Введение 5
1 Анализ предметной области 8
1.1 Анализ целевой аудитории 8
1.2 Обзор существующих решений 14
1.3 Формирование пользовательских требований 22
1.4 Вывод по первой главе 22
2 Проектирование мобильного приложения для владельцев домашних
животных 24
2.1 Формирование требований к разрабатываемому мобильному
приложению 24
2.2 Общий вид проектируемой системы 26
2.3 Диаграмма вариантов использования для проектируемого
мобильного приложения 27
2.4 Диаграмма классов для проектируемого мобильного приложения 30
2.5 Диаграмма последовательности для проектируемого мобильного
приложения 32
2.6 Структурная схема страниц пользовательского интерфейса
мобильного приложения 40
2.7 Вывод по второй главе 44
3 Разработка пользовательского интерфейса для мобильного
приложения для владельцев домашних животных 46
3.1 Диаграммы пользовательского пути 47
3.2 Проектирование макета и рекомендации по созданию дизайна
интерфейса для мобильных приложений 52
3.3 Обзор программ и сервисов для создания дизайна 58
3.4 Создание дизайна-интерфейса 61
3.5 Юзабилити-тестирование 64
3.6 Реализация мобильного приложения 68
3.7 Обзор существующих средств разработки для платформы
Android 69
3.8 Язык Java и архитектура мобильного приложения 71
3.9 Вывод по третье главе 72
Заключение 73
Список используемых источников 75
Приложение А Руководство пользователя 78
Приложение Б Пример части кода 98
В среднем россияне проводят в интернете четыре часа в день. Последние несколько лет прослеживается тенденция роста использования мобильных телефонов. Все это обусловлено тем, что ритм жизни очень сильно ускорился, и для быстрого получения информации намного удобнее воспользоваться телефоном, чем компьютером. По данным Росстата, общая численность населения на январь 2023 года составляет 146,4 млн. человек, а если посмотреть данные с GSMA Intelligence, то на начало 2022 года в России было 227,3 миллиона подключений к сотовой мобильной связи [1]. Из чего делается вывод, что многие люди используют более одного мобильного соединения. Например, у них может быть одно соединение для личного пользования, а другое — для работы. И в связи с большим ростом спроса на мобильные устройства, также вырос процент пользователей мобильных версий сайтов и приложений, а, следовательно, wed-версии сайтов становятся все менее популярными.
Россия занимает третье место в мире после США и Китая по числу домашних животных на душу населения. В 2021 году их численность, по данным НАФИ, составляла 63,5 млн. Пандемия поспособствовала появлению большого спроса на приобретение домашних животных. Команда аналитиков из сервиса сравнения цен и товаров Price.ru проанализировала спрос на домашних питомцев за январь — август 2020 года и январь — август 2021 года и пришла к выводу, что больше всего спрос вырос на собак [2]. Также стоит отметить, что за последние три года очень сильно набирают свою популярность у заводчиков в России экзотические животные, в том числе различные рептилии, грызуны, насекомые, птицы и рыбы. Ветеринарные врачи общей практики не специализируются на лечении редких и экзотических видов животных. Для этого есть более узконаправленные специализации, например, экзотическая медицина, зоопсихология, дерматология и другие. Данные специалисты могут помочь в частных случаях, например, если у питомца проблемы с поведением или ему нужна специальная диета.
Стоит отметить, что люди заботятся о здоровье питомцев зачастую активнее, чем о собственном. Большинство владельцев сталкивается с проблемой того, что в их городе нет нужного специалиста или приходится долго ждать записи на прием, а в регионах зачастую даже нет возможности записаться к определенному времени. Решить эти проблемы можно с помощью развития телеветеринарии. В США и Китае активно развивается данная ниша, например, существуют различные сервисы, предоставляющие помощь в выгуле питомца, консультации с ветеринарами, сервисы по дрессировке и т. д. В России подобные приложения только набирают популярность. Стоит также вспомнить, сколько времени отнимает визит к специалисту, ведь это нужно собраться, доехать до клиники, отсидеть очередь и поехать обратно. Американская компания управляющая ветеринарными клиниками Banfield Pet Hospital в своих исследованиях говорит, что в 80 % случаях, когда люди думают, что есть серьезные проблемы со здоровьем домашних питомцев, на самом деле могли бы воспользоваться онлайн-консультацией. Исследования так же показали, что, в то время как средний владелец домашнего питомца посещает ветеринара всего 1,6 раз в год, люди, пользующиеся услугами телеветеринарии, делают это раз в месяц, что позволяет выявить заболевания на ранней стадии или успокоить хозяина [3].
Актуальность данной работы заключается в том, что спрос на ветеринарные услуги растёт, но в особенности в маленьких городах есть нехватка узконаправленных специалистов, что очень сильно отнимает время у владельцев для поиска нужного ветеринара. Данная проблема решится путем создания мобильного приложения, которое повысит доступность и сократит время на запись и поиск нужного специалиста, поиска полезных статей, создание напоминаний о вакцинациях, ведение профиля питомца. Все это будет в одном приложении, так как, согласно статистике, количество пользователей, входящих в Интернет с мобильного устройства и само экранное время, уже несколько лет превышает количество пользователей, использующих ноутбуки и компьютеры. Также, если рассматривать это со стороны клиник, то это дает расширенный географический охват пациентов, дополнительный источник доходов, корректирование плана лечения животных удаленно.
