Проведено эмпирическое исследование.
База исследование: РОО «СОДЕЙСТВИЕ» Республики Башкортостан (г. Уфа).
Выборка: матери детей в количестве 60 человек.
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ 9
1.1. Ограниченные возможности здоровья у детей в отечественной и зарубежной науке 9
1.2. Исследования в области совладающего поведения в отечественной и зарубежной науке 9
1.3. Исследования в сфере совладающего поведения родителей детей с ОВЗ в отечественной и зарубежной науке 15
Выводы по главе 1 21
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ 29
2.1. Организация, методы и методики эмпирического исследования особенностей совладающего поведения родителей, воспитывающих детей
с ОВЗ 29
2.2. Обработка и интерпретация результатов исследования особенностей совладающего поведения родителей, воспитывающих детей с ОВЗ 35
2.2.1. Результаты описательной статистики 35
2.2.2. Результаты сравнительного анализа 40
2.2.3. Результаты корреляционного анализа 50
2.2.4. Результаты факторного анализа 72
Выводы по главе 2 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 944
ПРИЛОЖЕНИЯ 102
Актуальность темы исследования. Актуальность проблемы обусловлена тем, что семья, имеющая ребенка с ОВЗ, это семья с особым статусом. Результаты исследования могут быть использованы при конкретизации соответствующих пунктов социальной политики в отношении семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. Материалы работы могут понадобиться при разработке учебных курсов по социальной работе и социологии семьи и детства.
По данным сайта Федерального реестра инвалидов число детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) на весну 2022 года составило более 735 тысяч человек, что составляет немалую долю от общей численности детского населения России и является большим социальным вызовом для российского общества и семей, имеющих на попечении детей с ОВЗ.
Семья, в которой родился ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, находится в условиях острой психотравмирующей ситуации. Со временем родительский стресс не уменьшается, а порой даже усиливается, что связано с увеличением забот о ребёнке и наличием непроходящего родительского пессимизма относительно его будущего. Длительный, хронический стресс, негативные эмоциональные переживания, связанные с трудностями воспитания ребёнка, имеющего ОВЗ, влияют на изменение ценностно-смысловой составляющей образа мира родителей .
При рождении ребёнка с ОВЗ семье приходится столкнуться с множеством стресс-факторов, среди которых следует выделить трудности взаимодействия и коммуникации; финансовые трудности и ограничения трудовой занятости членов семьи в связи с постоянным уходом за таким ребёнком. Эмоциональные проблемы, с которыми сталкиваются все члены семьи и многое другое. Семья, в которой растет ребёнок с ОВЗ, изолируется и становится закрытой системой, переваривающей все свои трудности и проблемы внутри своих подсистем. Родители, зачастую, не в состоянии точно определить специфику или степень проблем своего ребёнка. Эта неопределённость о состоянии развития ребенка, в сочетании с трудностями в получении четкой диагностической оценки, может увеличить уровень родительского стресса .
В ходе жизненного цикла семьи, снижается уровень экстремальности, переходя в «привычку», «примирение» или хроническое состояние, т.е. хронический стресс. Основные трудности и переживания в жизни этих родителей таковы: тревога за будущее ребёнка, его переживания по поводу осознания своего дефекта; беспокойство за развитие и здоровье ребёнка; периодически возникающий эмоциональный дискомфорт, «притупляющаяся, но не исчезающая душевная боль» .
Актуальность исследования в данной работе заключается в характеристике категории родителей, имеющих детей с ОВЗ, выявление особенностей и закономерностей их поведения с точки зрения клинической психологии, изучение и выявление внутриличностных ресурсов родителей детей с ОВЗ, которые они могут мобилизовать для скорейшей адаптации к новому периоду жизни, связанному с рождением ребенка с ОВЗ. Отметим, что исследования, разработка и корректировки ныне существующих мер в области психотерапевтической и медицинской помощи для поддержания нормального психоэмоционального состояния всех членов таких семей продолжаются.
