Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности Я-концепции у подростков с разным субъективным восприятием детско-родительских отношений (Московский государственный психолого-педагогический университет)

Работа №150937

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы90
Год сдачи2024
Стоимость2400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
35
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: школы Москвы и других городов России.
Выборка: 52 учащихся 5-8 классов (возраст от 13 до 15 лет).
Есть приложения.

Введение 5
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей Я-концепции у подростков 10
1.1 Основные направления исследований Я-концепции в зарубежной и отечественной литературе 10
1.2 Особенности Я-концепции в подростковом возрасте 17
1.3 Роль детско-родительских отношений в становлении Я-концепции подростков 21
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей Я-концепции у подростков с разным субъективным восприятием детско-родительских отношений 29
2.1 Программа эмпирического исследования 29
2.2 Анализ и интерпретация результатов изучения особенностей Я-концепции у подростков с разным субъективным восприятием детско-родительских отношений 34
2.2.1 Уровень сформированности компонентов Я-концепции 34
2.2.2 Особенности субъективного восприятия детско-родительских отношений у подростков 39
2.2.3 Различия в компонентах Я-концепции у подростков с разным субъективным восприятием детско-родительских отношений 41
2.2.4 Взаимосвязи компонентов Я-концепции подростков и их субъективного восприятия детско-родительских отношений 45
Выводы по второй главе 53
Глава 3. Рекомендации по результатам исследования особенностей Я-концепции у подростков с разным субъективным восприятием детско-родительских отношений 56
3.1 Анализ существующих программ психологической помощи по формированию позитивной Я-концепции у подростков 56
3.2 Рекомендации по формированию позитивной Я-концепции у подростков 59
Выводы по третьей главе 66
Заключение 68
Список использованных источников 73
Приложения 78
Приложение 1 79
Приложение 2 80
Приложение 3 81
Приложение 4 82
Приложение 5 83
Приложение 6 89
Приложение 7 92
Приложение 8 93

Я-концепция является ядерным образованием личности и формируется под воздействием множества различных факторов как биологических, так и социальных. Основным социальным фактором является семья.
Подростковый возраст – кризисный период, биологически основанный на процессе полового созревания. Однако, кроме биологических изменений в этом возрасте появляются такие значимые новообразования как самосознание, формирование моральных норм и ценностей, повышенная потребность в социализации.
В современном, быстро меняющемся мире социально-экономические условия вносят свои коррективы в процесс социализации молодого поколения. Учащаются случаи подростковых наркомании, алкоголизма и других видов зависимостей, беременности, проявления агрессия и жестокости, буллинга, самоповреждающего поведения, суицида, растет число преступлений, совершенных несовершеннолетними, включая массовые убийства. Причинами усугубления ситуации служат такие проблемы как кризис семьи и семейного воспитания, снижение ответственности школы в вопросах воспитания. В связи с этим, исследование особенностей Я-концепции у подростков с разным субъективным восприятием детско-родительских отношений является необходимым и актуальным, в целях улучшения системы организации психологической помощи таким подросткам и их семьям.
Проблема исследования может быть сформулирована в виде вопроса: каковы различия в компонентах Я-концепции у подростков с разным субъективным восприятием детско-родительских отношений?
Состояние разработанности проблемы исследования.
Тема Я-концепции рассматривалась как зарубежными, так и отечественными психологами. Среди зарубежных ученых разработками в этой области занимались З. Фрейд, Э. Эриксон, У. Джеймс, Р. Бернс.
Отечественные психологи рассматривали образ Я чаще всего в сфере изучения самосознания, что отражается в монографических исследованиях Б.Г. Ананьева, В.В. Столина, С.Р. Пантелеева, Е.Т. Соколовой, Л.И. Божович, И.С Кона, А.Г. Спиркина, И.И. Чесноковой.
