Введение
1. Теоретические аспекты формирования орфографической грамотности
младших школьников
1.1 Принципы русской орфографии 8
1.2 Сущность понятия «орфографическая грамотность» и ее показатели .. 13
1.3 Формирование орфографической грамотности у детей младшего
школьного возраста на уроках русского языка 17
2. Методика работы над орфографическими ошибками в младшей школе ... 31
2.1 Анализ умк «школа России» и рабочих программ по обучению
орфографической грамотности младшего школьника 31
2.2 Система упражнений по развитию орфографической грамотности
младших школьников 41
2.3 Организация и проведение исследования работы со словами
обучающихся 3 класса 46
Заключение 50
Список использованных источников 53
Приложение А 57
Одна из ведущих проблем в курсе русского языка - это орфографические ошибки, которые делают учащихся начальной школы при формировании орфографической грамотности. Как научить писать - эта проблема волнует учителей и ученых. Если уровень овладения изученного материала по русскому языку в начальном звене будет заложен эффективно, то дальнейшее развитие младшего школьника будет результативным в различных школьных дисциплинах.
Знания, которые должен освоить ребенок в начальных классах, прописаны в Стандарте ФГОС и заложены в основных общеобразовательных программах начального общего образования. Учащиеся, которые прошли курсы начальной школы, должны овладеть основным содержанием всех учебных предметов и умело ориентироваться в учебно-познавательной деятельности. Предметные результаты учебной программы, которые должны быть проявлены у ученика к концу четвертого класса по предмету «Русский язык» в области орфографии и пунктуации. Рассмотрим:
- уметь распознавать место, где возможно возникновение орфографической ошибки;
- уметь подбирать материал для примеров с определённой орфограммой;
- при написании собственных текстов уметь перефразировать записываемое, для того, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
- проводить работу над ошибками, осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, которые помогут предотвратить ее в последующих письменных.
Несформированные орфографические навыки являются главной причиной плохой орфографической грамотности в начальном звене. Орфографический навык появляется в результат продолжительных упражнений и базируется на навыках письма. Умение распознавать морфемный состав слов, анализ слов с фонетической стороны, умение пользоваться соответствующими правилами - такие орфографические умения смогут вырабатывать орфографический навык.
В развитии современного педагогического процесса с каждым разом новые ситуации и явления. Не переставая требовать теоретического и практического осмысления темы: «Методика работы над орфографическими ошибками».
Объект исследования - обучение орфографии в начальных классах.
Предмет исследования - методы и приемы формирования орфографических навыков у младших школьников.
Цель исследования - рассмотреть методику работы над орфографическими ошибками в начальной школе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть принципы русской орфографии.
2. Раскрыть сущность понятия «орфографическая грамотность» и ее показатели.
3. Рассмотреть методы и приемы формирования орфографической грамотности у детей младшего школьного возраста.
4. Проанализировать УМК «Школа России» и рабочие программы по обучению орфографической грамотности младшего школьника.
5. Разработать систему упражнений по развитию орфографической грамотности младших школьников.
6. Организовать и провести исследование по работе со словами обучающихся 3 класса.
Гипотеза исследования - выдвигаем предположение, что если на уроках русского языка в начальной школе в словарной работе использовать методы для улучшения функционирования памяти, то уровень орфографической грамотности у учащихся повысится, так как они научатся применять правила и обнаруживать орфограммы.
Методы исследования:
1. Теоретические: рассмотреть и проанализировать по проблеме исследования психолого-педагогическую литературу.
2. Эмпирические: изучить результаты деятельности детей; наблюдение; тестирование; эксперимент.
3. Качественные и количественные методы: обработать полученные данные.
Практическая значимость исследования: дан анализ методике, которая формирует орфографические навыки учащихся начальной школы, также доказана эффективность этой методики, все это позволит использовать некоторые материалы ВКР при обучении младших школьников.
Структура исследования. Работа включает в себя введение, две главы, заключение и список используемых источников.
На протяжении длительной истории развития русское письмо оформилось в определенную систему, выраженную в виде орфографии и графики. Большое количество правил русской орфографии обусловлено спецификой грамматического и фонетического строя русского языка. Представлены своеобразное развитие русского языка и их взаимодействия с другими языками.
Составной частью речевых знаний и навыков языкового процесса в целом являются орфографические способности и навыки. Большой важностью в формировании орфографической грамотности является разработка орфографической наблюдательности. Базируется наблюдательность на сознательном применении грамматического опыта. Использование орфографических правил стимулируют учащихся на активные мыслительные способности.
В начальной школе прием правильного письма квалифицируется частым переходом от изображения звуков слов и соответствующим им буквам - к соотношению буквенного и звукового состава. Выявление несоответствий - к нахождению орфограмм, определению их типов и простейшим способам проверки, а так же к решению орфографических задач по грамматической и словообразовательной основе, и к запоминанию слов.
