Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С МЛАДШИМИ ПОДРОСТКАМИ, СКЛОННЫМИ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

Работа №151050

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы72
Год сдачи2022
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
35
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат
Введение 4
1 Теоретические аспекты изучения специфики работы педагога-
психолога с младшими подростками, склонными к девиантному поведению 7
1.1 Девиантное поведение: понятие, характеристика 7
1.2 Проявление девиантного поведения у младших подростков 11
1.3 Специфика работы педагога-психолога с младшими
подростками, склонными к девиантному поведению 15
2 Экспериментальное изучение и специфика работы педагога-
психолога с младшими подростками, склонными к девиантному поведению 23
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов
первичной диагностики 23
2.2 Описание системы занятий, направленных на работу с младшими
подростками, склонными к девиантному поведению 36
2.3 Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной
диагностики 51
Заключение 64
Список использованных источников 65

В современном мире существует ряд проблем, связанных с девиантным поведением младших подростков: агрессивное поведение, хулиганство, насильственные действия, случаи воровства, употребление курительных, алкогольных и наркотических средств. С точки зрения М.И. Дибирова, это связано «с разрушением в конце 90-х годов XX века систем воспитания на всех уровнях образования» [11, с. 67]. Проблема девиантного поведения разрастается под влиянием и других вредоносных факторов социально­экономической нестабильности: табакокурение, алкоголь, наркомания, безнадзорность, и является одной из сложнейших, требующих решения и внимания со стороны родителей, педагогов, психологов, психотерапевтов, правоохранительных органов [30].
Всё вышеизложенное и определило актуальность нашего исследования.
Исходя из актуальности, цель нашего исследования - изучение специфики работы педагога-психолога с младшими подростками, склонными к девиантному поведению.
Объект исследования - девиантное поведение как психологический феномен.
Предмет исследования - специфика работы педагога-психолога с младшими подростками, склонными к девиантному поведению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогические источники по проблеме
девиантного поведения у младших подростков.
2. Провести экспериментальное исследование, направленное на выявление у младших подростков, склонности к девиантному поведению.
3. Разработать и реализовать систему занятий направленных на профилактическую работу с младшими подростками, склонными к девиантному поведению и определить ее результативность.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Эмпирические методы: тестирование (методика «Склонность к
девиантному поведению» (авторы - Э.В. Леус, А.Г. Соловьев),
диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения для учащихся общеобразовательных учреждений (опросник «ДАП-П»)).
3. Методы количественной и качественной обработки результатов.
Методологической основу исследования составили труды таких отечественных исследователей девиантного поведения как: М.Г. Алиевой, С.А. Бадмаева, О.Г. Бырдиной, Я.И. Гилинского, Е.А. Ивановой, Е.В. Змановской, Х.З. Исраиловой и др.; исследователей девиантного поведения младших подростков: Н.Н. Васягиной, Е.А. Ивановой, С.А. Маскаляновой, Г.В. Слепухиной, и др.
Экспериментальная база исследования представлена Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Новокаргинская средняя общеобразовательная школа № 5» (МБОУ Новокаргинская СОШ № 5)».
Исследование проводилось с января 2022 - май 2022г. Выборка представлена младшими подростками. Возраст испытуемых 11-12 лет. Количество подростков, принявших участие в исследовании, 16 человек.
Этапы исследования:
1этап (декабрь 2021 г. - январь 2022 г.) - изучение теоретических основ по теме исследования, определение категориального аппарата, изучения работы педагога-психолога с младшими подростками, склонными к девиантному поведению, подбор диагностического инструментария, проведение первичной диагностики склонности к девиантному поведению младших подростков.
2 этап (январь 2022 г. - май 2022 г.) - разработка и реализация системы занятий с младшими подростками, склонными к девиантному поведению.
3 этап (май 2022 г. - июнь 2022 г.) - проведение повторной диагностики младших школьников, склонных к девиантному поведению, анализ полученных результатов исследования, определение эффективности работы педагога- психолога с младшими подростками, склонными к девиантному поведению, формулирование выводов, оформление ВКР.
Результаты исследования представлены на III Всероссийской научно­практической конференции «Актуальные проблемы развития человека в современном обществе» (Лесосибирск, 2021). По теме ВКР опубликована одна статья.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что данные, полученные в результате исследования, могут применять педагоги-психологи, социальные педагоги в практической деятельности по профилактике девиантного поведения у младших подростков, а также этот материал может быть использован студентами для работы на занятиях, и в практической деятельности при написании рефератов, курсовых и дипломных работ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников включающего 40 наименований. Общий объем работы составляет 71 страница