Для понимания природы самосознания основополагающим выступает принцип его социальной детерминированности. Данная точка зрения отражается в культурно-исторической концепции психического развития Л.С. Выготского, в теории деятельности А.Н. Леонтьева и в работах С.Л. Рубинштейна.
Возрастные и индивидуально-психологические особенности подростков изучают в своих работах Ж. Пиаже, Э. Эриксон, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, И.С. Кон, А.М. Прихожан, Ф. Райс.
Проблема детско-родительских отношений представлена в работах З. Фрейд, Э. Эриксона, Э. Эйдмиллером, Д. Боулби, Е. Шафера, Н.Н. Авдеевой, А.Я. Варга, Ю.Б. Гиппенрейтер и других.
Исследования в области влияния стиля семейного воспитания представлены в работах Л.М. Семенюк, Л. Берковиц, А.Ю. Дроздов и др.
Объектом исследования является Я-концепция подростков.
Предметом исследования являются особенности Я-концепции у подростков с разным субъективным восприятием детско-родительских отношений.
Целью является выявление различий в компонентах Я-концепции у подростков с разным субъективным восприятием детско-родительских отношений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач.
Теоретические задачи:
1. Изучить основные направления исследований Я-концепции в зарубежной и отечественной литературе.
2. Рассмотреть особенности Я-концепции в подростковом возрасте.
3. Раскрыть роль детско-родительских отношений в становлении
Я-концепции у подростков.
Эмпирические задачи:
4. Выявить уровень сформированности различных компонентов
Я-концепции.
5. Выявить особенности субъективного восприятия детско-родительских отношений у подростков.
6. Выявить различия в компонентах Я-концепции у подростков с разным субъективным восприятием детско-родительских отношений.
7. Выявить взаимосвязи компонентов Я-концепции подростков и их субъективного восприятия детско-родительских отношений
Практические задачи:
8. Проанализировать существующие программы психологической помощи по формированию позитивной Я-концепции у подростков.
9. Составить рекомендации по формированию позитивной
Я-концепции у подростков.
Общая гипотеза исследования: существуют различия в компонентах
Я-концепции подростков с разным субъективным восприятием детско-родительских отношений.
Частная гипотеза исследования: существует взаимосвязь компонентов Я-концепции подростков и их субъективной оценки взаимоотношений с родителями.
Теоретико-методологические основания исследования: Исследования отечественных и зарубежных авторов в области Я-концепции и самосознания, и его специфики его развития у подростков (Р. Бернс, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, В.В. Столин), исследования психологии подросткового возраста (Г.С. Абрамова, В.С. Мухина, А.А. Реан), а также исследования в области детско-родительских отношений (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, Л.И. Божович).
Методы исследования:
Теоретические методы: сравнительный анализ научной литературы.
Эмпирические методики: тестирование с использованием следующих методик:
1. Методика изучения особенностей Я-концепции (Е. Пирс, Д. Харрис, А.М. Прихожан).
2. Тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев).
3. Методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан.
4. Опросник «Подростки о родителях» Э. Шафера, в адаптации Л.И. Вассермана, И.А. Горьковой, Е.Е. Ромицыной.
Методы обработки данных: описательная статистика, методы статистической обработки данных в программе IBM SPSS Statistics 21:
для классификации: кластерный анализ методом К-средних;
на выявление различий: U-критерий Манна-Уитни;
на выявление взаимосвязей: коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Характеристика выборки: сбор эмпирических данных проводился с марта по сентябрь 2021 года. Исследование проводилось с подростками России. Выборку составили подростки в количестве 52 человек в возрасте от 13 до 15 лет, из них 33 женского пола и 19 мужского. Средний возраст респондентов 14,4 лет.
Этапы организации исследования:
1. Подготовительный этап.
Осуществление теоретического анализа литературы по проблеме.
2. Эмпирическое исследование.
Подбор и обоснование методов и методик исследования, с учетом их надежности и валидности; планирование и разработка процедуры проведения исследования, определение характеристики выборки респондентов. Проведение непосредственного исследования.