Цель исследования: Изучить особенности совладающего поведения родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.
Объект исследования: совладающее поведение.
Предмет исследования: особенности совладающего поведения родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.
Гипотезы исследования:
1. Матери детей с ОВЗ применяют такие механизмы психологической защиты, как «отрицание», «подавление», «реактивные образования».
2. Матери детей с ОВЗ используют такой способ совладающего поведения как «положительная переоценка».
3. Существует взаимосвязь между адаптивными личностными характеристиками матерей детей с ОВЗ и конструктивными способами совладающего поведения.
Задачи исследования:
1. Провести анализ исследований понятия ограниченные возможности здоровья у детей и его особенностей в отечественной и зарубежной научной литературе.
2. Проанализировать взгляды современных отечественных и зарубежных исследователей на особенности совладающего поведения родителей детей с ОВЗ.
3. Обосновать и произвести отбор методик, а также провести эмпирическое исследование для выявления особенностей совладающего поведения родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.
4. Выявить особенности совладающего поведения родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, а именно: определить механизмы психологической защиты и способы совладающего поведения матерей, воспитывающих детей с ОВЗ; установить взаимосвязь между личностными особенностями матерей, воспитывающих детей с ОВЗ и способами совладающего поведения.
Теоретико-методологическая основа исследования:
− теоретические исследования ограниченных возможностей здоровья у детей (Астахова Л.Г., Деннер В.А., Джуринский А.Н., Давлетшина О.В., Мамайчук И.И., Ragonesi C.B., Galloway J.C. и др.);
− исследования в области совладающего поведения родителей детей с ОВЗ (Быкова И.С., Валитова И.Е., Гаевая Я.А., Гостунская Я.И., Краснощёкова И.В., Ковшова О.С., Исмаилова Н.И. и др.).
Методы исследования:
I. Методы теоретического исследования: теоретико-методологический анализ, обобщение, синтез научной литературы по проблеме исследования.
II. Методы эмпирического исследования: психодиагностический метод. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы методики:
1. Авторская анкета для краткого описания семьи ребенка и его диагноза.
2. Способы совладающего поведения, WCQ (Авторы: Р. Лазарус, С. Фолкман (1988), Адаптация: НИПНИ (2009).
3. Индекс жизненного стиля, LSI (Авторы: Р. Плутчик, Х. Келлерман, Х. Конте (R. Plutchik, H. Kellerman, H. Conte, 1979), Адаптация: НИПНИ (2005).
4. Тест межличностных отношений Лири (Автор: Тимоти Лири и др. (Timothy Leary et al., 1955), Адаптация: Л. Н. Собчик (1970-е).
5. Анкета «Психологический тип родителя» (для родителей детей с ОВЗ) (В.В. Ткачева) (Источник: Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. – М, 2008).
6. Опросник совладания со стрессом, COPE (Авторы: Чарльз Карвер и др. (C. Carver, M. Scheier, J. Weintraub, 1989), Адаптация: Т. О. Гордеева, Е. Н. Осин, Е. И. Рассказова и др. (2010).
III. Методы статистической обработки результатов. Применялись следующие виды анализа:
1. Метод сравнительного анализа 2 групп (родителей нормотипичных детей и детей с ОВЗ).
2. Методы математической описательной статистики.
3. Корреляционный анализ – с целью выявления взаимосвязей при уровне значимости p<0,05 и коэффициенте корреляции r>0,3.
4. Факторный анализ – с целью выявления множественных корреляционных связей при уровне значимости p<0,05.
С целью уточнения необходимости использования параметрических или непараметрических критериев проводился анализ нормальности распределения признаков с применением критерия Шапиро-Уилка.
Степень научной разработанности проблемы:
Дети с ограниченными возможностями здоровья изучались такими представителями науки как В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.П. Кащенко, Н.П. Постовский, Г.Я. Трошина, Г.И. Россолимо, С.Т. Шацкий и мн. др .
