ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. УНИВЕРСИТЕТСКИЙ РОМАН В РОССИИ: ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ЖАНРА 10
1.1. Генезис университетского романа 10
1.2. Университетский роман в оптике современной отечественной и западной
филологии 17
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 31
ГЛАВА 2. ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА ЖАНРА
УНИВЕРСИТЕТСКОГО РОМАНА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 33
2.1. Классификация и история отечественного русского университетского
романа 33
2.2. Западный канон университетского романа и русская версия жанра:
компаративный аспект 43
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
Вся история литературы представляет собой непрерывное развитие, в ходе которого происходят изменения жанровых форм. Это постоянное движение подразумевает в том числе смену ориентиров, на которые опираются авторы художественных текстов, а также создание и популяризацию новых жанровых разновидностей и направлений. К причинам, определяющим развитие литературного процесса, относятся культурные и национальные особенности, исторический контекст, развитие общества и др.
Тема обучения и его влияния на личность была в центре внимания читателей и писателей на протяжении долгого времени. А.М. Люксембург отмечает актуальность университетской темы с самого появления учебных заведений: Оксфордского и Кембриджского университетов с 1167 и 1229 гг. На протяжении нескольких веков для Англии был характерен упадок образовательных учреждений, научных стандартов, что порождает типов героев: наивный простофиля, агрессивный невежда, ученый злодей. В обществе того времени преобладал страх перед науками и антипатия к научной деятельности в целом, поэтому для художественной литературы было свойственно негативное отношение к университетам, обличение их и изображение героев, становящихся злодеями. В эпоху Просвещения наблюдается следующая тенденция: учебное заведение становится интересным объектом, который нужно внимательно и тщательно изучить. В это время создаются «История Тома Джонса, найденыша» (1749) Генри Филдинга и «Приключения Перигрина Пикля» (1751) Тобайса Смолл етта, в которых изображаются герои-студенты. И если сначала изображение академической среды было на втором плане, то со временем авторы начинают включать его в основную фабулу произведений. Среди писателей, повлиявших на становление университетской прозы, исследователь выделяет У.М. Теккерея, С. Батлера и Т. Харди [Люксембург, 1988: 5-6].
Люди всегда интересовались процессом интеграции индивида в социум, взаимоотношениями людей и разных социальных групп в обществе, проблемами иерархии и власти внутри него. Так, О.Ю. Анцыферова в своей работе выделяет несколько групп текстов, напрямую связанных с общественной ситуацией. Например, это индустриальный роман (industrial novel), в центре изображения которого рабочий класс Великобритании в период индустриальной революции в середине XIX века. Также исследователь отмечает напрямую связанный с жизнью Англии 50-60-х гг. XX рабочий роман (working class novel) или «отечественный продукт» - производственный роман, родоначальником которого И. Анисимов называет писателя Пьера Ампа. Француз создал цикл произведений, посвященных производству в разных сферах жизни и общества: производство вина («Шампанское», 1910), рыбная ловля («Свежая рыба», 1910), работа железнодорожной станции («Рельсы», 1912) и т.д. Внимание людей также привлекают высшие учебные заведения, которые находятся в центре изображения университетской прозы, что обусловлено интересом общества к учебному процессу и развитию системы образования . Появляется университетская проза, одно из наиболее интересных явлений в современной литературе [Анцыферова, 2010: 3-4].
Отечественная литература, посвященная академической среде, существовала и до XX века, до появления университетской прозы. Так, XVIII век ознаменовал собой становление российской системы образования и новый этап развития культуры и жизни страны. В это время были заложены основы дальнейшего развития науки.
Стоит отметить, что университеты изначально представляли собой культурные центры, цель которых состояла в просвещении людей, передаче им знаний, распространении прогрессивных идей и взглядов. Образовательная система всегда была связана с культурой и состоянием общества, и социально-исторические явления, в свою очередь, оказывали влияния на деятельность учебных заведений. Их история развития представляла собой несколько этапов, хронологически связанных со сменой власти того или иного правителя в стране, и в течение каждого периода так или иначе менялась система образования, а вместе с ней и литература, посвященная академической среде.
