Объект исследования - Министерство спорта РФ.
Проведен анализ персонала за 2021-2023 годы.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ОРГАНЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ 8
1.1. Понятие государственной службы в федеральном органе исполнительной власти 8
1.2. Особенности организации государственной службы в федеральном органе исполнительной власти 17
Вывод по главе 25
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ОРГАНЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ НА ПРИМЕРЕ МИНИСТЕРСТВА СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27
2.1. Общая характеристика деятельности Министерства спорта РФ 27
2.2. Анализ практики организации государственной службы в федеральном органе исполнительной власти на примере Министерства спорта РФ 34
2.3. Рекомендации по улучшению организации государственной службы в федеральном органе исполнительной власти на примере Министерства спорта РФ 45
Вывод по главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
Актуальность исследования. Система государственной службы является важным правовым институтом системы государственной службы и очень важной правовой основой национальной системы. Государственные служащие являются основными проводниками различных реформ, проводимых обществом. Государственное управление - это очень сложный правовой институт, объединяющий различные отрасли права (такие как административное, трудовое и финансовое). Каждое должностное лицо (госслужащий) используется как небольшой элемент-механизм, но очень важный. Без него такой огромной «машине» государства сложно функционировать и выполнять свои государственные функции для граждан и членов общества. Следовательно, этот институт должен быть должным образом управляем (управляемой), устанавливают единые принципы и в то же время создают условия для своих сотрудников – «свободу» в их действиях, чтобы их решения и поступки были справедливыми, эти инициативы должны быть зафиксированы в правильной форме. В любом государственно организованном обществе, если разобраться, оно невозможно без государственных служащих, поэтому государственных служащих нет. Прежде всего, государственный аппарат - это стабильная группа профессионалов, работающих в сфере государственного управления. Это связано со специфическими условиями труда государственных служащих, поскольку их первоначальные цели отличаются от целей тех, кто работает в коммерческом секторе.
Основные задачи государственных служащих - решение задач государства в соответствии с принципами и положениями Конституции Российской Федерации, Федерального закона и законодательства субъектов Российской Федерации, удовлетворение общественных интересов и обеспечение социальной защиты населения.
В современном мире проблема профессиональной подготовки государственных гражданских служащих очень актуальна. В настоящее время современное управление независимо от должности, предъявляет существенные требования к профессиональным качествам государственного гражданского служащего. Обучение, дополнительное профессиональное развитие, аттестация госслужащих, в частности развивает их профессиональные качества и навыки, так как требования управления и культуры управления меняются постоянно. Для того чтобы обеспечить надлежащий уровень профессионализма, гражданская служба должна постоянно сохранять высокий профессиональный уровень и постоянно повышать свои квалификации. На протяжении всего профессионального карьерного роста государственный гражданский служащий должен непрерывно развиваться. Сейчас именно компетенция приобретает все большую важность в профессиональном росте госслужащих, а ее профессиональное развитие считается необходимой частью их профессиональной деятельности. Ведь именно «сотрудничество» становится универсальным критерием успеха, эффективности человека на профессиональной основе. Профессиональное совершенствование в органах государственной власти и местного самоуправления - один из механизмов повышения качества менеджмента.
Основной проблемой является отсутствие необходимой квалификации и опыта государственного гражданского служащего, что приводит к неэффективности возложенных полномочий, функций, а также создает сложности в принятии решения по управленческим вопросам. В итоге это влечет за собой потерю авторитета власти у населения.
Степень изученности темы. В научных исследованиях тема достаточно изучена, т.к. большинство авторов-теоретиков в своих работах обращаются к зарубежному опыту использования возможностей и перспектив использования опыта зарубежных стран в развитии системы публичной службу в России. Для исследования теоретических аспектов вопроса исследования, применялись труды таких авторов, как Бойков В.Е. , Добробаба М.Б. , Граждан В.Д. и др.
В работе использовались статьи из профильных периодических изданий по вопросам государственного управления. Для написания практической части применялись также труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные функционированию института государственных служащих в органах власти субъектов Российской Федерации
Поэтому качество государственного аппарата зависит от качества деятельности чиновников, которое, в свою очередь, зависит от того, какими профессиональными качествами они обладают. Следовательно, необходимо понимать, что мотивирует человека работать, а что его ограничивает, чтобы затем они могли попытаться разработать эффективную систему продвижения, которая фокусирует их на потребностях организации.
Объект исследования – система организации государственной службы в Министерстве Спорта РФ.
Предмет исследования – организационно-правовые проблемы организации государственной службы в федеральном органе исполнительной власти Российской Федерации.