Исследования в области совладающего поведения родителей детей с ОВЗ проводились такими авторами как Е.В. Хорошева, Куваева И.О., Завьялова И.А., А.А. Нестерова, Н. А. Ковалевская, К.Б. Зуев и др.
Характеристика базы и выборки эмпирического исследования. Данное исследование проводилось среди пациентов личной частной практики и на базе РОО «СОДЕЙСТВИЕ» Республики Башкортостан по адресу г. Уфа, ул. А. Невского д.22 с января 2023 г. по октябрь 2023 г., в исследовании принимали участие родители детей в количестве 60 (шестидесяти) человек.
Выборка исследования отбиралась следующим образом. В исследовании принимали матери, давшие согласие на участие в исследовании. 30 матерей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, со следующими установленными диагнозами: с умственной отсталостью, задержкой психического развития, расстройством аутистического спектра; и 30 матерей, воспитывающих нормотипичных детей. Возраст ребенка находился в диапазоне от 3 до 10 лет.
Этапы исследования.
I этап: изучение теоретических аспектов проблемы, определение понятийного аппарата исследования, подбор методов и методик исследования, составление программы эмпирического исследования.
II этап: эмпирическое исследование особенностей совладающего поведения родителей, воспитывающих детей с ОВЗ (январь 2023 г. - октябрь 2023 г.).
III этап: качественный и количественный анализ результатов исследования с применением методов математической статистики, интерпретация результатов, оформление работы.
Научная новизна исследования:
Данное исследование проводится впервые среди лиц указанной выборки в 2023 году, в г. Уфа, выбранных из пациентов частной личной практики и наблюдающихся в центре «СОДЕЙСТВИЕ» по заявленным методикам и инструментарию, в результате чего получены новые результаты эмпирического исследования, что позволяет актуализировать данные исследований особенностей совладающего поведения родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.
Теоретическая значимость исследования состоит в актуализации и углублении знаний об особенностях совладающего поведения родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, проживающих в г Уфа.
Практическая значимость исследования: Результаты данной работы возможно применять в консультативной деятельности, психотерапевтической помощи рассматриваемым нами лицам как в индивидуальной, так и в групповой работе по оказанию психологической помощи.
Достоверность результатов исследования обеспечена ясностью его теоретико-методологических основ, репрезентативностью выборки, применением надежных и валидных методов исследования, использованием адекватных методов статистической обработки эмпирических данных.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы из 67 источников и приложения. Работа изложена на 93 страницах машинописного текста и включает 10 таблиц, 13 рисунков.
Целью нашего исследования являлось изучение особенностей совладающего поведения родителей, воспитывающих детей с ОВЗ. Согласно поставленной цели мы определили задачи, которые, в рамках исследования, были успешно решены. Результаты их исполнения мы представляем ниже.
1. Нами был проведен анализ исследований понятия ограниченные возможности здоровья у детей, и взгляды современных отечественных и зарубежных исследователей на особенности совладающего поведения родителей детей с ОВЗ. В теоретической части работы нами даны определение, описание и закономерности психического развития детей с ОВЗ. Также дано определение совладающего поведения как целенаправленного социального поведения, позволяющее человеку справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией, используя осознанные стратегии действий, его описание и исследования по данной проблематике.
Также были рассмотрены исследования на тему совладающего поведения родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, которое имеет свои особенности. Матери детей с ОВЗ часто прибегают к неадаптивным стратегиям совладания, таким как отрицание, позитивное истолкование ситуации, бегство-избегание, перенос, конфронтация, самоконтроль, дистанцирование. При этом установлено, что родители, находящиеся в состоянии длительного стресса по причине болезни своего ребенка, тем не менее находят силы для выживания, для того, чтобы развивать и адаптировать ребенка с ОВЗ.
2. Нами были обоснован и произведен отбор методик для выявления особенностей совладающего поведения родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, определена база и сформирована выборка исследования, на основе чего было проведено эмпирическое исследование особенностей совладающего поведения родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.
