ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ САМООЦЕНКИ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
|
Реферат
Введение 5
1 Теоретические основы формирования учебного действия самооценки
у младших школьников 8
1.1 Понятие «самооценка» в психолого-педагогическом
контексте 8
1.2 Особенности формирования самооценки у младшего школьника
на уроках математики 14
1.3 Характеристика приёмов формирования самооценки у младшего
школьника в учебной деятельности на уроках математики 22
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию учебного
действия самооценки у младшего школьника на уроках математики 30
2.1 Диагностика сформированное™ учебного действия самооценки у
младшего школьника 30
2.2 Система работы педагога по использованию приёмов
формирования учебного действия самооценки у младшего школьника на уроках математики 37
2.3 Методические рекомендации по формированию учебного
действия самооценки у младшего школьника на уроках математики 43
Заключение 51
Список использованных источников 54
Приложение А 59
Введение 5
1 Теоретические основы формирования учебного действия самооценки
у младших школьников 8
1.1 Понятие «самооценка» в психолого-педагогическом
контексте 8
1.2 Особенности формирования самооценки у младшего школьника
на уроках математики 14
1.3 Характеристика приёмов формирования самооценки у младшего
школьника в учебной деятельности на уроках математики 22
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию учебного
действия самооценки у младшего школьника на уроках математики 30
2.1 Диагностика сформированное™ учебного действия самооценки у
младшего школьника 30
2.2 Система работы педагога по использованию приёмов
формирования учебного действия самооценки у младшего школьника на уроках математики 37
2.3 Методические рекомендации по формированию учебного
действия самооценки у младшего школьника на уроках математики 43
Заключение 51
Список использованных источников 54
Приложение А 59
В современной системе образования вопрос оценивания приобретает новые конфигурации и содержание. В последние годы самооценка учащегося и оценка учителя результатов учебной деятельности приобрели самостоятельный статус вследствие распространения феномена оценивания в образовательном процессе школьного обучения.
Входящие в состав основных универсальных учебных действий содержит четыре блока (регулятивный, познавательный, коммуникативный, личностный) Федерального государственного образовательного стандарта. Управление действиями самооценки невозможно без овладения основных блоков: регулятивного и личностного. Каким образом и насколько дети школьного возраста освоили действия самооценки, и контроля зависит успешное обучение младших школьников [42].
Одной из существенных потребностей человека является потребность в самоутверждении, в необходимости найти своё место, утвердиться в роли члена социума не только в глазах окружающих, но и в собственных взглядах. Эта потребность сочетается с самооценкой. Педагогу необходимо понимать, что формирование самооценки у младших школьников - одна из важнейших задач на начальном этапе обучения, которая способствует формированию интересов в жизненной позиции, являющееся важнымэтапом в развитии личности учащихся.
Учёные, психологи, отечественные и зарубежные методисты отразили в своей работе проблему оценивания и оценивания, например, Б.Г. Ананьев [2], А.И. Липкина [41], А.Н. Леонтьев [33], Д.Б. Эльконин [45], П.П. Блонский [11], Л.С. Выготский [15], Л.И. Божович [9].
В начальных классах учёбы основное внимание уделяется умениям, навыкам и знаниям. Они не имеют направленности определять качество работы и оценивать личностное развитие детей младшего школьного возраста, поэтому учителя не обращают на это внимания. Тем не менее, между успехами в учебной деятельности и личностным развитием ребёнка существует взаимосвязь. В ходе учебной деятельности выступает множество противоречий, что требует введения приёмов формирования учебного действия самооценки у младшего школьника на уроках математики.
Исходя из обозначенной проблемы, сформулирована тема выпускной квалификационной работы: «Приёмы формирования учебногодействия самооценки у младшего школьника на уроках математики».
Цель исследования - теоретически описать и экспериментально проверить результативность приемов формирования учебного действия самооценки у младших школьников на уроках математики.
Объект исследования - формирование учебного действия самооценки у младшего школьника.
Предмет исследования - приёмы формирования учебного действия самооценки у младшего школьника на уроках математики.
