Реферат 2
Введение 4
1 Возрастные особенности развития выносливости юношей старшего
школьного возраста 7
1.1 Анатомо-физиологические особенности развития юношей 16-17
лет 7
1.2 Дидактические принципы и методы развития выносливости 10
1.3 Виды выносливости и факторы, влияющие на ее развитие 16
1.4 Психолого-педагогические особенности формирования двигательных
навыков 21
1.5 Использование кругового метода для развития выносливости на
уроках физической культуры 25
2 Организация и методы исследования 29
2.1 Характеристика методов исследования общей выносливости 29
2.2 Организация педагогического эксперимента 35
2.3 Разработка комплексов упражнений круговой тренировки и методика
их применения 38
3 Результаты исследования и их обсуждение 44
3.1 Исследование влияния методики круговой тренировки на развитие
двигательных способностей 44
3.2 Разработка методики круговой тренировки как средства развития
общей выносливости 49
Заключение 51
Список использованных источников 53
Приложения 58
В соответствии с социально-экономическими потребностями современного общества, его дальнейшего развития, и, исходя из сущности общего среднего образования, целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему, гармоничному развитию личности. Установка на всестороннее развитие личности предполагает овладение школьниками основами физической культуры и физического развития. Основными составляющими физического развития, согласно мнению большинства отечественных и зарубежных специалистов является оптимальный уровень развития физической и функциональной подготовленности, умение самостоятельно осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, хорошее развитие физических и моральных качеств, а также крепкое здоровье. В этом плане физическая культура выступает как органическая совокупность, объединяющая в единое целое
вышеперечисленные факторы, прививая учащимся, на разных этапах обучения формирование мировоззрения, воспитания морально-волевых качеств, обеспечивая всестороннее физическое совершенствование личности.
Старший школьный возраст характеризуется продолжением процесса роста и развития, что выражается в относительно сложном и равномерном изменении в его отдельных органах и системах, заканчивается окостенение большей части скелета. Наибольшие изменения происходят в сердечнососудистой и мышечной системах, а также наблюдаются морфологические изменения и функциональные сдвиги. Кроме того к 15-17 годам у школьников завершается формирование познавательной сферы. У учащихся исследуемого периода наблюдаются такие психофизиологические характеристики как возможность овладевать техникой упражнений, имеющих сложную координационную структуру, воспроизводить основу техники различных упражнений, ориентируясь посредством наглядного метода на основные опорные точки техники, а также осуществлять двигательные действия в целом. В исследуемом нами периоде учащихся образовательных учреждений, наблюдается окончание сенситивных периодов в развитии большинства двигательных способностей, в особенности гибкости и ловкости, хотя и сохраняется огромный потенциал для улучшения физических качеств, в особенности, если придерживаться дидактических принципов цикличности и систематичности при построении учебной программы и календарнотематического плана.
Актуальность проблемы применения кругового метода как средства развития общей выносливости на уроках физической культуры подтверждается тем, что поиск путей в ее решении находится в рамках процесса развития физических способностей школьников, а также процесса совершенствования физической культуры в целом. Как показывает анализ научно-методической литературы, связанный с темой исследования, процесс усовершенствования системы средств, методов и дидактических принципов физической подготовки учащихся в общеобразовательных учреждениях будет оставаться актуальным во все времена. Круговой метод ведения урока с целью развития общей выносливости позволяет разнообразить виды физических упражнений, дозировать интенсивность и объем средств тренировочной нагрузки, объема и интенсивности, повышать эмоциональность учащихся, что способствует формированию адекватной самооценки личности, нравственного самосознания. Учитывая вышеупомянутые положения а также процесс внедрения кругового метода тренировки в учебный процесс учащихся 9-11 классов общеобразовательных учреждений определяет актуальность и основы нашей выпускной квалификационной работы.
Объект исследования - процесс развития двигательных способностей школьников старшего школьного возраста.
Предмет исследования - круговой метод ведения урока.
Цель исследования - внедрение кругового метода ведения урока в учебный процесс и экспериментальное обоснование его эффективности по развитию общей выносливости юношей 16-17 лет.
Задачи исследования:
1. Проанализировать методы развития общей выносливости юношей старшего школьного возраста.
2. Разработать специальные комплексы упражнений круговой тренировки по развитию общей физической подготовки.
3. Внедрить круговой метод ведения урока в учебный процесс по физической культуре для учащихся старшего школьного возраста.
4. Обосновать эффективность применения кругового метода в процессе развития общей физической подготовки юношей 16 - 17 лет на уроках физической культуры.
Гипотеза исследования: мы предположили, что введение кругового метода в уроки физической культуры будет способствовать развитию общей выносливости юношей 16-17 лет.
Методы исследования
1. Изучение и анализ специальной и методической литературы;
2. Педагогический эксперимент;
3. Педагогическое наблюдение;
4. Контрольные испытания (тестирование);
5. Методы математической и статистической обработки результатов.
^Проанализировав методы развития общей выносливости старшего школьного возраста было выявлено, что в данном возрастном периоде, развитие выносливости является оптимальным, для воспитания данного качества применяются упражнения с циклической направленностью, выполняемые в аэробном режиме. Также применяются следующие методы: равномерный метод, метод круговой тренировки и игровой метод.