3. Применив методы математической описательной статистики и сравнительного анализа, мы определили, что матери детей с ОВЗ относятся к психосоматичному типу родительства; среди личностных характеристик наиболее значимыми оказались такие типы как «прямолинейный-агрессивный», «недоверчивый-скептический», «властный-лидирующий».
Определив механизмы психологической защиты и способы совладающего поведения матерей, воспитывающих детей с ОВЗ, можем отметить следующее. Матери, воспитывающие нормотипичных детей более склонны применять конструктивные методы психологической защиты, такие как «интеллектуализация». Матери, воспитывающие детей с ОВЗ склонны к неконструктивным механизмам психологической защиты, таким как «отрицание», «подавление», «реактивные образования»; чаще, чем матери нормотипичных детей прибегают к такому способу совладающего поведения как «положительная переоценка».
4. Корреляционный анализ выявил взаимосвязи личностных характеристик матерей, воспитывающих детей с ОВЗ и способов совладающего поведения. Психосоматичный тип родительства у матерей детей с ОВЗ взаимосвязан с такими механизмами психологической защиты как «регрессия», «проекция», «компенсация». Такая личностная характеристика как «прямолинейный-агрессивный», проявляющаяся у матерей детей с ОВЗ, прямо взаимосвязана со способом совладающего поведения «конфронтация» и такими способами совладания со стрессом как «концентрация на эмоциях», «инструментальная соц. поддержка», «активное совладание», «эмоциональная соц. поддержка», и обратно взаимосвязана с «поведенческим уходом от проблемы» и «сдерживанием совладания». Следующая, характерная для матерей детей с ОВЗ личностная характеристика «недоверчивый-скептический» взаимосвязана с механизмом психологической защиты «замещение» и способом совладающего поведения «бегство-избегание».
5. Факторный анализ установил взаимосвязь между такими личностными характеристиками матерей детей с ОВЗ как «властный-лидирующий», «независимый-доминирующий», «прямолинейный-агрессивный», «доминирование», с такими способами совладающего поведения как «планирование решения», «положительная переоценка», способами совладания со стрессом «инструментальная соц. поддержка», «активное совладание»; и обратную взаимосвязь с такими способами совладания со стрессом как «отрицание» и «поведенческий уход от проблемы».
Таким образом, гипотезы нашего исследования нашли свое подтверждение, поставленные задачи решены, а цель исследования – достигнута.
Результаты нашей работы могут быть использованы при оказании психологической помощи матерям, воспитывающим детей с ОВЗ.
1. Алишев Б.С., Прохоров А.О., Чернов А.В. Психология состояний человека: актуальные теоретические и прикладные проблемы // Конференция Психология состояний человека: актуальные теоретические и прикладные проблемы. 2018. С. 6-17.
2. Астахова Л.Г. Способы организации междисциплинарного взаимодействия специалистов в процессе сопровождения обучающихся с особенностями в развитии и поведении // Вестник Калужского университета. 2020. Серия 1 №1(46). С. 107–111.
3. Афонькина Ю.А. Ожидания родителей как субъектов инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ // Научно-методический журнал "Концепт". 2020. №11. С. 27-40.
4. Ахметова Д.З., Челнокова Т.А. Теоретико-методологические основания инклюзивного образования в трудах российских ученых первой четверти ХХ В // Педагогика и психология образования. 2016. № 3.
5. Безносова В.Э., Аполлонова И.А., Николаев А.П. Оценка уровня стресса при длительном воздействии раздражителя на организм // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2020. Том 19 № 2. С. 114-121.
6. Битюцкая Е.В. Проблема циклической динамики копинга: характеристики процесса и методические решения. 2022. Том 68 №1. C. 57-72.
7. Быкова И.С., Краснощекова И.В., Якиманская И.С. Отношение к болезни у родителей детей с ОВЗ Мир науки // Педагогика и психология. 2019. №1. С. 1-5.
