Введение 4
1 Современные тенденции развития рынка банковских услуг на российском и
региональном уровнях 14
1.1 Состояние рынка банковских услуг в России и в г. Красноярске:
особенности, структура и конкурентная среда 14
1.2 Анализ эффективности рекламной и маркетинговой деятельности
банковских организаций 32
2 Особенности event-маркетинга в продвижении услуг на банковском рынке . 72
2.1 Event-маркетинг: понятие, специфика, технологии, современное
состояние 72
2.2 Разработка event-мерпоприятия для АО «Азиатско-Тихоокеанского
Банка» 98
Заключение 115
Список использованных источников 118
Приложение А 129
Приложение Б 134
Приложение В 144
Приложение Г 155
Приложение Д 156
Приложение Е 161
Приложение Ж 198
Приложение И 199
Приложение К 200
Актуальность темы исследования. В данный период времени рынок банковских услуг растет и развивается форсированными темпами. Сложно переоценить всеобщую значимость банковских организаций в современном обществе. Большинство людей в разных уголках мира каждодневно пользуются услугами данного финансового института. Оплата услуг или счетов, перевод денег, получения зарплаты или любые другие финансовые операции, продукты и услуги осуществимы только лишь путем посредничества через банк. Банки, их деятельность, а также продукты и услуги становятся неотъемлемой частью нашей повседневной жизни.
Но тем не менее несмотря на форсированные темпы роста и развития банковского рынка также активно растет и уровень конкурентной среды. Стоит отметить, что на сегодняшний день рынок банковских услуг имеет довольно высокий уровень конкуренции и концентрации. Из-за большого количества банковских организаций на рынке довольно сложно сохранять и отстаивать свои позиции, вследствие чего идет ожесточенная война за потребителей. Банкам приходиться разрабатывать большое количество актуальных продуктов и услуг, подстраиваться под желания и потребности клиентов, искать различные способы коммуникации с ними, а также использовать различные инструменты продвижения для привлечения новых клиентов, чтобы абстрагироваться от других компаний и иметь определенные конкурентные преимущества.
На рынке банковских услуг продвижению отводится особое место. Потому что продвижение это не просто некое общение с потребителем, а целенаправленная коммуникация с целью расположить его к себе. Но самое - главное убедить потребителя обратиться именно в один конкретный банк за какой-либо банковской услугой или продуктом. Как правило, в современных реалиях большинство банковских организации для продвижения себя как бренда, а также своих продуктов и услуг используют довольно стандартные и традиционные методы и инструменты. Безусловно такие инструменты являются действенными, но в нынешней ситуации, когда конкурентная среда неумолимо растет и будет продолжать расти, тенденции и требования меняются, довольно искушенных потребителей уже трудно чем-то удивить, а их предпочтения постоянно меняются, то в таком случае следует прибегать к новым тактикам коммуникации с ними. Таким образом, стоит прибегнуть к нетрадиционным инструментам продвижения, например к такому, как event-маркетинг.
Event-маркетинг - это один из инструментов маркетинга, целью которого является привлечения внимания или формирования определенного мнения у целевой аудитории о компании, а также ее товарах и услугах посредствами организации специального события или мероприятия.
Такой инструмент маркетинга в последнее время становится все более популярным и актуальным. Большинство различных компаний разного уровня давно используют в качестве одного из инструментов продвижения event- маркетинг. Такая популяризация event-маркетинга связана с тем, что данный инструмент позволяет построить долгосрочные отношения как с постоянными потребителями, так и с потенциальными, а также помогает установить непосредственно прямой контакт с ними. Ко всему прочему, event-маркетинг является довольно неординарным и необычным инструментом продвижения по сравнению с другими маркетинговыми инструментами на данный период времени. А самое главное - event-маркетинг способствует созданию определенной эмоциональной привязке между компанией и потребителем, что способствуем построению благоприятных и взаимовыгодных отношений в будущем.
Стоит отметить, что довольно большая часть компаний, как на банковском, так и на других рынках, к сожалению, не полагают, что event-маркетинг является эффективным инструментом продвижения, совершают при этом серьезную и недопустимую ошибку. Такое поведения можно объяснить тем, что компании не хотят вкладывать в свое продвижения большое количество средств и внедрять что-то новое в рамках стратегии продвижения тем самым отдавая предпочтение традиционному инструментарию. Тем не менее грамотно разработанная стратегия внедрения event-маркетинга может способствовать значительному увеличению узнаваемости компании, ее продуктов и услуг, повышению уровня продаж, росту упоминаемости компании и т.д.
Event-маркетинг воздействует на потребителя напрямую без всяких посредников, что способствует более тесной связи между компанией и клиентом. Стоит отменить, что с помощью других инструментов продвижения компания не может увидеть и проанализировать реакцию потребителей и дать объективную оценку полученной информации в моменте. Ведь таким образом, компания может протестировать отношение потребителей как потенциальных, так и постоянных, что составит ценную информацию для планирования стратегии продвижения в дальнейшем. Очень важно произвести на потребителя впечатление, закрепиться в его сознании и оставить там определенный «след» о компании. И такой след способен оставить event-маркетинг. Потребитель, который посетит такое мероприятие и это мероприятие произведет на него впечатление, с большей степенью вероятности станет более лояльным и повысит уровень своей заинтересованности по отношению к компании, чем тот, который его не посетит. Кроме того, большинство потребителей, как правило, делятся своими эмоциями, впечатлениями и чувствами со своим окружением, что также может способствовать привлечению новой аудитории и дополнительного внимания к компании. Таким образом, потребитель становится неким инструментом продвижения интересов компании не осознавая этого.