Первые университеты в России создавались по примеру западноевропейских учебных заведений, например, устав Московского университета был создан по образцу немецких образовательных учреждений. Важной составляющей системы образования в СССР стало создании НИИ - научно-исследовательских институтов. НИИ представляет собой научную организацию, в которой ученые занимаются исследованиями и разработками. Такая структура отличает российскую систему образования от западной системы, так как в последней не существует подобного сообщества ученых, профессоров и преподавателей, позволяющего им обособиться от студенческого коллектива. Более того, в западных странах между преподаванием в учебном заведении и научной деятельностью связь другого рода: они соединены в одно целое. НИИ как важная часть образовательного процесса нашла отражение в литературе.
Так, в отечественной славистике сложилось несколько традиций изображения академической среды: от Российской Империи до советской литературы. И в рамках нашего исследования особый интерес представляет исследование связи между университетскими романами конца XX - начала XXI вв. в контексте истории русской литературы и западного канона рассматриваемого нами жанра.
Актуальность исследования обусловлена интересом современной гуманитарной науки, во-первых, к исторической поэтике жанров [А.Н. Веселовский, 1940], [С.Н. Бройтман, 2004]; во-вторых, к компаративистике [Жирмунский, 1936]; в-третьих, к проблемам интертекстуальности в жанре университетской прозы [Заболотнева, 2021]; в- четвертых, к особенностям национальных версий западноевропейских по происхождению жанров в России [Ерохина, 2017], [Анисимов, Анисимова, 2023].
Как пишет Ю.В. Ким, это «цеховой» и отчасти маргинальный феномен, который достаточно быстро распространился за пределы Америки и Великобритании, став одним из основных жанров литературы второй половины XX - начала XXI в. По мнению исследователя, без университетского романа, занявшего своё место в каноне современной литературы, тяжело представить художественный процесс [Ким, 2019: 3]. Университетский роман сложен и особенен тем, что способен синтезировать черты разных жанров. Ему посвящены работы, авторы которых в основном исследуют англоязычные университетские романы, в том числе произведения Д. Лоджа.
Новизна исследования заключается в том, что жанр университетского романа ещё системно не рассматривался на материале отечественных произведений. Кроме того, в современной филологической науке не были до конца определены характерные черты русской версии этого жанра.
Цель работы - исследование своеобразия и поэтики русского университетского романа. Поставленная цель подразумевает решение следующих конкретных задач:
1) исследовать историю появления и развития западного университетского романа;
2) изучить отечественные произведения XIX-XXI вв., посвященные академической среде;
3) рассмотреть специфику развития жанра университетского романа в русской литературе;
4) выявить основные типы героев и способы их изображения;
5) классифицировать образцы отечественного университетского романа;
6) сопоставить русскую версию жанра с западным каноном.
Объектом исследования является жанровая поэтика современной русской литературы. Предмет исследования - жанр университетского романа в творчестве отечественных авторов.
Материалом исследования послужили следующие произведения: пьеса А.С. Грибоедова «Студент» (1817), повесть Л.Н. Толстого «Юность» (1867), повесть «Студенты» (1895) Н.Г. Гарина-Михайловского, рассказ А.П. Чехова «Студент» (1894), повесть «Записки институтки» (1901) Л. Чарской, повесть «Студенты» (1950) Ю.В. Трифонова, романы «Подвиг» (1931) и «Пнин» (1957) В.В. Набокова, роман Д. Гранина «Иду на грозу» (1964), пьеса «Прощание в июне» (1964) А.В. Вампилова, повесть братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» (1964), роман «Белые одежды» (1966) В. Дудинцева, произведения Д. Лоджа «Академический обмен» (1975) и «Хорошая работа» (1988), роман «Факультет журналистики» (1985) В. Осипова, роман «Нарушитель границы» (1986) С. Юрьенена, роман «Общага-на-Крови» (1992) А. Иванова, роман «Время нереально» (1996) Ю. Старцевой, произведения Л. Матрос «Презумпция виновности» (2000) и «...называется жизнь» (2007), роман «Факультет патологии» (2001) А. Минчина, роман «Люди в голом» (2009) А. Аствацатурова, роман «Что случилось?» (2015) Д. Косякова, роман «Юные годы медбрата Паровозова» (2012) А. Моторова, роман «Протагонист» (2022) А. Володиной.