8. Быкова И.С., Краснощекова И.В., Якиманская И.С. Отношение к болезни у родителей детей с ОВЗ // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. №1. С. 1-5.
9. Быкова И.С., Краснощекова И.В., Якиманская И.С. Отношение к болезни у родителей детей с ОВЗ // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. №1. С. 1-5.
10. Валитова И.Е. Представления матерей о неврологических заболеваниях раннего возраста в структуре отношения к болезни ребенка // Клиническая и специальная психология. 2021. Том 10 № 2. С. 47–62.
11. Ветрова И.И., Казымова Н.Н. Психология - наука будущего // Материалы IX Международной конференции молодых ученых «Психология – наука будущего» 2021.C. 312-367.
12. Воронова А.Г. Социализация обучающихся с помощью копинг -стратегий по методике Ричарда Лазаруса, Сюзан Фолкман // Журнал Тенденции развития науки и образования. 2018. №43-3. С. 55-66.
13. Гаевая Я.А., Исмаилова Н.И. Копинг-стратегии родителей, воспитывающих умственно отсталого ребёнка // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2012. № 1. С. 97-118.
14. Гостунская Я.И., Шеховцова Е.А. Особенности совпадающего поведения родителей, воспитывающих детей с нарушением интеллекта // Мир науки, культуры, образования. Номер 5. 2018.С.263-267.
15. Деннер В.А., Федюнина П.С., Давлетшина О.В., Набатчикова М.В. Научный обзор вопроса детской инвалидности как медико-социальной проблемы // Молодой ученый. №20. 2016. С. 71-75.
16. Джуринский А.Н. Компенсирующее обучение как стратегия качественного общего образования: зарубежный опыт.// Сибирский педагогический журнал. 2015. №3. C. 184–91.
17. Егорова Е.В. Рождение первого ребёнка, как нормативный кризис в жизни семьи // Современные проблемы клинической психологии и психологии личности. 2017. №1. С. 290-294.
18. Екимчик О.А., Крюкова Т.Л. Русскоязычная адаптация опросника само воспринимаемой гибкости совладания со стрессом // Вопросы психологии. 2020. Том 66 №6. C. 145-156.
19. Ёрш Е.В. Обзор методов исследования копинг-стратегий в России // Журнал Инновации. наука. образование 2021. С. 2051-2058.
20. Зырянкина А.С. Психологические особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с умственной отсталостью // Журнал Человек и природа. 2021. С. 56-57.
21. Калинцева М.А. Психологические копинг-стратегии совладания со стрессом родителей детей с ОВЗ // Вопросы студенческой науки. 2022. №7(71). C. 85-108.
22. Котова О.В., Беляев А.А., Акарачкова Е.С. Современные методы диагностики и лечения тревожных и депрессивных расстройств // РМЖ. Медицинское обозрение. 2021. №5(10). С. 648-653.
23. Кочуров М.Г. Связь копинг-стратегий с локусом контроля // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. №1(91) Часть 2. С. 40-43.
24. Краснощёкова И.В., Ковшова О.С. Психологические характеристики личности матери, воспитывающей ребёнка с психическим дизонтогенезом // Журнал Неврологический вестник. 2019. Том 51 №3. С. 36-42.
25. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения: современное состояние, проблемы и перспективы.// Журнал Вестник костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2008. Том 14 №4. С. 147-153.
26. Кудинова А.Е., Бурина Е.А. Феномен родительского стресса: обзор теоретических подходов // Актуальные проблемы развития личности в современном обществе. 2020. С. 220-225.
27. Кулагина Е.В. Специальное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: региональное неравенство // Социологические исследования. 2019. №3. С. 49–62.
28. Куфтяк Е.В. Памяти И.М. Никольской // Клиническая и специальная психология. 2016. Том 5 №3. С. 156-158.