2. Для экспериментальной методики были созданы специальные комплексы кругового метода проведения занятий для юношей десятых классов по улучшению процесса развития общей выносливости. Сущность разработки специальных комплексов упражнений для данного метода заключалось в выборе развития конкретного физического качества, с индивидуальным учетом физических особенностей занимающихся. Средствами регулирования нагрузки в круговом методе являются: интервалы отдыха между кругами; интервалы отдыха между подходами; интенсивность выполнения упражнений; количество кругов в одном занятии; количество повторений каждого упражнения, а также количество подходов в круге.
3. В учебный процесс по физической культуре для десятых классов была внедрена экспериментальная методика по использованию кругового метода тренировки в общеобразовательных учреждениях. Для достижения цели и разрешению поставленных задач организовывался педагогический эксперимент в общеобразовательной школе поселка городского типа Краснотуранск. В эксперименте принимали участие старшие юноши 16-17 лет десятых классов, из которых сформировали две группы по восемь человек в каждой. Контрольная группа десятого «Б» класса продолжала заниматься по общей программе общеобразовательной школы, экспериментальная в основной части урока выполняла занятия с использованием кругового метода. На основании полученных экспериментальных данных мы установили, что внедренная экспериментальная методика использования кругового метода тренировки успешно себя зарекомендовала в процессе проведения эксперимента, и имеет больший качественный прирост по сравнению с традиционной методикой, применяемой в общеобразовательных учреждениях.
4. Для исследования общей работоспособности сердца применялась проба Руфье-Диксона; общей выносливости 12 - минутный бег Купера; скорости восстановления - индекс Гарвардского степ - теста. Результаты экспериментальных данных показали, что внедренная экспериментальная методика непременно эффективна, и может быть внедрена на уроки физической культуры в школе, где урок имеет время в 45 минут, а круговая тренировка в основной части урока затрачивает минимальное время с положительным сдвигом результата. Параметрический t-критерий Стьюдента, показал значительный прирост результата в экспериментальной группе, в сравнении с результатами респондентов, занимающихся по стандартной методике общепринятой в общеобразовательных учреждениях. Показатели среднеквадратичного отклонения и стандартной ошибки, не превышали критических значений, что свидетельствует об изменении показателей одновременно у всех членов экспериментальной группы.
1. Авдиенко, В.Б. Организация и планирование спортивной тренировки в плавание / В.Б. Авдиенко, Т.М. Воеводина, В.Ю. Давыдов, В.А. Шубина. - Самара: СГПУ, 2005. - 80 с.
2. Агаджанян, М.Г. Структурно-функциональная адаптация спортивного сердца / М.Г. Агаджанян // Спортивная кардиология и физиология кровообращения, 17 мая 2006 г.: науч. конф. Федер. Агенство по физической культуре и спорту.- Москва, 2006. - 8-10 с.
3. Антонюк, С.Д. Влияние дифференцированных режимов двигательной активности на физическую подготовленность и физическое развитие подростков, обучающихся в школах различного типа / С.Д. Антонюк: Автореф. дис. кан. пед. наук: ГЦОЛИФК.- Москва, 1991.- 23 с.
4. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания: Учебное пособие для студентов фак. Физ. Воспитания пед. ин-тов - Москва, - 1979 г.
5. Бальсевич, В.К., Лубышева, Л.И. Новые векторы модернизации систем массового физического воспитания детей и подростков в общеобразовательной школе / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры, 2003 №5.- 19-22 с.
6. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - Москва.: Физическая культура и спорт, 1988. - 264 с.
7. Баландин Г. А. Назарова Н. Н. Козакова Т. Н. Урок физкультуры в современной школе: Методические рекомендации для учителей. - М: Советский спорт, 2004 г.
8. Богданова, И.В. О проблеме двигательной активности школьников на уроках физической культуры / И.В. Богданова // Физическая культура в школе. 2006.- 18 с.
9. Бреслав, И.С., Сегизбаева, М.О., Исаев Г.Г. Лимитирует ли система дыхния аэробную работоспособность человека / И.С. Бреслав, М.О. Сегизбаева, Г.Г. Исаев // Физиология человека. 2000, том 26. -№4.- 115-122 с.
10. Бутин, И.М. Физическая культура 9-11 классов общеобразовательных школ: Учебник. - Ярославль, 1998. - 209 с.
11. Власенко, С.А. Возрастные аспекты морфо-функционального развития организма юных лыжников-гонщиков / С.А. Власенко // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. Харьков.- ХХПИ. 2001, №5.- 3-5 с.
12. Вайнбаум Я.С. Дозирование физической нагрузки в школе Москва: Просвещение, 1991 г.
13. Гаврилов, Д.Н. Нормирование физических нагрузок в занятиях оздоровительной направленности по уровню аэробной выносливости / Д.Н. Гаврилов: Автореф. дис. кан. пед. наук: НИИФКСПБ. Санкт- Петербург, 1995.- 21 с.
14. Гогунов Е.Н. Мартьянов Б.Н. Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие. - Москва.: Академия 2002г.
15. Дмитрук, А.И. Физическая работоспособность: метод оценки и способы коррекции / А.И. Дмитрук, Д.С. Меньшиков. - Санкт-Петербург, 2007 - 47 с...55