Введение 3
1 Теоретические аспекты определения конкурентоспособности организации 5
1.1 Понятие конкурентоспособности организации 5
1.2 Методы оценки конкурентоспособности организации 12
2 Анализ конкурентоспособности ГБУ ДПО «СПбРЦОКОиИТ» 21
2.1 Общая характеристика деятельности ГБУ ДПО«СПбРЦОКОиИТ» 21
2.2 Оценка конкурентоспособности ГБУ ДПО «СПбРЦОКОиИТ» 30
3 Пути повышения конкурентоспособности организации на примере ГБУ ДПО «СПбРЦОКОиИТ» 51
3.1 Мероприятия по повышению конкурентоспособности организации 51
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий по повышению конкурентоспособности ГБУ ДПО «СПбРЦОКОиИТ» 60
Заключение 66
Список использованной литературы 68
В настоящее время вопрос повышения конкурентоспособности организаций не теряет своей актуальности. Конкуренты - важнейшая составляющая непосредственного окружения организации, без их учета и изучения невозможна разработка стратегии и тактики функционирования организации на рынке. Поэтому в современных условиях успех любой организации напрямую зависит от того, какие м еры компания принимает для поддержания своей конкурентоспособности.
С целью выработки обоснованных управленческих решений организациям необходимо использовать целый комплекс методов менеджмента, и производить оценку влияния этих методов на конкурентоспособность организации.
Оценка конкурентных результатов деятельности участников рынка по размерам их конкурентных позиций по отношению к соперникам является наиболее важной характеристикой результатов их участия в деловой конкуренции. Каждый участник рынка формирует свою позиции по отношению к каждому конкуренту, стремится её занять и отстоять в соперничестве с ним. Эти позиции должны фиксировать взаимное положение участников рынка как конкурентов.
Все вышесказанное обусловливает актуальность избранной темы.
Цель выпускной квалификационной работы - оценка конкурентоспособности исследуемого учреждения с целью ее повышения.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) изучить теоретические аспекты конкурентоспособности;
2) охарактеризовать исследуемое учреждение, провести анализ его конкурентоспособности;
3) предложить мероприятия по повышению его конкурентоспособности.
Объект исследования -Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий » (ГБУ ДПО ЦПКС СПб «СПбЦОКОиИТ»).
Предмет исследования - совокупность теоретических, методических и практических аспектов, связанных с формированием конкурентоспособности учреждения.
Теоретической и методологической основой работы являются научные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам экономического развития, конкуренции, стратегического планирования и управления, экономического и финансового анализа деятельности предприятия в рыночной экономике и др. Работами в этом направлении занимались И.Н. Герчикова, Д. Кревенси другие. Группировки факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность предприятия, представлены в работах М.Портера, А.А. Томпсона и А.Дж. Стрикленда, Е.П. Голубкова, А. Олливье, А. Дайан и Р. Урсе, И.У. Зулькарнаева и Л.Р. Ильясовой, В.Л. Белоусова, Е.С. Брулева, Л.Н. Качалиной, Н.К. Моисеевой, И.В. Максимова, Е.А. Сысоевой, А.Ю. Юданова, Р.А. Фатхутдинова, В.В. Царева, А.Н. Цветкова и др.
Информационную базу исследования составили данные исследуемой организации, сведения, содержащиеся в научных публикациях по исследуемой проблеме, а так же материалы, собранные автором.
В процессе дипломного исследования использовались методы логического, экономического и конкурентного анализа, сопоставления, систематизации, статистической обработки данных, экспертных оценок.
Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности их практического использования при совершенствовании деятельности исследуемого учреждения.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав — теоретической, практической и проектной, заключения, списка использованной литературы.
Проведенные исследования показали, что приведенные результаты работы ГБУ ДПО «СПбЦОКОиИТ» свидетельствуют о том, что в целом результаты работы коллектива по всем направлениям следует признать удовлетворительными.
Полностью выполнен План-заказ Комитета по образованию и все задания, полученные от учредителя.
Методическая поддержка и сопровождение процесса информатизации образования в ОУ города за отчетный период осуществлялась в соответствии с перспективными направлениями развития системы образования в контексте ФГОС.
Сотрудниками Центра осуществлялось сопровождение Независимой оценки качества образования. Через процедуру прошли 1024 учреждения дошкольного образования, дополнительного образования детей и взрослых. В ней участвовало более 120 экспертов.
Анализ анкетирования слушателей курсов показал, что в целом удовлетворенность знаниями, полученными на курсах, достаточно стабильна: в этом году она примерно такая же, как год назад (более 90%).
Все данные анкетирования говорят о том, что держится и повышается запрос на более сложные и специфические технологии, связанные с сайтами, графикой, анимацией, обработкой аудио -видео. Высок запрос на изучение ДО и обзор новых ЭОР, а также на обучение использованию ИТ в проектной деятельности (такого регулярного специального курса сейчас нет). В то же время, поскольку появились разнообразные короткие курсы по основам офисных технологий, вырос запрос и на эффективную работу с текстовым редактором. В целом практически по всем позициям имеется рост, т.е. востребованность различных курсов растет.
