Реферат
Введение 3
Глава 1. Информационная культура подростков 9
1.1 Характеристика информационный культуры 9
1.2 Анализ путей формирования информационной культуры
подростков 18
Выводы по главе 1 22
Глава 2. Культуротворческие технологии социально-культурной деятельности как способ формирования информационной культуры подростков 23
2.1 Специфика культуротворческих технологий социально-культурной
деятельности 23
2.2 Проектное решение: проект «Гуляй» 30
Выводы по главе 2 37
Заключение 38
Список литературы 40
Приложение А 50
Приложение Б 57
Приложение В 58
Приложение Г 61
Приложение Д 63
Приложение Е 64
Приложение Ж 67
Приложение И 69
Приложение К 72
Актуальность работы заключается в том, что в современном мире информация выходит на первый план. Развитые цифровые технологий и огромный поток информации уже являются неотъемлемой частью нашей жизни. В подростковом периоде данная среда может как помочь в развитии личности, так и привести её к разрушению.
Очень важно понимать роль и значимость развитой информационной культуры уже на этапе «взросления». Именно это явление в последствии окажет огромное влияние на социализацию и профессиональную деятельность личности. Сейчас информационная культура отходит от понятия только информатики и информационной среды. Оно всё больше проникает и в другие сферы жизни.
Подростки должны не только уметь пользоваться компьютером, как это преподносят с точки зрения информатики, но и должны осознавать роль информации, владеть определёнными навыками и умело оперировать ей. Развитие сети Интернет, социальных сетей, открытой доступ к информации привели к формированию новой культуры - кибер-этики, которая позволяет отсеивать информацию и содержит определённый набор правил общения в виртуальной среде, что несёт за собой определённые последствия.
Негативными факторами развития информационной среды и показателями низкой информационной культуры являются:
• упрощение речи и культуры общения;
• атомизация общества;
• шаблонность мышления.
Именно это убивает в личности творческое начало, подавляет креативность и к ведёт деградации общества.
В подростковом возрасте особую опасность представляет «информационный мусор», это связанно с эмоциональной нестабильностью данного возраста. Насилие, жестокость, терроризм, подмена ценностей - въедается в подсознание и становится частью неокрепшего сознания подростка.
В целях развития информационной культуры и недопущения разрушения личности, необходимо подростка научить работать с информацией, находить актуальную, достоверную информацию, уметь её анализировать.
Здесь огромную роль играют культуротворческие технологии. Они включают в себя механизмы, которые способны развить мышление, внедрить новые методы обучения и воспитания, а также помочь адаптироваться в постоянно меняющейся среде, без особой нагрузки на психику подростка.
Влияние культуротворческих технологий на информационную культуру огромное. Они помогают включить подростка в творческий процесс и повысить уровень не только общей, духовно-нравственной культуры, но и такой важной на настоящий момент информационной.
Степень научной разработанности:
Развитие информационной культуры в процессе развития общества можно проследить в работах Суханова А. П., Семенюка Э. П., Вохрышевой М. Г., Колина К. К.
Первым подходом к изучению информационной культуры был информационный подход. Зубов Ю. С., Семенюк Э. П. дали наиболее полные определения информационной культуры.
В связи с развитием информационной сферы, данный вид культуры получил широкое распространение и проник в разные сферы жизнедеятельности человека, что и привело к необходимости рассматривать информационную культуру в других сферах. Педагогический подход подчеркивал роль данной культуры в процессе воспитания и образования личности, что прослеживается в работах Розенберга Н. М., Воробьёва Г. Г., Луканкина Г. Л., Сергеевой Т. Ф., Щегловым А. В., Якуниным Е. А., Семёновым А. Л. и др..
Культурологический подход подчеркивает связь развития информационной культуры и развития общества. Его представляют Гендина Н. И., Колкова Н. И., Скипор И. Л., Стародубова Г. А.,
Информационные технологии и их влияние на подростков в своих трудах рассматривали Селиванова О. Г., Пешнина Е. М., Баданова Н. М.,
Патраков Э. В. и др.
Основой для рассмотрения культуротворческих технологий стали труды Киселевой Т. Г., Красильникова Ю. Д., Ариарский М. А.. Именно эти авторы наиболее точно описали именно данный вид технологий. А влияние культуротворческих технологий на воспитательный процесс можно проследить в работах Ариарского М. А., Жаркова А. Д., Стрельцова В. М., Воловика А. Ф., Максютина Н.Ф., Новаторова В. Е., Чижикова В. М. О стимулировании и мотивировании к различным видам творческой деятельности человеком говорит в своих работах Д. Макрегор.
Законы творческого процесса и его особенности описывали Аганисян В. М., Альтшуллер Г. С., Андреев В. И., Богоявленская Д. В.,
Платонов К. К., Брушлинский А. В., Данилова В. Л., Голицин Г. А.,
Разумовский В. Г. и др. А Аверин А. Н., Амонашвили Ш. А., Бердяев Н. А, Выготский Л. С., Занков Л. В., Б. Паскаль, А. Швейцер и др. в своих трудах раскрыли роль творчества в становлении личности, что непосредственно влияет на духовно-нравственную сферу личности и на его общую культуру.
