ИЗУЧЕНИЕ ПОЭТИКИ РАССКАЗОВ А.П. ЧЕХОВА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
|
Введение 4
1 Поэтика рассказов А.П. Чехова 8
1.1 Понятие поэтики в литературоведении 8
1.2 Поэтика рассказов А.П. Чехова в обзоре литературоведов 14
1.3 Поэтика ранних рассказов А.П. Чехова (на примере рассказов
«Смерть чиновника», «Тоска») 20
1.4 Поэтика поздних рассказов А.П. Чехова (на примере рассказов
«Студент», «Ионыч», «Дама с собачкой») 25
2 Методические подходы к изучению рассказов А.П. Чехова в
школе 34
2.1 Обзор УМК по литературе и методических разработок в
аспекте изучения рассказов А.П. Чехова 34
2.2 Методические рекомендации к изучению рассказов
А.П. Чехова в 9 классе 39
2.3 Методические рекомендации к изучению рассказов А.П. Чехова
в 10 классе 44
Заключение 53
Список использованных источников 56
Приложение А
1 Поэтика рассказов А.П. Чехова 8
1.1 Понятие поэтики в литературоведении 8
1.2 Поэтика рассказов А.П. Чехова в обзоре литературоведов 14
1.3 Поэтика ранних рассказов А.П. Чехова (на примере рассказов
«Смерть чиновника», «Тоска») 20
1.4 Поэтика поздних рассказов А.П. Чехова (на примере рассказов
«Студент», «Ионыч», «Дама с собачкой») 25
2 Методические подходы к изучению рассказов А.П. Чехова в
школе 34
2.1 Обзор УМК по литературе и методических разработок в
аспекте изучения рассказов А.П. Чехова 34
2.2 Методические рекомендации к изучению рассказов
А.П. Чехова в 9 классе 39
2.3 Методические рекомендации к изучению рассказов А.П. Чехова
в 10 классе 44
Заключение 53
Список использованных источников 56
Приложение А
В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования среди требований к предметным результатам освоения базового курса русского языка и литературы обозначены такие, как «сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского, родного (нерусского) языка и сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы» [41, с. 13].
При углубленном уровне требования к предметным результатам должны дополнительно отражать «сформированность представлений о системе стилей художественной литературы разных эпох, литературных направлениях, об индивидуальном авторском стиле» [41, с. 15].
Современные УМК по литературе, рекомендованные ФГОС, уделяют значительное внимание вопросам изучения поэтики художественного произведения. Обучающиеся осваивают категорию поэтики - стиль автора по мере того, как им даются более частные понятия (тематика, проблематика произведения, тропы, стихосложение и т.д.), из которых составляется представление о поэтике писателя.
Понятия «поэтика художественного текста» и «поэтика писателя» прочно входят в круг литературоведческий терминов обучающихся, лингвистический анализ текста играет важную роль в процесс изучения поэтики автора, что необходимо для правильного восприятия литературного произведения.
Повествовательная манера А.П. Чехова отличается ярким своеобразием, в русской литературе его считают мастером новых жанровых форм, именно поэтому поэтика А.П. Чехова получила пристальный интерес многих ученых и исследователей. Показать А.П. Чехова не только социальным критиком, как его видели многие, а тонким художником и глубоким мыслителем удалось в трудах отечественных исследователей: Л.П. Громова [6], А.Б. Дермана [7], В.Б. Катаева [10], А. П. Чудакова [49].
Изучению поэтики рассказов А.П. Чехова на уроках литературы в школе посвящены работы Д.И. Субботина [32], А.В. Султановой [33], Л. В. Бороздуновой [3].
Д.И. Субботин [32] предлагает методику изучения поэтики прозы А.П. Чехова в 10 классах с использованием кинематографических трактовок, обосновывая это тем, «что использование кинематографических трактовок в процессе работы на художественным текстом является ключом постижения его поэтики, способствует созданию каждым из учащихся своей собственной интерпретации прочитанного».
А.В. Султанова [33] предлагает лингвопоэтический способ анализа текста при изучении творчества А.П. Чехова на уроках литературы.
