Введение 3
1 Основы государственного регулирования малого предпринимательства в Российской Федерации 6
1.1 Роль малого предпринимательства в рыночной экономике 6
1.2 Государственная поддержка малых предприятий в Российской Федерации 17
2 Анализ состояния сектора малого предпринимательства в муниципальном образовании «Посадский» г. Санкт-Петербург и эффективности мер его поддержки 32
2.1 Оценка эффективности развития малого бизнеса в муниципальном образовании «Посадский» г. Санкт-Петербург 32
2.2 Анализ эффективности государственной программы развития малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «Посадский» г. Санкт-Петербург 41
3 Разработка рекомендаций по совершенствованию мер поддержки и развития малого предпринимательства в муниципальном образовании «Посадский» г. Санкт-Петербург 52
3.1 Предложения по улучшению системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса в МО «Посадский» и механизм реализации разработанных мер 52
3.2 Оценка эффективности от внедрения предложений 64
Заключение 71
Список использованной литературы 76
Приложения 82
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что развитие малого предпринимательства (далее по тексту - МП) имеет большое значение для экономики России, поскольку происходит создание благоприятных условий для ее оздоровления, развитие конкурентной среды, создание дополнительных рабочих мест, расширение потребительского сектора.
МП - это неотъемлемая часть рыночной экономики. Такие предприятия более мобильные, гибкие и эффективные. Малые предприятия могут быть созданы в любом секторе экономики в ответ на запросы потребителей.
Малые предприятия имеют целый ряд преимуществ в управлении: простота коммуникаций, отсутствие жесткой иерархии, возможность быстрой корректировки целей. Поэтому себестоимость продукции в малом бизнесе, ниже, чем в крупном, при высоком качестве производимой продукции и услуг.
Одновременно в силу небольших финансовых и кадровых ресурсов малый бизнес является наиболее уязвимым, особенно в периоды рецессии. Именно поэтому данная категория организаций нуждается в особой и многогранной поддержке со стороны государственных и муниципальных органов — имущественной, финансовой, информационной, консультационной и др.
Положение малых предпринимателей в нынешних условиях не улучшается, а скорее ухудшается. В последние годы не наблюдается динамичного развития малого и среднего бизнеса (далее по тексту - МСБ) как в прошлое десятилетие.
Развитие малого и среднего бизнеса происходит медленно. Этот вид бизнеса представляют, прежде всего, индивидуальные предприниматели и микропредприятия, вклад которых в ВВП страны не превышает 20 процентов. В странах с развитой экономикой доля предприятий малого бизнеса превышает 50 %.
Увеличение активности предпринимательской деятельности является основополагающим фактором роста экономики и повышения налоговых поступлений.
Целью данной работы является формирование предложений по совершенствованию действующего механизма организации поддержки малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «Посадский» г. Санкт-Петербург.
Для достижения указанной цели, необходимо решить следующие задачи:
- выявить роль малого предпринимательства в рыночной экономике;
- рассмотреть государственную поддержку малых предприятий в Российской Федерации;
- осуществить оценку эффективности развития малого бизнеса в муниципальном образовании «Посадский» г. Санкт -Петербург;
- провести анализ эффективности государственной программы развития малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «Посадский» г. Санкт -Петербург;
- разработать предложения по улучшению системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса в МО «Посадский» и механизм реализации разработанных мер;
- оценить эффективность от внедрения предложений .
Объектом исследования процессы государственного регулирования в развитии малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «Посадский» г. Санкт-Петербург.
Предметом исследования являются отношения, возникающие между органами государственной власти в процессе регулирования развития малого и среднего и предпринимательства, обозначенные методы государственной поддержки малого бизнеса.
С практической точки зрения, значимость работы заключается в том, что применение на практике разработанных рекомендаций приведет к развитию малого и среднего предпринимательства в МО «Посадский», что позволит экономике муниципального образования стать более стабильной и устойчивой к различного рода кризисам, а также, несомненно, увеличит налоговые поступления от деятельности субъектов малого и среднего бизнеса. Если предложенные меры будут реализованы, причем необходимые мероприятия будут проведены не разово, а станут регулярными, можно ожидать улучшения общей социально-экономической ситуации в муниципальном образовании, уменьшения доли теневой экономики, а также в целом роста благосостояния граждан....