29. Лапшина Л.М. Нейрофизиологический аспект сопровождения школьников с ограниченными возможностями здоровья / Л. М. Лапшина // Адаптация биологических систем к естественным и экстремальным факторам среды : материалы VII Международной научно-практической конференции, Челябинск, 11–13 октября 2018 года / Под ред. Д.З. Шибковой, П.А. Байгужина. – Челябинск: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2018. – С. 282-283..
30. Логинова Е.Т. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение как ресурсный центр для оказания консультативной поддержки // Вестник Череповецкого государственного университета. 2015. №1(62). С. 104–107.
31. Маленова А.Ю. Международная научно-практическая конференция "личность в трудных жизненных ситуациях: ресурсы и преодоление", посвященная 25-летию факультета психологии ОМГУ им. Ф.М. Мостоевского. Журнал Вестник омского университета. 2018. №4 С. 57-64.
32. Малышев И.В. Характеристика социально-психологической адаптации и копинг-стратегий личности в разных условиях социализации // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 12. С. 16-23.
33. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. - Санкт-Петербург : Речь, 2006 (СПб. : Типография "Наука"). – 218. С. 148-172.
34. Маслобоев С.Г. Формирование представлений об особенностях ребенка с ограниченными возможностями здоровья как ресурс для развития совладающего поведения его родителей // Журнал: Аутизм и другие нарушения в развитии: современные исследования и разработки. 2019. №1(3). С. 12-19.
35. Махнач А.В. Жизнеспособность как междисциплинарное понятие // Психологический журнал. 2012. №6. С. 84-98.
36. Многосмыслова А.А. Взаимосвязь копинг-стратегий и интернет-зависимости человека.// Журнал Мир науки. педагогика и психология. 2020. Том 8 № 1. С. 39-45.
37. Мустаева Ф.А., Степанова И.Н., Ларина Е.В. Дети с ограниченными возможностями здоровья как объект проектной деятельности благотворительного фонда // Журнал Евразийский союз ученых. 2020. №2-5(71). С. 14-17.
38. Нестерова А.А., Ковалевская Н.А. Жизнеспособность и стратегии совладания матерей, воспитывающих детей с нарушением аутистического спектра // Вестник МГОУ. 2015. №3. С. 38–46.
39. Неудахин Е.В. Теоретическое и практическое значение новых представлений о хронической стрессовой реакции у детей // Журнал QUANTUM SATIS. 2019. Том 2 №1. С. 10-19.
40. Никольская И.М., Добряков И.В. Уровни защитной системы человека в контексте оказания психологической помощи // Психология совладающего поведения: материалы II междунар. науч.-практ. конф. Кострома. КГУ им. Н.А. Некрасова. 2010. С. 102-104.
41. Одинцова М.А., Баринова О.В. Гурова Е.В. Копинг-стратегии преодоления и жизнестойкость людей с разным уровнем эмоционального интеллекта // Вестник Полоцкого государственного университета.2017. №7. С. 75–80.
42. Позднякова Д. Е. Арт-терапия как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности // Студенческий научный вестник 2019. №1(93). С. 2-6.
43. Покровский В.М. Регуляторно-адаптивный статус в оценке стрессоустойчивости человека.// Кубанский научный медицинский вестник. 2012. Том 38. №1. С. 77-81.
44. Пюра Д.С. Особенности смысло-жизненных ориентаций у родителей детей с ОВЗ // Журнал STUDENT. 2020. №11. С. 54.
45. Рамендик Д.М. Хронический стресс у женщин: выбор изменений собственной внешности как его источник и возможный способ преодоления // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. 2021. С. 163-171.
46. Рычкова Л.С. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Монография Издательский центр ЮУрГУ. 2020. С. 84-112.
47. Рычкова Л.С. Специальная психология. Учебное пособие. ИЦ ЮУрГУ. 2017. С. 122-156.