Задачи исследования:
-проанализироватьпонятие «самооценка» в психолого-педагогическом контексте;
• охарактеризоватьособенности формирования самооценки младшего школьника;
• описать приёмы формирования самооценки у младшего школьника;
• провести опытно-экспериментальную работу по формированию учебного действия самооценки у младшего школьника.
Методы исследования: анализ педагогической, психологической и научно-методической литературы; подбор инструментария; анализ; обобщение.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по вопросу приёмов формирования учебного действия самооценки у младших дошкольников на уроках математики; предоставлены методические рекомендации по рассматриваемой теме. Материалы выпускной квалификационной работы можно использовать педагогам начального образования, родителям. Также представленная работа может быть использована студентами при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ.
Апробация и внедрение результатов исследования: основные положения и выводы исследования отражены в статье «Приёмы формирования учебного действия самооценки у младшего школьника на уроках математики», опубликованной на сайте Знанио (23.05.2021) [12].
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих по три параграфа, заключения, 5 рисунков, 17 таблиц и списка использованных источников, который включает 45 наименований.
Объём выпускной квалификационной работы составляет 63 страницы.
Входящие в состав основных универсальных учебных действий содержит четыре блока (регулятивный, познавательный, коммуникативный, личностный) Федерального государственного образовательного стандарта. Управление действиями самооценки невозможно без овладения основных блоков: регулятивного и личностного. Каким образом и насколько дети школьного возраста освоили действия самооценки, и контроля зависит успешное обучение младших школьников [42].
Одной из существенных потребностей человека является потребность в самоутверждении, в необходимости найти своё место, утвердиться в роли члена социума не только в глазах окружающих, но и в собственных взглядах. Эта потребность сочетается с самооценкой. Педагогу необходимо понимать, что формирование самооценки у младших школьников - одна из важнейших задач на начальном этапе обучения, которая способствует формированию интересов в жизненной позиции, являющееся важнымэтапом в развитии личности учащихся.
Учёные, психологи, отечественные и зарубежные методисты отразили в своей работе проблему оценивания и оценивания, например, Б.Г. Ананьев [2], А.И. Липкина [41], А.Н. Леонтьев [33], Д.Б. Эльконин [45], П.П. Блонский [11], Л.С. Выготский [15], Л.И. Божович [9].
В начальных классах учёбы основное внимание уделяется умениям, навыкам и знаниям. Они не имеют направленности определять качество работы и оценивать личностное развитие детей младшего школьного возраста, поэтому учителя не обращают на это внимания. Тем не менее, между успехами в учебной деятельности и личностным развитием ребёнка существует взаимосвязь. В ходе учебной деятельности выступает множество противоречий, что требует введения приёмов формирования учебного действия самооценки у младшего школьника на уроках математики.
Исходя из обозначенной проблемы, сформулирована тема выпускной квалификационной работы: «Приёмы формирования учебногодействия самооценки у младшего школьника на уроках математики».
Цель исследования - теоретически описать и экспериментально проверить результативность приемов формирования учебного действия самооценки у младших школьников на уроках математики.
Объект исследования - формирование учебного действия самооценки у младшего школьника.
Предмет исследования - приёмы формирования учебного действия самооценки у младшего школьника на уроках математики.
Задачи исследования:
-проанализироватьпонятие «самооценка» в психолого-педагогическом контексте;
• охарактеризоватьособенности формирования самооценки младшего школьника;
• описать приёмы формирования самооценки у младшего школьника;
• провести опытно-экспериментальную работу по формированию учебного действия самооценки у младшего школьника.
Методы исследования: анализ педагогической, психологической и научно-методической литературы; подбор инструментария; анализ; обобщение.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по вопросу приёмов формирования учебного действия самооценки у младших дошкольников на уроках математики; предоставлены методические рекомендации по рассматриваемой теме. Материалы выпускной квалификационной работы можно использовать педагогам начального образования, родителям. Также представленная работа может быть использована студентами при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ.
Апробация и внедрение результатов исследования: основные положения и выводы исследования отражены в статье «Приёмы формирования учебного действия самооценки у младшего школьника на уроках математики», опубликованной на сайте Знанио (23.05.2021) [12].
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих по три параграфа, заключения, 5 рисунков, 17 таблиц и списка использованных источников, который включает 45 наименований.