Поиск новых способов обучения письму учеников начальной школы представляет проблему в современном преподавании русского языка. Правильная сформированность навыков орфографии являются фактором, определяющим обучение, грамотность и способность усваивать родной язык на письме.
Развитый фонематический слух является одним из условий формирования орфографической грамотности младших школьников. В ходе него необходимо выполнение следующего условия: вооружение детей знаниями, по которым они могли бы обнаруживать большинство орфограмм, ещё не владея орфографическими правилами.
Необходимо использовать различные виды преподношения материала - это будет стимулировать активность младших школьников, с другой стороны содействует формированию орфографической наблюдательности.
С помощью теоретического анализа было установлено, что на данный момент существует большое количество методик формирования орфографической грамотности, которые разработаны для детей младшего школьного возраста. Наиболее перспективным методом является построение заданий на основе мнемотехнического принципа. В процессе практического исследования нами был проведен анализ эффективности использования мнемотехнического принципа, с целью формирования орфографической грамотности учащихся начальной школы.
Практическое исследование было проведено в период с 1 декабря по 1 апреля. В исследовании приняли участие 25 младших школьников, обучающихся в 3 классе.
Обобщая итог исследования орфографической грамотности можно отметить, что на констатирующем этапе исследования выявлен средний уровень орфографической грамотности учащихся (среднее количество ошибок по группе - 3 слова).
В течение 3 недель в процессе осуществления формирующего этапа исследования проводилась методика формирования орфографической грамотности младших школьников. Она была реализована в течение апреля месяца 2019 года.
Внедрение мнемотехнического принципа мы предложили в качестве нового в методике. Мы выдвинули предположение, то для того, чтобы существенно повысить уровень орфографической грамотности младших школьников нужно на уроках русского языка применять задания с применением мнемотехнического принципа, и тогда учащиеся научатся обнаруживать орфограммы и применять правила.
По итогам исследования орфографической грамотности, можно отметить, что результаты по орфографической грамотности улучшились, о чем свидетельствует выполнение итоговой работы - ни один учащийся не допустил ни одной ошибки в написании диктанта.
Значит, можно сказать, что проведенная нами работа по формированию орфографической грамотности у младших школьников оказалась весьма результативной. Подтвердилось предположение о том, что уровень орфографической грамотности младших школьников существенно повышается, если на уроках русского языка применять задания с учетом мнемотехнического принципа.
Цель исследования можно считать достигнутой, поставленные задачи решены. Доказана эффективность работы в ходе анализа методики формирования орфографической грамотности у младших школьников, что позволяет использовать некоторые материалы ВКР при обучении учащихся начальной школы.
1. Алгазина, Н. Н. Формирование орфографических навыков / Н. Н. Алгазина - Москва : Просвещение, 1987. - 158 с.
2. Бабайцева, В. В. Тайны орфографической зоркости /
B. В. Бабайцева // Русская словесность. - 2011. - №1. - С. 62 - 68.
3. Бакурина, Т. Н. Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне / Т. Н. Бакурина // Начальная школа. - 2017. - № 2. - С. 56 - 58.
4. Белоус, Е. Н. Развитие фонематического слуха как фактора орфографического навыка / Е. Н. Белоус // Начальная школа. - 2010.- №10. -
C. 30 - 34.
5. Бельдина, Е В. Развитие орфографической зоркости /
Е. В. Бельдина // Начальная школа. - 2014. - №3. - С. 35 - 38.
6. Богоявленский, Д. Н. Психология усвоения орфографии /
Д. Н. Богоявленский - Москва : Просвещение, 1966. - 465 с.
7. Богоявленский, Д. Н. Психологические принципы усвоения
орфографии, обучение орфографии / Д. Н. Богоявленский // Начальная школа. - 2017. - №4. - С. 39 - 43.
8. Булохов, В. Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся / В. Я. Булохов // Начальная школа. - 2015. - №1. - С. 90 - 93.
9. Бунеева, Е. В. Задачи педагогической деятельности учителя, реализующего ФГОС начального общего образования / Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова // Начальная школа плюс До и После. - 2018. - №3. - С. 3 - 5.
10. Валгина, Н. С. Орфография и пунктуация: правила и упражнения / Н. С. Валгина - Москва : Просвещение, 1970. - 128 с.
11. Галунчикова, Е. Н. Развитие орфографических навыков обучающихся. / Е. Н. Галунчикова // Управление начальной школой. - 2016. - №7. - С. 88 - 50.
12. Гальперин, П. Я. Проблемы формирования знаний и умений у школьников / П. Я. Гальперин // Вопросы психологии. - 1983. - №5. - С.64 - 69.
13. Гневэк, О. В. Лингводидактические принципы формирования профессионально-орфографической компетенции студентов-филологов педагогических вузов / О. В. Гневэк // Интернет-журнал «Мир науки». -
2017 - №3. - С. 14 - 21.
14. Граник, Г. Г. Секреты орфографии / Г. Г. Граник. - Москва : Просвещение, 2011. - 208с.
