Введение 4
1 Теоретические основы развития выносливости у лыжников-гонщиков 7
1.1 Понятие выносливость и её виды 7
1.2 Средства и методы развития выносливости у лыжников-гонщиков 14
1.3 Организация тренировочного процесса у лыжников-гонщиков
в подготовительном периоде 20
2 Организация и методы исследований 29
2.1 Организация исследований 29
2.2 Методы исследований 30
3 Результаты и их обсуждение 34
3.1 Содержание программы развития выносливости у юных лыжников-
гонщиков 14-15 лет 34
3.2 Оценка эффективности программы развития выносливости у лыжников-
гонщиков 37
Заключение 44
Список использованных источников 46
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день изучение и внедрение новейших подходов, для развития общей выносливости имеют различные особенности, так как за 10-15 лет лыжные гонки претерпели значительные изменения, как со стороны технического обеспечения (инвентарь), способов передвижения по дистанции, так и в организации тренировочного процесса. С появление новых знаний в области анатомо-физиологических особенностей методика развития общей выносливости подвергается характерным корректировкам в построении тренировочных занятий у лыжников в возрасте 14-15 лет. Рассматривая функциональные особенности юношей 14-15 лет, отмечается, что в этом возрасте целесообразно развивать выносливость, в том числе общую выносливость [36; 37; 40].
Значительно менее изучены закономерности развития выносливости к работе динамического характера в детском и юношеском возрасте [33].
Подготовленность спортсменов к процессу освоения тренировочных нагрузок больших объемов и соревновательной напряженной деятельности, приобретают существенное значение. Немаловажная роль принадлежит вопросам, связанным с развитием выносливости, как характерного спортсмену физического качества.
В лыжном спорте, сопряженном с циклической продолжительной работой, немаловажная роль при достижении спортивных результатов принадлежит высокоразвитым качествам специальной и общей выносливости, уровню развития анаэробных и аэробных возможностей, присущих организму спортсмена. В случае недостаточного развития выносливости невообразимым является высокий уровень специальной и общей подготовки спортсменов- лыжников.
В методике и теории лыжного спорта процессу развития выносливости принадлежит одно из наиболее важных мест, так как именно она оказывает влияние на результаты соревнований.
Развитие общих и специальных качеств выносливости у лыжников - гонщиков, по мнению В. Н. Плохого подразумевает использование комплексных тренировочных средств [37]. Т.И. Раменская и А.Г. Баталов указывают, что решать задачу развития выносливости, в основном предназначен интенсивный бег по пересечённой местности [43;44].
Для развития выносливости А.Н. Семейкин рекомендует использовать систему развивающих и поддерживающих нагрузок [47]. А.В. Шишкина считает, что наилучшим средством подготовки является прыжковая имитация в подъёмы с палками.
Объект исследования: тренировочный процесс лыжников-гонщиков в возрасте 14-15 лет.
Предмет исследования: программа развития общей выносливости у лыжников-гонщиков 14-15 лет в подготовительном периоде.
Цель исследования - разработать и экспериментальным путем доказать эффективность программы развития общей выносливости лыжников-гонщиков 14-15 лет в подготовительном периоде.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что разработанная нами программа поможет повысить показатели общей выносливости лыжников- гонщиков и тем самым улучшить спортивный результат.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы развития общей выносливости лыжников-гонщиков 14-15 лет в подготовительном периоде.
2. Разработать программу развития общей выносливости у лыжников- гонщиков 14-15 лет в подготовительном периоде.
3. Определить эффективность предложенной программы развития общей выносливости у лыжников-гонщиков 14-15 лет в подготовительном периоде.
Методы исследования:
1. Анализ научно методической литературы;
2. Тестирование;
3. Педагогический эксперимент;
4. Методы математической статистики.
Методологической базой исследования стали работы по теории и методике лыжного спорта (Платонов В.Н., Раменская Т.И., Плохой В.Н., Баталов А.Г.)
Практическая значимость заключается в разработке программы, направленной на развитие общей выносливости у лыжников-гонщиков 14-15 лет в подготовительном периоде.