Объём выпускной квалификационной работы составляет 63 страницы.
В результате нашего исследования мы пришли к следующему выводу, что самооценка - это знание человеком себя и своего отношения к себе в целостности, отношения окружающих людей.
В ходе исследования по теме «Приёмы формирования учебного действия самооценки у младших школьников на уроках математики» нами были решены следующие задачи:
Проанализироватьпонятие «самооценка» в психолого-педагогическом контексте. Решением задачи явилось то, что в нашем исследовании мы опирались на формулировку Д.Б. Эльконина, который считает, что самооценка - оценка личностью самой себя, своих качеств, потенциалов и места среди окружающих людей. По нашему мнению, это не только наиболее важная и более изученная в психологии сторона самосознания личности, но и она соответствует образовательной стороне, которая рассматривается нами в исследовании. Мы пришли к выводу, что успешная учебная деятельность младшего школьника зависит от понимания своих возможностей и реализации их в добросовестном выполнении школьных заданий.
Охарактеризоватьособенности формирования самооценки младшего школьника. Мы пришли к выводу, что формирование самооценки младшего школьника характеризуется такими особенностями, объединяющими поступление в школу - смена ведущей деятельности: игровая деятельность, являющаяся ведущей деятельностью дошкольника, сменяется на учебную деятельность - ведущую деятельность младшего школьника. Младший школьник отличается зависимостью от оценок учителя, родителей и сверстников. Оценка учителя является важным инструментом для формирования самооценки младшего школьника, с её помощью формируется отношения одноклассников друг к другу. Младшему школьнику необходима поддержка и положительное отношение к учёбе со стороны родителей. В младшем школьном возрасте особенность формирования самооценки, главным образом, зависит от учебно-воспитательного процесса.
Описать приёмы формирования самооценки у младшего школьника. Нами были описаны приёмы формирования самооценки у младшего школьника и считаем, что для формирования учебного действия самооценки наиболее результативными приёмами будут являться приёмы («Линеечки», «Рефлексия собственных действий», «Доска помощников», «Право на отметку», «Доска помощников», «Доска новых открытий с занесением авторства», Работа по индивидуальному плану, «Таблица»), используемые на уроках математики, так как именно уроки математики отличаются многообразными видами работ и дополнительного материала.
Опытно-экспериментальная работа по формированию учебного действия самооценки у младшего школьникапроводилась в 4 классе Муниципальногобюджетногообразовательного учреждения «Погодаевская СОШ №18 имени кавалера орденов «Красной звезды», «Отечественной войны» I и II степени, «Славы» II и III степени Соколова Андрея Степановича» села ПогодаевоЕнисейского района Красноярского края. Обучение в данной школе ведется по УМК «Школа России». Математика. 4 класс. Исследование проводилось с октября 2020 г. по май 2021 г. в два этапа. В исследовании принимали участие 7 учащихся из четвёртого класса.
При первичной диагностике было выявлено, что 65% (4 детей) показали высокий уровень сформированное™ учебного действия самооценки, 25% (2 человека) - средний уровень и у 10% (одного ребёнка) был выявлен низкий уровень учебного действия самооценки. Повторная диагностика показала динамику в результатах уровня сформированное™ учебного действия самооценки 85% (6 детей) учащихся имеют высокий уровень сформированное™ учебного действия самооценки у младших школьников, 15% (1 ребёнок) исследуемого класса имеют средний уровень сформированное™ учебного действия самооценки и низкий уровень не был обнаружен. На основе полученных данных считаем, что необходимо провести систему работы с использованием приёмов формирования учебного действия самооценки у младшего школьника на уроках математики. В результате решения нами были представлены методические рекомендации по использованию приёмов формирования учебного действия самооценки у младшего школьника на уроках математики.Нами были предложены приёмы, которые, на наш взгляд, наиболее эффективны для формирования учебного действия самооценки на уроках математики: «Таблицы», «Лесенка достижений», «Ладошки», «Что ты за птица?» и другие.