Актуальность данной темы исследования состоит в том, что event- маркетинг является довольно новым направлением для продвижения компании на рынке, а также ее товаров и услуг особенно на рынке банковских услуг. Поэтому в данной работе мы рассмотрим эффективность event-маркетинга как инструмента продвижения банковских продуктов и услуг. Ведь данный инструмент обладает множеством преимуществ, но самым главными из них является то, что event-маркетинг способен оказывать влияние на эмоциональную составляющую потребителя и компании, тем самым образуя между ними устойчивую коммуникацию и прочную связь. Это и выделяет event-маркетинг среди других инструментов и делает его уникальным.
Степень изученности проблемы. Теоретической базой данной выпускной квалификационной работы являются научные труды как отечественных, так и зарубежных авторов и исследователей по теме работы.
Теоретические аспекты event-маркетинга в отечественных трудах рассмотрены в работах таких авторах как: А. Е. Назимко («Событийный маркетинг: руководство для заказчиков и исполнителей»), А. Н. Романцов («Event-маркетинг: сущность и особенности организации»), А. А. Манихин («Понятие, сущность и преимущества событийного маркетинга), Г. Л. Тульчинский, С. В. Герасимов, Т. Е. Лохина («Менеджмент специальных событий в сфере культуры»), Н. А. Анашкина («Event-marketing: коммуникативный тренд в рекламе») и другие. В данных работах рассмотрен event-маркетинг c теоретической точки зрения. В данных работах дано определение рассматриваемого понятия, представлены различные классификации, выделены основные особенности и т.д.
Практические аспекты использования event-маркетинга рассмотрены в работах следующих авторов: А. В. Шумович («Великолепные мероприятия. Технологии и практика event management»), А. Н. Толкачев (Special events: секреты эффективности), Д. Румянцев и Н. Франкель («Event-маркетинг. Все об организации и продвижении событий»), Ю. О. Макаревич («Event-технологии как основной инструмент позиционирования бизнеса в регионе»). В работах данных авторов представлены практические рекомендации к организации и проведению мероприятий, выделены основные правила и принципы, которые стоит придерживаться при разработке. А также описано как то или иное мероприятие/событие способствует продвижению и закреплению той или иной компании на рынке и в сознании потребителей.
Зарубежные авторы также изучают и рассматривают event-маркетинг. Одним из основных трудов в данной области является работа У. Хальцбаур, Э. Йеттингер, Б. Кнаусе, Р. Мозер, М. Целлер («Event-менеджмент: профессиональная организация успешных мероприятий»). Эта книга представляет собой руководство по event-маркетингу и всесторонне освещает вопросы, что именно отличает подлинное событие и как им управлять, как его планировать и последовательно осуществлять. Ко всему прочему, подобную тематику рассматривали: К. Кули и К. МакЭван («Корпоративные мероприятия, которые стали легендой»), С. Лемер («Искусство организации мероприятий: стоит только начать»), Б. Шмитт («Бизнес в стиле шоу. Маркетинг в культуре впечатлений»), М. Сондер («Ивент-менеджмент: организация развлекательных мероприятий. Техники, идеи, стратегии, методы»).
Довольно часто в научных публикациях можно увидеть, что event- маркетинг рассматривается как инструмент комплекса интегрированных маркетинговых коммуникаций. Это отражено в работах таких авторов как: О. А. Саркисян, А. Л. Берулава, С. Т. Агаева («Event-мероприятия как основа интегрированных маркетинговых коммуникаций»), В. В. Левина («Event- маркетинг в контексте интегрированных маркетинговых коммуникаций»), B. Л. Музыкант («Маркетинговые основы управления коммуникациями»), Е. А. Лунева («История развития событийного маркетинга и сущность понятия event в предпринимательской деятельности»).
Непосредственно рынок банковских услуг рассматривается в научных публикациях различных авторов таких как: К. Б. Костин («Формирование рынка банковских услуг в условиях усиления конкуренции»), Е. А. Гришина и C. Б. Коваленко («Некоторые тенденции развития современного российского рынка банковских услуг»), В. Ю. Головин («Банки и банковские услуги в России: вопросы теории и практики»), О. И. Лаврушин («Банковский менеджмент), М. В. Всяких, Ю. В. Всяких («Современное состояние и перспективы сферы розничных банковских услуг»), Е. Е. Конобеева, О. Е. Конобеева («Исследование и тенденции рынка банковских услуг в России»), Б. С. Моргоев («Исследование рынка банковских услуг в Российской Федерации»), Т. П. Рахлис (« Рынок банковских услуг России: анализ основных тенденций развития, уровня экономической концентрации и монополизации рынка»), В. И. Хоменко («Потребительские тенденции на рынке банковских услуг») и др.
В данных научных публикациях описано современное состояние рынка банковских услуг, перспективы и уровень развитие данной сферы. А также тенденции банковской отрасли и уровень конкуренции, который сейчас превалирует в банковском секторе. Важно отметить, что заинтересованность в изучении данного вида рынка возросла. Это связано с тем, что банки затрагивают множество сфер повседневной жизни общества. Таким образом, все изменения и потрясения, которые протекают на банковском рынке напрямую отражаются на обычных потребителях. Поэтому очень важно следить за вектором направления банковского сектора.
