Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИЗУЧЕНИЕ ПОЭТИКИ РАССКАЗОВ А.П. ЧЕХОВА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа №151004

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2022
Стоимость4265 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Поэтика рассказов А.П. Чехова 8
1.1 Понятие поэтики в литературоведении 8
1.2 Поэтика рассказов А.П. Чехова в обзоре литературоведов 14
1.3 Поэтика ранних рассказов А.П. Чехова (на примере рассказов
«Смерть чиновника», «Тоска») 20
1.4 Поэтика поздних рассказов А.П. Чехова (на примере рассказов
«Студент», «Ионыч», «Дама с собачкой») 25
2 Методические подходы к изучению рассказов А.П. Чехова в
школе 34
2.1 Обзор УМК по литературе и методических разработок в
аспекте изучения рассказов А.П. Чехова 34
2.2 Методические рекомендации к изучению рассказов
А.П. Чехова в 9 классе 39
2.3 Методические рекомендации к изучению рассказов А.П. Чехова
в 10 классе 44
Заключение 53
Список использованных источников 56
Приложение А

В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования среди требований к предметным результатам освоения базового курса русского языка и литературы обозначены такие, как «сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского, родного (нерусского) языка и сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы» [41, с. 13].
При углубленном уровне требования к предметным результатам должны дополнительно отражать «сформированность представлений о системе стилей художественной литературы разных эпох, литературных направлениях, об индивидуальном авторском стиле» [41, с. 15].
Современные УМК по литературе, рекомендованные ФГОС, уделяют значительное внимание вопросам изучения поэтики художественного произведения. Обучающиеся осваивают категорию поэтики - стиль автора по мере того, как им даются более частные понятия (тематика, проблематика произведения, тропы, стихосложение и т.д.), из которых составляется представление о поэтике писателя.
Понятия «поэтика художественного текста» и «поэтика писателя» прочно входят в круг литературоведческий терминов обучающихся, лингвистический анализ текста играет важную роль в процесс изучения поэтики автора, что необходимо для правильного восприятия литературного произведения.
Повествовательная манера А.П. Чехова отличается ярким своеобразием, в русской литературе его считают мастером новых жанровых форм, именно поэтому поэтика А.П. Чехова получила пристальный интерес многих ученых и исследователей. Показать А.П. Чехова не только социальным критиком, как его видели многие, а тонким художником и глубоким мыслителем удалось в трудах отечественных исследователей: Л.П. Громова [6], А.Б. Дермана [7], В.Б. Катаева [10], А. П. Чудакова [49].
Изучению поэтики рассказов А.П. Чехова на уроках литературы в школе посвящены работы Д.И. Субботина [32], А.В. Султановой [33], Л. В. Бороздуновой [3].
Д.И. Субботин [32] предлагает методику изучения поэтики прозы А.П. Чехова в 10 классах с использованием кинематографических трактовок, обосновывая это тем, «что использование кинематографических трактовок в процессе работы на художественным текстом является ключом постижения его поэтики, способствует созданию каждым из учащихся своей собственной интерпретации прочитанного».
А.В. Султанова [33] предлагает лингвопоэтический способ анализа текста при изучении творчества А.П. Чехова на уроках литературы.
Л.В. Бороздунова [3] на уроках при изучении ранней поэтики А.П. Чехова рекомендует использовать приём сопоставления, показывающий тематические связи рассказов, формируя тем самым у обучающихся представление о тематическом своеобразии и близости литературных произведений.
Анализ научно-методической литературы показал, что имеется сравнительно небольшой круг современных работ, касающихся методических разработок по изучению поэтики А.П. Чехова, в этом и заключается актуальность данного исследования.
Цель данной выпускной квалификационной работы - выявить структурно-семантические особенности рассказов А.П. Чехова и разработать методические рекомендации к изучению рассказов писателя в аспекте поэтики на уроках литературы.
Объект исследования: процесс изучения поэтики рассказов А.П. Чехова на уроках литературы.