Цель выпускной квалификационной работы обеспечение взаимодействия между владельцами животных и специалистами, а также облегчение ухода за домашними животными.
Для выполнения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Анализ целевой аудитории и выявление требований к мобильному приложению.
2. Проектирование мобильного приложения для владельцев домашних животных.
3. Разработка пользовательского интерфейса мобильного приложения для владельцев домашних животных.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были выявлены требования к мобильному приложению. Для реализации этой задачи был проведен анализ целевой аудитории, выполнен обзор и анализ существующих мобильных приложений. На основе полученных данных определены базовые требования приложения: регистрация и авторизация пользователей; возможность добавления различных видов животных; возможность записи к ветеринару на онлайн-консультацию; возможность создания, редактирования и ведения профиля питомца; возможность записи напоминаний и добавления документов, возможность просмотра статьей про питомцев.
Основываясь на этом сформулированы функциональные
и нефункциональные требования. Спроектированные следующие диаграммы: диаграмма вариантов использования; диаграмма классов; диаграмма последовательности; структурная схема страниц пользовательского интерфейса.
Также спроектирована диаграмма пользовательского пути. Благодаря анализу целевой аудитории выбраны инструменты для реализации мобильного приложения. Для создания дизайна-интерфейса выбран графический онлайн- редактор Figma, для создания различных графических элементов, таких как иконок, иллюстрации был выбран Adobe Illustrator. Среда для разработки был выбрана Android studio, а язык программирования Java. Разработаны черновые макеты интерфейса мобильного приложения, основываясь на технической документации для создания дизайна-интерфейсов для OC Android, был создан дизайн 35 экранов приложения. Также проведено юзабилити-тестирование, которое помогло выявить слабые места в приложении. Основываясь на тестирование в приложении, были внесены следующие изменения: раздел «Профиль» переименован в «Питомец», раздел «Уход» переименован в «Напоминания», добавлен экран, где пользователь может ознакомиться с информацией о выбранном ветеринаре. В результате проделанной работы по проектированию мобильного приложения для владельцев домашних животных можно сделать вывод, что все поставленные задачи были выполнены и цель достигнута.
1. Datareportal [Электронный ресурс]: статья «DIGITAL 2022: THE RUSSIAN FEDERATION» — URL: https: //datareportal .com/reports/di gital- 2022-russian-federation
2. Бизнес-Поинтер [Электронный ресурс]: статья «Price.ru: Чихуахуа, аксолотль, совы и богомолы — самые популярные питомцы у россиян»
• URL: https://clck.ru/34gkGL
3. Emerline [Электронный ресурс]: статья «Team Boost in Popularity of Vet Telemedicine Apps: What Does This Mean for Practitioners? » — URL: https://emerline.com/blog/vet-telemedicine-apps
4. Google Play [Электронный ресурс]: Страница приложения «Petstory» — URL: https://play.google.com/store/apps/details?id=ru.petstory.androidapp
5. Google Play [Электронный ресурс]: Страница приложения «11pets» — URL: https://play.google.com/store/apps/details?id=com.m11pets.elevenpets
6. Google Play [Электронный ресурс]: Страница приложения «PetCoach» — URL: https://play.google.com/store/apps/details?id=co.petcoach
7. Google Play [Электронный ресурс]: Страница приложения «WauDog» — URL: https://play.google.com/store/apps/details?id=com.collar.waudog.europe
8. Google Play [Электронный ресурс]: Страница приложения «ВетЭксперт»
• URL: https://play.google.com/store/apps/details?id=ru.vetexpert
9. Википедия [Электронный ресурс]: Статья «Целевая группа» — URL: https: //ru.wikipedia. org/wiki/Целевая-Группа
10. Википедия [Электронный ресурс]: Статья «Целевая группа» — URL: https: //ru.wikipedia. org/wiki/Целевая-Группа
11. Википедия [Электронный ресурс]: Статья «Анализ требований» — URL: https://clck.ru/34S3j3
12. Хабр [Электронный ресурс]: Статья «Использование диаграммы
вариантов использования» — URL: https://habr.com/ru/articles/566218/
13. Учебно-методический материал [Электронный ресурс]: «Введение в UML» — URL: https://biconsult.ru/img/bi portal/vvedenie v UML.pdf
14. Bazaarvoice [Электронный ресурс]: Статья «Sell with Social.» — URL: https://www.bazaarvoice.com/products/social-commerce/
15. Amazon [Электронный ресурс]: Руководство «The Trillion Dollar UX Problem: A Comprehensive Guide to the ROI of UX» — URL: https://s3 .amazonaws.com/coach-courses-
us/public/theuxschool/uploads/The Trillion Dollar UX Problem.pdf...34