Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Внедрение конкурентных практик в кооперативную модель немецкого федерализма

Работа №150988

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

политология

Объем работы84
Год сдачи2024
Стоимость5000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
41
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3 с.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТИПОЛОГИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ФЕДЕРАЛИЗМА………………………………………..…35 с.
1.1.Теоретические подходы к изучению федерализма…………………...………………………………………………….13 с.
1.2.Проблемыпериодизацииисториифедерализмав ФРГ……….…………………………………………………………………….…21с.
Глава 2. ПРОБЛЕМЫРЕФОРМИРОВАНИЯКООПЕРАТИВНОЙМОДЕЛИФЕДЕРАЛИЗМАВ ФРГ В 21 веке………………………………...…………….35с.
2.1.Проблема «Реформы федерализма I»как первой масштабной попытки реформирования федеративных отношений…………………….……………...35 с.
2.2. Проблема финансового реформирования федеративных отношений в ФРГ…………………………………….……...……………………………..…....59с.
2.3. Текущий статус и перспективы развития федеративных отношений в ФРГ…………………………………………………….………………………….65 с.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….………………………….……75с.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….……78 с.



Актуальность темы исследования.
Тема исследования актуализируется поднимаемыми в немецком обществе с середины 2000-х годов призывами реформирования системы федеративных отношений Федеративной Республики Германия. Традиционно характеризуемая как кооперативная, в ряде исследований модель немецкого федерализма характеризуется как гибридная или тяготеющая к переходу к конкурентной .На данный момент, исследования немецкого федерализма включают в себя историографические работы, рассмотрение проблем его функционирования и прогнозы его развития, однако до сих пор, несмотря на поднимаемую проблему его трансформации, не была представлена попытка классифицировать его статус в 21 веке.
Современная федеративная система Германии действует с 1949 года и с тех пор не раз претерпевала изменения, но наиболее значительной стала реформа 2006 года, которая конституционно закрепила последние трансформации германского федерализма. Этому предшествовали многолетние обсуждения в научных и политических кругах о необходимости и условиях рефедерализации. С начала 1990-х годов, на фоне глобальных экономических изменений и объединения Германии в 1990 году, критика этого вопроса существенно усилилась .
Критики утверждали, что существующая система отношений обладает недостаточным инновационным потенциалом, поскольку земли сильно зависят от федерации в финансовом и политическом плане . Этот тип федерализма называют «кооперативным». Противники этой модели выступают за политическую и финансовую самостоятельность земель, предлагая сотрудничество на партнерских, а не патерналистских началах . Иными словами, они стремятся к большей независимости земель и федерации друг от друга, что подразумевает формирование нового типа отношений — «конкурентного» федерализма. По мнению критиков, политическая и экономическая конкуренция, рассматриваемая в рыночной парадигме как оптимальное условие для инновационного развития, должна была изменить характер германского федерализма в сторону усиления его конкурентоспособности .
Активизировавшиеся на протяжении руководства страной Христианско-демократического союза Германии с 2005 года попытки реформирования системы федеративных отношений привели к прогнозированию научным сообществом перехода к конкурентной системе , но в 2010-х годах процесс был заморожен. Однако, приостановленный процесс не снижает важность изучения – федеративные отношения ФРГ стабильно находятся в научном фокусе, хоть последние десятилетие всё больше в экономическом, нежели в политологическом.
Степень разработанности темы в научной литературе.
В зарубежной науке федеративные отношения ФРГ рассматриваются с середины 1950-х годов. Так, в 1955 году немецкий политолог послевоенного периода Теодор Эшенбург в своей работе «Господство ассоциаций» впервые проанализировал роль ассоциаций и их влияние на политику Федеративной Республики Германия, особенно в отношении федеральных структур.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе работы была изучена теоретическая база по вопросу типологизации федерализма, а также история становления федеративных отношений в ФРГ. На основе прошлых историографических работ получилось передозировать функционирование немецкого федерализма во второй половине 20 века, что позволило подойти к главной проблеме исследования – проблеме внедрения конкурентных практик в кооперативную модель. Выяснилось, что история немецкого федерализма до его самой крупной реформы имела волнообразный характер. Так, выделяется первая волна (1949-начало 1970-х годов), характеризуемая унитарными тенденциями. В научном дискурсе делались прогнозы о возможном прекращении существования федерализма как принципа немецкого государства. Вторая волна явилась переходом к ограниченной кооперативной модели. Фактически, унитарные тенденции продолжились, но были сглажены совместной ответственностью федерального и земельных правительств. Тенденция была признана кризисной и прекратилась с формированием правительствакоалиции ХСС-СвДП во главе с Гельмутом Колем. Новый период характеризовался неконституционными попытками изменения федеративных отношений. Так, были восстановлены инвестиционные фонды для земель и местных органов власти, в бюджете были увеличены средства на совместные задачи, федеральное правительство ХСС-СвДП было склонно к переговорам с правительствами земель. Незначительное изменение курса произошло с объединением Германии и продолжающейся евроинтеграцией в 1990-е годы, однако в приблизительно таком виде федеративные отношения просуществовали вплоть до реформы. Представляется возможным, считать этот этап продолжением и усовершенствованием кооперативных тенденций 1970-х годов.
Процессы, затронувшие Германию в 1990-е годы, заставили подойти федеральные власти к пересмотру федеративной политики. Так, существовала проблема чрезмерного финансирования «новых» земель в рамках финансового выравнивания и проявившиеся уже в 2000-е годы бюджетные проблемы ряда западных земель. Также необходимо было адаптировать национальное законодательство к условиям Европейского союза. Расширение законодательных полномочий земельных парламентов, а также предметов совместного ведения федерации и земель следует рассматривать как усовершенствование немецкой кооперативной модели, нежели как шаги к её смене. Это подтверждается второй частью реформы, которая попыталась ограничить автономию земель в их бюджетной политике с помощью «долгового тормоза».
После второго этапа реформы объединение федерального правительства и правительств земель в рамках в значительной степени стандартизированных кредитных лимитов в Основном законе усилило кооперативный характер новой долговой конституции. Ещё одним свидетельством кооперативной направленности реформы является создание Совета по стабильности, который, будучи «совместным органом» федерального правительства и земель, получил важные задачи в связи с управлением государственным бюджетом и долгом, которые распространяются на федеральное правительство и земли. Кооперативный характер закона о государственном долге дополняется ежегодным предоставлением отдельным федеральным землям помощи на консолидацию (до 2019 года) или реструктуризацию (с 2020 года)необходимые для этого средства предоставляются остальными членами федерации или федеральным правительством пяти федеральным землям.
На основе анализа конституционных индикаторов, построенных на основе теорий кооперативного (Мортон Гродзинс) и конкурентного (Альберт Бреттон), была сделана попытка типологизировать немецкий федерализм. Был сделан вывод, что несмотря на ряд элементов, указывающих на определенную региональную автономию и децентрализованное принятие решений, федеративные отношения в ФРГ носят кооперативный характер. Более того, последние их реформы представляются не как попытка сменить модель федерализма, а как модернизация кооперативной модели, что подтверждается вторым этапом реформы, закрепившей кооперативную суть финансовой политики. Представляется возможным рассматривать новизну исследования в применении системы индикаторов, применённой к Основному закону ФРГ для классификации федеративных отношений, что может быть применимо в последующих исследованиях федерализма.
Таким образом, прогнозы, сделанные на основе анализа реформ, а также истории немецкого федерализма позволяют предположить, что в ближайшем будущем масштабных конституционных изменений федеративных отношений ожидать не стоит. Однако, учитывая дефицит федерального бюджета и предложения федерального правительства отмены «долгового тормоза» для федерации, а также продлённые правила исключения для ряда земель, нельзя исключать адаптивных изменений в бюджетной политике. 



