОДПОЛЬНОГО» ЧЕЛОВЕКА)
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ИНТЕРПРЕТЦИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА В КРИТИКЕ Н.А. БЕРДЯЕВА
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - Образ кота в русской литературе: мифологические и фольклорные мотивы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2016 - «ТЕКСТ» РУССКОЙ КЛАССИКИ В РОМАНЕ В. НАБОКОВА «ПНИН»
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ ФИЛОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОЙ КРИТИКИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Гюстав Флобер в русской рецепции ("Воспитание чувств"): опыт безличного повествования
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4985 р. Год сдачи: 2017 - ТЕМА БЕЗУМИЯ В РОМАНЕ «ШКОЛА ДЛЯ ДУРАКОВ» САШИ СОКОЛОВА
Магистерская диссертация, литература. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2016 - ЕВАНГЕЛЬСКИЙ ТЕКСТ В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ПРОЗЕ (Ю. ВЯЗЕМСКИЙ «СЛАДКИЕ ВЕСЕННИЕ БАККУРОТЫ. ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК», «ДЕТСТВО ПОНТИЯ ПИЛАТА. ТРУДНЫЙ ВТОРНИК», С. ЛУКЬЯНЕНКО «ИСКАТЕЛИ НЕБА»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2016 - ЖАНРОВЫЕ И СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕСТЕЙ Н.А. ДУРОВОЙ
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2013