Теоретическим базисов по теме маркетинга и продвижения организации, а также ее товаров или услуг в данной работе будут выступать работы: Ф, Котлер («Основы маркетинга»), В. С. Кудряшова, Д. В. Луханина («Современные способы продвижения банковских услуг при взаимодействии с потенциальными клиентами»). Н. Г. Тян («Стратегии продвижения банковских услуг» А. Е. Малхасян («Особенности современного маркетинга банковских продуктов и услуг»). В данных научных публикациях описана классическая теория маркетинга, а также представлен анализ основных способов и маркетинговых стратегий продвижения банков на рынке банковских услуг.
Вопрос о маркетинговой коммуникации и маркетинговых инструментах поднимают в своих научных публикациях: Н. М. Воловская и Н. С. Агеева («Маркетинговые инструменты формирования потребительской лояльности»), Е. В. Свиридова и М. В. Шендо («Маркетинговые инструменты манипуляции потребительским сознанием»), Г. И. Тамошина и Т. С. Бавыкина («Составные элементы маркетинговых коммуникаций»), Е. Ю. Конева («Использование инструментов маркетинга в реализации стратегии развития предприятия»).
Исследование маркетинговой деятельности рынка банковских услуг описывали в своих трудах: Т. П. Николаевой («Банковский маркетинг»), О. X. Гагиева («Организация и управление маркетинговой деятельностью коммерческого банка, В. И. Хабаров и Н. Ю. Попова («Банковский маркетинг»), А. М. Седенкова («Банковский маркетинг как тенденция развития банковской сферы», И. В. Попова («Влияние маркетинговых инструментов на деятельность банков), С. Л. Балова («Современная концепция маркетинга на рынке банковских услуг»), Е. Коржова («Особенности банковского маркетинга»), Т. А. Назоренко и Е. С. Кольцова («Маркетинг в банковской системе»).
Как инструмент продвижения event-маркетинг рассматривали такие авторы как: П. В. Леонова («Совершенствование технологий продвижения товаров на основе событийного маркетинга»), Т. А. Атаева («Событийный маркетинг как инструмент продвижения товара и создания его имиджа»),
A. Г. Вершинина, В. С. Просалова, Е. Н. Смольянинова («Событийный маркетинг: сущность и возможность применения, как механизма продвижения товаров и услуг в РФ»), Е. С. Бахметьева («Инструментарий коммуникативной политики стимулирования и продвижения услуг банка»),
Как уже было описано выше, event-маркетинг является одним из маркетинговых инструментов, который способен выделить компанию из конкурентной среды сформировав тем самым определенное конкурентное преимущество. Event-маркетинг способствует повышению лояльности аудитории как потенциальной, так и постоянной, помогает в продвижении компании на рынке, а также способен сформировать определенный имидж. Данный аспект затрагивается в работах: И. М. Синяевой («Event-маркетинг как инструмент формирования лояльности потребителей новинки»), М. М. Рогонян («Исследование возможностей использования событийного маркетинга для повышения конкурентоспособности фирмы»), О. В. Иванченко,
B. А. Бондаренко («Роль событийного маркетинга в построении отношений с целевой аудиторией»), Е. В. Исаевой и Т. Ю. Слуцких («Развитие отношений с потребителями посредством событийного маркетинга»),
Объект исследования - рынок банковских услуг г. Красноярска.
Предмет исследования - event-маркетинг как инструмент продвижения на рынке банковских услуг г. Красноярска.
Цель исследования - изучить теоретические основы event-маркетинга и особенности его применения как инструмента продвижения на рынке банковских услуг г. Красноярска.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты event-маркетинга;
2. Проанализировать специфику event-маркетинга как инструмента продвижения;
3. Исследовать рынок банковских услуг г. Красноярска;
4. Определить частоту использования event-маркетинга как инструмента продвижения на рынке банковских услуг г. Красноярска;
5. Исследовать отношение респондентов к event-маркетингу на рынке банковских услуг;
6. Определить особенности event-маркетинга на банковском рынке.
Методологические основы работы. При написании выпускной квалификационной работы были применены следующие общенаучные методы такие как: анализ (расчленение целого предмета на составляющие его части) и синтез (процесс соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в целое или набор), обобщение (выделение у ряда вещей общих свойств и отношений между ними), сравнение (рассматриваться как познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов), индукция (познания от фактов к утверждениям общего характера) и дедукция (подразумевается наоборот движение мысли от общих утверждений к менее общим) научной литературы по теме исследования как отечественной, так и зарубежной.
Эмпирические методы качественного и количественного социологических исследований использовались следующие измерение (сравнение объектов по каким-либо общим свойствам), описание (фиксация средствами языка сведений об объекте) и наблюдение (целенаправленное вопросите явлений). Качественное социологическое исследование проводилось в формате личного/экспертного интервью. Количественное социологическое исследование проходило в формате анкетирования респондентов на различных Интернет-платформах.
Методологической основой исследования фундаментальные и прикладные научные теории и концепции отечественных и зарубежных ученых по теме исследования, то есть event-маркетинга и маркетинговой стратегии продвижения в трудах таких авторов как Ф. Котлер (основная теория и концепции маркетинга), У. Хальцбаур, Э. Йеттингер, Б. Кнаусе, Р. Мозер, М. Целлер (концепции event), А. В. Шумович (основные методы и концепции организации мероприятий), Ю. О. Макаревич (основные концепции позиционирования бизнеса через event- маркетинг), А. Е. Назимко (концепции разработки мероприятий и событий).