3. Заключительный этап.
Проведение качественной и количественной обработки полученных эмпирических данных. С использованием описательной статистики и математических методов обработки полученных эмпирических данных проводились их анализ и интерпретация. Составление рекомендаций на основе результатов исследования. В заключении осуществлялось оформление материалов исследования по главам, обобщение его эмпирических следствий и общих выводов.
Практическое значение исследования. В практическом аспекте результаты исследования представляют интерес для психологов, учителей и родителей при решении задач формирования личности подростков, коррекции детско-родительских отношений.
Структура работы: исследование представлено введением, тремя главами, заключением, списком литературы и приложением. Объем работы составляет 94 страницы, в работе содержится 17 таблиц, 1 рисунок. Список литературы состоит из 46 источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках теоретического анализа научной литературы по теме исследования были решены следующие задачи:
1. Описаны имеющиеся направления исследования «Я-концепции».
Данный феномен подробно рассмотрен в трудах ученых как отечественных, так и зарубежных. Существует множество теоретических подходов к исследованию данного понятия. Обычно теория личности или
«Я-концепция» рассматривается как сложный феномен, состоящий в самой простой схеме из «образа Я» и самооценки (когнитивный и эмоциональный компоненты). Также необходимо подчеркнуть, что Я-концепция оказывает влияние на формирование целостной личности, на ее поведение и отношения с окружающими людьми. Обобщая опыт научных школ различных направлений, можно утверждать, что в современной психологии под самосознанием как важной частью Я-концепции, понимается совокупность психических процессов, чувств, мыслей, мотивов поведения, ценностных ориентаций, социального статуса, посредством которых человек осознает себя. В результате этого осознания человек получает ряд представлений о себе, целостная система всех этих представлений и является «Я-концепцией».
2. Рассмотрены особенности Я-концепции в подростковом возрастном периоде.
Подростковый возраст характеризуется как особый, имеющий свою специфику. В подростковом возрасте происходят серьезные психофизиологические изменения, влияющие на эмоциональное состояние и поведение детей. В связи с происходящими с ними изменениями подростки могут быть импульсивными, внушаемыми, агрессивными или, наоборот, пассивными и капризными. При неблагоприятных социальных условиях обостренное чувством взрослости и стремление к доминирующей позиции в группе сверстников, может приобретать негативную направленность.
Общение в подростковом возрасте является ключевым фактором для дальнейшего благополучного развития личности. В ходе правильно установленного контакта подросток расширяет не только свой круг общения, но и свои знания о себе и об окружающих людях.
У подростков отмечаются психологические различия между девочками и мальчиками.
В подростковом возрасте Я-концепция имеет свои важные отличительные особенности, в этом возрасте она склонна к очень быстрым и сильным переменам, и зависит от ситуации, в которой находится подросток, от его особенностей общения со сверстниками и с семьей.
3. Исследована роль детско-родительских отношений в становлении
Я-концепции подростков.
Основным фактором, влияющим на становление и развитие личности, является семья. На детско-родительские отношения влияют: тип семьи, позиция, занимаемая взрослыми, стили отношений и роль ребенка в семье. В самой обобщенной классификации типы семейного воспитания делят на гармоничный и дисгармоничный. Даны характеристики обоих типов. Рассмотрены такие дисгармоничные типы детско-родительского взаимодействия, как непоследовательный, попустительски-снисходительный, увещевательный, педантично-подозрительный, жестко авторитарный, отстраненный, равнодушный стили. Дано описание некоторых типов неадекватного отношения родителя к ребенку.
Именно родитель приводит ребенка к реальности, является носителем общественных норм и правил, оценивает его действия, осуществляет необходимые санкции, которые обусловлены определенными родительскими установками.