Цель исследования – комплексное исследование теоретических и практических аспектов внутренней организации государственной службы в федеральном органе исполнительной власти – Министерстве спорта Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели при написании работы определены следующие задачи:
изучить понятие государственной службы в федеральном органе исполнительной власти;
проанализировать особенности организации государственной службы в федеральном органе исполнительной власти;
привести общую характеристику деятельности Министерства спорта РФ;
провести анализ практики организации государственной службы в федеральном органе исполнительной власти на примере Министерства спорта РФ
разработать рекомендации по улучшению организации государственной службы в федеральном органе исполнительной власти на примере Министерства спорта РФ.
Теоретической основой при написании работы послужили учебники, учебные пособия и монографии ряда российских ученых, посвященные теме исследования, научные статьи.
Методологической основой исследования явилась совокупность приемов и методов научного познания, в том числе: диалектический, системный, логический, абстрагирования, интерпретации, структурно-функциональный методы, а также частно-научные методы: историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-юридический.
Нормативную основу исследования составили Конституция РФ, федеральные конституционные и федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, локальные акты Министерства спорта Российской Федерации.
Эмпирической основой исследования выступили материалы правоприменительной практики, официальные статистические данные, аналитические и методические документы федерального органа исполнительной власти – Министерства спорта РФ, информация о деятельности органа власти, размещенная на официальных сайтах в сети Интернет.
Научная новизна исследования заключается в комплексном изучении вопросов организации государственной службы как элемента повышения эффективности государственной службы, с учетом последних изменений федерального законодательства посредством сравнительного анализа. В данной работе разработаны рекомендации по улучшению организации государственной службы в федеральном органе исполнительной власти на примере Министерства спорта РФ.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью и задачами исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Названия глав отображают их содержание.
В рамках проведённого исследования получены следующие результаты: к 1990 г. институт функционирования государственных гражданских служащих оставался некодифицированным с наличием множества НПА, часть из которых устарела, а часть попросту противоречила друг другу, более менее стабильная ситуация наблюдалась в системе военной и милитаризированной службы.
Нормативно-правовыми актами правового обеспечения кадровой работы государственной гражданской службы в 90-е годы ХХ в. стали:
1. Конституция РФ.
2. Положение о федеральной государственной службе от 1993 г.
3. ФЗ № 119 от 31.07.1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации».
Только высокопрофессиональный, стабильный, рационально построенный и организационно продуманный, экономически и юридически обеспеченный аппарат государственных органов может эффективно выполнять такие функции. Во-вторых, деятельность, основанная на совокупности правовых норм, правил и процедур, регулирующих отношения, связанные с организацией и исполнением государственной службы.
Профессиональное развитие – процесс качественного позитивного изменения профессионального образования государственных служащих, необходимого для правильного исполнения функций, полномочий и должностей замещаемого государственного служащего. Процесс профессионального образования государственного служащего включает ряд ключевых элементов системы: государственных стандартов и программ, образовательных учреждений, органов образования, кадровых структур госслужб, подведомственных организаций и общественных объединений.
Развитие кадровой подготовки государственного служащего предусматривает реализацию следующих процессов: подготовки нормативно-правовых актов о кадровой деятельности в сфере профессиональной деятельности; анализ качества и количества кадровых показателей организации; профессионального роста и профессионального карьерного продвижения кадров в организациях; дополнительного профессионального образования; организации тренингов, обучения; проведения квалификационного экзамена, обучения, конкурса на вакантные должности.
Министерство спорта Российской Федерации (Минспорт России) является федеральным органом исполнительной власти, ответственным за разработку и реализацию государственной политики и нормативно-правовых актов в области спорта, а также за оказание государственных услуг (включая предотвращение использования стимуляторов в спорте и борьбу со стимуляторами) и управление государственным имуществом в Российской Федерации.
Профессиональное совершенствование служащих государственного и местного самоуправления – неотъемлемая часть профессиональной деятельности служащих, требующей определенной квалификации, соответствующей компетенции и делового опыта. Для того, чтобы осуществлять организационную и управленческую деятельность, государственные служащие требуют профессионального образования, профессиональных навыков и умений. Также нужны условия получения качественной и результативной дополнительной профессиональной подготовки. Осуществление этих условий реализуется по законодательству РФ и субъекта РФ, регламентирующему профессиональное совершенствование государственных служащих.
Развитие профессиональной подготовки служащих предусматривает решение следующих главных задач:
развивать профессиональные навыки, необходимые для эффективной и результативной профессиональной деятельности;
поддерживать соответствующий уровень квалификации для обеспечения эффективной и результативной профессиональной деятельности;
рационализация процессов получения дополнительных знания и навыков, всестороннего обновления в связи с изменениями системы управления;
организации процессов исследования и обучения на основе лучших зарубежных опытов и опыта работы органов различных уровней.
