Особенности совладающего поведения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследование: РОО «СОДЕЙСТВИЕ» Республики Башкортостан (г. Уфа).
Выборка: матери детей в количестве 60 человек.
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ 9
1.1. Ограниченные возможности здоровья у детей в отечественной и зарубежной науке 9
1.2. Исследования в области совладающего поведения в отечественной и зарубежной науке 9
1.3. Исследования в сфере совладающего поведения родителей детей с ОВЗ в отечественной и зарубежной науке 15
Выводы по главе 1 21
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ 29
2.1. Организация, методы и методики эмпирического исследования особенностей совладающего поведения родителей, воспитывающих детей
с ОВЗ 29
2.2. Обработка и интерпретация результатов исследования особенностей совладающего поведения родителей, воспитывающих детей с ОВЗ 35
2.2.1. Результаты описательной статистики 35
2.2.2. Результаты сравнительного анализа 40
2.2.3. Результаты корреляционного анализа 50
2.2.4. Результаты факторного анализа 72
Выводы по главе 2 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 944
ПРИЛОЖЕНИЯ 102
База исследование: РОО «СОДЕЙСТВИЕ» Республики Башкортостан (г. Уфа).
Выборка: матери детей в количестве 60 человек.
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ 9
1.1. Ограниченные возможности здоровья у детей в отечественной и зарубежной науке 9
1.2. Исследования в области совладающего поведения в отечественной и зарубежной науке 9
1.3. Исследования в сфере совладающего поведения родителей детей с ОВЗ в отечественной и зарубежной науке 15
Выводы по главе 1 21
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ 29
2.1. Организация, методы и методики эмпирического исследования особенностей совладающего поведения родителей, воспитывающих детей
с ОВЗ 29
2.2. Обработка и интерпретация результатов исследования особенностей совладающего поведения родителей, воспитывающих детей с ОВЗ 35
2.2.1. Результаты описательной статистики 35
2.2.2. Результаты сравнительного анализа 40
2.2.3. Результаты корреляционного анализа 50
2.2.4. Результаты факторного анализа 72
Выводы по главе 2 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 944
ПРИЛОЖЕНИЯ 102
Актуальность темы исследования. Актуальность проблемы обусловлена тем, что семья, имеющая ребенка с ОВЗ, это семья с особым статусом. Результаты исследования могут быть использованы при конкретизации соответствующих пунктов социальной политики в отношении семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. Материалы работы могут понадобиться при разработке учебных курсов по социальной работе и социологии семьи и детства.
По данным сайта Федерального реестра инвалидов число детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) на весну 2022 года составило более 735 тысяч человек, что составляет немалую долю от общей численности детского населения России и является большим социальным вызовом для российского общества и семей, имеющих на попечении детей с ОВЗ.
Семья, в которой родился ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, находится в условиях острой психотравмирующей ситуации. Со временем родительский стресс не уменьшается, а порой даже усиливается, что связано с увеличением забот о ребёнке и наличием непроходящего родительского пессимизма относительно его будущего. Длительный, хронический стресс, негативные эмоциональные переживания, связанные с трудностями воспитания ребёнка, имеющего ОВЗ, влияют на изменение ценностно-смысловой составляющей образа мира родителей .
При рождении ребёнка с ОВЗ семье приходится столкнуться с множеством стресс-факторов, среди которых следует выделить трудности взаимодействия и коммуникации; финансовые трудности и ограничения трудовой занятости членов семьи в связи с постоянным уходом за таким ребёнком. Эмоциональные проблемы, с которыми сталкиваются все члены семьи и многое другое. Семья, в которой растет ребёнок с ОВЗ, изолируется и становится закрытой системой, переваривающей все свои трудности и проблемы внутри своих подсистем. Родители, зачастую, не в состоянии точно определить специфику или степень проблем своего ребёнка. Эта неопределённость о состоянии развития ребенка, в сочетании с трудностями в получении четкой диагностической оценки, может увеличить уровень родительского стресса .