Выявление и дифференциацию интересов детей можно найти в работах Выготского Л. С., Теплова Б. М., Матюшкина А. М., Шадрикова В. Д.. Так же на основе этого учения о способностях человека Киселёва, Красильников дают теоретическую базу характеризующую культуротворческие технологии.
Теоретические и практические аспекты культуротворческих технологий были проанализированы на основе диссертаций Л. А. Тюриной, Г. Н. Новиковой, М. С. Нурмаковой, а также на учебном пособии, разработанным Ф. X. Поповой.
68. Тюрина, Л. А. Культуротворческие технологии как фактор формирования досуговой культуры молодежи: дисс... канд. Пед. Наук: 13.00.05/ Л. А. Тюрина. - Тамбов, 2007. - 175 с
49. Нурмакова, М. С. Совершенствование этнопедагогической подготовки студентов творческого вуза: автореферат дисс. канд.пед.н./ Маржан Саткановна Нурмакова. - М., 1997. - 22 с.
Попов, В.В. Культурно-досуговая деятельность в контексте научного исследования: монография./ В. В. Попов, Ф. X. Попова. Тюмень. - Тюменский государственный университет, 2004. - 176 с.
Хоть информационная культура и культуротворческие технологии являются достаточно изученными явлениями, но их влияние друг на друга, а тем более влияние средств культуротворческих технологий на формирование информационной культуры подростков ещё не изучено.
Объект: формирование информационной культуры подростков
Предмет: культуротворческие технологии.
Цель: изучение особенностей формирования информационной культуры подростка посредством культуротворческих технологий социально-культурной деятельности.
Задачи:
1. Раскрыть сущность, рассмотреть основные подходы к изучению понятия «информационная культура»;
2. Изучить особенности формирования информационной культуры подростков;
3. Дать характеристику культуротворческим технологиям и выделить средства, применяемые ими;
4. Разработать проект, на основе результатов проведённых исследований.
Методологическая основа. Главными источниками при написании бакалаврской работы стали труды Ершова А. П., Семенок Э. С. по формированию информационной культуры личности; Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д., Григорьева Б.И., Жарков А. Д., Новикова Г. Н. и т.д. - теории технологий социально-культурной деятельности, классификация культуротворческих технологий Киселевой Т. Г., Красильникова Ю. Д..
При написании работы были использованы такие общенаучные методы как анализ, обобщение, конкретизация, синтез, системный подход. Данные методы были использованы при изучении необходимых источников по проблеме исследования. Контент-анализ был использован для определения актуальности развития информационной культуры и актуальных проблем этой сферы.
Эмпирические методы, которое были использованы в работе - социологический опрос и экспертное интервью. Целью проведения стало выявление взглядов на информационную культуру среди молодёжи и среди работников социально-культурной сферы....
1. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. От 01.04.2020).
2. «Вконтакте» раскрыла принципы работы с информацией пользователей //ТАСС. - 05.10.2018 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: /Ла88.ги/оЬзс 11 е81уо/5644572?1 Лт_8оигсе=ухпем8&1 Лт_те (литлеэМор.)
3. Агранович В.Б. Содержание понятия «инновация» как социально- философской категории // Известия Томского политехнического университета. - 2008. - № 6. - С. 111-112.
4. Алексеева И.Ю., Шклярик Е.Н. Что такое компьютерная этика? //Вопросы философии. - 2007. - №9. - С.60-72.
5. Аракчеева С.А., Рожков М.И. Социально-педагогическое
сопровождение саморазвития подростков в условиях санаторной школы-интерната // Социальная педагогика в России. - 2015. - № 5. - С. 39-43.
6. Аракчеева, С. А. К вопросу о готовности подростков к саморазвитию / С. А. Аракчеева // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2018. — № 1. — C. 159-161.
7. Афанасьев, С.В. Информационная культура: типологический анализ/ С.В. Афанасьев // Философская мысль. - 2018. - № 1. - С. 59 - 70.
8. Бабинович В.С. Идентичность геймера в виртуальном пространстве // Вестник Томского государственного университета. - 2019.
9. Белякова Е.Г. Информационная культура и информационная безопасность школьников //Образование и наука. - 2017. - Том 19. - №8. - С.147-162.
10. БордовскийГ.А. Извозчиков В.А. Новые технологии обучения. Вопросы терминологии // Педагогика. - 1993. - №5. - С. 1216.
11. Винарик, Л.С [Текст]: учеб. Пособие / Л.С. Винарик, Н.Ф. Васильева. - Москва: Школьная б-ка, 2002. - 89 с.
12. Водяникова И.Ф. Аксиологические аспекты компьютерной этики //Социально-гуманитарное познание в контексте философской инноватики. Сборник трудов Международной научной конференции /Научный редактор - А. М. Старостин. - Ростов-на-Дону: Донское книжное издательство, 2013. - С.344-347.
13. Войскунский А.Е., Дорохова О.А. Становление кибер-этики. Исторические основания и современные проблемы //Вопросы философии. - 2010. - №5. - С.69-83.
14. Войскунский, А. Е., Нафтульев А. И. Актуальные психологические проблемы кибер-этики //Гуманитарная информатика. - 2007. - Выпуск
3. - С.31-39.
15. Воробьев, Г.Г. Твоя информационная культура. - Москва: Молодая гвардия, 1988. - 303 с...100