Гипотеза исследования. Можно предположить, что event-маркетинг является действенным инструментом продвижения на рынке банковских услуг г. Красноярска, который способен выделить компанию среди других конкурентов, повысить уровень ее узнаваемости, а также закрепиться в сознании потребителя.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в обобщении теоретических материалов и анализе специальной литературы по изучаемой теме. Также результаты и выводы качественного и количественного социологических исследований могут быть применимы для более детального изучения и рассмотрение поставленной проблемы в научном сообществе. Так как в большей степени представленная в работе тема является новой и довольно малоизученной на данный период времени.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что результаты, полученные в ходе изучения и исследования event-маркетинга как инструмента продвижения на рынке банковских услуг могут служить базой и определенными практическими рекомендациями для построения и совершенствования маркетинговой стратегии, а также организации специальных мероприятий для компаний, которые осуществляют деятельность на данном рынке.
Содержание работы. Данная выпускная квалификационная работа состоит из состоит из введения, двух глав, в каждой из которой по два параграфа, заключения, списка литературы и приложения. Во введении включены такие пункты как обоснование актуальности темы исследования, степень изученности проблемы, объект, предмет, цель и задачи исследования, а также гипотеза, методологические основы и теоретическая и практическая значимость исследования. В приложении размещены материалы, которые помогают раскрыть тему исследования в полном объеме, а также данные качественных и количественных социологических исследований.
На данный период времени мы можем наблюдать, как на рынке банковских услуг как на российском, так и на региональном, разворачивается ожесточенная конкурентная борьба за внимание потребителей. Хочется отметить, что борьба велась всегда, но на сегодняшний день она вышла совершенно на новый уровень и стала более очевидной для потребителя. Так как банковские организации за последние время уверенно вошли в повседневную жизнь потребителя и теперь большинство каждодневных действий мы производим с помощью банков. В контексте конкуренции, подобное положение дел связано прежде всего с осуществлением деятельности огромного числа компаний в банковской отрасли. Несмотря на то, что за последние годы число банковских организаций резко сократилось в связи с ужесточением законодательства в банковской отрасти, а также массовым отзывом лицензий со стороны «Центрального Банка России». Также к причинам столь обостренной конкуренции можно отнести: неравное распределение ресурсов между государственными и коммерческими банками, разный уровень возможностей крупных федеральных сетей и мелких региональных компаний. Но одной из главных причин является, то, что банки предлагают по большей части одинаковый набор продуктов и услуг. Вследствие чего одним из важных вопросов, который стоит перед множеством банковских организаций это понять, как выделиться среди конкурентной среды.
В связи с подобным положение банковские организации применяют различные методы, технологии и инструменты продвижения, дабы привлечь внимание потребителя, сделать их лояльными клиентами, но самое главное - сподвигнуть потребителя к приобретению банковских продуктов и услуг.
Как правило, для своего продвижения, как было обозначено ранее в ходе анализа различных источников информации и проведения качественного социологического исследования, банковские организации чаще всего прибегают к применению традиционных каналов продвижения и коммуникации, таких как: радио, телевидение, наружная реклама и т.д. Но как показывает практика и различные количественные показатели, традиционный инструментарий не всегда приносит желаемые результаты и порой может наскучить потребителю. В таких случаях приходиться использовать новые, порой нестандартные и оригинальные подходы к продвижению компании, а также ее продуктов и услуг. Одним из которых является event-маркетинг.
Данный инструмент является относительно дешевым каналом коммуникации и продвижения по сравнению с традиционными инструментами. Ко всему прочему, основное достоинство event-маркетинга - это обращение к эмоциональной составляющей между компанией и потребителем. Такой прямой контакт позволит компании выстроить благоприятные и взаимовыгодные отношения с потребителем, которые будут способствовать дальнейшему становлению, развитию и росту компании. Подобное суждение также подкреплено результатом количественного социологического исследования, которое показало, что данный инструмент интересен потребителю, благодаря event-маркетингу потребитель может узнать о предлагаемых компанией банковских продуктах и услугах, почувствовать свою сопричастность с компанией, ее ценностям и философией. Кроме того, данный инструмент дает простор для творчества, способен показать организацию с другой, совершенно новой стороны, создать что-то уникальное, новое и креативное.
Но несмотря на все преимущества данного инструмента, к сожалению, большая часть банковских организаций г. Красноярска крайне редко применяют его в рамках продвижения. Это дает возможность такому рыночному игроку как «Азиатско-Тихоокеанскому Банку» активно использовать данный инструмент, который способен дать банку определенные преимущества среди конкурентной среды. В результате чего, нами был разработана стратегия организации мероприятия для продвижения «Кампусного проекта» в сотрудничестве с «Сибирским Федеральным Университетом». Данный проект в перспективе способен принести «Азиатско-Тихоокеанскому Банку» значительные результаты и добиться обозначенных ранее целей.