Л.В. Бороздунова [3] на уроках при изучении ранней поэтики А.П. Чехова рекомендует использовать приём сопоставления, показывающий тематические связи рассказов, формируя тем самым у обучающихся представление о тематическом своеобразии и близости литературных произведений.
Анализ научно-методической литературы показал, что имеется сравнительно небольшой круг современных работ, касающихся методических разработок по изучению поэтики А.П. Чехова, в этом и заключается актуальность данного исследования.
Цель данной выпускной квалификационной работы - выявить структурно-семантические особенности рассказов А.П. Чехова и разработать методические рекомендации к изучению рассказов писателя в аспекте поэтики на уроках литературы.
Объект исследования: процесс изучения поэтики рассказов А.П. Чехова на уроках литературы.
Предмет исследования: методика изучения поэтики рассказов А.П. Чехова на уроках литературы.
Исходя из цели, сформулированы следующие задачи исследования:
1) обобщить научные трактовки понятия «поэтика» в
литературоведении;
2) рассмотреть поэтику А.П. Чехова в трудах литературоведов и критиков;
3) проанализировать поэтику рассказов А.П. Чехова «Смерть
чиновника», «Тоска», «Студент», «Ионыч», «Дама с собачкой»;
4) изучить программы по литературе и методические разработки в аспекте изучения рассказов А.П. Чехова в школе;
5) разработать методические рекомендации изучения ранних рассказов А.П. Чехова на уроках литературы в 9 классе;
6) разработать методические рекомендации изучения поздних рассказов А.П. Чехова на уроках литературы в 10 классе.
Методологическую основу выпускной квалификационной работы составили труды В.И. Тюпы [39], Ежи Фарино [40], В. Хализева [43] по теории литературы; Ю.О. Богдановой [27], Е.Р. Ядровской [51], посвященные методике изучения литературы.
Цель и задачи квалификационного исследования определили следующие методы исследования: сравнительный, структурно-семантический, метод интерпретации.
В работе проанализирован, обобщён, систематизирован теоретический материал по данной проблеме, который может быть полезен учителям. Разработанные нами методические рекомендации могут использовать учителя в своей профессиональной деятельности, а также студенты-практиканты при прохождении педагогической практики в школе.
Апробация материалов выпускного исследования состоялось в форме публикации «Изучение юмористических рассказов А.П. Чехова на уроках литературы в 5 - 7 классах» [16] и выступления на студенческой научно-практической конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (22 апреля 2022 г., ЛИП - филиал СФУ).
Работа выполнена по заказу МБОУ СОШ №2 г. Лесосибирска.
Имеется акт о внедрении: материалы выпускного квалификационного сочинения внедрены в учебный процесс МБОУ СОШ №2 г. Лесосибирска
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 52 наименования. Общий объем работы - 65 страниц.
При углубленном уровне требования к предметным результатам должны дополнительно отражать «сформированность представлений о системе стилей художественной литературы разных эпох, литературных направлениях, об индивидуальном авторском стиле» [41, с. 15].
Современные УМК по литературе, рекомендованные ФГОС, уделяют значительное внимание вопросам изучения поэтики художественного произведения. Обучающиеся осваивают категорию поэтики - стиль автора по мере того, как им даются более частные понятия (тематика, проблематика произведения, тропы, стихосложение и т.д.), из которых составляется представление о поэтике писателя.
Понятия «поэтика художественного текста» и «поэтика писателя» прочно входят в круг литературоведческий терминов обучающихся, лингвистический анализ текста играет важную роль в процесс изучения поэтики автора, что необходимо для правильного восприятия литературного произведения.
Повествовательная манера А.П. Чехова отличается ярким своеобразием, в русской литературе его считают мастером новых жанровых форм, именно поэтому поэтика А.П. Чехова получила пристальный интерес многих ученых и исследователей. Показать А.П. Чехова не только социальным критиком, как его видели многие, а тонким художником и глубоким мыслителем удалось в трудах отечественных исследователей: Л.П. Громова [6], А.Б. Дермана [7], В.Б. Катаева [10], А. П. Чудакова [49].
