Введение 6
1 Теоретическая часть. Теоретические основы эффективности деятельности
торгового предприятия 8
1.1 Ключевые показатели эффективности в деятельности торгового
предприятия 8
1.2 Показатели операционной эффективности торгового предприятия 15
1.3 Пути повышения эффективности предприятия торговли 22
2 Аналитическая часть. Анализ финансово-хозяйственной деятельности
ООО «Альтернатива» Ошибка! Закладка не определена.
2.1 Общая характеристика предприятия .
2.2 Анализ актива баланса
2.3 Анализ пассива баланса
2.4 Показатели ликвидности и финансовой устойчивости .
2.5 Оценка эффективности деятельности предприятия
2.6 Заключительная оценка деятельности предприятия ...
2.7 Вопросы экологии
3 Проектная часть. Разработка программы повышения эффективности
деятельности ООО «Альтернатива» Ошибка! Закладка не определена.
3.1 Обоснование мероприятий повышения эффективности
3.2 Расчет основных показателей повышения эффективности
3.3 Прогноз показателей эффективности .
Заключение 29
Список использованных источников 31
Приложения А - Б 74
Эффективность деятельности является ключевой категорией рыночной экономики, непосредственно связанной с достижением цели развития любого экономического субъекта, в наиболее общем виде представляющая собой количественное соотношение результатов хозяйственной деятельности и затраченных ресурсов.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что стремление к повышению эффективности является важнейшей задачей, направленной на повышение финансового потенциала любой организации находящейся в условиях постоянно растущей конкуренции, зависит от процесса маркетинга, рекламы, взаимодействия с общественностью, финансирования, технической эксплуатации, мотивации персонала, безопасности, проектного развития, снабжения и логистики. Воздействие на эти компоненты регулирует себестоимость продукции, товаров или услуг и уровень доходов предприятия.
Для предприятия торговли, эффективность деятельности его развитие и успешность работы на потребительском рынке определяются объемом и структурой оборота розничной торговли, уровнем торговой надбавки, эффективностью использования основных и оборотных средств и пр.
Требования повышения эффективности деятельности в определенной степени ограничивают маневрирование, как ассортиментом товаров, так и ценами на них, при этом ориентация на спрос покупателей и его активное формирование должны определять оптимальное направление использование имеющихся ресурсов для успешной реализация товаров, которая обеспечивает эффективность работы организации.
Целью работы является разработка мероприятий по повышению эффективности коммерческой деятельности предприятия торговли.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить экономическую сущность и содержание эффективной деятельности торговых организаций;
• определить критерии и показатели экономической эффективности;
• определить пути повышения эффективности деятельности предприятий торговли;
• проанализировать эффективность деятельности на примере торговой организации;
• определить направления и разработать рекомендации по совершенствованию управления эффективностью деятельности на примере действующей торговой организации.
Предметом исследования в настоящей работе являются экономические показатели эффективности деятельности предприятия торговли.
Объектом исследования в данной работе выступает предприятие торговли ООО «Альтернатива».
Информационной базой теоретической части являются научнометодические, аналитические работы отечественных и зарубежных ученых в области экономики организаций, экономического анализа и финансового менеджмента.
Выбор методов исследования обусловлен поставленной целью и спецификой предметной области. В ходе работы были использованы следующие методы: общенаучные методы (анализ и синтез, обобщение, аналогия); методы сравнительного и статистического анализа.
Структура работы построена с учетом соблюдения логической последовательности и взаимосвязи отдельных разделов, факторов и составляющих исследуемых проблем.
В первой части исследованы методологические аспекты эффективности деятельности предприятия торговли.
Во второй части проведен подробный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В третьей части предложены мероприятия по повышению эффективности предприятия.
В заключении изложены основные результаты исследования,
сформулированы выводы и даны практические рекомендации.
Эффективность деятельности предприятия торговли зависит от множества факторов - процесса маркетинга, рекламы, взаимодействия с общественностью, финансирования, технической эксплуатации, мотивации персонала, безопасности, стратегии развития, снабжения и логистики. Воздействие на эти компоненты регулирует себестоимость продаж и уровень доходов организации.
Объектом исследования явилось торговое предприятие ООО «Альтернатива», действующее на рынке строительных материалов с ассортиментом более 100 тысяч наименований по каждой из основных товарных групп.
Торговое предприятие ООО «Альтернатива» имеет признаки нарушения ликвидности по группе наиболее ликвидных активов, при этом текущая и перспективная ликвидность являются нормальными. При росте общей величины запасов и затрат в 2018 году на 4 677 тыс. руб. выявлен недостаток собственных оборотных средств и недостаток источников их финансирования в сумме 220 961 тыс. руб.