15. Григорьева, Т. М. Старая орфография в новое время / Т. М. Григорьева // Приложение к газете «1 сентября». - 2016. - №17. - С. 7 - 12.
16. Жедек, П. С. Методика обучения письму // Русский язык : Теория и практика обучения : Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / П. С. Жедек, М. С. Соловейчик. - Москва : Издательский центр «Академия», 1997. - 235 с.
17. Игошина, Н. В. О готовности младших школьников к самообучению и саморазвитию при изучении русского языка / Н. В. Игошина // Начальная школа плюс До и После. - 2011. - №2. - С. 88 - 95.
18. Кицына, М. Н. Словарно-орфографическая работа / М. Н. Кицына // Начальная школа. - 2019. - № 13. - С. 12 - 16.
19. Кленникова, Е. Д. Орфографические минутки / Е. Д. Кленникова // Начальная школа. - 2010. - №9. - С. 14 - 15.
20. Козина, А. Н. Развитие орфографической зоркости у младших школьников / А. Н. Козина // Молодой ученый. - 2014. - №18. - С. 584 - 586.
21. Котикова, Н. М. О способе орфографического действия / Н. М. Котикова // Начальная школа. - 2011. - № 6. - С. 5 - 11.
22. Кушнир, Н. М. Пропуск, замена, искажение - основные ошибки в начальной школе / Н. М. Куршин // Начальная школа плюс До и После. -
2015. - №8. - С. 88 - 94.
23. Лапина, А. В. Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе // Образовательная среда сегодня : стратегии развития: материалы V Международная научно-практическая конференция / А. В. Лапина : [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс»,
2016. - № 5. - С. 24 - 26.
24. Ларских, 3. П. О принципах модульного обучения орфографии младших школьников с помощью компьютерных программ / 3. П. Ларских // Начальная школа. - 2012. - №1. - С. 30 - 34.
25. Львов, М. Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка / М. Р. Львов - Москва : Высшая школа: Академия, 1999. - 487 с.
26. Львов, М. Р. Правописание в начальных классах. / М. Р. Львов - Москва : Просвещение, 1990. - 243 с.
27. Мелешко, В. М. Работа с орфографическим словарем / В. М. Мелешко // Начальная школа. - 2017. - № 6. - С. 21 - 24.
28. Мищенко, О. А. Учим младших школьников применять правила русского языка с позиций деятельностного подхода / О. А. Мищенко // Начальная школа плюс До и После. - 2010. - №2. - С. 54 - 57.
29. Огирь, Г. А. Организация контроля и самоконтроля учащихся в процессе обучения списыванию / Г. А. Огирь // Начальная школа. - 2016. - № 4. - С. 14 - 16.
30. Одегова, В. Д. Развитие орфографической зоркости /
B. Д. Одегова // Начальная школа. - 1989. - №6. - С.73 - 75.
31. Панов, М. В. Теория письма. Орфография. Современный русский язык / М. В. Панов, В. А. Белошапкова. - 2 - е изд. - Москва : Просвещение, 2019. - 792с.
32. Пономарева, Н. Ю. Как помочь первокласснику овладеть навыком письма / Н. Ю. Пономарева // Начальная школа. - 2012. - № 10. -
C. 36 - 39.
33. Филин, Ф. П. Русский язык. Энциклопедия / Ф. П. Филина. - Москва : Советская энциклопедия, 1979. - 432 с.
34. Селезнева, Л. Б. Обобщающие занятия по орфографии в восьмилетней школе / Л. Б. Селезнева - Москва : Просвещение, 1980. - 112 с.
35. Семенова, О. Р. Формирование и развитие орфографической зоркости у младших школьников / О. Р. Семенова // Современные наукоемкие технологии. - 2017. - № 3. - С. 100 - 101.
36. Соловейчик, М. С. Русский язык: Оценка достижения планируемых результатов освоения предмета «Русский язык» в рамках образовательной системы «Гармония». / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко // Пособие для учителя. - Смоленск : Ассоциация XXI век,
2018. - С. 56.
37. Соловейчик, М. С. Русский язык в начальных классах / М. С. Соловейчик - Москва : Просвещение, 1997. - 398 с.
38. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - 2017. - №1. - С. 4 - 25.
39. Фролова, Л. А. Развитие орфографической зоркости младших школьников / Л. А. Фролова. - Магнитогорск : издание Магнитогорского Пединститута, 2011. - 104с.
40. Фролова, Л. А. Методические условия организации орфографической деятельности младших школьников / Л. А. Фролова // Начальная школа. - 2014. - №3. - С. 12 - 19.
41. Шавалеева, В. М. Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова / В. М. Шавалеева // Начальная школа. - 2018. - №3. - С. 29 - 30.
42. Шаповалова, Н. С. Организация самостоятельной работы по орфографии / Н. С. Шаповалов // Начальная школа плюс До и После - 2010. - №1. - С. 43 - 46.