Наиболее подходящим инструментом для устранения существующих неудовлетворенностей в организации процессов подготовки кадров является осуществление комплекса мер, направленных на разработку профессиональных стандартов для кадров.
Разработка профессиональных стандартов государственным служащим должна состоять из нескольких последовательных актов, которые направлены на конкретный конечный результат, т.е. анализа трудовой деятельности по выявлению функций, требований качества, предназначенных для разработки утвержденных функциональных карт и разработки единиц профессиональных стандартов, включая первичный список знаний, умений, необходимых при достижении конкретного конечного результата, т.е. анализ работы с целью выявить функции и требования к качеству для разработки утвержденных функциональных карт и разработки единиц профессиональных стандартов.
На основании полученных результатов допустимо формулировать несколько практических рекомендаций по развитию государственной подготовки:
организовывать работу по созданию профессиональных образов госслужащих, которые отражают требования к профессии специалиста, и, может быть, на этом основе конкретизируют и детализируют конечную задачу профессионального образования;
принимать инициативу о создании образовательного объединения дополнительного профессионального обучения государственных служащих, функцией которого является компенсация существующих различий и недостатков в действующей государственной образовательной программе по аналогичным направлениям подготовки вузов;
составлять программы по повышение квалификации госслужащих, учитывая научно обоснованный прогноз потребности в дополнительном профессиональном образовании госслужащих в категориях и группах должностей, в направлениях, видах, формах и длительности получения, учитывая профиль и характер учебных заведений, и индивидуальные планы по повышение квалификации госслужащих, обеспечивая своевременное заполнение и обслуживание веб-страниц.
Недостаточное развитие нормативно-правовой базы в сфере государственного управления создает трудности в осуществлении государственного контроля и надзора и напрямую влияет на развитие системы государственного управления, выполняющей контрольные и надзорные функции. Многообразие правовых норм во многом способствует возникновению определенных отклонений в деятельности органов государственной власти. Несовершенство норм закона о государственной службе вынуждает чиновников действовать в соответствии со своими интересами, а не со своими собственными.
Серьезной проблемой является официальное применение норм закона о государственном управлении. Поэтому официальные нормативные акты должны быть инструментом обеспечения соблюдения законов о государственном управлении. Правила официального поведения - это, по сути, официальный документ, регулирующий основные виды деятельности государственных должностных лиц. Они должны стать реальным механизмом защиты сотрудников от необоснованного отказа от своих обязанностей и обязанностей, а не фиктивным документом. Кадровые службы не имеют только официального контроля за наличием ключевых элементов в официальных положениях, установленных регламентом.
1. Конституция Российской Федерации от 12 дек. 1993 г. (ред. от 14.03.2020 г.) // Российская газета от 4.07.2020 г.№ 144.
2. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ (ред. от 08.12.2023) «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 1. Ст. 1.
3. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (ред. от 02.02.2023 г.) «О системе государственной службы Российской Федерации» // Российская газета. – 2003. – 31 мая.
4. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 02.02.2023 г. ) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета. – 2004. – 31 июля; 2018. – 6 авг.
5. Указ Президента РФ от 11 янв. 1995 г. № 32 (ред. от 20.02.2023 г.) «О государственных должностях Российской Федерации» // Российская газета. – 1995. – 17 янв.; 2018. – 17 мая.
6. Барабашев, А. Г. Государственное и муниципальное управление. Технологии научно-исследовательской работы : учебник для вузов / А. Г. Барабашев, А. В. Климова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 194 с.
7. Борщевский, Г. А. Институт государственной службы в политической системе российского общества : монография / Г. А. Борщевский. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 293 с.
8. Васильева, В. М. Государственная политика и управление : учебник и практикум для вузов / В. М. Васильева, Е. А. Колеснева, И. А. Иншаков. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 441 с.
9. Гвидов В. Б. Административно-правовой статус должности государственной службы / В. Б. Гвидов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. – 2005. – С. 79-84.
10. Гильмутдинов В. Р. Особенности правового регулирования служебной деятельности на государственных должностях Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук / В. Р. Гильмутдинов. – М. – 2007. – 24 c.
11. Государственная и муниципальная служба : учебник для вузов / Е. В. Охотский [и др.] ; под общей редакцией Е. В. Охотского. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 409 с.
12. Государственное и муниципальное управление : учебник / под ред. Н. И. Захарова. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 288 с.
13. Государственное и муниципальное управление : учебник и практикум для вузов / С. Е. Прокофьев [и др.] ; под редакцией С. Е. Прокофьева, О. В. Паниной, С. Г. Еремина, Н. Н. Мусиновой. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 608 с.