Теоретическая значимость исследования заключается в исследовании истории жанра, его национальной и региональной специфики. Полученные результаты и сделанные выводы могут послужить методологической основой для дальнейшего изучения университетской прозы.
Практическая значимость работы обусловлена возможностью применения ее результатов в спецкурсах и спецсеминарах, посвященных современных художественным произведениям, специфике университетского романа и региональной литературе.
Немало работ посвящено роману как одному из ведущих жанров литературы. Он развивался на протяжении многих веков и также менялся под влиянием исторических условий и предпосылок. С течением времени создавались разные романные поджанры, отражавшие традиции и особенности культуры в текущее время. История литературы знает любовный роман, плутовской, рыцарский и многие другие. Труды С.Н. Бройтмана [Теория литературы, 2004], А.Н. Веселовского [Веселовский, 1940], О.М. Фрейденберг [Фрейденберг, 1977] предстают крайне важными для рассмотрения жанровой природы университетского романа, его протожанров и путей развития.
В XX веке становится важным рассмотрение общества и конкретных социальных групп, связанных общей деятельностью и одной микросредой, которая оказывает на них влияние. Писатели создают произведения, посвященные общностям людей, например, рабочим, изображению их труда и трудностей, с которыми они сталкиваются. В это же время создаются тексты, авторы которых изучают университетскую среду, особенности её организации и взаимоотношения людей в ней. На первые план выходят студенты и преподаватели, которые взаимодействуют друг с другом как внутри, так и вне своих коллективов. На тему университетской прозы написаны работы О.Ю. Анцыферовой [Анцыферова, 2008; 2009; 2010], А.М. Люксембурга [Люксембург, 1988], Ю.В. Ким [Ким, 2019], рассматривающим контекст создания данного жанра и его основных черт.
Структура работы включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы. Во введении обоснована актуальность работы, приведена теоретико-методологическая база, сформулирована новизна исследования, обозначены цель и задачи. В первой главе анализируются условия происхождения жанра и особенности его функционирования на Западе и в России. Нами рассматриваются произведения как мировой, так и русской литературы, в центре которых находятся студенты и преподаватели, приводятся конкретные примеры образцов жанра. Также первая глава посвящена изучению отечественной литературы и традиций изображения академической среды в произведениях классиков, определению типологии героев в русской литературе и способов их изображения.
Во второй главе изучены постсоветские университетские романы. Показано, как на русской почве модифицируется классический канон жанра. Для этого мы считаем необходимым выявить основные особенности изображения академической среды в западной университетской прозе, сопоставить их с поэтикой отечественных произведений и показать специфику региональной литературы. В заключении приводятся результаты проведённого исследования, делаются выводы и намечаются перспективы.
Одним из важнейших направлений литературы XX века является проза, авторы которой повествуют о жизни определенной социальной группы и её повседневных проблемах. К таким формам художественной словесности относятся университетские романы. В их основе лежит изображение студенческой и академической среды. Отметим, что появлению университетского романа как в русской, так и в мировой литературе в целом предшествовала долгая история. Начиная с эпохи Просвещения, писатели всё больше включает в свои произведения сюжетные линии молодых людей- студентов. Постепенно академическая среда переходит на первый план повествования. Авторы изображают университет как стадию пути главных героев, что представлено в «Юности» Толстого, «Подвиге» Набокова.