В данной работе была выстроена гипотеза относительно того, что event- маркетинг является действенным инструментом продвижения на рынке банковских услуг г. Красноярска, который способен выделить компанию среди других конкурентов, повысить уровень ее узнаваемости, а также закрепиться в сознании потребителя. В ходе проведения исследования гипотеза является подверженной несмотря на то, что проект еще не реализован, но взят за основу для дальнейшей корректировки маркетинговой и рекламной стратегии банка. Данное утверждение сложилось относительно организации мероприятий и событий в ходе прохождения преддипломной практики в «Азиатско- Тихоокеанском Банке», где реализация проектов с помощью event-маркетинга способствовала повышению уровня узнаваемости банка, привлечению новых клиентов, росту уровня упоминаемости в средствах массовой информации, а также формировании положительного имиджа и общественного мнения относительно деятельности банка.
Из чего можно заключить, что цель выпускной квалификационной работы достигнута, поставленные задачи выполнены, гипотеза доказана.
1. Агеева, Н. С. Маркетинговые инструменты формирования потребительской лояльности [Электронный ресурс] : Н. С. Агеева, Н. М. Воловская // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. - №5-1. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/nZmarketingovye-instrumenty- formirovaniya-potrebitelskoy-loyalnosti
2. Анашкина, Н. A. Event-marketing: коммуникативный тренд в рекламе [Электронный ресурс] : Н. А. Анашкина // Омский Научный Вестник. - 2013. - №5 (122). - Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/event-marketing-kommunikativnyy-trend-v-reklame
3. Атаева, Т. А. Событийный маркетинг как инструмент продвижения товара и создания его имиджа [Электронный ресурс] : Т. А. Атаева // Теория и практика общественного развития. - 2015. - №9. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sobytiynyy-marketing-kak-instrument-prodvizheniya-tovara-i-sozdaniya-ego-imidzha
4. Афина, новый банкомат и умная приставка: что показал Сбербанк на своей первой продуктовой конференции [Электронный ресурс] / Финансы и инвестиции // Forbs. - Режим доступа:https://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/409751 -afina-novyy-bankomat-i-umnaya-pristavka-chto-pokazal-sberbank-na-svoey
5. Балова, С. Л. Современная концепция маркетинга на рынке банковских услуг [Электронный ресурс] : С. Л. Балова // Материалы Ивановских чтений. - 2015. - №5 (5). - Режим доступа:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24086038
6. Банковская отрасль - 2020: прогнозы лидеров [Электронный ресурс] / Финансы и бухгалтерия // РБК. - Режим доступа: https://pro.rbc.ru/demo/5df216779a794744dec3175c
7. Баранов, Е. Н. Сущность, содержание и виды банковских услуг для корпоративных клиентов [Электронный ресурс] : Е. Н. Баранов // Региональное
развитие. - 2014 - №3-4 - Режим доступа:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/suschnost-soderzhanie-i-vidy-bankovskih-uslug-dlya- korporativnyh-klientov
8. Бахметьева, Е. С. Инструментарий коммуникативной политики
стимулирования и продвижения услуг банка [Электронный ресурс] : Е. С. Бахметьева // УЭкС. - 2011. - №34. - Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/instrumentariy-kommunikativnoy-politiki- stimulirovaniya-i-prodvizheniya-uslug-banka
9. Бодров, А. А. Конкуренция банков и определение конкурентных
преимуществ на современном рынке банковских услуг [Электронный ресурс] : А. А. Бодрова, В. В. Сенкус // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2012. - №2-1 (54). - Режим доступа:
https:ZZelibrary.ruZitem.asp?id=19064767
10. Бондаренко, В. А. Роль событийного маркетинга в построении отношений с целевой аудиторией [Электронный ресурс] : В. А. Бондаренко, О. В. Иванченко // Вестник РГЭУ РИНХ. - 2017. - №4 (60). - Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/rol-sobytiynogo-marketinga-v-postroenii-otnosheniy- s-tselevoy-auditoriey
11. Бондаренко, Т. Н. Роль маркетинговых стратегий в организации работы коммерческого банка с клиентами [Электронный ресурс] : Т. Н. Бондаренко, А. А. Скоробогатова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - №3 (3). - Режим доступа: https:ZZwww.applied-research.ruZruZarticleZview?id=6558
12. Борщ, Л. М. Рынок банковских услуг России: основы кредитования [Электронный ресурс] : Л. М. Борщ, А. Тюлин // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. - 2016. - №2 (35). - Режим доступа:https:ZZelibrary.ruZitem.asp?id=26324073
13. В федеральных сетях: как выживают банки [Электронный ресурс] Z
Банки // Эксперт РА. - Режим доступа:
https:ZZraexpert.ruZresearchesZbanksZfed_banks_2020Z
14. Валиева, Е. Н. Конкуренция на рынке банковских услуг: теория и практика [Электронный ресурс] : Е. Н. Валиева // Финансы и кредит. - 2014. - №40 (616). - Режим доступа:https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/konkurentsiya-na-rynke-bankovskih-uslug-teoriya-i-praktika
15. Вершинина, А. Г. Событийный маркетинг: сущность и возможность применения, как механизма продвижения товаров и услуг в РФ [Электронный ресурс] : А. Г. Вершинина, В. С. Просалова, Е. Н. Смольянинова // АНИ: экономика и управление. - 2017. - №4 (21). - Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ruZarticle/n/sobytiynyy-marketing-suschnost-i-vozmozhnost-primeneniya-kak-mehanizma-prodvizheniya-tovarov-i-uslug-v-rf
16. Веселова, М. Ю. Современные подходы к трактовке понятия «банковская услуга» [Электронный ресурс] : М. Ю. Веселова // Молодой ученый. - 2013. - №12 (59). - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/59/8325/
17. Всяких, М. В. Современное состояние и перспективы сферы розничных банковских услуг [Электронный ресурс] : М. В. Всяких, Ю. В. Всяких // Новый университет. Серия «Экономика и право». - 2015. №2 (48). - Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivy- sfery-roznichnyh-bankovskih-uslug
18. Гагиева, О. X. Организация и управление маркетинговой деятельностью коммерческого банка: автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.10 / Гагиева Ольга Хасанбекова. - Владикавказ, 2005. - 21 с.