В ходе жизненного цикла семьи, снижается уровень экстремальности, переходя в «привычку», «примирение» или хроническое состояние, т.е. хронический стресс. Основные трудности и переживания в жизни этих родителей таковы: тревога за будущее ребёнка, его переживания по поводу осознания своего дефекта; беспокойство за развитие и здоровье ребёнка; периодически возникающий эмоциональный дискомфорт, «притупляющаяся, но не исчезающая душевная боль» .
Актуальность исследования в данной работе заключается в характеристике категории родителей, имеющих детей с ОВЗ, выявление особенностей и закономерностей их поведения с точки зрения клинической психологии, изучение и выявление внутриличностных ресурсов родителей детей с ОВЗ, которые они могут мобилизовать для скорейшей адаптации к новому периоду жизни, связанному с рождением ребенка с ОВЗ. Отметим, что исследования, разработка и корректировки ныне существующих мер в области психотерапевтической и медицинской помощи для поддержания нормального психоэмоционального состояния всех членов таких семей продолжаются.
Цель исследования: Изучить особенности совладающего поведения родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.
Объект исследования: совладающее поведение.
Предмет исследования: особенности совладающего поведения родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.
Гипотезы исследования:
1. Матери детей с ОВЗ применяют такие механизмы психологической защиты, как «отрицание», «подавление», «реактивные образования».
2. Матери детей с ОВЗ используют такой способ совладающего поведения как «положительная переоценка».
3. Существует взаимосвязь между адаптивными личностными характеристиками матерей детей с ОВЗ и конструктивными способами совладающего поведения.
Задачи исследования:
1. Провести анализ исследований понятия ограниченные возможности здоровья у детей и его особенностей в отечественной и зарубежной научной литературе.
2. Проанализировать взгляды современных отечественных и зарубежных исследователей на особенности совладающего поведения родителей детей с ОВЗ.
3. Обосновать и произвести отбор методик, а также провести эмпирическое исследование для выявления особенностей совладающего поведения родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.
4. Выявить особенности совладающего поведения родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, а именно: определить механизмы психологической защиты и способы совладающего поведения матерей, воспитывающих детей с ОВЗ; установить взаимосвязь между личностными особенностями матерей, воспитывающих детей с ОВЗ и способами совладающего поведения.
Теоретико-методологическая основа исследования:
− теоретические исследования ограниченных возможностей здоровья у детей (Астахова Л.Г., Деннер В.А., Джуринский А.Н., Давлетшина О.В., Мамайчук И.И., Ragonesi C.B., Galloway J.C. и др.);
− исследования в области совладающего поведения родителей детей с ОВЗ (Быкова И.С., Валитова И.Е., Гаевая Я.А., Гостунская Я.И., Краснощёкова И.В., Ковшова О.С., Исмаилова Н.И. и др.).
Методы исследования:
I. Методы теоретического исследования: теоретико-методологический анализ, обобщение, синтез научной литературы по проблеме исследования.
II. Методы эмпирического исследования: психодиагностический метод. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы методики:
1. Авторская анкета для краткого описания семьи ребенка и его диагноза.
2. Способы совладающего поведения, WCQ (Авторы: Р. Лазарус, С. Фолкман (1988), Адаптация: НИПНИ (2009).
3. Индекс жизненного стиля, LSI (Авторы: Р. Плутчик, Х. Келлерман, Х. Конте (R. Plutchik, H. Kellerman, H. Conte, 1979), Адаптация: НИПНИ (2005).
4. Тест межличностных отношений Лири (Автор: Тимоти Лири и др. (Timothy Leary et al., 1955), Адаптация: Л. Н. Собчик (1970-е).
5. Анкета «Психологический тип родителя» (для родителей детей с ОВЗ) (В.В. Ткачева) (Источник: Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. – М, 2008).
6. Опросник совладания со стрессом, COPE (Авторы: Чарльз Карвер и др. (C. Carver, M. Scheier, J. Weintraub, 1989), Адаптация: Т. О. Гордеева, Е. Н. Осин, Е. И. Рассказова и др. (2010).
III. Методы статистической обработки результатов. Применялись следующие виды анализа:
1. Метод сравнительного анализа 2 групп (родителей нормотипичных детей и детей с ОВЗ).