1. Конституция Федеративной Республики Германия от 19 декабря 2022 г.[Электронный ресурс] //GesetzeimInternet. URL: https://www.gesetze-im internet.de/gg/BJNR000010949.html
2. Änderungen des Grundgesetzesseit 1949. – Deutscher Bundestag. – 18 ноября 2019. – [Электронныйресурс]. URL: https://www.bundestag.de/resource/blob/494342/c988a114889d64da27975b0f72d71e97/aenderungen-des-grundgesetzes-seit-1949-data.pdf
3. EntwurfeinesGesetzeszurÄnderung des Grundgesetzes (Artikel 22, 23, 33, 52, 72, 73, 74, 74a, 75, 84, 85, 87c, 91a, 91b, 93, 98, 104a, 104b, 105, 107, 109, 125a, 125b, 125c, 143c) [Электронныйресурс]: Gesetzesantrag der Länder Nordrhein-Westfalen, Bayern, Berlin, Bremen vom 7. März 2006. Drs. 178/06 // Deutscher Bundestag. URL:https://dserver.bundestag.de/brd/2006/0178-06.pdf
4. EinsetzungeinergemeinsamenKommissionzurModernisierung der BundLänderFinanzbeziehungen [Электронныйресурс]: Antragaller Länder vom 14 Dezember 2006. Drs. 913/06 // Deutscher Bundestag. URL: https://dserver.bundestag.de/brd/2006/0913-06.pdf
5. EinsetzungeinergemeinsamenKommissionzurModernisierung der BundLänderFinanzbeziehungen [Электронныйресурс]: Antrag der Fraktionen der CDU/CSU, SPD und FDP vom 14. Dezember 2006. Drs. 16/3885 // Deutscher Bundestag. URL: https://dserver.bundestag.de/btd/16/038/1603885.pdf
Книги и периодические печатные издания
1. Авдонин В.С. Развитие местного самоуправления в Германии и России: история, проблемы, перспективы // Политическая наука. – 2008. – № 3. – С. 89-110.
2. Бланкенагель А. Распределение компетенции и государственность немецких земель: три небольших урока для федеративных государств // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. – 2003. – № 3. – С. 52–59.
3. Бурнасов А.С. Эволюция системы федеративных отношений в современной Германии: конец XX — начало XXI вв: специальность 07.00.03 : автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук ; Уральский государственный университет им. А.М. Горького. – 2007. – 26 с.
4. Бусыгина И.М. Германский федерализм: история, современное состояние, потенциал реформирования // Полис. Политические исследования. – 2000. – № 5. – С. 110–120.
5. Васильев В.И. Германский федерализм: проблемы развития. – Компания Спутник +. – 2000. – 407 с.
6. Геймбух Н.Г. Идея немецкого единства и объединение Германии по Основному закону ФРГ 1949 года: специальность 12.00.02: дисс. … канд. юрид. наук ; Томский государственный университет. – 2005. – 183 с.
7. Гриценко Е.В. В поисках утраченных идеалов: российская муниципальная реформа и опыт Германии // Сравнительное конституционное обозрение. – 2014. – №6. – C. 17-43.
8. Каширских О.Н. Германский федерализм: от кооперативного к конкурентному? // Современная Европа. – 2007. – №4. – С. 100-114.
9. Локшина К.Н. Особенности организации местного самоуправления в России и ФРГ: компаративный анализ // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. – 2010. – №29. – С. 105-115.
10. Павлов Н.В. Германский федерализм: опыт реформирования // Мировая экономика и международные отношения. – 2007. – № 10. – С. 53–63.
...
91 источник


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