Проведено анкетирование.
Выборка: 30 студентов.
Есть приложение.
Введение 3
Глава 1. Блогерство как социальное явление в образовательной среде 6
1.1 Определение основных понятий блогерства. 6
1.2 История создания и развития блогов 9
1.3 Блог как средство профессионального продвижения в образовательной среде 14
Глава 2. Коммуникация с целевой аудиторией в блогах о образовании 23
2.1 Анализ видов и особенностей использования образовательных блогов 23
2.2 Анализ вовлеченности и участия аудитории. 25
Заключение 42
Список литературы 44
Приложение 1. 46
В двадцатом веке развитие технологий значительно способствовало сокращению времени, необходимого для коммуникаций, и позволило преодолевать географические барьеры. Благодаря интернету, не только ускорился обмен сообщениями, но также расширился спектр форм информации, которыми мы можем делиться.
В конце XX века общество знакомится с новым понятием «блог», которое резко стало набирать популярность среди молодежи. Растущее количество блогов и их влияние на общественную жизнь стало настоящим социальным феноменом, создав необходимость срочного изучения и исследования данного явления.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что в настоящее время некоторые виды блогов составляют большую конкуренцию традиционным СМИ, таким как телевидение, радио и печатные издания. Блоги являются средством молниеносного распространения информации, а также удобной и простой в использовании площадкой для самопрезентации, самоутверждения и самовыражения. Абсолютно любой человек может завести свой персональный блог, получать на него отзывы в виде лайков, дизлайков и комментариев, или быть подписчиком блогеров, оценивая их.
С появлением блогов о образовании как нового формата образовательного контента возрос интерес к данной тематике как со стороны образовательных организаций, так и со стороны обучающихся и общественности в целом.
Анализ актуальной тематики блогов о образовании позволит выявить ключевые тренды и направления развития в данной сфере, что поможет образовательным организациям и создателям контента лучше адаптировать свои материалы к потребностям целевой аудитории.
Изучение методов и инструментов коммуникации с целевой аудиторией в образовательных блогах поможет оптимизировать взаимодействие авторов блогов с читателями, повысить уровень вовлеченности аудитории и улучшить качество образовательного контента, что способствует улучшению процесса обучения и распространению знаний.
Таким образом, данное исследование имеет большую практическую значимость в сфере образования и информационных технологий и способствует развитию эффективных стратегий коммуникации и контента в блогах об образовании.
Среди зарубежных ученых особый вклад в изучение коммуникаций среди молодежи внесли Н. Луман, Ю. Хабермас, М. Вебер, Г.Д. Лассуэлл, Т. Нькжомба, Т.М. Дридзе, Т.З. Адамьянц. Так же определенный интерес представляют работы С.В. Бориснёва, Г.П. Бакулева, А. Барда, Я. Зодерквиста, В.Е. Беленко, А.В. Белянина, Ж. Бенды, КА. Антонова.
Базовыми источниками информации о феномене интернет-ресурсов можно определить труды, посвященные информационному обществу. Среди зарубежных исследователей большой вклад в анализ проблематики информационного общества внесли такие ученые как Д. Белл, Ж. Бодрийяр, И. Валлерстайн, Н. Винер, М. Кастельс, Ж,- Ф. Лиотар, М. Маклюэн, И. Масуда, А. Моль, Э. Тоффлер, А. Турен, Ф. Уэбстер, Ф. Фукуяма, Ю. Хабермас, Г. Шиллер и др.
Несмотря на то, что сегодня накоплен значительный арсенал научных знаний о феномене «блогерство», окончательные причины его возникновения и большой популярности среди молодежи до сих пор не выявлены.
В работе ставится исследовательский вопрос:
Какие блоги об образовании наиболее интересны аудитории?
Новизна данного исследования заключается в комплексном исследовании образовательных блогов с точки зрения аудитории.
Объектом работы выступает образовательные блоги.
Предмет исследования - влияние блогов об образовании на формирование образовательной среды и взаимодействие с целевой аудиторией.
Поэтому мы поставили перед собой цель: выявить причины феноменальной популярности блогерства в сфере образования.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- дать определение основных понятий блогерства;
- изучить историю создания и развития блогов;
- проанализировать блог как средство профессионального продвижения в образовательной среде;
- провести анализ видов и особенностей использования образовательных блогов;
- выявить методы и инструменты коммуникации с аудиторией в образовательных блогах;
- провести анализ вовлеченности и участия аудитории.
Гипотезы исследования 1: отношение к образовательным блогам различается у мужской и женской аудитории.
Гипотезы исследования 2: отношение к образовательным блогам различается у аудитории из Москвы и Санкт-Петербурга.
Методом сбора данных являлся опрос аудитории на тему коммуникий в образовательных блогах.
Эмпирическая база исследования состоит из 30 обработанных анкет. Статистика была обработана в программе SPSS и Excel.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В данной работе была исследована проблема в коммуникациях образовательных блогов.
Был поставлен исследовательский вопрос:
Какие блоги об образовании наиболее интересны аудитории?
Были сформированы цель и задачи для того, чтобы ответить на исследовательский вопрос. В итоге этого исследования были выявлены наиболее интересные тематики блогов об образовании.
