Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ САМООЦЕНКИ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Работа №150919

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2021
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат
Введение 5
1 Теоретические основы формирования учебного действия самооценки
у младших школьников 8
1.1 Понятие «самооценка» в психолого-педагогическом
контексте 8
1.2 Особенности формирования самооценки у младшего школьника
на уроках математики 14
1.3 Характеристика приёмов формирования самооценки у младшего
школьника в учебной деятельности на уроках математики 22
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию учебного
действия самооценки у младшего школьника на уроках математики 30
2.1 Диагностика сформированное™ учебного действия самооценки у
младшего школьника 30
2.2 Система работы педагога по использованию приёмов
формирования учебного действия самооценки у младшего школьника на уроках математики 37
2.3 Методические рекомендации по формированию учебного
действия самооценки у младшего школьника на уроках математики 43
Заключение 51
Список использованных источников 54
Приложение А 59

В современной системе образования вопрос оценивания приобретает новые конфигурации и содержание. В последние годы самооценка учащегося и оценка учителя результатов учебной деятельности приобрели самостоятельный статус вследствие распространения феномена оценивания в образовательном процессе школьного обучения.
Входящие в состав основных универсальных учебных действий содержит четыре блока (регулятивный, познавательный, коммуникативный, личностный) Федерального государственного образовательного стандарта. Управление действиями самооценки невозможно без овладения основных блоков: регулятивного и личностного. Каким образом и насколько дети школьного возраста освоили действия самооценки, и контроля зависит успешное обучение младших школьников [42].
Одной из существенных потребностей человека является потребность в самоутверждении, в необходимости найти своё место, утвердиться в роли члена социума не только в глазах окружающих, но и в собственных взглядах. Эта потребность сочетается с самооценкой. Педагогу необходимо понимать, что формирование самооценки у младших школьников - одна из важнейших задач на начальном этапе обучения, которая способствует формированию интересов в жизненной позиции, являющееся важнымэтапом в развитии личности учащихся.
Учёные, психологи, отечественные и зарубежные методисты отразили в своей работе проблему оценивания и оценивания, например, Б.Г. Ананьев [2], А.И. Липкина [41], А.Н. Леонтьев [33], Д.Б. Эльконин [45], П.П. Блонский [11], Л.С. Выготский [15], Л.И. Божович [9].
В начальных классах учёбы основное внимание уделяется умениям, навыкам и знаниям. Они не имеют направленности определять качество работы и оценивать личностное развитие детей младшего школьного возраста, поэтому учителя не обращают на это внимания. Тем не менее, между успехами в учебной деятельности и личностным развитием ребёнка существует взаимосвязь. В ходе учебной деятельности выступает множество противоречий, что требует введения приёмов формирования учебного действия самооценки у младшего школьника на уроках математики.
Исходя из обозначенной проблемы, сформулирована тема выпускной квалификационной работы: «Приёмы формирования учебногодействия самооценки у младшего школьника на уроках математики».
Цель исследования - теоретически описать и экспериментально проверить результативность приемов формирования учебного действия самооценки у младших школьников на уроках математики.
Объект исследования - формирование учебного действия самооценки у младшего школьника.
Предмет исследования - приёмы формирования учебного действия самооценки у младшего школьника на уроках математики.
Задачи исследования:
-проанализироватьпонятие «самооценка» в психолого-педагогическом контексте;
• охарактеризоватьособенности формирования самооценки младшего школьника;
• описать приёмы формирования самооценки у младшего школьника;
• провести опытно-экспериментальную работу по формированию учебного действия самооценки у младшего школьника.
Методы исследования: анализ педагогической, психологической и научно-методической литературы; подбор инструментария; анализ; обобщение.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по вопросу приёмов формирования учебного действия самооценки у младших дошкольников на уроках математики; предоставлены методические рекомендации по рассматриваемой теме. Материалы выпускной квалификационной работы можно использовать педагогам начального образования, родителям. Также представленная работа может быть использована студентами при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ.