19. Г оловин, Ю. В. Банки и банковские услуги в России: вопросы теории и практики / Ю. В. Головин. - Москва: Финансы и статистика. 2003. - 416 с.
20. Гришина, Е. А. Некоторые тенденции развития современного
российского рынка банковских услуг [Электронный ресурс] : Е. А. Гришина, С. Б. Коваленко // Вестник Саратовского государственного социально¬экономического университета. - 2018. - №3 (72). - Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZnekotorye-tendentsii-razvitiya-sovremennogo- rossiyskogo-rynka-bankovskih-uslug
21. Дебетовая карта «Кампус» [Электронный ресурс] / Дебетовые карты // Сайт АТБ - Режим доступа: https://www.atb.su/cards/debit/kampus/
22. Золоторева, Е. Н. Языковые принципы организации текста банковской рекламы: на материале печатной продукции: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01/ Золоторева Елена Николаевна. - Ставрополь, 2008.
23. Иван Ургант стал лицом Альфа-Банка [Электронный ресурс] / Медиа // Ведомости - Режим доступа:https://www.vedomosti.ru/media/news/2020/03/16/825270-urgant-stal-litsom-alfa-banka
24. Качественное и количественное исследование [Электронный ресурс] // Google Диск - Режим доступа: https://drive.google.com/drive/folders/1cbMQPQ 9A8SpwLh4iuCa6m2mVwl2ZJS7Q?usp=sharing
25. Количественные характеристики банковского сектора Российской Федерации [Электронный ресурс] / Статистика // Банк России. - Режим доступа: http: //www. cbr.ru/statistics/bank_sector/lic/
26. Конева, Е. Ю. Использование инструментов маркетинга в реализации стратегии развития предприятия [Электронный ресурс] : Е. Ю. Конева // Молодой ученый. - 2018. - № 29 (215). - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/215/52111/
27. Конкуренция на финансовом рынке [Электронный ресурс] / Контент // Банк России. - Режим доступа:https://www.cbr.ru/Content/Document/File/44303/20180607_report.pdf
28. Конобеева, Е. Е. Исследование и тенденции рынка банковских услуг в России [Электронный ресурс] : Е. Е. Конобеева, О. Е. Конобеева // Фундаментальные исследования. - 2015. - №2 (7). - Режим доступа: https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=37169
29. Коржова, Е. Е. Особенности банковского маркетинга [Электронный ресурс] : Е. Е. Коржова // Челябинский гуманитарий. - 2010. - №1 (10). - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/osobennosti-bankovskogo-marketinga
30. Костин, К. Б. Формирование рынка банковских услуг в условиях усиления конкуренции [Электронный ресурс] : К. Б. Костин, Р. М. Хакимов // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. - 2018. - №3 (25). - Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-rynka-bankovskih-uslug-v-usloviyah-usileniya-konkurentsii
31. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер, Г. Армстронг, Д. Сондерс, В. Вонг. - Киев: Издательский дом «Вильямс», 2002. - 813 с.
32. Кудряшов, В. С. Современные способы продвижения банковских услуг при взаимодействии с потенциальными клиентами [Электронный ресурс] : В. С. Кудряшов, Д. В. Луханин // Juvenis scientia. - 2017. - №3. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-sposoby-prodvizheniya-bankovskih- uslug-pri-vzaimodeystvii-s-potentsialnymi-klientami
33. Кули, К. Корпоративные мероприятия, которые стали легендой / К. Кули, К. МакЭван. - Москва: Феникс, 2015. - 256 с.
34. Лаврушин, О. И. Банковское дело / О. И. Лаврушин, Н.И. Валенцева
- Москва: КНОРУС, 2016. - 800 с.
35. Лаврушин, О. И. Банковский менеджмент: учебник / О. И. Лаврушин.
- Москва: КНОРУС, 2010. - 560 с
36. Левина, В. В. Event-маркетинг в контексте интегрированных маркетинговых коммуникаций [Электронный ресурс] : В. В. Левина // Студенческий: электрон. научи. жури. - 2020. - №3(89). - Режим доступа: https: //sibac. info/j ournal/student/89/167618
37. Лемер, С. Искусство организации мероприятий: стоит только начать / С. Лемер. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 288 с.
38. Леонова, П. В. Совершенствование технологий продвижения товаров на основе событийного маркетинга [Электронный ресурс] : П. В. Леонова // Молодой ученый. -2018. -№ 45 (231). - Режим доступа: http s: //moluch.ru/archive/231/53752/
39. Лицом банка «ФК Открытие» станет рэпер Баста [Электронный
ресурс] / Финансы и инвестиции // Forbs - Режим доступа:
https://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/378595-licom-banka-fk-otkrytie-stanet-reper-basta
40. Лунева, Е. А. История развития событийного маркетинга и сущность понятия event в предпринимательской деятельности [Электронный ресурс] : Е. А. Дунаева // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2010. - №1-1. - Режим доступа:https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/istoriya-razvitiya-sobytiynogo-marketinga-i-suschnost-ponyatiya-event-v-predprinimatelskoy-deyatelnosti
41. Макаревич, Ю. О. Event-технологии как основной инструмент позиционирования бизнеса в регионе: учеб. пособие / Ю. О. Макаревич. - Москва: РУСАНС, 2017. - 122 с.