Значительная работа проведена по укреплению материально - технической баз СПбЦОКОиИТ, использованию возможностей новой технике в рабочем процессе, включая повышение квалификации. Таким образом, ГБУ ДПО«СПбРЦОКОиИТ» является конкурентоспособной организацией, но для того, чтобы она и дальше могла успешно работать на рынке дополнительных образовательных услуг, ей необходимо расширять сферу своей деятельности.
Для повышения конкурентоспособности ГБУ ДПО« СПбРЦОКОиИТ» в 2018 году необходимо продолжить проведение ставших традиционными мероприятий в области информатизации образования и оценки качества образования.
Необходимо продолжить работу по внедрению дистанционных, а, возможно, и сетевых форм повышения квалификации, использования конференций как формы повышения квалификации.
Важным направлением работы должно стать продолжение формирования внутренней системы качества.
Кроме того, для повышения конкурентоспособности учреждения на рынке дополнительных образовательных услуг необходимо их расширение. На сегодняшний момент востребована профессиональная подготовка в сфере туристического бизнеса, при этом Санкт-Петербург, являясь жемчужиной России и одним из туристических ее центров, является также центром Ленинградской области, в которой также существует множество достопримечательностей.
ГБУ ДПО«СПбРЦОКОиИТ» частично имеет в своем кадровом составе необходимых для этого специалистов, часть из них необходимо будет привлекать.
В частности, компании ООО «Диамант» (г. Луга), ООО «Фортуна» (г. Выборг) и ООО «Де Визу» (г. Приозерск) обратились в ГБУ ДПО«СПбРЦОКОиИТ» с просьбой открыть учебный центр, где будут заниматься новички и те, кто уже связал свою жизнь с индустрией туризма и работает в этих компаниях .
В третьей главе выпускной квалификационной работы рассмотрено создание Учебного центра, работающего по программам профессионального развития персонала турфирм как мероприятия для повышения конкурентоспособности ГБУДПО «СПбРЦОКОиИТ».
1 Аакер, Д., Кумар, В., Дэй, Дж. Маркетинговые исследования. Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2014. - 416 с.
2 Александров, А.Ю. Актуальные проблемы совершенствования институтов развития конкуренции и поддержки отраслей // Научное обозрение. - 2015. - № 17. - С. 318-323.
3 Александров, А.Ю. Управление опережающим развитием образовательного пространства // Вестник НГИЭИ. - 2016. - № 3 (58). - С. 7-13.
4 Александрова, А.В. Стратегический менеджмент: Учебник/ А.В. Александрова, Н.А. Казакова, С.А. Курашова, Н.Н. Кондрашева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 320 с.
5 Браерти, Э. Бизнес-маркетинг / Эдвард Браерти, Роберт Эклс, Роберт Ридер; [пер. с англ. С. Ильин и др.]. - М.: Издат. Дом Гребенникова, 2015. - 732 с.
6 Брулев, Е.С. Управление конкурентоспособностью предприятий: диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Ур. гос. эконом. ун -т. - Екатеринбург, 2013. - 172 с.
7 Грант, Р. Современный стратегический анализ: учебник / [пер. с англ. под ред. В. Н. Фунтова]. - 5-е изд. - СПб. [и др.]:ПИТЕР, 2013. - 554 с.
8 Данилова, С.В. Оценка конкурентоспособности образовательных услуг // Креативная экономика. - 2013. - Том 7. - № 7. - С. 117-126.
9 Данько, Т. П. Управление маркетингом: учебник [Электронный ресурс] / Т. П. Данько. — 3-e изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 363 с.
10 Качалина, Л.Н. Конкурентоспособный менеджмент / Л.Н. Качалина. - М.: ЭКСМО, 2016.- 459 с.
11 Киченко, Л.П., Попова, Е.С. Роль системы высшего образования в повышении конкурентоспособности и развитии стержневых компетенций региона // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. - 2014. - № 3.1. - С. 13-21.
12 Колобова, Е. П. Анализ методов оценки уровня лояльности потребителей / Е. П. Колобова // Известия Санкт -Петербургского университета экономики и финансов. — 2016. — № 3 (75). — С. 93-97.
13 Котлер, Ф. Основы маркетинга: [учебник] / Филип Котлер, Гари Армстронг, Вероника Вонг, Джон Сондерс. Пер. с англ. - М.: Вильямс, 2016. - 752 с.
14 Кревенс, Д. Стратегический маркетинг. Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2014. - 396 с.
15 Курашова, С.А., Романенко, Н.Ю. Оценка влияния методов менеджмента на конкурентоспособность организации // Экономические науки. - Выпуск № 8(62), Август 2017. - С.64 - 72...(33)