2. Методы математической описательной статистики.
3. Корреляционный анализ – с целью выявления взаимосвязей при уровне значимости p<0,05 и коэффициенте корреляции r>0,3.
4. Факторный анализ – с целью выявления множественных корреляционных связей при уровне значимости p<0,05.
С целью уточнения необходимости использования параметрических или непараметрических критериев проводился анализ нормальности распределения признаков с применением критерия Шапиро-Уилка.
Степень научной разработанности проблемы:
Дети с ограниченными возможностями здоровья изучались такими представителями науки как В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.П. Кащенко, Н.П. Постовский, Г.Я. Трошина, Г.И. Россолимо, С.Т. Шацкий и мн. др .
Исследования в области совладающего поведения родителей детей с ОВЗ проводились такими авторами как Е.В. Хорошева, Куваева И.О., Завьялова И.А., А.А. Нестерова, Н. А. Ковалевская, К.Б. Зуев и др.
Характеристика базы и выборки эмпирического исследования. Данное исследование проводилось среди пациентов личной частной практики и на базе РОО «СОДЕЙСТВИЕ» Республики Башкортостан по адресу г. Уфа, ул. А. Невского д.22 с января 2023 г. по октябрь 2023 г., в исследовании принимали участие родители детей в количестве 60 (шестидесяти) человек.
Выборка исследования отбиралась следующим образом. В исследовании принимали матери, давшие согласие на участие в исследовании. 30 матерей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, со следующими установленными диагнозами: с умственной отсталостью, задержкой психического развития, расстройством аутистического спектра; и 30 матерей, воспитывающих нормотипичных детей. Возраст ребенка находился в диапазоне от 3 до 10 лет.
Этапы исследования.
I этап: изучение теоретических аспектов проблемы, определение понятийного аппарата исследования, подбор методов и методик исследования, составление программы эмпирического исследования.
II этап: эмпирическое исследование особенностей совладающего поведения родителей, воспитывающих детей с ОВЗ (январь 2023 г. - октябрь 2023 г.).
III этап: качественный и количественный анализ результатов исследования с применением методов математической статистики, интерпретация результатов, оформление работы.
Научная новизна исследования:
Данное исследование проводится впервые среди лиц указанной выборки в 2023 году, в г. Уфа, выбранных из пациентов частной личной практики и наблюдающихся в центре «СОДЕЙСТВИЕ» по заявленным методикам и инструментарию, в результате чего получены новые результаты эмпирического исследования, что позволяет актуализировать данные исследований особенностей совладающего поведения родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.
Теоретическая значимость исследования состоит в актуализации и углублении знаний об особенностях совладающего поведения родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, проживающих в г Уфа.
Практическая значимость исследования: Результаты данной работы возможно применять в консультативной деятельности, психотерапевтической помощи рассматриваемым нами лицам как в индивидуальной, так и в групповой работе по оказанию психологической помощи.
Достоверность результатов исследования обеспечена ясностью его теоретико-методологических основ, репрезентативностью выборки, применением надежных и валидных методов исследования, использованием адекватных методов статистической обработки эмпирических данных.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы из 67 источников и приложения. Работа изложена на 93 страницах машинописного текста и включает 10 таблиц, 13 рисунков.
По данным сайта Федерального реестра инвалидов число детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) на весну 2022 года составило более 735 тысяч человек, что составляет немалую долю от общей численности детского населения России и является большим социальным вызовом для российского общества и семей, имеющих на попечении детей с ОВЗ.
Семья, в которой родился ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, находится в условиях острой психотравмирующей ситуации. Со временем родительский стресс не уменьшается, а порой даже усиливается, что связано с увеличением забот о ребёнке и наличием непроходящего родительского пессимизма относительно его будущего. Длительный, хронический стресс, негативные эмоциональные переживания, связанные с трудностями воспитания ребёнка, имеющего ОВЗ, влияют на изменение ценностно-смысловой составляющей образа мира родителей .