Эмпирическое исследование, проводимое в группе подростков с целью изучения особенностей Я-концепции у подростков с разным субъективным восприятием детско-родительских отношений, позволили обобщить следующие результаты:
1. В целом у подростков наблюдается средний уровень самоотношения и самооценки по отдельным факторам. Подростки реалистично оценивают свое поведение, внешность, успешность в общении, свое положение в семье и жизненную ситуацию. У подростков преобладает нейтральное отношение к школе. Позитивным представляется низкий уровень тревожности у подростков. В то же время, преобладание низкой самооценки интеллекта, школьной успешности вызывает беспокойство.
Можно говорить о преобладании интегрального чувства «за» собственное «Я» у подростков. У подростков определяется нормальный уровень выраженности самоуважения, самоуверенности, самопоследовательности, самообвинения и самопонимания. Завышенный уровень аутосимпатии и самопринятия говорит о доверии подростков к себе, их одобрении себя в целом и существенных частностях. Наблюдается низкий интерес подростков к собственным мыслям и чувствам, неуверенность в своей интересности для других. При этом подростки ожидают позитивного отношения других к себе, но существующее на данный момент отношение других оценивают, как недостаточно позитивное.
В целом выраженность самооценки у подростков соответствует среднему уровню и удостоверяет ее реалистичность и адекватность.
2. В представлениях подростков определяется достаточно гармоничное восприятие отношения родителей к себе, характеризуемое позитивным отношением к себе матери и отца, что в целом отвечает характеру детско-родительских отношений в подростковом возрасте. Сравнительный анализ не выявил расхождений между оценкой отца и матери, позволяющий предположить, что показатели проявления теплых чувств, принятия подростка, заинтересованности и контроль подростки оценивают одинаково как со стороны матери, так и отца. Со стороны матери подростки воспринимают более выраженный позитивный интерес, при это с их точки зрения матери относятся к ним более критично, чем отцы и проявляют большую враждебность. Отцы в свою очередь более непоследовательны.
3. Все подростки был распределены по типу восприятия детско-родительских отношений на гармоничный и дисгармоничный. Для гармоничного типа характерны высокие значения показателей позитивного интереса обоих родителей и низкий уровень непоследовательности отца и матери, показатели директивности обоих родителей ниже среднего уровня. Для дисгармоничного типа свойственны низкие показатели позитивного интереса отца и матери. У подростков с гармоничным типом восприятия детско-родительских отношений преобладает уровень самоинтереса. На уровне тенденций различия могут быть обнаружены в уровне самоотношения. Значимых различий в других показателях обнаружено не было. Можно говорить лишь о частичном подтверждении основной гипотезы.
4. Были выявлены сильные взаимосвязи некоторых компонентов субъективных оценок взаимоотношений с родителями и особенностей
Я-концепции подростка. Враждебность отца и матери снижает самооценку и самоуважение подростков, их оценку своего поведения, внешности, способностей к общению, положения в семье. Враждебность отрицательно влияет на уверенность подростков в себе, их уровень удовлетворенности жизнью и повышает уровень тревожности. Непоследовательность отца также усиливает подростковую тревожность. Директивность отца отрицательно влияет на самооценку подростков и их оценку своего поведения. Позитивный интерес обоих родителей оказывает положительное влияние на оценку подростками своей внешности, способностей к общению, положения в семье. Позитивный интерес родителей способствует формированию у подростков уверенности в себе, самоуважения, аутосимпатии и самоинтереса. Благодаря позитивному интересу родителей у подростков преобладает интегральное чувство «за» собственное Я и общая удовлетворенность жизнью. Автономность обоих родителей, в особенности матери положительно сказывается на оценке подростков интеллекта и своего положения в семье и способствует развитию самоуважения. Полученные результаты подтверждают нашу частную гипотезу о взаимосвязи особенностей Я-концепции подростков и их субъективного восприятия детско-родительских отношений.