В ходе исследования нами были рассмотрены различные точки зрения на условия появления университетского романа и разделения его на подтипы campus novelи varsity novel.Мы узнали, что среди факторов создания данного жанра выделяются интерес к изображению жизни разных социальных слоев общества, необходимость изменения образовательной системы и их последствия, например, появление в качестве преподавателей представителей «маргинализированного» слоя к 50-м годам прошлого века. Важно заметить, что социокультурные факторы, например, движение за права женщин также сильно влияют на поэтику университетской прозы.
Нами была определена классическая модель произведений, включающая столкновение главного героя-интеллектуала с враждебной ему средой. При этом существуют две концепции, в соответствии с которыми выделяют подтипы campus novelи varsity novel,представленные теоретиком и практиком жанра Д. Лоджем. Первая основана на выделении романов, написанных с точки зрения профессоров, вторая - студентов. Согласно второй, под campus novelпонимаются произведения, действие которых происходит в США ввиду существования там кампусов как университетских городов. А под varsity novelпонимаются английские университетские романы.
В ходе исследования были рассмотрены работы, посвященные изучению произведений русской литературы XIX - XX веков, в которых главными героями предстают студенты и преподаватели. На основе этих трудов мы можем выделить основные черты и концепты изображения, которых придерживаются русские классики. Исследователи рассматривают дихотомию «студенты - преподаватели» как цельную и органичную систему, которая не может существовать без хотя бы одного из этих элементов. Обучающиеся и профессора связаны и зависят друг от друга. Важно и то, что их отношения и мировосприятие зависит от сложившейся в обществе обстановки, которая подталкивает героев к рефлексии и переосмыслению своего места в обществе, своих возможностей и целей.
Вместе с этим можно выделить и наиболее частотные психологемы, выделяемые в образах профессоров и студентов: первые строгие, зажатые, скупые на слова ученые, стремящиеся к прогрессу и помогающие ученикам стать ответственными и серьезными. Студенты же обычно изображаются как мечтательные молодые люди, испытывающие голод, страдающие от нехватки денег. Они пытаются пробиться по социальной лестнице и стать учеными, но остаются ненужными и из-за всех своих проблем связаны с революционными кружками и реакционными движениями. Их связывает чувство единения и жизни в университетской среде как единого организма, в них дух студенчества, который стимулирует героев к созданию различного сообществ, так как в них они могут заниматься совместной деятельностью и пытаться влиять на мир. И преподаватели, и профессоры понимают необходимость переустройства общества, но обычно их идеи не перерастают в серьезные действия.
Первым русским героем данного жанра становится Тимофей Пнин из романа «Пнин» В. Набокова, написанного на английском языке и ставшего одним из представителей классического университетского романа. Писатель передает атмосферу академического пространства, из которого выпадает герой-интеллектуал, неспособный найти свое место в этом обществе. В центре внимания советских писателей оказывается НИИ - отличительная особенность отечественной системы высшего образования, которая нашла отражение в повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу». А. Иванов и А. Аствацатуров, авторы произведений «Общага-на- крови» и «Люди в голом», вносят изменения в западную жанровую модель. Авторы добавляют советскую чернуху, автобиографический тип повествования, а также фантастические и детективные элементы.
Современные писатели также продолжают создавать университетские романы. На примере красноярской прозы, произведений Ю. Старцевой «Время нереально» и Д. Косякова «Что дальше?», мы можем увидеть, что учебное заведение представляет собой лишь место действия. Оно не влияет на развитие сюжета и образы. Более того, авторы сосредоточены на изображении современной повседневности и обычных конфликтов вроде отношений влюбленных и поисков себя, приходящих на смену противостоянию озлобленных профессоров и студентов. В отличие от классических романов герои одни, сами по себе, не образуют связок двойников и групп персонажей. Эта специфика проявляется как на национальном, так и на региональном уровнях.