42. Малхасян, А. Е. Особенности современного маркетинга банковских продуктов и услуг [Электронный ресурс] : А. Е. Малхасян, И. В. Тушова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - №4-2. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sovremennogo- marketinga-bankovskih-produktov-i-uslug
43. Манихин, А. А. Понятие, сущность и преимущества событийного
маркетинга [Электронный ресурс] : А. А. Манихин // Российское
предпринимательство. - 2010. - №3-1 - Режим доступа:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/ponyatie-suschnost-i-preimuschestva-sobytiynogo-marketinga
44. Моргенштерн выпустил клип для «Альфа-Банка» [Электронный
ресурс] / Креатив ZZ Sostav - Режим доступа:
https:ZZwww.sostav.ruZpublication/morgenshtern-alfa-bank-46291 .html
45. Моргоев, Б. С. Исследование рынка банковских услуг в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Б. С. Моргоев // Финансы и кредит. - 2008. - №1 (289). - Режим доступа:https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/issledovanie-rynka-bankovskih-uslug-v-rossiyskoy-federatsii
46. Музыкант, В. Л. Маркетинговые основы управления коммуникациями / В. Л. Музыкант - Москва: Эксмо, 2008. - 832 с.
47. Назимко, А. Е. Событийный маркетинг: руководство для заказчиков и исполнителей / А.Е. Назимко. - Москва: Вершина, 2007. - 224 с.
48. Назоренко Т. А. Маркетинг в банковской системе [Электронный ресурс] : Т. А. Назоренко, Е. С. Кольцова // Новый университет. Серия «Экономика и право». - 2016. - №11-1 (69). - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/marketing-v-bankovskoy-sisteme
49. Нездоровая конкуренция [Электронный ресурс] / Аналитика // Банковское обозрение. - Режим доступа:https://bosfera.ru/bo/nezdorovaya-konkUrenciya
50. Николаева, Т. П. Банковский маркетинг: Учебно-методический
комплекс / Т. П. Николаева. - Москва: Изд. центр ЕАОИ. 2009. - 224 с.
51. О защите конкуренции на рынке финансовых услуг [Электронный
ресурс] : федер. закон от 23.06.1999 № 117-ФЗ ред. От 02.02.2006. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23496/
52. Организаторы мероприятий и промоакций допустили потери до 15% доходов [Электронный ресурс] / Финансы и инвестиции // - Режим доступа: https://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/378595-licom-banka-fk-otkrytie-stanet-reper-basta
53. Пандемия усилила неравенство крупных и мелких банков в России
[Электронный ресурс] / Финансы // РБК. - Режим доступа:
https://www.rbc.ru/finances/12/10/2020/5f8068289a79472bebf0a990
54. Пиханова, С. А. Коммуникационные аспекты прямого маркетинга [Электронный ресурс] : С. А. Пиханова, Н. Ю. Чугунова // Научный журнал КубГАУ. - 2017. - №130. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/komm unikatsionnye-aspekty-pryamogo-marketinga
55. Попова, И. В. Влияние маркетинговых инструментов на деятельность банков [Электронный ресурс] : И. В. Попова, Ю. П. Назарова // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — Электронный ресурс: https://moluch.ru/archive/106/25078/
56. Прогноз исследования банковского сектора: аналитическое
исследование [Электронный ресурс] // НРК. - Режим доступа:
https://ratings.ru/files/research/banks/NCR_BanksOutlook_Oct2020.pdf
57. Рахлис, Т. П. Рынок банковских услуг России: анализ основных
тенденций развития, уровня экономической концентрации и монополизации рынка [Электронный ресурс] : Т. П. Рахлис // Российские регионы в фокусе перемен. - 2019. - С. 156-162. - Режим доступа:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41165123
58. Рейтинг банков [Электронный ресурс] / Банки // Banki.ru. - Режим доступа: https: //www.banki.ru/banks/ratings/
59. Рогонян, М. М. Исследование возможностей использования
событийного маркетинга для повышения конкурентоспособности фирмы [Электронный ресурс] : М. М. Рогонян // Вестник науки и образования. - 2019. - №21-1 (75). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie- vozmozhnostey-ispolzovaniya-sobytiynogo-marketinga-dlya-povysheniya- konkurentosposobnosti-firmy
60. Розничные банки на четверть снизили расходы на рекламу в 2020 году [Электронный ресурс] / Аналитика // НРК - Режим доступа: https://ratings.ru/analytics/NCRopinion/banks-advertising-opinion-201120/
61. Романцов, А. Н. Event-маркетинг: сущность и особенности организации: практическое пособие / А. Н. Романцов - Москва: Дашков и Ко, 2013. - 116 с.