Предмет исследования: методика изучения поэтики рассказов А.П. Чехова на уроках литературы.
Исходя из цели, сформулированы следующие задачи исследования:
1) обобщить научные трактовки понятия «поэтика» в
литературоведении;
2) рассмотреть поэтику А.П. Чехова в трудах литературоведов и критиков;
3) проанализировать поэтику рассказов А.П. Чехова «Смерть
чиновника», «Тоска», «Студент», «Ионыч», «Дама с собачкой»;
4) изучить программы по литературе и методические разработки в аспекте изучения рассказов А.П. Чехова в школе;
5) разработать методические рекомендации изучения ранних рассказов А.П. Чехова на уроках литературы в 9 классе;
6) разработать методические рекомендации изучения поздних рассказов А.П. Чехова на уроках литературы в 10 классе.
Методологическую основу выпускной квалификационной работы составили труды В.И. Тюпы [39], Ежи Фарино [40], В. Хализева [43] по теории литературы; Ю.О. Богдановой [27], Е.Р. Ядровской [51], посвященные методике изучения литературы.
Цель и задачи квалификационного исследования определили следующие методы исследования: сравнительный, структурно-семантический, метод интерпретации.
В работе проанализирован, обобщён, систематизирован теоретический материал по данной проблеме, который может быть полезен учителям. Разработанные нами методические рекомендации могут использовать учителя в своей профессиональной деятельности, а также студенты-практиканты при прохождении педагогической практики в школе.
Апробация материалов выпускного исследования состоялось в форме публикации «Изучение юмористических рассказов А.П. Чехова на уроках литературы в 5 - 7 классах» [16] и выступления на студенческой научно-практической конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (22 апреля 2022 г., ЛИП - филиал СФУ).
Работа выполнена по заказу МБОУ СОШ №2 г. Лесосибирска.
Имеется акт о внедрении: материалы выпускного квалификационного сочинения внедрены в учебный процесс МБОУ СОШ №2 г. Лесосибирска
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 52 наименования. Общий объем работы - 65 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключение выпускной квалификационной работы отметим следующее.
Понятие поэтики рассматривается в литературоведении неоднозначно, имеет несколько значений. В настоящее время наибольшее распространение получила структурно-семантическая поэтика. Структурно-семантический подход к литературному произведению предполагает выделение в нем постоянных, наиболее устойчивых элементов художественной формы, таких как ритм, речь, образы, сюжет, фабула, характеры, изучение принципов и приемов организации элементов и отношений между ними (структура), а также толкование значений, смыслов, возникающих в результате этих отношений (семантика).
Анализ исследований по поэтике рассказов А.П. Чехова, показал, что в творчестве писателя выделяется три периода, исходя из структурно- семантических особенностей прозы (жанровые особенности, тематика, выражение авторской позиции и т.д.). В создании своих произведений А.П. Чехов ориентировался на сотворчество с читателем; авторская оценка проявляется во всей художественной структуре произведения, через детали.
Проанализировав УМК по литературе под редакцией В. Я. Коровиной, Ю.В. Лебедева и Б.А. Ланина, рекомендованные ФГОС, выявили схожие и различные подходы к изучению творчества А.П. Чехова. По программе Б.А. Ланина изучение прозы А.П. Чехова начинается только с 7 по 9 класс, когда по программе В.Я. Коровина с 5 по 9 класс, а к программе Ю.В. Лебедева обращаются в 10 классе.
В рабочих программах изучаемый период (1880 - 1887 гг.) в 5 - 7 классах представлен короткими юмористическими рассказами молодого А.П. Чехова, принадлежащим к жанру литературного анекдота. Авторы-разработчик предлагают разные рассказы для рассмотрения, но рассказы «Хамелеон», «Толстый и тонкий» изучаются по обеим программам. Одни и те же элементы поэтики раннего творчества А.П. Чехова представлены в этих рабочих программах: незамысловатость сюжетов, четкое композиционное построение, присутствие ярких художественных деталей, «говорящих» имен и фамилий, динамичность действия, сценичные диалоги и наполненность юмором. К зрелому этапу творчества А.П. Чехова обращаются по программе Б.А. Ланина в 8 классе, а по программе В.И. Коровиной в 9 классе. «Поздний» А.П. Чехов изучается по программе Ю.В. Лебедева в 10 классе.
