Реферат
Введение 8
1 Теоретическая часть. Теоретические основы формирования доходов и
о о 11 расходов муниципального образования
1.1 Сущность, виды и функции муниципального бюджета ц
1.2 Показатели оценки эффективности формирования доходов и
расходов муниципального образования
18
1.3 Методы повышения эффективности формирования доходов и
расходов муниципального 22
образования
2 Аналитическая часть. Анализ формирования доходов и расходов бюд
жета Матурского сельсовета 27
2.1 Анализ доходов бюджета 27
2.2 Анализ расходов бюджета 35
2.3 Оценка ключевых показателей эффективности, устойчивости и ре
зультативности использования бюджета 42
3 Проектная часть. Повышение эффективности формирования бюджета
Матурского сельсовета 45
3.1 Предложения по повышению результативности формирования
бюджета муниципального образования 45
3.2 Экономическая оценка эффективности предложений 52
Заключение 55
Список сокращений 57
Список использованных источников 58
Приложение А 64
Приложение Б 66
Проблема формирования и исполнения бюджета муниципального образования является актуальной на данном этапе, поскольку развитие региона требует постоянного анализа практического осуществления задач в области формирования и расходования бюджетных средств. Развитие межбюджетных отношении и улучшение финансового положения муниципальных органов напрямую зависит от формирования прочной финансовой базы. Планируя местный бюджет, муниципальное образование концентрирует в своем распоряжении денежные средства на проведение экономической и социальной политики, ведя к преодолению кризисных явлений.
Важность эффективности использования бюджетных средств муниципальным образованием заключена в том, что оно использует их на основе утвержденной сметы доходов и расходов. Права местного бюджета определены государством, где одним из важных параметров является принцип перераспределения доходов и расходов по предметным статьям и видам при исполнении сметы. Муниципальное образование использует средства бюджета исключительно через лицевые счета, которые ведутся Федеральным казначейством России.
Управление объемом финансового обеспечения муниципального образования является инструментом, при помощи которого можно достичь желаемого результата - выполнения социальных и экономических функций, возложенных государством.
Актуальность темы формирования доходов и расходов муниципального образования заключается в том, что эффективные подходы к распределению бюджетных средств дают возможность грамотно управлять территорией, обоснованно направляя свободные активы на поддержание социального и экономического благосостояния населения. Высокий уровень синхронизации притоков и оттоков бюджетных средств позволяет снизить реальную потребность местного бюджета в денежных активах.
Целью выпускной квалификационной работы является проведение анализа доходов и расходов бюджета Матурского сельсовета и разработка предложений по повышению результативности его формирования.
Для достижения данной цели были поставлены задачи:
а) рассмотреть теоретические основы формирования доходов и расходов муниципального образования;
б) проанализировать формирование доходов и расходов бюджета Матурского сельсовета;
в) представить предложения по повышению результативности формирования бюджета муниципального образования.
Объектом исследования работы является бюджет Матурского сельсовета.
Предмет исследования - формирование доходов и расходов бюджета муниципального образования.
Научная новизна состоит в развитии теоретико-методических положений и разработке предложений по повышению результативности формирования бюджета муниципального образования.
Практическая значимость работы состоит в том, что выводы и рекомендации по результатам исследования можно применить в деятельности муниципального образования.
Информационной базой исследования послужила бухгалтерская отчетность Матурского сельсовета за 2018-2020 гг.Данные отчетности позволяют оценить состояние бюджета, определить ключевые показатели эффективности, устойчивости и результативности использования бюджета.
В работе использованы научные методы: метод теоретического анализа; метод финансового анализа (горизонтальный, вертикальный, сравнительный, относительных и абсолютных показателей).
Основой теоретической базы при написании данной работы послужили работы следующих авторов: Г. А. Арзамасова, М. И. Баканов, Е. Л. Горюнов, В. М. Зуев, В. Ю. Кульковой, Т. С. Марченко, Г. Б. Поляк, И. А. Родионова,
П. Г. Цицин, И. Б. Цыдыпова, и других....
В процессе написания выпускной квалификационной работы были получены oi Муниципальный бюджет - один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Эффективность муниципального управления во многом зависит от обеспеченности финансовыми ресурсами, составляющими доходную часть местного бюджета. На современном этапе процесс управления собственностью в муниципальном образовании требует эффективного финансирования. Сосредоточение в муниципальных образованиях финансовых активов обеспечивается бюджетом муниципального образования, основное предназначение которого - обеспечение финансовых потребностей муниципального образования, повышение уровня жизни жителей.
В условиях рынка актуальным становится вопрос объективной оценки бюджетной устойчивости муниципальных образований и субъектов Российской Федерации. Различные субъекты рыночных отношений (инвесторы, органы власти субъектов) заинтересованы в однозначном определении бюджетной устойчивости муниципальных образований.