Подводя итог по проведенному исследованию, можно сделать следующие выводы.
Развитие малого предпринимательства способствует экономическому росту, ускорению развития научно -технической деятельности, а также снабжению потребительского рынка необходимыми товарами и услугами надлежащего качества. Более того, малое предпринимательство влияет на процесс создания дополнительных рабочих мест для населения страны.
Из этого можно сделать вывод, что малый бизнес решает огромное количество социальных и экономических проблем. Существенный вклад в экономическое и социальное развитие города привнесли такие формы бизнеса, как средние и малые предпринимательства. Этому, в первую очередь, способствует реализуемая программа поддержки и развития среднего и малого бизнеса.
Важнейшим условием благоприятного развития малого и среднего бизнеса выступает устойчивая, гибкая и развивающаяся система налогообложения. Основная цель поддержки деятельности малого и среднего предпринимательства - насыщение рынка товарами, работами и услугами, повышение конкурентоспособности, введение в производство инновационных разработок, а также внедрение новых рабочих мест.
Отмеченные негативные тенденции указывают на необходимость дальнейшего совершенствования экономической политики, проводимой Правительством Санкт -Петербурга, и улучшения условий ведения инвестиционной и предпринимательской деятельности на территории города.
По результатам опроса в 2017 году объем производства вырос у 26,4% предприятий (данный показатель вырос по сравнению с результатами 2016 года на 4,2 %-х пункта). В целом, данная ситуация соответствует
общеэкономическому тренду постепенного оживления. По сравнению с 2016 годом, оценка финансового состояния предприятий в 2017 году осталась почти неизменной. Устойчивое финансовое положение отметили 23,7% респондентов, относительно устойчивое - 45,2% (в 2016 году - 26,7% и 41,9% соответственно).
Наиболее значимой угрозой для предпринимателей Санкт -Петербурга по- прежнему является резкое ухудшение общей ситуации в экономике и падение платежеспособного спроса. Об этом в 2017 году заявили 63,8% опрошенных предпринимателей (71,1% - в 2016 году). Также весьма актуальными являются риски, связанные с повышением налогов, акцизов (указали 29,5% и 39,1% респондентов в 2017 и 2016 годах соответственно); ростом курса доллара/евро (указан 28,5% опрошенных в 2017 году, 40,6% - в 2016 году) - по-прежнему воспринимается как высокий, несмотря на относительную стабильность рубля в течение года; сложностью бюрократических процедур (26,3% - в 2017 году, 37,1%- в 2016 году).
Из вышесказанного предлагаются следующие рекомендации по изменению действующей системы поддержки малого и среднего предпринимательства в МО «Посадский»:
1. Обеспечение субъектов МСП необходимой инфраструктурой и ресурсами.
2. Для того чтобы обеспечить равный доступ к кредитным ресурсам субъектов Федерации как крупного, так и малого бизнеса, предлагается выделить 30 млрд. рублей (субсидию) для создания Федерального гарантийного фонда, который расширит гарантийную поддержку малому и среднему предпринимательству. В результате этого количество кредитов для МСП, обеспеченных гарантиями, увеличится с 2 % до 5 % , а малый бизнес получит возможность для роста за счет заемных средств.
3. Для повышения правовой сознательности предпринимателей нужно:
- проводить конференции по тематике «Развитие и бизнес», «Вклад малого предпринимательства в экономику Российской Федерации», «Малое предпринимательство - перспективное будущее страны» и т.п.;
- публиковать материалы о деятельности малого предпринимателей, трудностях их работы и достигнутых результатов;
- приглашать предпринимателей к участию в крупных государственных проектах и т.п.
4. Для стимулирования развития СМП, осуществляющих свою деятельность в приоритетных отраслях, предлагает ся увеличить максимальный объем кредита для таких предприятий до 5 млн. руб., а срок погашения кредита увеличить до трех лет или 36 месяцев. В условиях нестабильной экономической ситуации смягчение условий получения кредита позволит снизить риски для малых предприятий.
5. На базе данных Центра поддержки предпринимателей может быть организована помощь в налаживании контактов, организация встреч, эффективного нетворкинга, привлечение инвесторов.
