СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С МЛАДШИМИ ПОДРОСТКАМИ, СКЛОННЫМИ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
|
Реферат
Введение 4
1 Теоретические аспекты изучения специфики работы педагога-
психолога с младшими подростками, склонными к девиантному поведению 7
1.1 Девиантное поведение: понятие, характеристика 7
1.2 Проявление девиантного поведения у младших подростков 11
1.3 Специфика работы педагога-психолога с младшими
подростками, склонными к девиантному поведению 15
2 Экспериментальное изучение и специфика работы педагога-
психолога с младшими подростками, склонными к девиантному поведению 23
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов
первичной диагностики 23
2.2 Описание системы занятий, направленных на работу с младшими
подростками, склонными к девиантному поведению 36
2.3 Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной
диагностики 51
Заключение 64
Список использованных источников 65
Введение 4
1 Теоретические аспекты изучения специфики работы педагога-
психолога с младшими подростками, склонными к девиантному поведению 7
1.1 Девиантное поведение: понятие, характеристика 7
1.2 Проявление девиантного поведения у младших подростков 11
1.3 Специфика работы педагога-психолога с младшими
подростками, склонными к девиантному поведению 15
2 Экспериментальное изучение и специфика работы педагога-
психолога с младшими подростками, склонными к девиантному поведению 23
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов
первичной диагностики 23
2.2 Описание системы занятий, направленных на работу с младшими
подростками, склонными к девиантному поведению 36
2.3 Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной
диагностики 51
Заключение 64
Список использованных источников 65
В современном мире существует ряд проблем, связанных с девиантным поведением младших подростков: агрессивное поведение, хулиганство, насильственные действия, случаи воровства, употребление курительных, алкогольных и наркотических средств. С точки зрения М.И. Дибирова, это связано «с разрушением в конце 90-х годов XX века систем воспитания на всех уровнях образования» [11, с. 67]. Проблема девиантного поведения разрастается под влиянием и других вредоносных факторов социальноэкономической нестабильности: табакокурение, алкоголь, наркомания, безнадзорность, и является одной из сложнейших, требующих решения и внимания со стороны родителей, педагогов, психологов, психотерапевтов, правоохранительных органов [30].
Всё вышеизложенное и определило актуальность нашего исследования.
Исходя из актуальности, цель нашего исследования - изучение специфики работы педагога-психолога с младшими подростками, склонными к девиантному поведению.
Объект исследования - девиантное поведение как психологический феномен.
Предмет исследования - специфика работы педагога-психолога с младшими подростками, склонными к девиантному поведению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогические источники по проблеме
девиантного поведения у младших подростков.
2. Провести экспериментальное исследование, направленное на выявление у младших подростков, склонности к девиантному поведению.
3. Разработать и реализовать систему занятий направленных на профилактическую работу с младшими подростками, склонными к девиантному поведению и определить ее результативность.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Эмпирические методы: тестирование (методика «Склонность к
девиантному поведению» (авторы - Э.В. Леус, А.Г. Соловьев),
диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения для учащихся общеобразовательных учреждений (опросник «ДАП-П»)).
3. Методы количественной и качественной обработки результатов.
Методологической основу исследования составили труды таких отечественных исследователей девиантного поведения как: М.Г. Алиевой, С.А. Бадмаева, О.Г. Бырдиной, Я.И. Гилинского, Е.А. Ивановой, Е.В. Змановской, Х.З. Исраиловой и др.; исследователей девиантного поведения младших подростков: Н.Н. Васягиной, Е.А. Ивановой, С.А. Маскаляновой, Г.В. Слепухиной, и др.
Экспериментальная база исследования представлена Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Новокаргинская средняя общеобразовательная школа № 5» (МБОУ Новокаргинская СОШ № 5)».
Исследование проводилось с января 2022 - май 2022г. Выборка представлена младшими подростками. Возраст испытуемых 11-12 лет. Количество подростков, принявших участие в исследовании, 16 человек.
Этапы исследования:
1этап (декабрь 2021 г. - январь 2022 г.) - изучение теоретических основ по теме исследования, определение категориального аппарата, изучения работы педагога-психолога с младшими подростками, склонными к девиантному поведению, подбор диагностического инструментария, проведение первичной диагностики склонности к девиантному поведению младших подростков.
2 этап (январь 2022 г. - май 2022 г.) - разработка и реализация системы занятий с младшими подростками, склонными к девиантному поведению.
3 этап (май 2022 г. - июнь 2022 г.) - проведение повторной диагностики младших школьников, склонных к девиантному поведению, анализ полученных результатов исследования, определение эффективности работы педагога- психолога с младшими подростками, склонными к девиантному поведению, формулирование выводов, оформление ВКР.