Повышение точности показателей играет существенную роль в планировании бюджета, поскольку цели учета и планирования финансов в основном зависят от точных исходных данных по финансовому состоянию муниципального образованияМеры по повышению эффективности администрирования бюджетных доходов (налоговых и неналоговых) касаются необходимости воздействовать на эффективность бюджета и собираемость доходов. Данное связано с оптимизацией деятельности в регионах и муниципалитетов специальных комиссий по легализации налогов, формированием и развитием обратной связи с предприятиями муниципальных образований, и гражданами в форме онлайн- площадок по вопросам уплаты налогов и сборов, а также активизацией деятельности, которая связана с собираемостью налогов и сборов.
Матурский сельсовет является административно-территориальным образованием, входящим в состав Таштыпского района Республики Хакасия. Анализ данных по объемам доходов за период 2018-2020 гг. показал преобладание неналоговых доходов: 2018 г. - 82,4 %; 2019 г. - 83,0 %; 2020 г. - 84,2 %. Проведенные расчеты показали расхождения плановых и фактический показателей доходов за 2018-2020 гг. Причиной выравнивания доходов явилось применение трансферов, направленных на выравнивание показателей. Ситуация, сложившаяся в сфере исполнения муниципального бюджета в 2020 г. говорит о том, что изначально были завышены плановые показатели по источникам доходов, не учтена динамика поступлений и риски недополучений.
Показатели бюджетных расходов указывают на значительное повышение затрат почти по всем статьям. Анализ финансовых показателей вывил дефицит бюджета. В целях оценки эффективности, устойчивости и результативности бюджета рассчитаны коэффициенты структуры бюджета, определяющих эффективность его использования. Полученные результаты свидетельствуют о недоработках в сфере формирования доходной части бюджета. Несмотря на некоторые тенденции укрепления устойчивости доходной части муниципального бюджета за счет налоговых поступлений, в целом сохраняется тенденция роста финансовой зависимости, что также подтверждает выявленный дефицит бюджета в 2018-2020 гг. На основе полученных показаний сформированы предложения, которые позволят принести дополнительный доход Матурскому сельсовет в сумме 468 тыс. руб.
Для достижения данной цели работы были решены задачи:
а) рассмотрены теоретические основы формирования доходов и расходов муниципального образования;
б) проанализировано формирование доходов и расходов бюджета Матурского сельсовета;
в) представлены предложения по повышению результативности формирования бюджета муниципального образования.
Таким образом, задачи работы решены, цель достигнута.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) - Текст: электронный // Справочно-правовая система Кон- сульантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 01.01.2022) - Режим доступа: для авторизованных пользователей;
2. Бюджетный кодекс от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 29.11.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) - Текст: электронный // Справочно-правовая система КонсульантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 11.01.2022) - Режим доступа: для авторизованных пользователей;
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 145-ФЗ - Текст: электронный // Российская государственная библиотека. - URL: https://www.rsl.ru/ (дата обращения: 01.01.2022) - Режим доступа: для авторизованных пользователей;
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ - Текст: электронный // Российская государственная библиотека. - URL: https://www.rsl.ru/ (дата обращения: 03.01.2022) - Режим доступа: для авторизованных пользователей;
5. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ - М.: Ось-89, 2011. - Текст: электронный // Справочно-правовая система КонсульантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/ (дата обращения: 12.01.2022) - Режим доступа: для авторизованных пользователей;
6. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного са
моуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ // // Справочно-правовая система КонсульантПлюс. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения: 12.01.2022) - Режим доступа: для авторизованных пользователей;
7. Конституция Республики Хакасия (в редакции Конституционных законов Республики Хакасия от 17 февраля 1998 года № 20, от 17 ноября 1998 года № 40, от 5 сентября 2000 года № 122, от 21 ноября 2000 года № 128, от 10 декабря 2001 года № 58).
8. Устав муниципального образования Матурский сельсовет Таштыпского района Республики Хакасия от 17.09.2021 № 19. - Текст: непосредственный;
9. Арзамасова, Г. А. Управление денежными средствами и их учет в бюджетных учреждениях / Г. А. Арзамасова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2018. - № 10. - С. 104-108. - Текст: непосредственный;
10. Арланова, О. И. Местные бюджеты: проблемы формирования / О. И. Арланова, Н. 3. Зотиков, М. В. Львовна // Вестник евразийской науки. -2019. - Т. 11. - № 5. - С. 14-30. - Текст: непосредственный;
11. Артеменко, В. Г. Финансовый анализ: учебное пособие / В. Г. Артеменко, М. В. Беллендир - Москва: ДИС, НГАЭ и У, 2016. - 256 с. - Текст: непосредственный;
12. Бабич, А. М. Государственные и муниципальные финансы / А. М. Бабич. - Москва: ИНФРА-М, 2016. - 703 с. - Текст: непосредственный;
13. Баканов, М. И. Теория анализа: учебное пособие / М. И. Баканов. - Москва: Финансы и статистика, 2017. - 416 с. - Текст: непосредственный;
14. Балабанов, И. Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом / И. Т. Балабанов - Москва: Финансы и статистика, 2017. - 205 с. - Текст: непосредственный;
15. Басовский, Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка.
• Москва: Знание, 2018. - 156 с. - Текст: непосредственный;...59