Анализ рассказов «Смерть чиновника» и «Тоска» показал, что основными чертами поэтики А.П. Чехова являются: обращение к жанру анекдота и соединение анекдотического и притчевого начала; внимание к детали; проявление комического.
Анализ поэтики поздних рассказов «Студент», «Ионыч», «Дама с собачкой» А.П. Чехова показал, что писатель отходит от синтеза жанра анекдота и притчи в сюжетной организации, определяя притчу в качестве основной в создании идейного содержания, увеличивается роль психологизма, что обозначено в внимании к внутреннему миру человека и нравственной проблематике. Авторская позиция не доминирует, что определяется открытым финалом.
На уроках литературы в 9 классе при изучении поэтики А.П. Чехова рекомендуем использовать аналитическую беседу для выявления структурно-семантических особенностей рассказов (деталь, «говорящие» фамилии, анекдотизм и притчевость), создание ремарок для выявления внутреннего состояния героев, обращение к этимологии имени, т.к. выбор имени важен для писателя.
Рекомендуем на уроках литературы в 10 классе при изучении поздних рассказов А.П. Чехова использовать фронтальную беседу для выявления структурно-семантических особенностей рассказа (деталь, психологизм, этимология имени), групповую работу, сопоставление притчи и рассказа, сравнение героев, прием монтажа.
В заключении хотим отметить, что предложенные методические рекомендации являются эффективными, поскольку раскрывают главные элементы поэтики малой прозы А.П. Чехова.



1. Аверинцев, С. С. Категории поэтики в смене литературных эпох /
С. С. Аверинцев, М. Л. Андреев, М. Л. Гаспаров, П. А. Гринцер,
А. В. Михайлов. - Москва : Наследие, 1994. - URL:
https://forlit.philol.msu.ru/lib-ru/history-poetic (дата обращения: 20.11.2021).
2. Аристотель, Поэтика / Аристотель. - URL:
http://www.infoliolib.info/philos/aristotel/poetika1 .html (дата обращения:
20.11.2021).
3. Бороздунова, Л. В. Формирование понятия «Тема художественного произведения» в 5-8 классах : на материале рассказов А. П. Чехова : специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (литература в общеобразовательной и высшей школе)» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : / Бороздунова Любовь Васильевна. - Нижний Новгород, 2005. - 24 с.
4. Горький, М. По поводу нового рассказа А. П. Чехова «В овраге» / М. Горький // Нижегородский листок. -1900. - С. 2. - URL: http://nnov.ngounb.ru/node/19943 (дата обращения: 20.11.2021).
5. Голубков, В. В. Мастерство А. П. Чехова / В. В. Голубков. - Москва, 1958. - 196 с.
6. Громов, Л. П. В творческой лаборатории Чехова : учебное пособие для студентов-филологов / Л. П. Громов. - Ростов на Дону : Изд-во Ростовского университета, 1963. - 175 с.
7. Дерман, А. Б. О мастерстве Чехова / А. Б. Дерман. - Москва: Современный писатель, 1959. - 208 с.
8. Есин, А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения : учебное пособие для студентов и преподавателей филологических факультетов, учителей-словесников / А. Б. Есин. - Москва : Флинта : Наука, 2010. - 248 с. - ISBN 5-89349-049-5
9. Захаркин, А. Ф. Антон Павлович Чехов : очерк жизни и творчества /
A. Ф. Захаркин. - Москва : Советская Россия, 1961. - 158 с.
10. Катаев, В.Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации / В. Б. Катаев. - Москва : Изд-во МГУ, 1979. - 327 с.