Нами также была проанализирована дилогия Л. Матрос «Есть только миг», в которую включены романы «Презумпция виновности» и «... называется жизнь». В них продемонстрированы изменения классической модели, по которой писались университетские романы США и Великобритании. В соответствии с ней можно выделить изображение университета как закрытого общества как одну из главных черт западного канона. Вместе с этим университетская проза Матрос отличается и влиянием позднесоветской чернухи и усложнением конфликта, в котором теперь и над студентами, и над преподавателями властвует государство.
Полученные результаты и сделанные выводы позволяют сказать, что на данном этапе задачи исследования достигнуты. Перспективами дальнейшей работы является рассмотрение и компаративный анализ университетской прозы других современных русских писателей.
1. Анисимов К.В., Анисимова Е.Е. Очерки теории и истории русской баллады. Красноярск: СФУ, 2023. 312 с.
2. Анисимова Е.Е. Стоматологический код в романе Владимира Набокова «Пнин» // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 49. С. 139-143.
3. Анцыферова О.Ю. Американский университетский роман: социокультурный контекст и преодоление стереотипов // Американский ежегодник-2007. 2009. С. 190-215.
4. Анцыферова О.Ю. Университетский роман: жизнь и законы жанра // Вопросы литературы. 2008. № 4. С. 264-295.
5. Анцыферова О.Ю. Университетский роман: парадоксы жанровой номенклатуры // Вестник Ивановского гос. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2010. Вып. 1. С. 3-8.
6. Аствацатуров А. Люди в голом. М.: AdMarginem. 2009. 312 с.
7. Ахмедова Э. Академический роман. 2016. [Электронный ресурс]. URL.:https://aesthesis.ru/magazine/july16/academic-novel(дата обращения: 20.03.2024)
8. Бабенко Е.А. Преподаватель как образ русского интеллигента в пьесах Чехова // Colloquium journal. 2019. № 11-3 (35). С. 96-97.
9. Беспалова Е.К. Университетская проза Набокова // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Филологические науки. 2020. № 3 (72). С. 117-134.
10. Вампилов А.В. Прощание в июне: пьесы. М.: Искусство, 1984. С. 1-109.
11. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л.: Художественная литература, 1940. 648 с.
12. Владимирова Н.Г. Живописные средства в художественной прозе Д. Лоджа: NiceWork. A Novel (1998) // Материалы 36-й Междунар. филол. конф. СПб.: Изд-во СПбГ, 2007. Вып. 8: История зарубежных литератур. С. 36-39.
13. Волкова А.А. Жанровые изменения университетского романа в контексте эстетики постмодернизма: (на примере романа Дж. Хайнса «Рассказ лектора») // Художественное слово в пространстве культуры. Иваново: ИвГУ, 2008. C. 135-144.
14. Волкова А.А. Проблемы высшего образования в современной американской университетской прозе // Личность. Культура. Общество. М.: Институт философии РАН, 2008. Т. X. Вып. 5/6. С. 440-445.
15. Володина А. Протагонист. М.: Редакция Елены Шубиной, 2022. 320 с.
16. Гарин-Михайловский Н.Г. Студенты // Гарин-Михайловский Н.Г. Собрание сочинений: в 5 т. Т. 2. М.: ГИХЛ, 1957.C. 7-235.
17. Гушанская Е. Александр Вампилов: Очерк творчества. Л.:
Сов.писатель. Ленингр. отд-ние [Электронный ресурс]. 1990. URL:https://russofile.ru/articles/article 23.php#I111a(дата обращения:
25.05.24).
18. Гранин Д. Иду на грозу // Гранин Д. Собрание сочинений: в 5 т. Т.1. М.: Художественная литература, 1989. С. 16-370.