1. Анализ научной литературы по теме исследования позволил изучить состояние исследуемой проблемы развития выносливости у лыжников- гонщиков в возрасте 14-15 лет. Это позволило ознакомиться с понятием выносливости, изучить виды выносливости, методы и средства развития общей выносливости в подготовительном периоде у юных лыжников-гонщиков 14-15 лет.
2. Разработана программа развития общей выносливости юных лыжников-гонщиков в возрасте 14-15лет в подготовительном периоде. Отличительной особенностью тренировочной программы было использование различных интервалов отдыха между отдельными сериями повторений в ходе выполнения повторных нагрузок на выносливость, при передвижении на лыжероллерах и бегом по стадиону. Программа состоит из полного мезоцикла, который разделен на повторяющиеся микроциклы, состоящие из 7 дней среди которых 6 тренировочных, один выходной.
3. Исходя, из результатов контрольных упражнений для оценки общей выносливости в лыжных гонках в обеих группах наблюдается прирост показателей общей выносливости. Однако в экспериментальной группе процент прироста, по каждому из тестов больше, чем в контрольной. Прирост в контрольном испытании тест Купера составил 8,96%, в беге на 3000 м прирост составил 7,19%, а в тесте «лыжероллеры 10км ход классический» 5,72%. Таким образом, разработанная нами программа, направленная на развитие общей выносливости лыжников-гонщиков, показала свою эффективность.
1. Авдеев, А. А. Морфологические особенности лыжников - гонщиков I, II спортивных разрядов / А. А. Авдеев // Журнал российской ассоциации по спортивной медицине и реабилитации больных и инвалидов. - 2006. - № 3 (20). - С. 12 - 13.
2. Авдеев, А. А. Морфологические особенности лыжников - гонщиков спринтеров, младших разрядов / А. А. Авдеев // Человек и вселенная. - 2006. - № 4 (57). - С. 10 - 13.
3. Аграновский, М.А. Лыжный спорт: учебник для институтов
физической культуры / М.А. Аграновский. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 315 с.
4. Аикин, В. А. Совершенствование подготовки резерва спортивных сборных команд Российской Федерации в шорт-треке, биатлоне, легкой атлетике (виды на выносливость) : метод. рекомендации / В.А. Аикин,
B. И. Михалев, Ю.В. Корягина, Е.А. Реуцкая; Сибирский гос. ун-т физ. культуры. - Омск : [б.и.], 2014. - 72 с.
5. Аминов, А. С. Оценка развития аэробных механизмов энергообеспечения у лыжников-гонщиков в подгоовительном мезоцикле по результатам корреляционного анализа / А. С. Аминов., А. С. Бахарева // В сборнике: Наука ЮУрГУ Материалы 66-й научной конференции. 2014. -
C. 605-611.
6. Астахов, А. В. Физическая работоспособность и методика ее определения / А.В. Астахов // Теория и практика физ. культуры. - 2007. - № 8. - С. 20.
7. Ашмарин, В. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / В.А. Ашмарин. - Москва : Физкультура и спорт, 2008. - 223 с.
8. Багин, Н. А. Лыжный спорт (гонки) - Учебное пособие для студентов заочников ИФК / Н. А. Багин. - Великие Луки, 1999. - 84 с.
9. Барчуков, И. С. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник. / И.С. Барчуков и др. - М.: Советский спорт, 2013. - 431 с.
10. Бойко, Е. Р. Физиолого-биохимические механизмы обеспечения
спортивной деятельности зимних циклических видов спорта: [монография] / Е.Р. Бойко. - Сыктывкар: М-во науки и высш. образования Рос. Федер., Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Коми науч. центр, Ин-т физиологии [б. и.],
2019. - 255 с.
11. Бомпа Т, Буццичелли К. Б. Периодизация спортивной тренировки / Т. Бомпа, К. Б. Буццичелли; М.: Спорт, 2016. - 384 с.
12. Бордовская, Н. В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2013. - 624 с.
13. Бутин, И.М. Лыжный спорт: учебник/ И.М. Бутин. - М.: ВЛАДОС- ПРЕСС, 2013. - 192 с.
