ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы формирования коммуникативных компетенций
младших школьников 6
1.1. Понятие коммуникативной компетенции 6
1.2. Средства общения 10
1.3. Особенности коммуникативных компетенций младших школьников 15
2. Тьюторское сопровождение развития коммуникативных компетенций
учащихся начальных классов 20
2.1. Деятельность тьютора во взаимодействии с учащимися начальных
классов 20
2.2. Актуальные методы тьюторского сопровождения учащихся начальной
школы 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
Приложение А Материал к тьюториалу «Прояви доброту» 42
Приложение Б Материал для тьюторила «умники и умницы» 47
Приложение В Материал для тьюториала «Комплименты - мой лучший друг» (учимся делать комплименты) 51
В условии поиска новых педагогических подходов, регулируемых требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), итогом обучения становится развитие и усвоение «новых компетенций» [27].
Существуют разнообразные подходы, регламентирующие структуру и содержание коммуникативных компетенций [27].
«Коммуникативная компетенция» - одна из основных, результирующих образовательный процесс [6].
Она определяет представления о способах, целях и видах взаимодействия, позитивного опыта общения, ценности совместной образовательной деятельности для младших школьников.
Анализ теоретических и практических материалов по проблеме организации внеурочной деятельности в начальной школе позволяет сформулировать следующие противоречия:
1. декларирование ФГОС НОО необходимости организации внеурочной деятельности для обучающихся начальной школы и отсутствие конкретных методических материалов для осуществления этой работы;
2. при большом внимании к формированию метапредметных результатов обучающихся на уроках недооценка учителями возможностей внеурочной деятельности;
3. трудности в организации индивидуальной и групповой формы внеурочной деятельности, препятствующие оптимальному развитию коммуникативных компетенций.
Коммуникативная компетенция представляет особую значимость, поскольку речь - условие развития мышления. В начальной школе закладываются основы письменной речи, формируется индивидуальный стиль мышления, развивается эмпатия.
От того, насколько будет сформирована коммуникативная компетенция, зависит успех дальнейшего обучения ребенка. Поэтому она представляет теоретический и практический интерес для педагогов, родителей и тьюторов.
Проблема данного исследования состоит в выявлении и разработке способов преодоления причин, определяющих трудности общения младших школьников со сверстниками, родителями и учителями.
Гипотеза: развитие коммуникативной компетенции младших школьников будет наиболее эффективно, если в работе использовать следующие педагогические условия:
• моделирование ситуаций социального взаимодействия, обогащения ими учебного процесса;
• использование личностно-ориентированного подхода;
• выполнение индивидуальных и групповых заданий, нацеленных на улучшение' коммуникативных навыков.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: методические приемы развития
коммуникативных компетенций младших школьников.
Цель исследования: разработка методических рекомендаций по развитию коммуникативных компетенций младших школьников.
Задачи:
1. проанализировать понятия коммуникация, общение, коммуникативные способности, коммуникативная компетенция, навыки, компетентность;
компетенции младших школьников;
3. разработать тьюториалы для сопровождения младших школьников в развитии коммуникативных компетенций во внеурочной деятельности.
Методы исследования:
• теоретические (анализ педагогической литературы, обобщение теорий и концепций, связанных с тематикой исследования);
• эмпирические (тесты, анкетирование, наблюдение, изучение
педагогического опыта, проведение педагогического эксперимента).
Практическая значимость исследования: разработанные сценарии внеурочной деятельности можно использовать в начальной школе для детей в возрасте 7 - 10 лет.
Одной из важнейших задач в процессе обучения, воспитания является формирование коммуникативной компетенции, которая направляет способность личности к саморазвитию, самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В представленной работе описаны приемы и методы, позволяющие формировать коммуникативную компетенцию младших школьников.
Проанализированы теоретические источники, раскрыто значение и современные способы процесса формирования коммуникативной компетенции, которая состоит в овладении навыков взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе, знакомство с различными социальными ролями, способность личности к речевому общению. Выяснены особенности формирования коммуникативной компетенции у обучающихся начальной школы: психологическая готовность, изменение субъектной позиции младшего школьника в коммуникации, готовность к умению осуществлять мыслительные операции и действия, самооценка.
Разработаны тьюториалы, для учащихся 2-х классов. Представлена организация работы и система заданий, тренингов, применяемых в урочной и внеурочной форме. Данные разработки будут полезны учителям и тьюторам для проведения мероприятий.
Таким образом, цели и задачи исследования выполнены, выдвинутая в начале исследования проблема решена. Поставленная гипотеза имеет право на подтверждение.
1. Баблумова, М. Е. Коррекционно-педагогическая работа по формированию коммуникативных умений у дошкольников с умеренной умственной отсталостью: автореферат дне.... канд. пед. наук: 13.00.03 / М. Е. Баблумова; Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова. - Москва, 2014. - 22 с.
2. Бородич, А. М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич. - М.: Просвещение, 1981, 43 с.
3. Бочарникова, М. А. Понятие «коммуникативная компетенция» и его становление в научной среде / М. А. Бочарникова. - Молодой ученый. — 2009.
• №8. — 130-132 с.
4. Брянцева, М. В. Государственная политика в отношении несовершеннолетних и охраны детства: историке-социальный аспект / М.В. Брянцева. - Монография. М., 2008.
5. Буева, Л. П. Человек: деятельность и общение / Л. П. Буева. - М., 1978
• 43 с.
6. Выготский, Л. С. Собр. соч. В 6 т. Т.1,2,3. / Л. С. Выгодский. - М.: Просвещение, 1982.
7. Вятютнев, М. Н. Традиции и новации в современной методике преподавания русского языка и литературы: Доклады советской делегации на конгрессе МАПРЯЛ. / М. Н. Вятютнев. - М., 1986. - 79-84 с.
8. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. - М., 1996. - 554 с.
9. Денисов, Д. П. Коммуникативная активность учащихся в сети интернет / Д. П. Денисов, В. Е. Огрызков // Образовательные технологии и общество. 2016. № 2. Т. 19., 44 с.
10. Дубровина, И. В. Психология / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан. - М.: Москва, 2003.
11. Емельянова, И. А. Педагогическая технология формирования коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушением интеллекта: автореферат дне.... канд. пед. наук: 13.00.03 / И. А. Емельянова; Ур. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2009. - 22 с.
12. Ефимова, Н. С. Психология общения: учебное пособие / Н. С. Ефимова. - М.: «ФОРУМ», 2006 - 9-13 с.
13. Изаренков, Д. И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирование на продвинутом этапе обучения студентов- нефилологов / Д. И. Изаренков // Рус.яз. за рубежом., 1990., № 4, 54—60 с.
14. Ковалева, Т. М. Тьюторское сопровождение как управленческая технология // Технология открытого образования / Т. М. Ковалева. - М: АПКиРО, 2002.
15. Коваленко, М. Ю. Теория коммуникации/ М.Ю. Коваленко, М.А. Коваленко. - М: Юрайт, 2016. - 27 с....32