Изучению поэтики рассказов А.П. Чехова на уроках литературы в школе посвящены работы Д.И. Субботина [32], А.В. Султановой [33], Л. В. Бороздуновой [3].
Д.И. Субботин [32] предлагает методику изучения поэтики прозы А.П. Чехова в 10 классах с использованием кинематографических трактовок, обосновывая это тем, «что использование кинематографических трактовок в процессе работы на художественным текстом является ключом постижения его поэтики, способствует созданию каждым из учащихся своей собственной интерпретации прочитанного».
А.В. Султанова [33] предлагает лингвопоэтический способ анализа текста при изучении творчества А.П. Чехова на уроках литературы.
Л.В. Бороздунова [3] на уроках при изучении ранней поэтики А.П. Чехова рекомендует использовать приём сопоставления, показывающий тематические связи рассказов, формируя тем самым у обучающихся представление о тематическом своеобразии и близости литературных произведений.
Анализ научно-методической литературы показал, что имеется сравнительно небольшой круг современных работ, касающихся методических разработок по изучению поэтики А.П. Чехова, в этом и заключается актуальность данного исследования.
Цель данной выпускной квалификационной работы - выявить структурно-семантические особенности рассказов А.П. Чехова и разработать методические рекомендации к изучению рассказов писателя в аспекте поэтики на уроках литературы.
Объект исследования: процесс изучения поэтики рассказов А.П. Чехова на уроках литературы.
Предмет исследования: методика изучения поэтики рассказов А.П. Чехова на уроках литературы.
Исходя из цели, сформулированы следующие задачи исследования:
1) обобщить научные трактовки понятия «поэтика» в
литературоведении;
2) рассмотреть поэтику А.П. Чехова в трудах литературоведов и критиков;
3) проанализировать поэтику рассказов А.П. Чехова «Смерть
чиновника», «Тоска», «Студент», «Ионыч», «Дама с собачкой»;
4) изучить программы по литературе и методические разработки в аспекте изучения рассказов А.П. Чехова в школе;
5) разработать методические рекомендации изучения ранних рассказов А.П. Чехова на уроках литературы в 9 классе;
6) разработать методические рекомендации изучения поздних рассказов А.П. Чехова на уроках литературы в 10 классе.
Методологическую основу выпускной квалификационной работы составили труды В.И. Тюпы [39], Ежи Фарино [40], В. Хализева [43] по теории литературы; Ю.О. Богдановой [27], Е.Р. Ядровской [51], посвященные методике изучения литературы.
Цель и задачи квалификационного исследования определили следующие методы исследования: сравнительный, структурно-семантический, метод интерпретации.
В работе проанализирован, обобщён, систематизирован теоретический материал по данной проблеме, который может быть полезен учителям. Разработанные нами методические рекомендации могут использовать учителя в своей профессиональной деятельности, а также студенты-практиканты при прохождении педагогической практики в школе.
Апробация материалов выпускного исследования состоялось в форме публикации «Изучение юмористических рассказов А.П. Чехова на уроках литературы в 5 - 7 классах» [16] и выступления на студенческой научно-практической конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (22 апреля 2022 г., ЛИП - филиал СФУ).
Работа выполнена по заказу МБОУ СОШ №2 г. Лесосибирска.
Имеется акт о внедрении: материалы выпускного квалификационного сочинения внедрены в учебный процесс МБОУ СОШ №2 г. Лесосибирска
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 52 наименования. Общий объем работы - 65 страниц.
В заключение выпускной квалификационной работы отметим следующее.
Понятие поэтики рассматривается в литературоведении неоднозначно, имеет несколько значений. В настоящее время наибольшее распространение получила структурно-семантическая поэтика. Структурно-семантический подход к литературному произведению предполагает выделение в нем постоянных, наиболее устойчивых элементов художественной формы, таких как ритм, речь, образы, сюжет, фабула, характеры, изучение принципов и приемов организации элементов и отношений между ними (структура), а также толкование значений, смыслов, возникающих в результате этих отношений (семантика).