В данной работе были выполнены следующие задачи:
- дано определение основных понятий блогерства;
- изучена история создания и развития блогов;
- проанализировано понятие блога как средства профессионального продвижения в образовательной среде;
- проведен анализ видов и особенностей использования образовательных блогов;
- выявлены методы и инструменты коммуникации с аудиторией в образовательных блогах;
- проведен анализ вовлеченности и участия аудитории.
С учетом полученного вывода исследования можно провести соотнесение с изначальными гипотезами следующим образом:
Гипотеза исследования 1: отношение к образовательным блогам различается у мужской и женской аудитории.
Полученные результаты опровергают эту гипотезу, так как результаты опроса свидетельствуют о том, отношение к образовательным блогам у женский и мужской аудитории не различаются.
Гипотеза исследования 2: отношение к образовательным блогам различается у аудитории из Москвы и Санкт-Петербурга.
Полученные результаты опровергают эту гипотезу, так как результаты опроса свидетельствуют о том, отношение к образовательным блогам у опрашиваемых из г. Москвы и г.Санкт-Петербурга не различаются.
Исследование показало, что наиболее интересными для аудитории являются образовательные блоги, которые комбинируют разнообразные форматы контента, представляют актуальные и полезные знания, а также активно взаимодействуют с подписчиками. Блоги, в которых авторы демонстрируют личный опыт, проводят интерактивные мероприятия, поддерживают диалог с аудиторией и регулярно обновляют контент, вызывают больше доверия и заинтересованности у зрителей. Также важным фактором является использование разнообразных тем и форматов, адаптированных к потребностям и интересам целевой аудитории. Такие блоги способны не только информировать, но и вдохновлять, мотивировать к обучению и саморазвитию, формируя позитивную образовательную среду в онлайн пространстве.
1. Аакер Д. Создание сильных брендов. М.: Изд. дом Гребенникова. 2017. 440 с.
2. Беленченко, С.О., Кихтан, В. В. Блогерство - как современное направление СМИ / С. О. Беленченко, В. В. Кихтан // Перспективы науки - 2016: материалы III Международного заочного конкурса научно-исследовательских работ. - 2016. - С.91.
3. Белов С.А. Использование блогов в образовательном процессе высшей школы / С.А. Белов // Ползуновский альманах. - №1. – 2001. – с. 150-153 4. Митин А.Н. Облачные Технологии в образовании // Вестник НГИЭИ. 2016. № 8 (63). С. 41-47.
4. Бирюков, В. А. Блогерство как инновационный способ получения дохода средствами массовой информации / В. А. Бирюков // Современный взгляд на проблемы экономики и менеджмента: Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. - 2023. - С. 15.
5. Бойкова О.И., Родионова О.В., Половецкая О.С. К вопросу об использовании среды электронного обучения lmc moodle при подготовке бакалавров химического профиля // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2015. Т. 1. № 11. С. 188-194.
6. Гаврыш С.В. Виды образовательных блогов [Электронный ресурс] - Режим доступа http://g-sv.ru/content/sites/default/files/seti/vidi_obrazov_blog.pdf
7. Дэниис, Э., Мэррилл, Дж. Беседы о масс-медиа: учебное пособие / Э. Дэннис, Дж. Мэррил - Москва: Вагриус, 1997. - 208 с.
8. Кабани Ш. SMM в стиле дзен. СПб.: Питер. 2015. 240 с.
9. Кеннеди Д.С., Уэлш-Филлипс К. Жесткий SMM. Выжать из соцсетей максимум. М.: Альбина Паблишер. 2017. 344 с.
10. Ким, М. Н. Жанры современной журналистики / М. Н. Ким //- СПб изд-во Михайлова В.А. - 2004. - С. 54.
11. Макаров, М. М. Массовая коммуникация в современном мире / М. М. Макаров - Москва: Финансы и статистика, 2000. - 24 с.
12. Материалы свободной энциклопедии «Википедия» [Электронный ресурс] - Режим доступа - http://ru.wikipedia.org/
13. Мягкова, К. С. Блогерство как новый вид журналистской деятельности / К. С. Мягкова // Современные научные исследования и разработки. - 2017. - № 5(13). - С. 240.
14. Трегубова, Л. А. Блогерство как современная форма занятости молодежи. Некоторые аспекты правового регулирования / Л. А. Трегубова // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Проблема опережающей подготовки кадров для российской экономики (региональный аспект): материалы международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 60.
15. Увалиева И.М., Тлебалдинова А.С., Солтан Г.Ж. Анализ казахстанских и российских информационных систем образовательной статистики // Вестник НГИЭИ. 2016. № 6 (61). С. 105-114.
16. Уразалиева, З. Ш. Интернет-блогерство как социальный феномен / З. Ш. Уразалиева // Высокие интеллектуальные технологии в науке и образовании: материалы IV Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 196.
17. Уразалиева, З. Ш. Интернет-блогерство как социальный феномен / З. Ш. Уразалиева // Высокие интеллектуальные технологии в науке и образовании: материалы IV Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 196.
18. Щепанская, Т. Б. Молодежные сообщества. Современный городской фольклор / Т. Б. Щепанская - Москва: издательство РГГУ, 2003. - 165 с.