Апробация и внедрение результатов исследования: основные положения и выводы исследования отражены в статье «Приёмы формирования учебного действия самооценки у младшего школьника на уроках математики», опубликованной на сайте Знанио (23.05.2021) [12].
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих по три параграфа, заключения, 5 рисунков, 17 таблиц и списка использованных источников, который включает 45 наименований.
Объём выпускной квалификационной работы составляет 63 страницы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате нашего исследования мы пришли к следующему выводу, что самооценка - это знание человеком себя и своего отношения к себе в целостности, отношения окружающих людей.
В ходе исследования по теме «Приёмы формирования учебного действия самооценки у младших школьников на уроках математики» нами были решены следующие задачи:
Проанализироватьпонятие «самооценка» в психолого-педагогическом контексте. Решением задачи явилось то, что в нашем исследовании мы опирались на формулировку Д.Б. Эльконина, который считает, что самооценка - оценка личностью самой себя, своих качеств, потенциалов и места среди окружающих людей. По нашему мнению, это не только наиболее важная и более изученная в психологии сторона самосознания личности, но и она соответствует образовательной стороне, которая рассматривается нами в исследовании. Мы пришли к выводу, что успешная учебная деятельность младшего школьника зависит от понимания своих возможностей и реализации их в добросовестном выполнении школьных заданий.
Охарактеризоватьособенности формирования самооценки младшего школьника. Мы пришли к выводу, что формирование самооценки младшего школьника характеризуется такими особенностями, объединяющими поступление в школу - смена ведущей деятельности: игровая деятельность, являющаяся ведущей деятельностью дошкольника, сменяется на учебную деятельность - ведущую деятельность младшего школьника. Младший школьник отличается зависимостью от оценок учителя, родителей и сверстников. Оценка учителя является важным инструментом для формирования самооценки младшего школьника, с её помощью формируется отношения одноклассников друг к другу. Младшему школьнику необходима поддержка и положительное отношение к учёбе со стороны родителей. В младшем школьном возрасте особенность формирования самооценки, главным образом, зависит от учебно-воспитательного процесса.
Описать приёмы формирования самооценки у младшего школьника. Нами были описаны приёмы формирования самооценки у младшего школьника и считаем, что для формирования учебного действия самооценки наиболее результативными приёмами будут являться приёмы («Линеечки», «Рефлексия собственных действий», «Доска помощников», «Право на отметку», «Доска помощников», «Доска новых открытий с занесением авторства», Работа по индивидуальному плану, «Таблица»), используемые на уроках математики, так как именно уроки математики отличаются многообразными видами работ и дополнительного материала.
Опытно-экспериментальная работа по формированию учебного действия самооценки у младшего школьникапроводилась в 4 классе Муниципальногобюджетногообразовательного учреждения «Погодаевская СОШ №18 имени кавалера орденов «Красной звезды», «Отечественной войны» I и II степени, «Славы» II и III степени Соколова Андрея Степановича» села ПогодаевоЕнисейского района Красноярского края. Обучение в данной школе ведется по УМК «Школа России». Математика. 4 класс. Исследование проводилось с октября 2020 г. по май 2021 г. в два этапа. В исследовании принимали участие 7 учащихся из четвёртого класса.
При первичной диагностике было выявлено, что 65% (4 детей) показали высокий уровень сформированное™ учебного действия самооценки, 25% (2 человека) - средний уровень и у 10% (одного ребёнка) был выявлен низкий уровень учебного действия самооценки. Повторная диагностика показала динамику в результатах уровня сформированное™ учебного действия самооценки 85% (6 детей) учащихся имеют высокий уровень сформированное™ учебного действия самооценки у младших школьников, 15% (1 ребёнок) исследуемого класса имеют средний уровень сформированное™ учебного действия самооценки и низкий уровень не был обнаружен. На основе полученных данных считаем, что необходимо провести систему работы с использованием приёмов формирования учебного действия самооценки у младшего школьника на уроках математики. В результате решения нами были представлены методические рекомендации по использованию приёмов формирования учебного действия самооценки у младшего школьника на уроках математики.Нами были предложены приёмы, которые, на наш взгляд, наиболее эффективны для формирования учебного действия самооценки на уроках математики: «Таблицы», «Лесенка достижений», «Ладошки», «Что ты за птица?» и другие.