Анализ исследований по поэтике рассказов А.П. Чехова, показал, что в творчестве писателя выделяется три периода, исходя из структурно- семантических особенностей прозы (жанровые особенности, тематика, выражение авторской позиции и т.д.). В создании своих произведений А.П. Чехов ориентировался на сотворчество с читателем; авторская оценка проявляется во всей художественной структуре произведения, через детали.
Проанализировав УМК по литературе под редакцией В. Я. Коровиной, Ю.В. Лебедева и Б.А. Ланина, рекомендованные ФГОС, выявили схожие и различные подходы к изучению творчества А.П. Чехова. По программе Б.А. Ланина изучение прозы А.П. Чехова начинается только с 7 по 9 класс, когда по программе В.Я. Коровина с 5 по 9 класс, а к программе Ю.В. Лебедева обращаются в 10 классе.
В рабочих программах изучаемый период (1880 - 1887 гг.) в 5 - 7 классах представлен короткими юмористическими рассказами молодого А.П. Чехова, принадлежащим к жанру литературного анекдота. Авторы-разработчик предлагают разные рассказы для рассмотрения, но рассказы «Хамелеон», «Толстый и тонкий» изучаются по обеим программам. Одни и те же элементы поэтики раннего творчества А.П. Чехова представлены в этих рабочих программах: незамысловатость сюжетов, четкое композиционное построение, присутствие ярких художественных деталей, «говорящих» имен и фамилий, динамичность действия, сценичные диалоги и наполненность юмором. К зрелому этапу творчества А.П. Чехова обращаются по программе Б.А. Ланина в 8 классе, а по программе В.И. Коровиной в 9 классе. «Поздний» А.П. Чехов изучается по программе Ю.В. Лебедева в 10 классе.
Анализ рассказов «Смерть чиновника» и «Тоска» показал, что основными чертами поэтики А.П. Чехова являются: обращение к жанру анекдота и соединение анекдотического и притчевого начала; внимание к детали; проявление комического.
Анализ поэтики поздних рассказов «Студент», «Ионыч», «Дама с собачкой» А.П. Чехова показал, что писатель отходит от синтеза жанра анекдота и притчи в сюжетной организации, определяя притчу в качестве основной в создании идейного содержания, увеличивается роль психологизма, что обозначено в внимании к внутреннему миру человека и нравственной проблематике. Авторская позиция не доминирует, что определяется открытым финалом.
На уроках литературы в 9 классе при изучении поэтики А.П. Чехова рекомендуем использовать аналитическую беседу для выявления структурно-семантических особенностей рассказов (деталь, «говорящие» фамилии, анекдотизм и притчевость), создание ремарок для выявления внутреннего состояния героев, обращение к этимологии имени, т.к. выбор имени важен для писателя.
Рекомендуем на уроках литературы в 10 классе при изучении поздних рассказов А.П. Чехова использовать фронтальную беседу для выявления структурно-семантических особенностей рассказа (деталь, психологизм, этимология имени), групповую работу, сопоставление притчи и рассказа, сравнение героев, прием монтажа.
В заключении хотим отметить, что предложенные методические рекомендации являются эффективными, поскольку раскрывают главные элементы поэтики малой прозы А.П. Чехова.
Понятие поэтики рассматривается в литературоведении неоднозначно, имеет несколько значений. В настоящее время наибольшее распространение получила структурно-семантическая поэтика. Структурно-семантический подход к литературному произведению предполагает выделение в нем постоянных, наиболее устойчивых элементов художественной формы, таких как ритм, речь, образы, сюжет, фабула, характеры, изучение принципов и приемов организации элементов и отношений между ними (структура), а также толкование значений, смыслов, возникающих в результате этих отношений (семантика).
Анализ исследований по поэтике рассказов А.П. Чехова, показал, что в творчестве писателя выделяется три периода, исходя из структурно- семантических особенностей прозы (жанровые особенности, тематика, выражение авторской позиции и т.д.). В создании своих произведений А.П. Чехов ориентировался на сотворчество с читателем; авторская оценка проявляется во всей художественной структуре произведения, через детали.