При рождении ребёнка с ОВЗ семье приходится столкнуться с множеством стресс-факторов, среди которых следует выделить трудности взаимодействия и коммуникации; финансовые трудности и ограничения трудовой занятости членов семьи в связи с постоянным уходом за таким ребёнком. Эмоциональные проблемы, с которыми сталкиваются все члены семьи и многое другое. Семья, в которой растет ребёнок с ОВЗ, изолируется и становится закрытой системой, переваривающей все свои трудности и проблемы внутри своих подсистем. Родители, зачастую, не в состоянии точно определить специфику или степень проблем своего ребёнка. Эта неопределённость о состоянии развития ребенка, в сочетании с трудностями в получении четкой диагностической оценки, может увеличить уровень родительского стресса .
В ходе жизненного цикла семьи, снижается уровень экстремальности, переходя в «привычку», «примирение» или хроническое состояние, т.е. хронический стресс. Основные трудности и переживания в жизни этих родителей таковы: тревога за будущее ребёнка, его переживания по поводу осознания своего дефекта; беспокойство за развитие и здоровье ребёнка; периодически возникающий эмоциональный дискомфорт, «притупляющаяся, но не исчезающая душевная боль» .
Актуальность исследования в данной работе заключается в характеристике категории родителей, имеющих детей с ОВЗ, выявление особенностей и закономерностей их поведения с точки зрения клинической психологии, изучение и выявление внутриличностных ресурсов родителей детей с ОВЗ, которые они могут мобилизовать для скорейшей адаптации к новому периоду жизни, связанному с рождением ребенка с ОВЗ. Отметим, что исследования, разработка и корректировки ныне существующих мер в области психотерапевтической и медицинской помощи для поддержания нормального психоэмоционального состояния всех членов таких семей продолжаются.
Цель исследования: Изучить особенности совладающего поведения родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.
Объект исследования: совладающее поведение.
Предмет исследования: особенности совладающего поведения родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.
Гипотезы исследования:
1. Матери детей с ОВЗ применяют такие механизмы психологической защиты, как «отрицание», «подавление», «реактивные образования».
2. Матери детей с ОВЗ используют такой способ совладающего поведения как «положительная переоценка».
3. Существует взаимосвязь между адаптивными личностными характеристиками матерей детей с ОВЗ и конструктивными способами совладающего поведения.
Задачи исследования:
1. Провести анализ исследований понятия ограниченные возможности здоровья у детей и его особенностей в отечественной и зарубежной научной литературе.
2. Проанализировать взгляды современных отечественных и зарубежных исследователей на особенности совладающего поведения родителей детей с ОВЗ.
3. Обосновать и произвести отбор методик, а также провести эмпирическое исследование для выявления особенностей совладающего поведения родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.
4. Выявить особенности совладающего поведения родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, а именно: определить механизмы психологической защиты и способы совладающего поведения матерей, воспитывающих детей с ОВЗ; установить взаимосвязь между личностными особенностями матерей, воспитывающих детей с ОВЗ и способами совладающего поведения.
Теоретико-методологическая основа исследования:
− теоретические исследования ограниченных возможностей здоровья у детей (Астахова Л.Г., Деннер В.А., Джуринский А.Н., Давлетшина О.В., Мамайчук И.И., Ragonesi C.B., Galloway J.C. и др.);
− исследования в области совладающего поведения родителей детей с ОВЗ (Быкова И.С., Валитова И.Е., Гаевая Я.А., Гостунская Я.И., Краснощёкова И.В., Ковшова О.С., Исмаилова Н.И. и др.).
Методы исследования:
I. Методы теоретического исследования: теоретико-методологический анализ, обобщение, синтез научной литературы по проблеме исследования.
II. Методы эмпирического исследования: психодиагностический метод. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы методики:
1. Авторская анкета для краткого описания семьи ребенка и его диагноза.
2. Способы совладающего поведения, WCQ (Авторы: Р. Лазарус, С. Фолкман (1988), Адаптация: НИПНИ (2009).
3. Индекс жизненного стиля, LSI (Авторы: Р. Плутчик, Х. Келлерман, Х. Конте (R. Plutchik, H. Kellerman, H. Conte, 1979), Адаптация: НИПНИ (2005).