11. Кожевникова, Н. А. Об особенностях стиля Чехова (несобственно- прямая речь) / Н. А. Кожевникова // Вестник МГУ. - 1963. -№ 2. - С.57
12. Кожевников, В. М. Интерпретация : литературный энциклопедический словарь / В. М. Кожевников, П. А. Николаев. - Москва : Советская энциклопедия, 1987. - 752 с.
13. Кожевников, В. М. Литературный энциклопедический словарь /
B. М. Кожевникова, П. А. Николаева. - Москва : Сов. энциклопедия, 1987. - 752 с.
14. Коровин, В. И. История русской литературы XIX века : учебное пособие / В. И. Коровина. - Москва, 2005. - URL: https://studlib.com/content/view/2168/31/ (дата обращения: 10.12.2021)
15. Коровина, В. Я. Литература. Программы общеобразовательных учреждений. 5-11 классы (базовый уровень) 10-11 (профильный уровень) / В. Я. Коровиной. - Москва : Просвещение, 2010. - 254 с.
16. Клеймёнова Ю.О. Изучение юмористических рассказов А.П. Чехова на уроках литературы в 5 - 7 классах / Ю. О. Клеймёнова. - URL: https://clck.ru/bWaRe (дата обращения: 16.02.2022).
17. Ланин, Б. А. Литература 5 - 9 класс методические рекомендации / Б. А. Ланин, А. И. Слемзина; под общ. ред. Б. А. Ланина. - Москва : Вентана- Граф, 2019. - 255 с.
18. Ланин, Б. А. Литература. 5-9 классы : рабочая программа / Б. А. Ланин, Л. Ю. Устинова ; под ред. Б. А. Ланина. - Москва : Вентана-Граф, 2017. - 160 с.
19. Лебедев, Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 2 / Ю. В. Лебедев. - 3-е изд. - Москва : Просвещение, 2016. - 368 с.
20. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.
2 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. - 12-е изд. - Москва : Просвещение, 2021.
21. Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. - 5-е изд. - Москва : Просвещение, 2016.
22. Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2. / В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин ; под ред. В. Я. Коровиной. - Москва : Просвещение, 2012. - 288 с.
23. Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.
2 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. - 5-е изд. - Москва :
Просвещение, 2017.
24. Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский ; под ред. В. Я. Коровиной. - 20-е изд. - Москва : Просвещение, 2013. - 383 с.
25. Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 2 / , Ю. В. Лебедев. - 3-е изд. - Москва : Просвещение, 2016. - 368 с.
26. Литература. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. В. П. Журавлева, Ю. В. Лебедева. 10—11 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций : базовый уровень /А. Н. Романова, Н. В. Шуваева; [под ред. В. П. Журавлева, Ю. В. Лебедева]. — Москва : Просвещение, 2019. — 112 с.
27. Методика преподавания литературы : учебное пособие для педагогических вузов / О. Ю. Богданова, Н. М. С. А. Леонов, В. Ф. Чертов ; под общей редакцией О. Ю. Богдановой.. - Москва, 2002. - 397 с. - ISBN 5-7695¬1205-9
28. Полоцкая, Э. А. А. П. Чехов: движение художественной мысли / Э. А. Полоцкая. - Москва: Современный писатель, 1979. - 340 с.
29. Полоцкая, Э. А. О поэтике Чехова / Э.А. Полоцкая. - Москва, 2000. -
С. 19 - 23. - ISBN 5-9208-0014-3
30. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 18.03.2022 г. № 1/22). - Москва, 2022. - URL: https://clck.ru/qP7vV (дата обращения: 22.05.2022)
31. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16 -з). - URL:https://mosmetod.ru/files/dokumenty/Primemaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-srednego-obshhego-obrazovaniya.pdf(дата обращения: 22.05.2022)
32. Субботин, Д. И. Методика изучения прозы А.П. Чехова с использованием кинематографических трактовок в условиях базового и профильного обучения в 10 классе средней школы : специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (литература)» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Субботин Дмитрий Игоревич. - Москва, 2004. - 20 с.