19. Грибоедов А.С. Студент // Грибоедов А.С. Сочинения. М.; Л.: ГИХЛ [Электронный ресурс]. 1959. URL: http://az.lib.ru/g/griboedow_a_s/ text_0080.shtml (дата обращения: 20.04.24).
20. Демина Е.Г. Религиозные аспекты образа профессора Преображенского в повести М. Булгакова «Собачье сердце» // Религия. Общество. Человек: Материалы I Междунар. Научных чтений. (Симферополь - Партенит, 27-29 апреля 2018 г.). Симферополь: Партенит, 2018. С. 121-127.
21. Домбровский Ю. Факультет ненужных вещей // Домбровский Ю. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 5. М.: ТЕРРА, 1993. С. 5-631.
22. Дудинцев В.Д. Белые одежды. М.: Книжная палата, 1988. 688 с.
23. Ерохина Е.П. Интертекстуальность как неотъемлемая черта
жанра «университетский роман» // Научный форум: Филология,
искусствоведение и культурология. Сборник статей по материалам VI международной заочной научно-практической конференции. (Москва, июнь 2017 г.). М.: Изд. «МЦНО» , 2017. С. 43-47.
24. Ерохина Е.П. Передача реалий как одна из трудностей перевода университетских романов // Молодежный научный форум: гуманитарные науки. 2017. № 5 (44). С. 132-139.
25. Заболотнева О.Л. Интертекстуальные включения в университетских романах // Когнитивные исследования языка. № 3 (46). 2021. С. 491-495.
26. Заболотнева О.Л. Некоторые особенности англоязычного художественного дискурса (на примере университетских романов
B. Набокова, Ф. Рота и З. Смит) // Челябинский гуманитарий. 2018. № 4 (45).
C. 11-15.
27. Иванов А. В. Общага-на-Крови. СПб.: АСТ. 472 с.
28. Иванов В.В. Профессор Коробкин и профессор Бугаев: к жанровой характеристике романа «Москва» Андрея Белого // Москва и «Москва» Андрея Белого: материалы конференции, проходившей в Москве 18-20 дек. 1995 г. М.: Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), 1999. С. 11-28.
29. Ильина О.С. Студент и профессор в произведениях русских писателей XIX-XX вв. // Вестник Герценовского университета. 2011. № 6. С. 33-40.
30. Карева Я.В. Способы реализации концепта «свои-чужие» в романе А.И. Куприна «Жанета» // Филологические этюды: сборник научных статей молодых ученых. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та. 2009. Вып. 2. C. 145-148.
31. Когут К.С. Повесть А.В. Иванова «Общага-на-крови»: границы жанра // Уральский филологический вестник. Серия: Русская литература XX-XXI веков: направления и течения. 2013. № 2. С. 108-117.
32. Колчанов В.В. Катабасис как сатирический мотив в повести М.А. Булгакова «Роковые яйца»: образ профессора Персикова в свете античной, западноевропейской и русской церемониальной магии // Русская литература XX-XXI веков в национальном культурно-историческом контексте. Тамбов: дом «Державинский», 2017. С. 170-188.
33. Косяков Д. Что случилось? [Электронный ресурс] // День и Ночь.
2015. № 6. 2016. № 1. URL:https://magazines.gorky.media/din/2015/6/chto-
sluchilos.html (дата обращения: 25.11.2023);
https://magazines.gorky.media/din/2016/1/chto-sluchilos-2.html(дата обращения: 25.11.2023).
34. Ким Ю.В. Художественные особенности раннего англо-американского академического романа (1950-х гг.): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03. М., 2019. 168 с.
35. Коростелева А.А. Цветы корицы, аромат сливы. М.: Проект «Самиздат», 2013. 422 с.
36. Кравченкова Е.А. Образ преподавателя в университетских романах Д. Лоджа и И. Грековой // Русский язык и литература в пространстве мировой культуры: Материалы XIII Конгресса МАПРЯЛ: в 15 т. СПб.: МАПРЯЛ, 2015. Т. 14. С. 303-308.