Повторная диагностика показала динамику в результатах уровня сформированное™ учебного действия самооценки 85% (6 детей) учащихся имеют высокий уровень сформированное™ учебного действия самооценки у младших школьников, 15% (1 ребёнок) исследуемого класса имеют средний уровень сформированное™ учебного действия самооценки и низкий уровень не был обнаружен.
Сравнивая результаты двух диагностик (первичной и повторной), мы увидели,что показатель высокого уровня самооценки стал выше на 20%, а средний показатель повысился до 10%, а низкий показатель уровня сформированное™ учебного действия самооценки снизился до 0%.
Это позволило нам сделать вывод о результативности проделанной нами работы.
Таким образом, задачи решены цель достигнута.


1. Александровская, Э. М. Личностные особенности младших школьников, испытывающих трудности в обучении / Э. М. Александровская // Психология учебной деятельности школьников. - 2017. - №11. - С.17-22.
2. Ананьев, Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания: избр. психол. труды / Б. Г. Ананьев. - Москва : Просвещение, 2016. - 119 с.
3. Андронова, О.С. Формирование УУД в рамках ФГОС / О.С. Андронова. - Режим доступа: URL: https://urok.1sept.ru/articles/nachalnaya- shkola/raznoe/2019/04/11/formirovanie-uud-v-ramkah-fgos (дата обращения: 28.10.2020).
4. Андрущенко, Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте / Т. Ю. Андрущенко // Вопросы психологии. - 2019. - №5. - С. 45-51.
5. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская / под ред. А.Г. Асмолова. - Москва : Просвещение, 2016. - С.35­37.
6. Архиреева, Т. В. Самооценка академической компетентности младших школьников / Т.В. Архиреева // Психологическая наука и образование: Электронный журнал 2009. - Режим доступа: URL: http://www/prognosis.ru/int_correspondent.html (дата обращения .15.09.2020).
7. Белобрыкина, О. А. Влияние социального окружения на развитие самооценки / О. А. Белобрыкина // Вопросы психологии. - 2016. - № 4. - С. 31-38.
8. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитания / Р. Бернс. - Москва : Прогресс, 2018. - 167 с.
9. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Л. И. Божович. - Санкт-Петербург :Питер, 2016. - 358 с.
10. Бороздина, Л. В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я- концепцией / Л. В. Бороздина // Вестник Московского ун-та. / Серия 14., Психология. - 2018. - №2. - С. 54-66.
11. Блонский, П.П. Психология младшего школьника / П.П.
Блонский. - Москва : Просвещение, 2015. - 325 с.
12. Буслович, А.А. Приёмы формирования учебного действия
самооценки у младшего школьника на уроках математики / А.А. Буслович. - Режим доступа: URL: https://znanio.ru/media/priyomy-formirovaniya-
uchebnogo-dejstviya-samootsenki-u-mladshih-shkolnikov-na-urokah-matematiki- 2691717 (дата обращения: 23.05.2021).
13. Васильева, Е. Н. Формирование учебной самооценки учащихся в начальной школе / Е.Н. Васильева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 26. - С. 411-415. - Режим доступа: URL: http://ekoncept.ru/2015/95367.htm. (дата обращения: 02.10.2020)
14. Витушкина, Э.В. Роль учителя в формировании самооценки у младших школьников / Э.В. Витушкина // Начальная школа. - 2019. - № 3. - С.41.
15. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский / под ред. В. В. Давыдова. - Москва : Просвещение, 2018. - 480 с....45


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