Предприятие в своей деятельности использует арендованные основные средства, вследствие чего, активный капитал представлен только оборотными активами. Увеличение суммы текущих активов составило 1,9 %. Дебиторская задолженность составляет 33,07 %, в структуре активов баланса, что говорит об осмотрительной кредитной политике по отношению к покупателям, выявлен рост дебиторской задолженности в 2018 году на 34,3 %.
Дебиторская задолженность оборачивается быстрее оборотных средств, что означает довольно высокую интенсивность поступления на предприятие денежных средств, то есть в итоге - увеличение собственных средств.
Предприятие торговли имеет низкую финансовую устойчивость — обеспеченность собственными источниками финансирования составляет 1,4 % и 98,6 % заемными ресурсами.
ООО «Альтернатива» имеет высокие показатели деловой активности и динамику увеличения выручки от продаж. При этом, наблюдается низкая эффективность деятельности - высокий уровень себестоимости продаж и коммерческих расходов дает низкий маржинальный доход и соответственно низкую рентабельность показателей деятельности и использования ресурсов.
Анализ эффективности деятельности предприятия торговли позволил выявить основные проблемы:
• низкая эффективность продаж, что подтверждает динамика снижения коэффициента маржинальности на фоне роста выручки. В 2017 году валовая прибыль составляет 7 % от выручки предприятия, в 2018 году 5 %. Причиной снижения является больший по отношению к темпу роста выручки темп роста себестоимости;
• снижение операционной активности, на что указывает снижение количества чеков на 5 710 единиц и снижение конверсия на 13,6 %.
Для решения этих проблем и повышения эффективности деятельности ООО «Альтернатива» предложен ряд мероприятий:
1) Повышение объемов реализации путем планирования и утверждения для каждого отдела и сотрудника на каждый месяц/день показателя целевого маржинального дохода.
2) Внедрение системы ключевых показателей эффективности (сумма ческа, конверсия, количество покупателей) для повышения мотивации персонала и заинтересованности в увеличении объемов продаж.
3) Внедрение мобильного приложения для продавцов с доступом к индивидуальным планам, оценкам, расчетом премии, а также рейтингам сотрудников.
Сравнение показателей установленного экономического плана (товарооборот, рентабельность) и полученного результата до и после запуска мероприятий показали увеличение валовой прибыли и коэффициента маржинальности почти в два раза по сравнению с базовым периодом, что указывает на целесообразность применения предложенных мероприятий.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51— ФЗ (ред. от 29.12.2018).
2. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135 — ФЗ (ред. от 29.07.2018).
3. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ред. от 31.12.2018).
4. Баканов М. И., Теория экономического анализа /М.И. Баканов, М. В. Мельник, А. Д.Шеремет.— М.: ТК Велби, Изд-во проспект, 2017. — 264 с.
5. Беквит, Г. Продавая незримое. Руководство по современному маркетингу услуг / Г. Беквит. - М.: Альпина Паблишер, 2018. - 220 с.
6. Бердникова, Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия /Т.Б. Бердникова. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 224 с.
7. Березина, Е.А. Исследование эффективности организации
менеджмента на предприятии. СМАЛЬТА. — 2019. — № 6. — С. 18-20.
8. Гамаюнов, Б.П. Маркетинг и продажа услуг: книга о правильной продаже и покупке услуг / Б.П. Гамаюнов, Г.Н. Дятлова. - Рн/Д: Феникс, 2017.
• 413 с.
9. Герасимова, В.Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности промышленного предприятия/В.Д. Герасимова. — М. : КноРус.
• 2017. —360 с.
10. Егорушкина, Т.Н., Этова, Е.В., Управление предприятиями торговли: проблемы и пути решения в условиях конкурентной среды / Научные исследования: от теории к практике. —2018. —№ 3 (9). —С. 275-278.
11. Кандалинцев, В. Г. Сбалансированное управление предприятием: учеб. пособие для вузов / В.Г. Кандалинцев. — М.: КНОРУС, 2017. — 224 с.
12. Калиева, О. М. Понятие экономической эффективности коммерческой деятельности / О. М. Калиева, М. С. Разумова, М. И. Дергунова, М. С. Говорова. — Казань.: Бук, 2014. —103 с.
13. Когденко, В. Г. Экономический анализ: учеб. пособие для студентов вузов/ В. Г. Когденко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. —390 с.
14. Лукина, А.В. Маркетинг товаров и услуг: Учебное пособие / А.В. Лукина. - М.: Форум, НИЦ Инфра-М, 2018. - 240 с.
15. Прыкин, Б.В. Экономический анализ предприятия: учебник /Б.В. Прыкин. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. — 2017. — 552с....34