14. Быков, Е. В. Взаимосвязь данных функционального тестирования и результатов соревновательной деятельности спортсменов с различной направленностью физических нагрузок / Е. В. Быков, О. В. Балберова, О. И. Коломиец, А. В. Чипышев // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2018. № 8 (162). С. 32-38.
15. Волков, Н. И. Биохимический контроль в спорте: проблемы и перспективы // Теория и практика физической культуры, 1975.- № 11.- С. 14- 17.
16. Вяльбе, Е. В. Система соревнований и структура этапов непосредственной подготовки к главному старту высококвалифицированных лыжников-гонщиков : автореферат дис. канд. пед. наук / Е. В. Вяльбе. - Москва: РСГУ, 2007. - 25 с.
17. Германов, Г.Н. Классификационный подход и теоретические представления специального и общего в проявлениях выносливости / Г. Н. Германов, И. А. Сабирова, Е. Г. Цуканова //Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - Санкт-Петербург. - 2014. -№ 1. - С. 49-56.
18. Гойхман, П. Пути развития спортивной тренировки // Научнометодический вестник : (Сборник статей) / Сост. Б. Е. Лосин, Е. Р. Яхонтов: Редкол.: С. Н. Елевич (и др.). - СПб.: Олимп, 2011. - Вып. 10.
19. Горбанева, Е. П. Физиологические основы функциональной
подготовки спортсменов / Е. П. Горбанева по ред. В. В. Чемова,
А. А. Шамардит. - Волгоград, 2010. - 346 с.
20. Гурская, Л. А. Организация, содержание и проведение уроков лыжной подготовки в общеобразовательной школе: учебное пособие / Л. А. Гурская. - Смоленск: СГИФК, 1996. - 73 с.
21. Дмитрук, А. И. Физическая работоспособность: методы оценки
и способы коррекции / А. И. Дмитрук, Д.С. Меньшиков. - СПб. : [б.и.],
2007. - 48 с.
22. Жданкина, Е. Ф. Физическая культура. Лыжная подготовка: Учебное пособие / Е.Ф. Жданкина, И.М. Добрынин - М.: Юрайт. - 2017. - 126 с.
23. Зациорский, В. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В. Зациорский. - М.: Советский спорт, 2009. - 159с.
24. Иорданская, Ф. А. Мониторинг здоровья и функциональная подготовленность высококвалифицированных спортсменов в процессе учебно-тренировочной работы и соревновательной деятельности / Ф. А. Иорданская, М. С. Юдинцева. - М.: Сов.спорт, 2006. - 184 с.
25. Капланский, В. Е. Тренировка юного лыжника-гонщика: Подготовительный, соревновательный и переходный периоды // Физическая культура в школе/ В. Е. Капланский. - 2010. - № 6. - С.59-63.
26. Ковязин В. М., Потапов В. Н., Субботин В. Я. Методика тренировки в лыжных гонках от новичка до мастера спорта: Учебное пособие. Ч. 3. Возрастные стандарты годовых программ тренировки лыжников-гонщиков 19-23 лет (юниоры, мужчины). Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 1999.
27. Кондрашев А.В., Манжосов В.Н. Методика совершенствования техники лыжника гонщика / А.В. Кондрашев, В.Н. Манжосов. - М., 1993.
28. Криволапчук, И. А. Функциональное состояние школьников 10-11 лет с высоким и низким уровнем развития общей выносливости / И. А. Криволапчук, М. Б. Чернова, С. А. Баранцев, В. В. Мельников, Н. В. Полянская // Новые исследования. -2013. - № 2. - С. 78-85.
29. Круцевич, Т. Ю. Выносливость у юных спортсменов / Т. Ю. Круцевич. - Москва : Физкультура и спорт, 2013. - 246 с.
30. Лукьяненко, В. П. Физическая культура: основы знаний : учебное пособие / В. П. Лукьяненко. - Москва : Советский спорт, 2003. - 224 с.
31. Лыжный спорт: учебник для вузов / Под ред. В.В. Фарбея, Г.В. Скорохватовой. - М.: РГПУ им.А.И.Грецена, 2014. - 527 с.
32. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры: Учебник/ Л.П.Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 544 с.