4. Тест межличностных отношений Лири (Автор: Тимоти Лири и др. (Timothy Leary et al., 1955), Адаптация: Л. Н. Собчик (1970-е).
5. Анкета «Психологический тип родителя» (для родителей детей с ОВЗ) (В.В. Ткачева) (Источник: Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. – М, 2008).
6. Опросник совладания со стрессом, COPE (Авторы: Чарльз Карвер и др. (C. Carver, M. Scheier, J. Weintraub, 1989), Адаптация: Т. О. Гордеева, Е. Н. Осин, Е. И. Рассказова и др. (2010).
III. Методы статистической обработки результатов. Применялись следующие виды анализа:
1. Метод сравнительного анализа 2 групп (родителей нормотипичных детей и детей с ОВЗ).
2. Методы математической описательной статистики.
3. Корреляционный анализ – с целью выявления взаимосвязей при уровне значимости p<0,05 и коэффициенте корреляции r>0,3.
4. Факторный анализ – с целью выявления множественных корреляционных связей при уровне значимости p<0,05.
С целью уточнения необходимости использования параметрических или непараметрических критериев проводился анализ нормальности распределения признаков с применением критерия Шапиро-Уилка.
Степень научной разработанности проблемы:
Дети с ограниченными возможностями здоровья изучались такими представителями науки как В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.П. Кащенко, Н.П. Постовский, Г.Я. Трошина, Г.И. Россолимо, С.Т. Шацкий и мн. др .
Исследования в области совладающего поведения родителей детей с ОВЗ проводились такими авторами как Е.В. Хорошева, Куваева И.О., Завьялова И.А., А.А. Нестерова, Н. А. Ковалевская, К.Б. Зуев и др.
Характеристика базы и выборки эмпирического исследования. Данное исследование проводилось среди пациентов личной частной практики и на базе РОО «СОДЕЙСТВИЕ» Республики Башкортостан по адресу г. Уфа, ул. А. Невского д.22 с января 2023 г. по октябрь 2023 г., в исследовании принимали участие родители детей в количестве 60 (шестидесяти) человек.
Выборка исследования отбиралась следующим образом. В исследовании принимали матери, давшие согласие на участие в исследовании. 30 матерей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, со следующими установленными диагнозами: с умственной отсталостью, задержкой психического развития, расстройством аутистического спектра; и 30 матерей, воспитывающих нормотипичных детей. Возраст ребенка находился в диапазоне от 3 до 10 лет.
Этапы исследования.
I этап: изучение теоретических аспектов проблемы, определение понятийного аппарата исследования, подбор методов и методик исследования, составление программы эмпирического исследования.
II этап: эмпирическое исследование особенностей совладающего поведения родителей, воспитывающих детей с ОВЗ (январь 2023 г. - октябрь 2023 г.).
III этап: качественный и количественный анализ результатов исследования с применением методов математической статистики, интерпретация результатов, оформление работы.
Научная новизна исследования:
Данное исследование проводится впервые среди лиц указанной выборки в 2023 году, в г. Уфа, выбранных из пациентов частной личной практики и наблюдающихся в центре «СОДЕЙСТВИЕ» по заявленным методикам и инструментарию, в результате чего получены новые результаты эмпирического исследования, что позволяет актуализировать данные исследований особенностей совладающего поведения родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.
Теоретическая значимость исследования состоит в актуализации и углублении знаний об особенностях совладающего поведения родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, проживающих в г Уфа.
Практическая значимость исследования: Результаты данной работы возможно применять в консультативной деятельности, психотерапевтической помощи рассматриваемым нами лицам как в индивидуальной, так и в групповой работе по оказанию психологической помощи.
Достоверность результатов исследования обеспечена ясностью его теоретико-методологических основ, репрезентативностью выборки, применением надежных и валидных методов исследования, использованием адекватных методов статистической обработки эмпирических данных.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы из 67 источников и приложения. Работа изложена на 93 страницах машинописного текста и включает 10 таблиц, 13 рисунков.