6. Провести эффективную политику по снижению административных барьеров возможно путем привлечения представителей малого предпринимательства для участия в разработке новых и экспертизе уже существующих НПА, регламентирующих надзор и контроль.
Так, предлагается ввести дополнительный индикатор эффективности для отдельного мероприятия по организации проведения оценки регулирующего воздействия НПА, которые направлены на совершенствование контрольно-надзорной деятельности в отношении субъектов предпринимательства, так как они напрямую затрагивают вопросы осуществления предпринимательской деятельности, ее развития и возможности открытия нового бизнеса.
7. Для повышения уровня осведомленности предпринимателей о существующих государственных программах предоставления поддержки необходимо: активное продвижение аккаунта Центр поддержки предпринимательства в популярных социальных сетях («Вконтанте», «Facеbook», «Одноклассники», «Instagram.»). На таких страницах должны размещаться свежие новости; поправки в НПА, регулирующие ведение предпринимательской деятельности; анонсы предстоящих мероприятий; образовательные и консультационные материалы; ссылки на интернет -статьи от экспертов в сферах, напрямую касающихся предпринимательской деятельности; видеоматериалы, содержащих актуальную информацию для владельцев бизнеса. При этом необходимо продвигать эти интернет-страницы с использованием информационных ресурсов самого Комитета и прочих органов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства....
1. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 30.07.2007, N 31, ст. 4006
2. Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа»// Собрание законодательства РФ, 26.05.2003, N 21, ст . 1957
3. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 N 554 (ред. от 09.11.2016) «О государственной программе Санкт-Петербурга «Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт - Петербурге» на 2015-2020 годы» [Электронный ресурс] Режим обращения: http://www. souzhelp.ru/wp -content/uploads/2016/06/Постановление -№- 554_Программа-2015-2020-ред-на-08.04.2016.pdf
4. Абалкин, Л.И. Исторический фон становления предпринимательства в России / Л.И. Абалкин. // Психология предпринимательства: хрестоматия. - Самара: Бахрах-М, 2007. - С. 46 - 92.
5. Абдукаримов, В.И. Современное состояние инфраструктуры государственной поддержки малого предпринимательства в России и пути ее развития / В.И. Абдукаримов, А.С. Жураковский, И.Ф. Нарижний // Социально - экономические явления и процессы. - 2015. - № 4 (Т. 10). - С. 7 - 12.
6. Алексеева, Г.М. О роли малого и среднего предпринимательства в инновационной экономике / Г.М. Алексеева // Альманах современной науки и образования. - 2014. - № 10. - С. 11 - 12.
7. Артемова, О.В. Малый и средний бизнес: ограничения, возможности и перспективы: монография / О.В. Артемова, Т.Н. Осипова. - Челябинск: Сити Принт, 2016. - 238 с.
8. Асаул, А.Н. Организация предпринимательской деятельности / А.Н. Асаул. - СПб.: Питер, 2013. - 352 с.
9. Виленский, А.В. Малый и средний бизнес в крупном мегаполисе: учебное пособие / А.В. Виленский. - М.: Международный университет в Москве, 2013.- 487 с.
10. Васильева, А.С. Особенности развития малого предпринимательства в Архангельской области в современных условиях /А.С. Васильева// Современные технологии управления. - 2015.- № 3(51).- С. 16-22
11. Васильева, А.С. Современные особенности развития малого предпринимательства в Архангельской области/А.С. Васильева, П.А. Васильев// Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2013.- № 22.- С. 23-30
12. Вилисов, В.Я. Инфраструктура инноваций и малые предприятия: состояние, оценки, моделирование: монография/В.Я. Вилисов, А.В. Вилисова. - М.: РИОР; ИНФРА-М, 2015. - 228 с.
13. Высоцкая, Т.Р. Совершенствование механизма управления развитием малого и среднего предпринимательства Архангельской области /Т.Р. Высоцкая // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. -2015. - №4 (17).- С.110-114.
14. Высоцкая, Т.Р. К вопросу применения МСФО предприятиями малого и среднего бизнеса в России /Т.Р. Высоцкая // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. - 2016.- № 3(25).- С. 59-62.
15. Высоцкая, Т.Р. Антикризисные меры поддержки малого предпринимательства /Т.Р. Высоцкая // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения.- 2016.- № 4 (26).- С. 117- 120...(50)