Введение 2
1 Теоретические основы стратегического планирования развития территорий 2
1.1 Сущность стратегического планирования развития территорий 7
1.2 Региональное развитие и целевые программы в стратегии развития региона 9
2 Анализ стратегического планирования МО «Лахта-Ольгино» 22
2.1 Общая характеристика МО «Лахта-Ольгино» 22
2.2 Анализ и развитие планирования в МО «Лахта-Ольгино» 28
3 Рекомендации по совершенствования стратегического планирования МО «Лахта-Ольгино» 46
3.1 Предложения по совершенствованию стратегического планирования МО «Лахта-Ольгино» 47
3.2 Оценка эффективности предложенных мер по совершенствованию стратегического планирования МО «Лахта-Ольгино» 48
Заключение 58
Список использованной литературы 61
Происходящие в современном российском обществе преобразования затрагивают практически все сферы его деятельности и вызывают существенные проблемы в координации управленческих отношений между различными уровнями власти (федеральным, региональным, местным).
Наиболее незащищенным остается уровень местного самоуправления, который должен существовать в условиях сильнейших противоречий, главным из которых является отсутствие достаточных финансовых и административных инструментов для обеспечения нормативно утвержденной самостоятельности органов местного самоуправления в принятии решений по вопросам социально-экономического развития муниципального образования.
Одновременное наличие ряда программ и планов, утвержденных на разных уровнях власти и принятых к реализации, только усугубляет ситуацию и не дает органам местного самоуправления, во-первых, обеспечить эффективную взаимную реализацию намеченных мероприятий, а во-вторых, определить собственные стратегические приоритеты развития территории.
Стратегическое планирование, активно реализуемое сегодня на уровне региона и муниципалитета, призвано решить первую группу проблем. В то же время остается много вопросов относительно формирования самостоятельного стратегического выбора на местном уровне.
Таким образом, в соответствии с заявленными приоритетами социально-экономического развития регионов страны, основой для разработки стратегических планов на федеральном и местном уровнях является стимулирование экономического развития территорий.
В то же время большая часть ее социальной составляющей предусмотрена также при разработке плановых документов на любом из этих уровней, но ей придается второстепенное значение. Это особенно актуально на уровне муниципальных образований, где из-за неурегулированности нормативно-правовой базы финансовой поддержки деятельности органов местного самоуправления и ряда других причин долгосрочные социальные цели остаются количественными и качественно необоснованными.
Отдавая должное важности экономического развития территории, следует отметить, что, в конечном счете, задача любого уровня управления заключается в повышении уровня жизни населения. Поэтому формирование и реализация стратегического плана, ориентированного на социальные приоритеты, является необходимой задачей для всех уровней власти.
Уровень муниципальных районов, где, как правило, предпосылки для активного экономического развития не столь многочисленны, как в городских округах, а, следовательно, социальные аспекты стратегического планирования становятся решающими при формировании соответствующей системы планов.
Стратегический план развития муниципального района предполагает формулирование ключевых стратегических ориентиров развития не только в разрезе приоритетных направлений, но и в разрезе конкретных территорий (населенных пунктов).
Утверждение приоритетных направлений стратегического развития в условиях конкретных территорий должны предшествовать их обязательному согласованию (согласование стратегических целей, мероприятий, ресурсов и т. д.) с органами муниципального управления. Это позволит муниципальному управлению населенных пунктов, с одной стороны, видеть долгосрочные перспективы развития своих территорий, с другой - интегрироваться в общую систему планов социально-экономического развития муниципальных образований.
Стратегическое развитие муниципалитета, так или иначе, базируется на балансе двух составляющих: экономической - развитие экономики и эффективное использование ресурсов территории, а также социальной - повышение качества жизни населения (достижение социальных стандартов), что непосредственно относится к субъектам местного самоуправления....
В ходе работы изучено стратегическое планирование развития территорий на местном уровне на примере МО «Лахта-Ольгино».
Стратегическое планирование развития территории является управленческим процессом и может быть представлено в виде цепочки последовательных, целенаправленных действий органов власти и управления. Разделение процесса на этапы позволяет наблюдать иерархию целей и задач, а также четко определять участников процесса на каждом этапе.
Процесс разработки программы социально-экономического развития региона содержит набор процедур, которые должны быть выполнены для успешной реализации программы. Только последовательная разработка и реализация всех элементов программы даст плодотворный результат в будущем и даст положительный эффект.