48. Савенышева С.С., Заплетина О.О. Родительский стресс матерей детей раннего и дошкольного возраста: роль социально-демографических факторов // Журнал Мир науки. педагогика и психология. 2019. Том 7 №6. С. 32-53.
49. Сашина Ю.В. Организация инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах. В кн.: Развитие идей В.М. Бехтерева в современной медицине, психологии и педагогике // Сб. ст. по итогам проведения Всерос. науч. практ. конференции. Глазов. 2018. C. 156–60.
50. Семенова Л.Э., Божкова Е.Д., Конева И.А. Личностные ресурсы психологического благополучия матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями и инвалидностью // Журнал Вестник Мининского университета. 2022. № 1(38). С. 17-23.
51. Таланцева О.И., Титова О.С., Овчинникова И.В., Григоренко Е.Л. Выявление риска расстройств аутистического спектра (РАС) у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. №6. 2019. C. 129-140.
52. Тихонова Е.А. Подходы к изучению понятия совладающего поведения в отечественных и зарубежных научных исследованиях. // Психолог. 2021. №6. С. 1-11.
53. Тихонова Е.А. Подходы к изучению понятия совпадающего поведения в отечественных и зарубежных научных исследованиях // Психолог. 2021. №6. С.1-11.
54. Фомина А.В. Песочная терапия в коррекции недостатков общения в диаде "родитель-ребенок" // Психологические науки. 2019. №3 (18). С. 11-16.
55. Ходенкова А.С. социализация детей с ограниченными возможностями здоровья // Актуальные вопросы психологического состояния общества как фактора общего благополучия. 2021. С. 103-107.
56. Циринг Д.А. Исследование жизнестойкости у беспомощных и самостоятельных подростков // Журнал Вестник томского государственного университета. 2009. №323. С. 336-342.
57. Цирульникова Е.А., Шварц Т.С. Влияние сиблинговых отношений на стиль совладающего поведения в подростковом возрасте. Вестник Костромского государственного университета // Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Том 28 №1. С. 148–154.
58. Човдырова Г.С., Пяткина О.А. Копинг-стратегии личности при адаптации к стрессу // Журнал Психопедагогика в правоохранительных органах. 2021. Том 26 №1(84). С.41-47.
59. Чупров Л.Ф. Состояния задержки психического развития у детей младшего школьного возраста: дифференциальная психологическая диагностика // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2014. № 6. С. 32-53.
60. Чурило Н.В. Патологические механизмы психического дизонтогенеза // Журнал Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2022. Том 2. №88. С. 129-133.
61. Шимбарева А. Отношение матерей к детям с детским церебральным параличом // Вопросы студенческой науки. 2018. №10(26). С. 60–62.
62. Шубникова Е.Г..Совладающее поведение детей, воспитывающихся в кровной семье и оставшихся без попечения родителей // Источник Cоциальная психология семьи. 2019. С. 335-345.
63. Шумская Н.А., Куликова Е.Г. Копинг-стратегии и психологические защиты матерей, воспитывающих детей с тяжелыми множественными нарушениями развития // Журнал Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2021. №200. С. 125-135.
64. Шутова Н.В., Шуткина Ж.А., Дунаева Н.И. Личностные ресурсы родителей, воспитывающих детей с ОВЗ // Журнал Проблемы современного педагогического образования. 2019. №64-2. С. 327-328.
65. Якубова Л.В. Усиление адаптационных возможностей организма в условиях хронического стресса // Научно-практический терапевтический журнал. 2018. № 3(61). С. 40-43.
66. Janoff-Bulman R., Carnes N. Surveying the moral landscape: Moral motives and group-based moralities // Personality a. social psychology rev. – Mahwah (NJ), 2013. – Vol. 17, N 3. – P. 219–236.
67. Ragonesi C.B., Chen X, Agrawal S, Galloway J.C. Power mobility and socialization in preschool: follow-up case study of a child with cerebral palsy // Pediatric Physical Therapy 2011. №23 (4). P. 399-406.