33. Мелентьева, Н. Н. Обучение классическим лыжным ходам: Учебно-методическое пособие/ Н. Н. Мелентьева, Н.В. Румянцева - М.: Спорт, 2016. - 216 с.
34. Михалёв В. И., Корягина Ю. В. Смешанная работоспособность лыжников-гонщиков: современные тенденции (по материалам зарубежной печати) // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. №4 (122). С. 139-144.
35. Начинская, С. В. Спортивная метрология: учебное пособие / С. В. Начинская. - Саратов: Изд. Центр «Академия», 2004. - 240 с.
36. Платонов, В. Н. Лыжный спорт: Учебно-методическое пособие/ В. Н. Платонов и др. - Барнаул: АлтГПА, 2012. - 306 с.
37. Плохой, В. Н. Подготовка юных лыжников-гонщиков: Научно-методическое пособие/ В. Н. Плохой - М.: Спорт, 2016. - 184 с.
38. Попов, Д. В. Аэробная работоспособность: роль доставки кислорода, его утилизации и активации гликолиза / Д. В. Попов, О. Л. Виноградова // Успехи физиологических наук. 2012. Т - 43, № 1. С 30-47.
39. Попов, В. С. Теоретико-практические основы развития физических качеств : учебное пособие / В.С. Попов. - Новочеркасск : ЮРГТУ, 2012. - 82 с.
40. Потапов, С. А. Особенности распределения тренировочной нагрузки в подготовке лыжников-гонщиков старших разрядов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. №12 (142). С. 100-103.
41. Правила по виду спорта «лыжные гонки» «Доступная среда» : Федерация лыжных гонок России - Москва, официальный сайт. - 2017. - URL: http://www.flgr.ru(дата обращения: 08.04.2017)..
42. Пьязин, А. И. Группы упражнений для развития скоростно-силовых качеств/ А. И. Пьязин// Физкультура и спорт, 2005. - № 4. - С. 8-12.
43. Раменская, Т. И. Специальная подготовка лыжника-гонщика // Теория и практика физ. культуры: тренер: журнал в журнале М.: СпортАкадемПресс, 2001. С. 56-58.
44. Раменская, Т. И. Лыжный спорт: учебное пособие/ Т.И.Раменская, А. Г. Баталов. - М.: Физическая культура, 2014. - 224 с.
45. Сафонова, Ж. Б., Физическая активность студентов и лыжная подготовка: Монография / Ж. Б. Сафонова, О. В. Мараховская, В. Ф. Красавина. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2014. - 164 с.
46. Селуянов, В. Н. Спортивная адаптология : Курс лекций по спортивной адаптологии / В. Н. Селуянов мфти, лаборатория // Информационные технологии в спорте. - 2017. - 40 с.
47. Семейкин, А. И. Скоростно-силовая подготовка лыжника-гонщика / А. И. Семейкин, Ю. П. Салова. - Омск: СибГУФК, 2007. - 46 с.
48. Сергеев, Г. А. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Лыжный спорт: Учебник / Г.А. Сергеев. - М.: Академия, 2012. - 176 с.
49. Слимейкер, Р. Серьезные тренировки на выносливость / Р. Слимейкер, Р. Браунинг. - Мурманск : Туолма, 2007. - 328 с.
50. Уилмор, Дж. Х. Физиология спорта и двигательной активности: пер. с англ. / Дж. Х. Уилмор, Д.Л. Костилл. - Киев: Олимпийская литература, 1997. - 503 с.
51. Фарфель, В. С. Управление движениями в спорте/ В. С. Фарфель. - М.: Физкультура и спорт, 2010. - 200 с.
52. Холодов, Ж. К. Теория и методика физической культуры и спорта: Высшее профессиональное образование. Бакалавриат / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М.: Academia, 2013. - 480 с.
53. Цвиринько, В. Н. Лыжная подготовка: Учебно-методическое пособие / В. Н. Цвиринько. - Томск: ТУСУР, 2012. - 26 с.
54. Янсен, П. ЧСС, лактат и тренировки на выносливость / П. Янсен; пер. с англ. - Мурманск: Издательство «Тулома», 2006. - 160 с.