37. Лодж Д. Академический обмен. Повесть о двух кампусах / пер. с англ. О. Макаровой. М.: Независимая Газета, 2000. 320 с.
38. Лодж Д. Хорошая работа. / пер. с англ. М. Ворсановой. М.: Независимая Газета, 2004. 384 с.
39. Люксембург А.М. Англо-американская университетская проза: история, эволюция, проблематика, типология / отв. ред. В.Е. Давидович. Ростов: Изд-во Рост.ун-та, 1988. 282 с.
40. Масляева О.Ю. Поэтика трилогии Дэвида Лоджа: романы «Академический обмен», «Мир тесен», «Прекрасная работа»: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03. Нижний Новгород, 2001. 173 с.
41. Матрос Л.Г. Презумпция виновности. New York: Liberty
Publishing House, 2000. 607 с.
42. Матрос Л.Г. ...называется жизнь. Киев: Мультимедийное
издательство Стрельбицкого, 2007. 661 с.
43. Минчин А. Факультет патологии. М.: Ниола 21-й век, 2001. 459 с.
44. Мирная Е.А. Речевой портрет университетского преподавателя (на материале романа Д. Лоджа «Хорошая работа») // Молодая наука. Сборник тезисов участников II научно-практической студенческой конференции. Симферополь: Изд-во Ариал. 2020. С. 41-43.
45. Моторов А. М. Юные годы медбрата Паровозова. М.: АСТ: Corpus, 2012. 512 с.
46. Муравлева В.В. Образ студента в русской литературе XVIII¬XX вв. [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2021. № 8. С. 201-204. URL.:https://moluch.ru/archive/350/78733/(дата обращения: 21.02.2024)
47. Набоков В. В. Подвиг. М.: Ardis, 1974. 274 с.
48. Набоков В. В. Пнин / пер. с англ. Г. Барабтарло при участии
B. Набоковой. NewYork: Ardis, 1983. 184 с.
49. Новиков В. Филологический роман // Новый мир. 1999. № 10.
C. 193-205.
50. Осипов В.Д. Факультет журналистики. М.: Московский рабочий [Электронный ресурс]. 1985. URL: https://litmir.club/br/?b=163440(дата обращения: 20.06.2024).
51. Парулина И.Ю. Университетский роман как объект исследования // Наука Южно-Уральского государственного университета. Материалы 68-й научной конференции. (Челябинск, апрель 2016.) Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2016. С. 735-743.
52. Пестерев В.А. Романная проза Запада рубежа ХХ и XXI веков
[Электронный ресурс] // Вестник Пермского ун-та. Серия Российская и зарубежная филология. 2011. № 3 (15). URL:
http://www.philology.ru/literature3/pesterev-11a.htm (дата обращения:
15.02.2024).
53. Петрова Е.В. Произведение Дэвида Лоджа «Академический обмен» как пример университетского романа // Вестник современных исследований. 2018. № 1 (16). С. 160-164.
54. Разина Т.В. Образ профессора высшей школы в живописи и его историко-культурная трансформация // Социология науки и технологий. 2021. Т. 12. № 4. С. 46-66.
55. Румянцев А. «Драматург на все времена...» О жизни и творчестве Александра Вампилова [Электронный ресурс] // Парус. 2023. № 20. URL: https://litbook.ru/article/2974/(дата обращения: 25.05.24).
56. Рыбакова С.Н. Русский студент в творчестве И.С. Шмелева // Духовные и нравственные смыслы отечественного образования на рубеже столетий. Тольятти: Изд-во Тольяттинский гос. университет, 2002. C. 112¬116.
57. Сидорова О.Г. Комическое в романе Дэвида Лоджа «Хорошая работа» // Традиции и взаимодействие в зарубежных литературах: межвуз. сб. науч.тр. Пермь: Изд-во Урал. унт-та, 1999. С. 225-231.