Проанализировав УМК по литературе под редакцией В. Я. Коровиной, Ю.В. Лебедева и Б.А. Ланина, рекомендованные ФГОС, выявили схожие и различные подходы к изучению творчества А.П. Чехова. По программе Б.А. Ланина изучение прозы А.П. Чехова начинается только с 7 по 9 класс, когда по программе В.Я. Коровина с 5 по 9 класс, а к программе Ю.В. Лебедева обращаются в 10 классе.
В рабочих программах изучаемый период (1880 - 1887 гг.) в 5 - 7 классах представлен короткими юмористическими рассказами молодого А.П. Чехова, принадлежащим к жанру литературного анекдота. Авторы-разработчик предлагают разные рассказы для рассмотрения, но рассказы «Хамелеон», «Толстый и тонкий» изучаются по обеим программам. Одни и те же элементы поэтики раннего творчества А.П. Чехова представлены в этих рабочих программах: незамысловатость сюжетов, четкое композиционное построение, присутствие ярких художественных деталей, «говорящих» имен и фамилий, динамичность действия, сценичные диалоги и наполненность юмором. К зрелому этапу творчества А.П. Чехова обращаются по программе Б.А. Ланина в 8 классе, а по программе В.И. Коровиной в 9 классе. «Поздний» А.П. Чехов изучается по программе Ю.В. Лебедева в 10 классе.
Анализ рассказов «Смерть чиновника» и «Тоска» показал, что основными чертами поэтики А.П. Чехова являются: обращение к жанру анекдота и соединение анекдотического и притчевого начала; внимание к детали; проявление комического.
Анализ поэтики поздних рассказов «Студент», «Ионыч», «Дама с собачкой» А.П. Чехова показал, что писатель отходит от синтеза жанра анекдота и притчи в сюжетной организации, определяя притчу в качестве основной в создании идейного содержания, увеличивается роль психологизма, что обозначено в внимании к внутреннему миру человека и нравственной проблематике. Авторская позиция не доминирует, что определяется открытым финалом.
На уроках литературы в 9 классе при изучении поэтики А.П. Чехова рекомендуем использовать аналитическую беседу для выявления структурно-семантических особенностей рассказов (деталь, «говорящие» фамилии, анекдотизм и притчевость), создание ремарок для выявления внутреннего состояния героев, обращение к этимологии имени, т.к. выбор имени важен для писателя.
Рекомендуем на уроках литературы в 10 классе при изучении поздних рассказов А.П. Чехова использовать фронтальную беседу для выявления структурно-семантических особенностей рассказа (деталь, психологизм, этимология имени), групповую работу, сопоставление притчи и рассказа, сравнение героев, прием монтажа.
В заключении хотим отметить, что предложенные методические рекомендации являются эффективными, поскольку раскрывают главные элементы поэтики малой прозы А.П. Чехова.
Подобные работы
- Межпредметные связи на уроках литературы при изучении ольфакторного кода в романе И.С. Шмелева «ЛЕТО ГОСПОДНЕ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИКА АНАЛИЗА МАЛЫХ ПРОЗАИЧЕСКИХ ЖАНРОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТРАДИЦИЯХ И НОВАТОРСТВЕ В РУССКОЙ ДРАМАТУРГИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ (НА ПРИМЕРЕ ПЬЕС А. ВАМПИЛОВА)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2022 - Изучение композиции произведения на уроках литературы в средней школе (на материале романа А. П. Чехова «Драма на охоте»)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2020 - Особенности изучения жанра рождественского рассказа в средних классах (на материале творчества А. И. Куприна)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020 - ПОДТЕКСТ В РАССКАЗАХ Ю. КАЗАКОВА НАЧАЛА 1960-Х ГГ. («В ТУМАНЕ», «ВОН БЕЖИТ СОБАКА!», «АДАМ И ЕВА»)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2020 - Исследовании образа Великого Гэтсби в киноверсии База Лурамана
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПОНЯТИИ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЦЕПЦИЯ» НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Особенности структуры повествования в экранизациях
произведений А. П. Чехова 1970-х годов ХХ века
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017