Результаты исследования представлены на III Всероссийской научнопрактической конференции «Актуальные проблемы развития человека в современном обществе» (Лесосибирск, 2021). По теме ВКР опубликована одна статья.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что данные, полученные в результате исследования, могут применять педагоги-психологи, социальные педагоги в практической деятельности по профилактике девиантного поведения у младших подростков, а также этот материал может быть использован студентами для работы на занятиях, и в практической деятельности при написании рефератов, курсовых и дипломных работ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников включающего 40 наименований. Общий объем работы составляет 71 страница
Всё вышеизложенное и определило актуальность нашего исследования.
Исходя из актуальности, цель нашего исследования - изучение специфики работы педагога-психолога с младшими подростками, склонными к девиантному поведению.
Объект исследования - девиантное поведение как психологический феномен.
Предмет исследования - специфика работы педагога-психолога с младшими подростками, склонными к девиантному поведению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогические источники по проблеме
девиантного поведения у младших подростков.
2. Провести экспериментальное исследование, направленное на выявление у младших подростков, склонности к девиантному поведению.
3. Разработать и реализовать систему занятий направленных на профилактическую работу с младшими подростками, склонными к девиантному поведению и определить ее результативность.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Эмпирические методы: тестирование (методика «Склонность к
девиантному поведению» (авторы - Э.В. Леус, А.Г. Соловьев),
диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения для учащихся общеобразовательных учреждений (опросник «ДАП-П»)).
3. Методы количественной и качественной обработки результатов.
Методологической основу исследования составили труды таких отечественных исследователей девиантного поведения как: М.Г. Алиевой, С.А. Бадмаева, О.Г. Бырдиной, Я.И. Гилинского, Е.А. Ивановой, Е.В. Змановской, Х.З. Исраиловой и др.; исследователей девиантного поведения младших подростков: Н.Н. Васягиной, Е.А. Ивановой, С.А. Маскаляновой, Г.В. Слепухиной, и др.
Экспериментальная база исследования представлена Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Новокаргинская средняя общеобразовательная школа № 5» (МБОУ Новокаргинская СОШ № 5)».
Исследование проводилось с января 2022 - май 2022г. Выборка представлена младшими подростками. Возраст испытуемых 11-12 лет. Количество подростков, принявших участие в исследовании, 16 человек.
Этапы исследования:
1этап (декабрь 2021 г. - январь 2022 г.) - изучение теоретических основ по теме исследования, определение категориального аппарата, изучения работы педагога-психолога с младшими подростками, склонными к девиантному поведению, подбор диагностического инструментария, проведение первичной диагностики склонности к девиантному поведению младших подростков.
2 этап (январь 2022 г. - май 2022 г.) - разработка и реализация системы занятий с младшими подростками, склонными к девиантному поведению.
3 этап (май 2022 г. - июнь 2022 г.) - проведение повторной диагностики младших школьников, склонных к девиантному поведению, анализ полученных результатов исследования, определение эффективности работы педагога- психолога с младшими подростками, склонными к девиантному поведению, формулирование выводов, оформление ВКР.
Результаты исследования представлены на III Всероссийской научнопрактической конференции «Актуальные проблемы развития человека в современном обществе» (Лесосибирск, 2021). По теме ВКР опубликована одна статья.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что данные, полученные в результате исследования, могут применять педагоги-психологи, социальные педагоги в практической деятельности по профилактике девиантного поведения у младших подростков, а также этот материал может быть использован студентами для работы на занятиях, и в практической деятельности при написании рефератов, курсовых и дипломных работ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников включающего 40 наименований. Общий объем работы составляет 71 страница
Проанализировав точки зрения отечественных психологов, вслед за Е.В. Змановской под девиантным поведением, понимаем устойчивое поведение личности, которое отклоняется от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.
Проявления девиантного поведения у младших подростков могут выражаться: неадекватностью самооценки личности, приобщением к негативным привычкам (курение, наркомания, бродяжничество), непринятием норм поведения в обществе, компьютерная зависимость и др.), а также повышенным уровнем агрессивности.
Специфика работы педагога-психолога с младшими подростками,
склонными к девиантному поведению, включает в себя:
• диагностическую деятельность (подбор диагностического инструментария, выявление младших подростков с девиантным поведением и изучение их личностных особенностей);
• коррекционно-развивающую деятельность (подбор, разработка и реализация системы занятий, направленных на снижение склонности к девиантному поведению);
• профилактической работы (данная работа проводится регулярно и включает в себя мероприятия по предупреждению девиантного поведения у младших подростков);
- консультационная деятельность (оказание психологической помощи родителям, учащимся, педагогам в вопросах склонности к девиантному поведению у младших подростков и путях их преодоления).