58. Сидорова О.Г. Филологическая трилогия Д. Лоджа: опыт интертекстуального прочтения // Зарубежная литература: контекстуальные и интертекстуальные связи. Сб. науч. тр. / Под ред. А.В. Маркина. Екатеринбург: Изд-во Урал.унт-та, 2000. С. 80-88.
59. Скубачевска-Пневска А. Принципы повествования в
университетском романе (на примере «Обладать» Антонии Сьюзен Байетт) // Новый филологический вестник. 2014. № 3 (30). С. 29-39.
60. Сосновская О.А. Образ и прототип в повести И.С. Шмелева «В новую жизнь» // Проблемы исторической поэтики. 2015. № 13. С. 477-491.
61. Сперанская А.Н. Студенческие образы в русской литературе во второй половине XIX в. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 6 (2). С. 44-46.
62. Старцев Д.И. Образ ученого как репрезентация образа волшебника в серии научно-фантастических рассказов А. Беляева «Изобретения профессора Вагнера» // Международная научно-практическая конференция, посвященная 100-летию со дня рождения народного писателя Мордовии К. Г. Абрамова. Саранск: Мордовский гос. пед. институт им. М.Е. Евсевьева, 2014. С. 261-264.
63. Старцева Ю.В. Избранная проза: романы, рассказы. Красноярск: ЛИТЕРА-принт, 2019. 398 с.
64. Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. Понедельник начинается в субботу // Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. Фантастические повести. М.: Детская литература, 1979. С. 5-224.
65. Теория литературы: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: в 2 т. / под ред. Н.Д. Тамарченко. М.: Издательский центр «Академия», 2004. Т. 2: Бройтман С.Н. Историческая поэтика. 368 с.
66. Тимофеева А.И. Образ и языковая личность учителя (на примере рассказов А.П. Чехова «Учитель словесности» и «Скучная история») // Дискурс профессиональной коммуникации. 2020. № 3. С. 85-99.
67. Толстой Л.Н. Юность // Толстой Л.Н. Собрание сочинений: в 12 т. Т. 1. М.: Художественная литература, 1972. С. 177-349.
68. Трифонов Ю.В. Студенты // Трифонов Ю.В. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 1. М.: Художественная литература, 1985. С. 23-409.
69. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М.: Лабиринт, 1997. 448 с.
70. Хикита М. Провинциальные студенты в творчестве П.А. Корсакова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 12 (2). С. 74-77.
71. Хомутова Т.Н. Интегральная модель университетского дискурса в жанре университетского романа // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. 2018. Т. 15. № 3. С. 32-43.
72. Чарская Л. Записки институтки // Чарская Л. Собрание сочинений: в 5 т. Т. 1. М.: ТЕРРА-Кн. клуб, 2008. 5-222.
73. Чехов А.П. Студент // Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: в 30-ти томах. Сочинения. Т. 8. М.: Наука, 1977. С. 306-309.
74. Шарафутдинова Э.М. Виды студенческих образов в русской литературе XIX века (постановка проблемы) // Сборник статей по материалам XLIV студенческой международной научно-практической конференции: Ассоциация научных сотрудников «Сибирская академическая книга». Казань: КФУ, 2018. С. 172-183.
75. Шевелёва П.В. Образ «красного профессора» (по материалам журнала «Историк-марксист») // Вестник Челябинского государственного университета. 2007. № 21. С. 147-162.
76. Юрьенен С.С. Нарушитель границы. Париж-Нью-Йорк: Третья волна, 1986. 206 с.
77. Яковлева Г.В. Роман Дэвида Лоджа «Хорошая работа» и проблемы интертекстуальности // Художественный текст: структура и поэтика: межвуз. сб. / Под ред. И. П. Куприяновой. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. Вып. 6. С. 269-277.