62. Российские банки нарастили расходы на рекламу перед кризисом [Электронный ресурс] / Финансы // РБК - Режим доступа: https://www.rbc.ru/finances/05/06/2020/5ed911ef9a7947b0aad87815
63. Руднева, Н. М. Маркетинговые аспекты в банковской деятельности [Электронный ресурс] : Н. М. Руднева, Ю. В. Кулакова, О. 3. Лобковская // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. - 2014. - №2-1. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/marketingovye-aspekty-v-bankovskoy- deyatelnosti
64. Саркисян О. А. Event-мероприятия как основа интегрированных маркетинговых коммуникаций [Электронный ресурс] : О. А. Саркисян, А. Л. Берулава, С. Т. Агаева // Коммуникология: электронный научный журнал. - 2017. - №2. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/event- meropriyatiya-kak-osnova-integrirovannyh-marketingovyh-kommunikatsiy
65. Седенкова, А. М. Банковский маркетинг как тенденция развития банковской сферы [Электронный ресурс] : А. М. Седенкова // Актуальные проблемы развития финансового сектора : материалы V Международной научно-практической конференции, Тамбов, 22 ноября 2017 года. - Тамбов: Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, - 2017. - С. 520-528. - Режим доступа:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30594886
66. Синяяева, И. М Event-маркетинг как инструмент формирования лояльности потребителей новинки [Электронный ресурс] : И. М. Синяяева // Научные труды Вольного экономического общества России. - 2016. - №2. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/event-marketing-kak-instrument- formirovaniya-loyalnosti-potrebiteley-novinki
67. Слуцких, Т. Ю. Развитие отношений с потребителями посредством
событийного маркетинга [Электронный ресурс] : Т. Ю. Слуцких, Е. В. Исаева // Вестник ОмГУ. - 2012. - №3 (65). - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-otnosheniy-s-potrebitelyami-posredstvom- sobytiynogo-marketinga
68. Соколова, Е. А. Событийный маркетинг: затраты и результаты [Электронный ресурс] : Е. А. Соколова // Крымский научный вестник. - 2019. - №4.- Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/sobytiynyy-marketing-zatraty-i-rezultaty
69. Сондер, М. Ивент-менеджмент: организация развлекательных мероприятий. Техники, идеи, стратегии, методы / М. Сондер. - Москва; Санкт- Петербург: Вершина, 2006. - 543 с.
70. Тамошина, Г. И. Составные элементы маркетинговых коммуникаций [Электронный ресурс] : Г. И. Тамошина, Т. С. Бавыкина // Вестник ВГУИТ. - 2012. - №1. - Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/sostavnye-elementy- marketingovyh-kommunikatsiy
71. Толкачев, А. Н. Special events: секреты эффективности Z
А. Н. Толкачев ZZ Личные продажи. - 2010. - № 3. - С. 216-231.
72. Тульчинский, Г. Л. Менеджмент специальных событий в сфере культуры Z Г. Л. Тульчинский, С. В. Герасимов, Т. Е. Лохина. - Санкт-Петербург: Лань, 2010. - 384 с.
73. Тян, Н. Г. Стратегии продвижения банковских услуг [Электронный ресурс] : Н. Г. Тян ZZ Ученые заметки ТОГУ. - 2014. - №4. - Режим доступа: https://pnu.edu.ru/media/ejournal/articles-2014/TGU_5_164.pdf
74. Федор Бондарчук стал лицом Газпромбанка [Электронный ресурс] / Медиа // Ведомости - Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/media/articles/2020/03/01/824171 -bondarchuk
75. Франкель, Н. Event-маркетинг: все об организации и продвижении событий Z Н. Франкель, Д. Румянцев. - Санкт-Петербург: Деловой бестселлер, 2018. - 316 с.
76. Хабаров, В. И. Банковский маркетинг Z В. И. Хабаров, Н. Ю. Попова - Москва: Московская финансово-промышленная академия, 2012. - 156 с.
77. Хальцбаур, У. Event-менеджмент: профессиональная организация успешных мероприятий Z У. Хальцбаур, Э. Йеттингер, Б. Кнаусе, Р. Мозер, М. Целлер. - Москва: Эскимо, 2007. - 384 с.
78. Ховард, К. Маркетинг: учебник для вузов Z К. Ховард,
Н. Д. Эрианшвили - Москва: Юнити-Дана, 2000. - 623 с.
79. Хоменко, В. И. Потребительские тенденции на рынке банковских услуг [Электронный ресурс] : В. И. Хоменко, В. И. Грищенко, А. В. Любавская ZZ Аналитический центр НАФИ. - 2019. - №2 (18). - Режим доступа: http://ludiipoteki.ru/shop/researches/entry/998
80. Цалиева, О. К. Маркетинговое исследование банковских продуктов [Электронный ресурс] : О. К. Цалиева ZZ Вопросы структуризации экономики. - 2005. - №3. - Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/marketingovoe- issledovanie-bankovskih-produktov
81. Шендо, М. В. Маркетинговые инструменты манипуляции
потребительским сознанием [Электронный ресурс] : М. В. Шендо,
Е. В. Свиридова ZZ Вестник АТТУ. Серия: Экономика. - 2018. - №3. - Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/marketingovye-instrumenty-manipulyatsii- potrebitelskim-soznaniem
82. ШМИТТ, Б. Бизнес в стиле шоу. Маркетинг в культуре впечатлений Z Б. Шмитт, Д. Роджерс, К. Вроцос. - Москва: Вильямс, 2005. - 400 с.
83. Шумович, А. В. Великолепные мероприятия: технологии и практики eventmanagement - Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2008. 336 с.
84. Юдинцева, Л. А. Экономическое содержание банковской услуги [Электронный ресурс] : Л. А. Юдинцева ZZ Вопросы экономики и права. - 2012. - №10. - Режим доступа:https://law-journal.ru/files/pdf/201210/201210_122.pdf