33. Султанова, А. В. Изучение поэтики произведений Ф. И. Тютчева и А. П. Чехова в 10 классе : специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (литература)» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Султанова Альбина Владимировна. - Нижний Новгород, 2005. - 32 с.
34. Сухих, И. Н. Проблемы поэтики А. П. Чехова / И. Н. Сухих ; ЛГУ им. А. А. Жданова. - Ленинград : Изд-во ЛГУ, 1987. - 180 с.
35. Словарь литературоведческих терминов. - 2012. - URL:
https://slovar.cc/lit/term/2145306.html (дата обращения: 27.04.2022)
36. Тимофеев, Л. И. Словарь литературоведческих терминов / Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. - Москва: Просвещение, 1974. - С. 287 - 288
37. Томашевский, Б. В. Теория литературы. Поэтика : учебное пособие / Б. В. Томашевский. - Москва : Аспект пресс, 2003. - 333 с. - ISBN 5-7567-0230¬X
38. Тынянов, Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино / Ю. Н. Тынянов. - Москва: Наука, 1977. - 123 с.
39. Тюпа, В. И. Художественность чеховского рассказа / В. И. Тюпа. - Москва : Высшая школа. - 1989. - 133 с. - ISBN 5-06-000259-4
40. Фарыно, Ежи. Введение в литературоведение : учебное пособие для студентов вузов / Ежи Фарино. - Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. - 639 с. - ISBN 5-8064-0524-9
41. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413). - URL: https://nouellada.mskobr.ru/files/fgos_soo.pdf
42. Фридлендер Г. М, Поэтика / Г. М. Фридлендер. - Москва : Советская энциклопедия, 1970. - С. 464-466
43. Хализев, В. Е. Теория литературы : учебник / В. Е. Хализев. - Москва : Высшая школа, 2002. - 437 с. - ISBN 5-06-005217-6
44. Чехов, А. П. Полное собрание сочинений и писем : в 30 т. / А.П. Чехов. - Москва : Наука, 1984. - Т. 4. - URL: https://ilibrary.ru/text/981/p.1/index.html (дата обращения: 22.05.2022)
45. Чехов, А. П. Полное собрание сочинений и писем : в 30 т. /
А. П. Чехов. - Москва : Наука, 1986. - Т. 8. - URL:
https://ilibrary.ru/text/979/p.1/index.html (дата обращения: 22.05.2022)
46. Чехов, А. П. Полное собрание сочинений и писем : в 30 т. /
А. П. Чехов. - Москва : Наука, 1983. - Т. 2. - URL:
https://ilibrary.ru/text/987/p.1/index.html (дата обращения: 22.05.2022)
47. Чехов, А. П. Полное собрание сочинений и писем : в 30 т. /
А. П. Чехов. - Москва : Наука, 1986. - Т. 10. - URL:
https://ilibrary.ru/text/437/p.1/index.html (дата обращения: 22.05.2022)
48. Чехов, А. П. Полное собрание сочинений и писем : в 30 т. / А. П. Чехов. - Москва : Наука, 1986. - Т. 10. - URL: https://ilibrary.ru/text/976/index.html (дата обращения: 22.05.2022)
49. Чудаков, А. П. Поэтика А. П. Чехова / А. П. Чудаков. - Москва : Наука, 1971. - 293 с.
50. Чудаков, А. П. Мир Чехова : возникновение и утверждение / А. П. Чудаков. - Москва : Советский писатель, 1986. - 379 с.
51. Ядровская, Е. Р. Методика преподавания литературы /
Е. Р. Ядровская. - URL: https://clck.ru/bVXwj
52. Эйхенбаум, Б. О Чехове / О. Б. Эйхенбаум. - Ленинград.: Худож. лит.
Ленингр. отд-ние, 1969. - С. 357—370. - URL: http://feb-
web.ru/feb/chekhov/critics/eih-357/eih-357-.htm (дата обращения: 3.03.2022)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