Составление рекомендаций в адрес психологов проходило в два этапа:
1. Анализ существующих программ по работе с Я-концепцией ведущие методы работы, такие как групповые дискуссии, игровая терапия, арт-терапия, танцевально-двигательная терапия, музыкальная терапия, сказкотерапия, библио-терапия и другие. Подробно описаны преимущества и недостатки каждого из них.
2. Разработана программа тренинга по формированию позитивной
Я-концепции у подростков под названием «Отражения». Цель программы достигается путем решения следующих задач:
- знакомство подростков с системой понятий и представлений, необходимых для психологического анализа личности;
- развитие у подростков навыков рефлексии и самопознания, самосовершенствования, самопринятия;
- формирование адекватной самооценки и уверенности в себе;
- формирование умения принимать себя и других;
- повышение уровня учебно-познавательной активности, формирование мотивация достижения;
- формирование установки преодоления в отношении школьных трудностей;
- развитие коммуникативных навыков, требуемых для социального взаимодействия;
- развитие навыков совместной деятельности;
- развитие навыков активного, самостоятельного, уверенного поведения.
Программа тренинга реализует три этапа на пути развития Я-концепции: понять себя, свои чувства, понять другого и научиться эффективно общаться, и взаимодействовать. Также программа направлена на повышение уровня учебно-познавательной активности.



1. Ананьев Б Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
2. Апухтина Е.С. Особенности формирования самооценки в подростковом возрасте // Проблемы и перспективы развития науки в России и мире: сборник статей международной научно-практической конференции: в 7 частях. 2016. С. 138-141.
3. Базарова Е. Б. Особенности социальной работы с неблагополучными семьями//Социальное сиротство как актуальная проблема современного общества: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2016. С. 19-24.
4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 422 с.
5. Бисерова Г.К. Влияние детско-родительских отношений на агрессивность и самооценку подростка // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55-4. С. 353-360.
6. Гогицаева О.У., Небежева А.В., Шибзухова Д.А. Детско-родительские отношения и самооценка подростка // БГЖ. 2018. №3 (24). С. 183-186.
7. Гольцова А.А. Смысложизненные ориентации юношей и девушек с разной самооценкой психологического возраста // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 4. С. 189-190.
8. Деркач А.А. Самооценка как структурообразующая процесса акмеологического развития // Мир психологии. 2005. № 3. С. 139–145.
9. Джеймс, У. Психология. Серия: Психологические технологии. М. Академический проект. 2016. 318 с.
10. Жарова, Д.В., Терех, Е.Ю. Психологические особенности подросткового буллинга // Научно-педагогические обозрение. 2018. 79-85 с.
11. Зауторова Э. В., Мальцева А. В. Педагогическая поддержка детей из неблагополучных семей//Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2015. № 3. C. 48-52.
12. Истратова О.Н., Яценко А.В. Роль семьи в становлении я-концепции современных подростков // European Social Science Journal. 2013. № 9-2(36). С. 263–268.
13. Игнатовская П., Шингарева А.А., Шахмелян И.А. Взаимосвязь типов воспитания и самооценки подростка // Дружининские чтения. Материалы XVIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Под ред. И.Б. Шуванова, В.П. Шувановой, А.А. Смирновой. 2019. С. 62-64.
14. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2005. — 320 с.
15. Карпова Д.С. Формирование самооценки в подростковом возрасте // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XXIX Международной научно-практической конференции. 2019. С. 168-172.
16. Кашкуш А. Специфика формирования самооценки в подростковом возрасте // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 2 (69). С. 70-71.
17. Кирсаненко Ю.Н. Факторы, влияющие на формирование самооценки подростков // Психология и педагогика: актуальные проблемы и тенденции развития Материалы III Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор А.А. Долгова. 2017. С. 121-123.
18. Кирсаненко Ю.Н. К проблеме формирования самооценки в подростковом возрасте // Научная педагогическая дискуссия: интеграция теории и практики материалы международной заочной научно-практической конференции / Отв. ред. Е.А. Кудрявцева; Кафедра педагогики и современных образовательных технологий. 2017. С. 90-92.
19. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. 336 с.
20. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок: Пер. с англ. 2. изд., испр. М.: Идея-Пресс, 2001. 327 с.
21. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл: Академия, 2005. С. 228
22. Лобанова Е.С., Смелова В.В. Особенности формирования самооценки подростков // Научные достижения и открытия современной молодёжи: сборник статей VI Международной научно-практической конференции. 2019. С. 326-328.
23. Мерлин, В.С. Психология индивидуальности. М. МОДЭК: МПСИ. 2009. 544 с.
24. Мид, Дж.Г. Избранное: сборник переводов. М. ИНИОН РАН. 2014. 290 с.
25. Мокина А.Е. Формирование самооценки в подростковом возрасте // Наука и научный потенциал - основа устойчивого развития общества: сборник статей Международной научно-практической конференции. 2019. С. 114-116.
26. Назаренко Т.И., Кузыченко О.В. Особенности формирования самооценки у подростков // Психологические исследования личности в современной стрессогенной среде. Сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Под ред. М.В. Лукьяновой, А.С. Лукьянова. 2017. С. 151-155.
27. Прихожан А.М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста. М.: АНО «Пэб», 2007. 56 с.
28. Прокурова С.В. Роль семьи в формировании самооценки личности // Успехи современной науки. 2016. Т. 2. № 8. С. 133-135.
29. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. 12-е изд. СПб.: Питер, 2010. 816 с.
30. Реан, А.А., Кудашев. А.Р., Баранов. А.А. Психология адаптации личности. СПб. Прайм-ЕВРОЗНАК. 2014. 480 с.
31. Роджерс, К. Становление личностью. М. Эксмо. 2001. 416 с.
32. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2018. 714 с.
33. Рыбакова Л. А., Бабынина Т. Ф. Дети группы риска: особенности развития, психолого-педагогические технологии работы с детьми группы риска: учебное пособие. Казань: Изд-во «Бриг», 2015. 200 с.
34. Сидорина Е.В. Особенности детско-родительских отношений в неблагополучных семьях //Перспективы развития науки и образования: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч. -практ. конф. М., 2015. С. 123-125.
35. Синькевич В.Ф. Возрастные особенности восприятия агрессивных свойств личности у подростков // Успехи современного естествознания. 2012. №5. С. 109–110.
36. Смахтина Т.А., Кубекова А.С. Взаимосвязь стилей семейного воспитания и самооценки в подростковом возрасте // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7. № 4. С. 50.
37. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. 303 с.
38. Столин В.В. Самосознание как объект психодиагностики // Общая психодиагностика. СПб.: Речь, 2004. С. 346
39. Столин, В.В. Самосознание личности. М. Издательство Московского университета. 1983. 284 с.
40. Уксова С.А., Черных Н.А. Самооценка подростка и её изучение // Современный образовательный процесс: теория и практика внедрения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Материалы Всероссийской с международным участием заочной научно-практической конференции. 2018. С. 137-139.
41. Хутыз З.М., Мачкалян К.А. Состояние проблемы самооценки в психолого-педагогических исследованиях // Инновационные тенденции развития системы образования: сборник материалов III Международной научно-практической конференции. 2014. С. 79-82.
42. Чернова О.В., Петрова И.Н. Влияние детско-родительских отношений на самооценку подростков // Дорожно-транспортный комплекс: состояние, проблемы и перспективы развития Сборник научных трудов. 2019. С. 457-465.
43. Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. 144 с.
44. Чифтчи Б. Проблемы одиночества и самооценка у подростков // Научный журнал. 2018. № 7 (30). С. 58-59.
45. Шамсиев У.Б. Роль семьи в формирование личности // Человеческий фактор: Социальный психолог. 2019. № 1 (37). С. 450-456.
46. Эриксон, Э. Детство и общество. М. Летний сад. 2005. 416 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