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проанализировав точки зрения отечественных психологов, вслед за Е.В. Змановской под девиантным поведением, понимаем устойчивое поведение личности, которое отклоняется от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.
Проявления девиантного поведения у младших подростков могут выражаться: неадекватностью самооценки личности, приобщением к негативным привычкам (курение, наркомания, бродяжничество), непринятием норм поведения в обществе, компьютерная зависимость и др.), а также повышенным уровнем агрессивности.
Специфика работы педагога-психолога с младшими подростками,
склонными к девиантному поведению, включает в себя:
• диагностическую деятельность (подбор диагностического инструментария, выявление младших подростков с девиантным поведением и изучение их личностных особенностей);
• коррекционно-развивающую деятельность (подбор, разработка и реализация системы занятий, направленных на снижение склонности к девиантному поведению);
• профилактической работы (данная работа проводится регулярно и включает в себя мероприятия по предупреждению девиантного поведения у младших подростков);
- консультационная деятельность (оказание психологической помощи родителям, учащимся, педагогам в вопросах склонности к девиантному поведению у младших подростков и путях их преодоления).
С целью изучения работы педагога-психолога с младшими подростками, склонными к девиантному поведению, было проведено экспериментальное исследование на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «Новокаргинская средняя общеобразовательная школа № 5»(МБОУ Новокаргинская СОШ № 5).
Исследование проводилось в январе - мае 2022 г. Выборка представлена младшими подростками. Возраст испытуемых 11-12 лет. Количество подростков, принявших участие в исследовании, 16 человек.
Проанализировав результаты первичной диагностики девиантного поведения у младших подростков, мы пришли к выводу, что у 6 человек (37,5%) выявлен высокий уровень склонности к различным проявлениям и формам девиантного поведения. Кроме того, средний уровень склонности характерен для 4 младших подростков (25%). Низкий уровень имеют 6 младших подростков (37,5 %).
Данные результаты позволили нам разработать и реализовать систему занятий, направленных на снижение уровня склонности младших подростков к девиантному поведению.
После проведения системы мероприятий, способствующих снижению уровня склонности к девиантному поведению младших подростков, а таже профилактике девиантного поведения у младших подростков, мы получили следующие результаты: высокий уровень склонности к девиантному поведению среди младших подростков не отмечается, низкий уровень выявлен у 9 испытуемых младших подростков (56,25%) и средний уровень характерен для 7 респондентов (43,75%).
Сопоставляя результаты первичной и повторной диагностики, мы пришли к выводу, что реализованная нами системы занятий может быть использована при профилактике склонности к девиантному поведению у младших школьников
Следовательно, поставленная нами цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи решены в полном объёме.


1. Агарагимова, В. К. Психолого-педагогическое сопровождение развития личности девиантного подростка / В. К. Агарагимова, М. А. Зайпуллаева // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 5 (78). - С. 68 - 70.
2. Алиева, М. Г. Характеристика девиантного поведения подростков / М. Г. Алиева, Я. С. Славкина, О. В. Алиева // Kazakhstan Science Journal. - 2019. Т. 2. - № 4 (5). - С. 44-48.
3. Ахметшина, И. А. Социально-педагогические технологии работы с подростками девиантного поведения / И. А. Ахметшина, Н. А. Балакирева, Т. В. Зеленкова, М. Б. Земш, Т. М. Гулевич, Е. В. Литошенко, А. А. Лосева, Е. А. Петрова, Н. А. Филина, X. Г. Юсупова ; под общей ред. И.А. Ахметшиной. - Москва : Изд-во «Экон-Информ», 2022. - 197 с. ISBN 978-5­907427-49-5
4. Бадмаев, С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников / С. А. Бадмаев. - Москва : Изд-во Магистр, 2014. - 96 с.
• ISBN 5-89317-063-6.
5. Богданович, Н. В. Профилактика девиантного поведения детей и подростков как направление деятельности психолога в образовательных / Н. В. Богданович, В. В. Делибалт // Психология и право. - 2020. - Т. 10. - № 2.
• С. 1 - 14.
6. Богородская, Э. И. Общие рекомендации в деятельности с подростками склонными к девиантному поведению / Э. И. Богородская // XXII Рязанские педагогические чтения : сборник научных трудов / ответственный редактор М. Н. Махмудов. - Рязань, 2015. - С. 341-345.
7. Бырдина, О. Г. Социализация подростков с девиантным поведением в классном коллективе / О. Г. Бырдина, Л. А. Рутц // Современная наука : актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник научных трудов / ответственный редактор Г. Ю. Гуляев. - Пенза, 2019. - С. 61-63.
8. Васягина, Н. Н. Теоретические и методические аспекты организации работы по профилактике девиаций в образовательной организации / Н. Н. Васягина, Ю. А. Герасименко // Профилактика девиантного поведения обучающихся в условиях образовательной организации. - Екатеринбург, 2018. - С. 75 - 112.
9. Гилинский, Я. И. Социология девиантности (новеллы и перспективы) / Я. И. Гилинский // Социологические исследования. - 2009. - № 8. - С. 70 - 73.
10. Дегтярёва, С. Н. Психологическая помощь детям с нарушением поведения / С. Н. Дегтярёва, О. Г. Нугаева // Уральский государственный институт. - 2014. - № 4. - С. 191 - 193.
11. Дибиров, М. И. Специально организованная воспитательная деятельность как фактор профилактики и коррекции девиантного поведения подростка / М. И. Дибиров // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2017. - Т. 11. - № 4. - С. 67 - 72.
12. Дудник, А. П. Работа психолога с проблемой девиантного поведения у подростков / А. П. Дудник // Актуальные проблемы психологического сопровождения профессиональной и учебно­профессиональной деятельности: сборник научных трудов / ответственный редактор Е. Н. Белоус. - Пенза, 2019. - С. 169 - 176.
13. Змановская, Е. В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения / Е. В. Змановская. - Москва : Академия, 2004. - 288 с. - ISBN 5­7695-1782-4.
14. Иванова, Е. А. Характеристика самооценки у подростков с девиантным поведением / Е. А. Иванова // Психологические и биологические особенности нарушенного поведения : сборник научных трудов / ответственный редактор А.В. Карнаухова. - Москва, 2021. - С. 75 - 80.
15. Исаева, И. С. К вопросу о психолого-педагогической профилактике девиантного поведения подростков / И. С.Исаева, К. А. Суханова // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества : сборник научных трудов / Ответственный редактор М. Н. Махмудов. - Рязань: Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, 2017. - С. 255 - 261....40


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