Главная цель инвестиционной стратегии Санкт-Петербурга является создание оптимальных условий для инвестиционного процесса, обеспечивающих взаимодействие инвесторов и объектов инвестиций с учетом интересов города.
Стратегия социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2020 года предусматривает, что зона ТКР и Санкт-Петербург имеют общие транспортные и миграционные потоки, зачастую единую инженерную инфраструктуру, единый пул крупных хозяйствующих субъектов и общую структуру проблем, что создает необходимость координации усилий муниципальных и региональных органов власти по координации развития территорий в целях повышения качества жизни.
МО «Лахта-Ольгино» - муниципальный район №64 в составе Приморского района Санкт-Петербурга. Свое название район получил от исторических районов Лахты и Ольгино.
В 2016 году был представлен отчет об исполнении местного бюджета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербург Лахта- Ольгинского муниципального района за 2016 год:
- доходы в размере 76 015 083,60 рублей;
- расходы в размере 80 815 967,83 рублей;
- дефицит в размере 4 800 884,23 руб.
Основную долю доходов бюджета 2017 г в МО «Лахта Ольгино» составили налоги, арендная плата и безвозмездные поступления
Формирование системы стратегических целей социального развития муниципального образования является важнейшим этапом в разработке комплексной стратегии развития. Однако для социальных целей значение имеют стратегические мероприятия, они должны быть количественно измеримы.
В современной практике социального управления отсутствует система устойчивых количественных показателей, своего рода стратегических ориентиров значений определенных параметров, которые должны иметь элементы социальной системы. Предлагается использовать социальных стандартов для количественной оценки стратегического развития социальной сферы МО «Лахта-Ольгино».
Формирование стратегических вариантов МО «Лахта-Ольгино» должно сопровождаться следующими характеристиками:
- отсутствие искусственно созданных вариантов, не имеющих ничего общего с текущей ситуацией в муниципалитете. Стратегические выборы должны существенно отличаться друг от друга, и их количество должно быть минимальным (создание как можно большего количества вариантов не должно быть приоритетом);
- варианты должны учитывать основные принципы формирования стратегического плана - вопреки существующей нормативной базе, соблюдение плановых показателей;
- варианты должны учитывать оптимизацию бюджетных средств и поиск альтернативных источников финансирования стратегического плана, обеспечение непрерывности финансовой поддержки и как следствие плана....
1. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ (последняя редакция) // СПС Консультант-Плюс
2. Закон Санкт-Петербурга от 23.09.2009 №420-79 (с изм. от 08.12.2009) «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» (принят ЗС СПб 23.09.2009) // СПС Консультант-Плюс
3. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 №172-ФЗ (последняя редакция) Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // СПС Консультант-Плюс
4. Письмо Минфина России от 30.09.2014 № 09-05-05/48843 «О Методических рекомендациях по составлению и исполнению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на основе государственных (муниципальных) программ». // СПС Консультант-Плюс
5. Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 179 и 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации» от 28.06.2014 №183-ФЗ (последняя редакция) // СПС Консультант-Плюс
6. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 № 184-ФЗ (последняя редакция) // СПС Консультант-Плюс
7. Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2011 года № 2074-р// СПС Консультант-Плюс
8. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13 мая 2014 г. № 355 «О Стратегии экономического и социального развития Санкт- Петербурга на период до 2030 года» // СПС Консультант-Плюс
9. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курслекций. - М., 2014. - 296 с.
10. Атаманчук Г.В. Сущность государственного управления. - М., 2016. - 312 с.
11. Балашов А.И., Козырев А.А. Теоретические основания региональной конкурентоспособности и предпосылки ее реализации в стратегии развития Санкт-Петербурга. // Экономика и управление. - 2017. - № 7. - С. 34-40.
12. Батчаев А.Р., Жихаревич Б.С. Санкт-Петербург: экономические стратегии и развитие. // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2017. - № 4. - С. 68-83.
13. Бурков В.Н., Ириков В.А. Модели и методы управления организационными системами. - М, 2016. - 415 с.
14. Виханский О.С. Стратегическое управление. - М., 2015. - 389 с.
15. Воронин Ю.М. О государственном (муниципальном) контроле. // Финансы. - 2016.- №6. - С.40-46...(50)