С целью изучения работы педагога-психолога с младшими подростками, склонными к девиантному поведению, было проведено экспериментальное исследование на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «Новокаргинская средняя общеобразовательная школа № 5»(МБОУ Новокаргинская СОШ № 5).
Исследование проводилось в январе - мае 2022 г. Выборка представлена младшими подростками. Возраст испытуемых 11-12 лет. Количество подростков, принявших участие в исследовании, 16 человек.
Проанализировав результаты первичной диагностики девиантного поведения у младших подростков, мы пришли к выводу, что у 6 человек (37,5%) выявлен высокий уровень склонности к различным проявлениям и формам девиантного поведения. Кроме того, средний уровень склонности характерен для 4 младших подростков (25%). Низкий уровень имеют 6 младших подростков (37,5 %).
Данные результаты позволили нам разработать и реализовать систему занятий, направленных на снижение уровня склонности младших подростков к девиантному поведению.
После проведения системы мероприятий, способствующих снижению уровня склонности к девиантному поведению младших подростков, а таже профилактике девиантного поведения у младших подростков, мы получили следующие результаты: высокий уровень склонности к девиантному поведению среди младших подростков не отмечается, низкий уровень выявлен у 9 испытуемых младших подростков (56,25%) и средний уровень характерен для 7 респондентов (43,75%).
Сопоставляя результаты первичной и повторной диагностики, мы пришли к выводу, что реализованная нами системы занятий может быть использована при профилактике склонности к девиантному поведению у младших школьников
Следовательно, поставленная нами цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи решены в полном объёме.
Проявления девиантного поведения у младших подростков могут выражаться: неадекватностью самооценки личности, приобщением к негативным привычкам (курение, наркомания, бродяжничество), непринятием норм поведения в обществе, компьютерная зависимость и др.), а также повышенным уровнем агрессивности.
Специфика работы педагога-психолога с младшими подростками,
склонными к девиантному поведению, включает в себя:
• диагностическую деятельность (подбор диагностического инструментария, выявление младших подростков с девиантным поведением и изучение их личностных особенностей);
• коррекционно-развивающую деятельность (подбор, разработка и реализация системы занятий, направленных на снижение склонности к девиантному поведению);
• профилактической работы (данная работа проводится регулярно и включает в себя мероприятия по предупреждению девиантного поведения у младших подростков);
- консультационная деятельность (оказание психологической помощи родителям, учащимся, педагогам в вопросах склонности к девиантному поведению у младших подростков и путях их преодоления).
С целью изучения работы педагога-психолога с младшими подростками, склонными к девиантному поведению, было проведено экспериментальное исследование на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «Новокаргинская средняя общеобразовательная школа № 5»(МБОУ Новокаргинская СОШ № 5).
Исследование проводилось в январе - мае 2022 г. Выборка представлена младшими подростками. Возраст испытуемых 11-12 лет. Количество подростков, принявших участие в исследовании, 16 человек.
Проанализировав результаты первичной диагностики девиантного поведения у младших подростков, мы пришли к выводу, что у 6 человек (37,5%) выявлен высокий уровень склонности к различным проявлениям и формам девиантного поведения. Кроме того, средний уровень склонности характерен для 4 младших подростков (25%). Низкий уровень имеют 6 младших подростков (37,5 %).
Данные результаты позволили нам разработать и реализовать систему занятий, направленных на снижение уровня склонности младших подростков к девиантному поведению.
После проведения системы мероприятий, способствующих снижению уровня склонности к девиантному поведению младших подростков, а таже профилактике девиантного поведения у младших подростков, мы получили следующие результаты: высокий уровень склонности к девиантному поведению среди младших подростков не отмечается, низкий уровень выявлен у 9 испытуемых младших подростков (56,25%) и средний уровень характерен для 7 респондентов (43,75%).
Сопоставляя результаты первичной и повторной диагностики, мы пришли к выводу, что реализованная нами системы занятий может быть использована при профилактике склонности к девиантному поведению у младших школьников
Следовательно, поставленная нами цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи решены в полном объёме.
Подобные работы
- ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРТТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ, СКЛОННЫМИ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, СКЛОННЫМИ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - Формирование социальной активности младших школьников, склонных девиантному поведению, в условиях общеобразовательного учреждения
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2023 - Системы занятий по теме «Основы правовой грамотности» для подростков с девиантным поведением
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ВЗАИМОСВЯЗЬ СКЛОННОСТИ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ И
АКЦЕНТУАЦИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2024 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, СКЛОННЫХ К ОТКЛОНЯЮЩЕМУСЯ ПОВЕДЕНИЮ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5840 р. Год сдачи: 2018 - СПЕЦИФИКА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ПОДРОСТКАМИ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2020 - Групповое консультирование как средство преодоления агрессивного поведения детей младшего школьного возраста
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2022