Целью нашего исследования являлось изучение особенностей совладающего поведения родителей, воспитывающих детей с ОВЗ. Согласно поставленной цели мы определили задачи, которые, в рамках исследования, были успешно решены. Результаты их исполнения мы представляем ниже.
1. Нами был проведен анализ исследований понятия ограниченные возможности здоровья у детей, и взгляды современных отечественных и зарубежных исследователей на особенности совладающего поведения родителей детей с ОВЗ. В теоретической части работы нами даны определение, описание и закономерности психического развития детей с ОВЗ. Также дано определение совладающего поведения как целенаправленного социального поведения, позволяющее человеку справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией, используя осознанные стратегии действий, его описание и исследования по данной проблематике.
Также были рассмотрены исследования на тему совладающего поведения родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, которое имеет свои особенности. Матери детей с ОВЗ часто прибегают к неадаптивным стратегиям совладания, таким как отрицание, позитивное истолкование ситуации, бегство-избегание, перенос, конфронтация, самоконтроль, дистанцирование. При этом установлено, что родители, находящиеся в состоянии длительного стресса по причине болезни своего ребенка, тем не менее находят силы для выживания, для того, чтобы развивать и адаптировать ребенка с ОВЗ.
2. Нами были обоснован и произведен отбор методик для выявления особенностей совладающего поведения родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, определена база и сформирована выборка исследования, на основе чего было проведено эмпирическое исследование особенностей совладающего поведения родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.
3. Применив методы математической описательной статистики и сравнительного анализа, мы определили, что матери детей с ОВЗ относятся к психосоматичному типу родительства; среди личностных характеристик наиболее значимыми оказались такие типы как «прямолинейный-агрессивный», «недоверчивый-скептический», «властный-лидирующий».
Определив механизмы психологической защиты и способы совладающего поведения матерей, воспитывающих детей с ОВЗ, можем отметить следующее. Матери, воспитывающие нормотипичных детей более склонны применять конструктивные методы психологической защиты, такие как «интеллектуализация». Матери, воспитывающие детей с ОВЗ склонны к неконструктивным механизмам психологической защиты, таким как «отрицание», «подавление», «реактивные образования»; чаще, чем матери нормотипичных детей прибегают к такому способу совладающего поведения как «положительная переоценка».
4. Корреляционный анализ выявил взаимосвязи личностных характеристик матерей, воспитывающих детей с ОВЗ и способов совладающего поведения. Психосоматичный тип родительства у матерей детей с ОВЗ взаимосвязан с такими механизмами психологической защиты как «регрессия», «проекция», «компенсация». Такая личностная характеристика как «прямолинейный-агрессивный», проявляющаяся у матерей детей с ОВЗ, прямо взаимосвязана со способом совладающего поведения «конфронтация» и такими способами совладания со стрессом как «концентрация на эмоциях», «инструментальная соц. поддержка», «активное совладание», «эмоциональная соц. поддержка», и обратно взаимосвязана с «поведенческим уходом от проблемы» и «сдерживанием совладания». Следующая, характерная для матерей детей с ОВЗ личностная характеристика «недоверчивый-скептический» взаимосвязана с механизмом психологической защиты «замещение» и способом совладающего поведения «бегство-избегание».
5. Факторный анализ установил взаимосвязь между такими личностными характеристиками матерей детей с ОВЗ как «властный-лидирующий», «независимый-доминирующий», «прямолинейный-агрессивный», «доминирование», с такими способами совладающего поведения как «планирование решения», «положительная переоценка», способами совладания со стрессом «инструментальная соц. поддержка», «активное совладание»; и обратную взаимосвязь с такими способами совладания со стрессом как «отрицание» и «поведенческий уход от проблемы».
Таким образом, гипотезы нашего исследования нашли свое подтверждение, поставленные задачи решены, а цель исследования – достигнута.
Результаты нашей работы могут быть использованы при оказании психологической помощи матерям, воспитывающим детей с ОВЗ.