14. Крысанов А. В. Конституционно-правовая ответственность выборных и должностных лиц федеральных органов государственной власти: дис. … канд. юрид. наук / А. В. Крысанов. – Челябинск. – 2014. – 196 c.
15. Багян, Г. А. Пути решения актуальных проблем государственного управления в Российской Федерации / Г. А. Багян, В. И. Лукащук // Modern Science. – 2020. – № 5-1. – С. 450-454.
16. Занко Т. А. К вопросу о соотношении понятий «государственный служащий», «лицо, замещающее государственную должность», «должностное лицо», «чиновник» / Т. А. Занко // Право и политика. – 2016. – № 7. – С. 870-873.
17. Клыпин Д. Н. История становления государственных должностей / Д. Н. Клыпин // Право и законность: вопросы теории и практики / под ред. Д. Б. Сергеева. – Абакан, 2017. – С. 101-106.
18. Клыпин Д. Н. Проблемы правового регулирования ограничений конституционных прав лиц, замещающих государственные должности Республики Хакасия / Д. Н. Клыпин // Право и законность: вопросы теории и практики / под ред. Д. Б. Сергеева. – Абакан, 2018. – С. 103-109.
19. Кондрашев А. А. Ограничения конституционных прав в Российской Федерации: теоретические подходы и политико-правовая практика / А. А. Кондрашев // Конституционное и муниципальное право. – 2014. – № 7. – С. 40-49.
20. Коробченко В. В. Правовая природа ответственности гражданских служащих за коррупционные правонарушения / В. В. Коробченко, Т. В. Иванкина // Актуальные проблемы российского права. – 2016. – № 7. – С. 31- 40.
21. Меркулов, А. В. Проектный подход в системе государственного стратегического управления / А. В. Меркулов, Л. В. Тугачева // Фундаментальные научно-практические исследования: основные итоги — 2020 : сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции, Анапа, 29 февраля 2020 года. – Анапа: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский центр экономических и социальных процессов» в Южном Федеральном округе, 2020. – С. 17-22.
22. Мясникова, В. А. Профессиональное развитие государственных гражданских служащих / В. А. Мясникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 44 (334). — С. 108-110.
23. Резер, Т.М. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления: учебное пособие / Т.М. Резер, Е.В. Кузнецова, М.А. Лихачев; [под общей редакцией Т.М. Резер] ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет.– Екатеринбург : Изд во Урал. ун та, 2019.— 116
24. Соловьев, А. Д. Проектное управление в системе государственного управления РФ / А. Д. Соловьев // Риск-ориентированное управление в государственном и корпоративном секторе экономики города Москвы : Сборник статей / Под ред. А.А. Шестемирова, М.В. Ефимовой. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «КноРус», 2020. – С. 262-267.
25. Теория и механизмы современного государственного управления / А. В. Буга, М. С. Великославинский, Т. В. Данилова [и др.]. – Санкт-Петербург : Центр научно-информационных технологий «Астерион», 2020. – 212 с.
26. Толкачева, Е. В. Цифровая трансформация государственного управления / Е. В. Толкачева // Инновационные технологии управления : Сборник статей по материалам VI Всероссийской научно-практической конференции, Нижний Новгород, 04 декабря 2019 года / Мининский университет. – Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», 2020. – С. 61-63.
27. Турчинов А.И. Управление персоналом: Учебник / Общ. Ред. А.И. Турчинова. – М.: Изд-во РАГС, 2019. – 488с.
28. Уманская, В. П. Государственное управление и государственная служба в современной России : монография / В. П. Уманская, Ю. В. Малеванова. – Москва : Норма, 2020. – 176 с.
29. Управление государственной и муниципальной собственностью : учебник и практикум для вузов / С. Е. Прокофьев, А. И. Галкин, С. Г. Еремин, Н. Л. Красюкова ; под редакцией С. Е. Прокофьева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 305 с.
30. Федорова, И. Ю. Финансовый механизм государственных и муниципальных закупок : учебное пособие для вузов / И. Ю. Федорова, А. В. Фрыгин. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 148 с.
31. Цыклина Е. В., Иванова О. Е. Внедрение системы показателей KPI-мотивации для повышения эффективности управления трудовым потенциалом организации // В сборнике: Экономика и управление: теория, методика, практика. сборник статей. Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова. Чебоксары, 2020. – С. 88–91.
32. Чазова, И. Ю. Оценка эффективности системы государственного управления / И. Ю. Чазова // Евразийский союз ученых. – 2020. – № 1-4(70). – С. 53-59.
33. Черкасова, М. А. Муниципальное управление в контексте цифровизации: концепция и опыт / М. А. Черкасова // Муниципальная академия. – 2020. – № 1. – С. 177-181.