1. Нами был проведен анализ исследований понятия ограниченные возможности здоровья у детей, и взгляды современных отечественных и зарубежных исследователей на особенности совладающего поведения родителей детей с ОВЗ. В теоретической части работы нами даны определение, описание и закономерности психического развития детей с ОВЗ. Также дано определение совладающего поведения как целенаправленного социального поведения, позволяющее человеку справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией, используя осознанные стратегии действий, его описание и исследования по данной проблематике.
Также были рассмотрены исследования на тему совладающего поведения родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, которое имеет свои особенности. Матери детей с ОВЗ часто прибегают к неадаптивным стратегиям совладания, таким как отрицание, позитивное истолкование ситуации, бегство-избегание, перенос, конфронтация, самоконтроль, дистанцирование. При этом установлено, что родители, находящиеся в состоянии длительного стресса по причине болезни своего ребенка, тем не менее находят силы для выживания, для того, чтобы развивать и адаптировать ребенка с ОВЗ.
2. Нами были обоснован и произведен отбор методик для выявления особенностей совладающего поведения родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, определена база и сформирована выборка исследования, на основе чего было проведено эмпирическое исследование особенностей совладающего поведения родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.
3. Применив методы математической описательной статистики и сравнительного анализа, мы определили, что матери детей с ОВЗ относятся к психосоматичному типу родительства; среди личностных характеристик наиболее значимыми оказались такие типы как «прямолинейный-агрессивный», «недоверчивый-скептический», «властный-лидирующий».
Определив механизмы психологической защиты и способы совладающего поведения матерей, воспитывающих детей с ОВЗ, можем отметить следующее. Матери, воспитывающие нормотипичных детей более склонны применять конструктивные методы психологической защиты, такие как «интеллектуализация». Матери, воспитывающие детей с ОВЗ склонны к неконструктивным механизмам психологической защиты, таким как «отрицание», «подавление», «реактивные образования»; чаще, чем матери нормотипичных детей прибегают к такому способу совладающего поведения как «положительная переоценка».
4. Корреляционный анализ выявил взаимосвязи личностных характеристик матерей, воспитывающих детей с ОВЗ и способов совладающего поведения. Психосоматичный тип родительства у матерей детей с ОВЗ взаимосвязан с такими механизмами психологической защиты как «регрессия», «проекция», «компенсация». Такая личностная характеристика как «прямолинейный-агрессивный», проявляющаяся у матерей детей с ОВЗ, прямо взаимосвязана со способом совладающего поведения «конфронтация» и такими способами совладания со стрессом как «концентрация на эмоциях», «инструментальная соц. поддержка», «активное совладание», «эмоциональная соц. поддержка», и обратно взаимосвязана с «поведенческим уходом от проблемы» и «сдерживанием совладания». Следующая, характерная для матерей детей с ОВЗ личностная характеристика «недоверчивый-скептический» взаимосвязана с механизмом психологической защиты «замещение» и способом совладающего поведения «бегство-избегание».
5. Факторный анализ установил взаимосвязь между такими личностными характеристиками матерей детей с ОВЗ как «властный-лидирующий», «независимый-доминирующий», «прямолинейный-агрессивный», «доминирование», с такими способами совладающего поведения как «планирование решения», «положительная переоценка», способами совладания со стрессом «инструментальная соц. поддержка», «активное совладание»; и обратную взаимосвязь с такими способами совладания со стрессом как «отрицание» и «поведенческий уход от проблемы».
Таким образом, гипотезы нашего исследования нашли свое подтверждение, поставленные задачи решены, а цель исследования – достигнута.
Результаты нашей работы могут быть использованы при оказании психологической помощи матерям, воспитывающим детей с ОВЗ.
Подобные работы
- СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ СТАЦИОНАРНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ИХ
ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Психологические особенности семей, воспитывающих ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2022 - ИЗУЧЕНИЕ СТРЕССОСОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ИЗУЧЕНИЕ СТРЕССОСОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Особенности консультирования родителей детей с ОВЗ (Доклад, Психолого-педагогические основы сопровождения инклюзивного образования, Алтайский государственный педагогический университет)
Прочее, психология. Язык работы: Русский. Цена: 350 р. Год сдачи: 2024