Повторная диагностика показала динамику в результатах уровня сформированное™ учебного действия самооценки 85% (6 детей) учащихся имеют высокий уровень сформированное™ учебного действия самооценки у младших школьников, 15% (1 ребёнок) исследуемого класса имеют средний уровень сформированное™ учебного действия самооценки и низкий уровень не был обнаружен.
Сравнивая результаты двух диагностик (первичной и повторной), мы увидели,что показатель высокого уровня самооценки стал выше на 20%, а средний показатель повысился до 10%, а низкий показатель уровня сформированное™ учебного действия самооценки снизился до 0%.
Это позволило нам сделать вывод о результативности проделанной нами работы.
Таким образом, задачи решены цель достигнута.
В ходе исследования по теме «Приёмы формирования учебного действия самооценки у младших школьников на уроках математики» нами были решены следующие задачи:
Проанализироватьпонятие «самооценка» в психолого-педагогическом контексте. Решением задачи явилось то, что в нашем исследовании мы опирались на формулировку Д.Б. Эльконина, который считает, что самооценка - оценка личностью самой себя, своих качеств, потенциалов и места среди окружающих людей. По нашему мнению, это не только наиболее важная и более изученная в психологии сторона самосознания личности, но и она соответствует образовательной стороне, которая рассматривается нами в исследовании. Мы пришли к выводу, что успешная учебная деятельность младшего школьника зависит от понимания своих возможностей и реализации их в добросовестном выполнении школьных заданий.
Охарактеризоватьособенности формирования самооценки младшего школьника. Мы пришли к выводу, что формирование самооценки младшего школьника характеризуется такими особенностями, объединяющими поступление в школу - смена ведущей деятельности: игровая деятельность, являющаяся ведущей деятельностью дошкольника, сменяется на учебную деятельность - ведущую деятельность младшего школьника. Младший школьник отличается зависимостью от оценок учителя, родителей и сверстников. Оценка учителя является важным инструментом для формирования самооценки младшего школьника, с её помощью формируется отношения одноклассников друг к другу. Младшему школьнику необходима поддержка и положительное отношение к учёбе со стороны родителей. В младшем школьном возрасте особенность формирования самооценки, главным образом, зависит от учебно-воспитательного процесса.
Описать приёмы формирования самооценки у младшего школьника. Нами были описаны приёмы формирования самооценки у младшего школьника и считаем, что для формирования учебного действия самооценки наиболее результативными приёмами будут являться приёмы («Линеечки», «Рефлексия собственных действий», «Доска помощников», «Право на отметку», «Доска помощников», «Доска новых открытий с занесением авторства», Работа по индивидуальному плану, «Таблица»), используемые на уроках математики, так как именно уроки математики отличаются многообразными видами работ и дополнительного материала.
Опытно-экспериментальная работа по формированию учебного действия самооценки у младшего школьникапроводилась в 4 классе Муниципальногобюджетногообразовательного учреждения «Погодаевская СОШ №18 имени кавалера орденов «Красной звезды», «Отечественной войны» I и II степени, «Славы» II и III степени Соколова Андрея Степановича» села ПогодаевоЕнисейского района Красноярского края. Обучение в данной школе ведется по УМК «Школа России». Математика. 4 класс. Исследование проводилось с октября 2020 г. по май 2021 г. в два этапа. В исследовании принимали участие 7 учащихся из четвёртого класса.
При первичной диагностике было выявлено, что 65% (4 детей) показали высокий уровень сформированное™ учебного действия самооценки, 25% (2 человека) - средний уровень и у 10% (одного ребёнка) был выявлен низкий уровень учебного действия самооценки. Повторная диагностика показала динамику в результатах уровня сформированное™ учебного действия самооценки 85% (6 детей) учащихся имеют высокий уровень сформированное™ учебного действия самооценки у младших школьников, 15% (1 ребёнок) исследуемого класса имеют средний уровень сформированное™ учебного действия самооценки и низкий уровень не был обнаружен. На основе полученных данных считаем, что необходимо провести систему работы с использованием приёмов формирования учебного действия самооценки у младшего школьника на уроках математики. В результате решения нами были представлены методические рекомендации по использованию приёмов формирования учебного действия самооценки у младшего школьника на уроках математики.Нами были предложены приёмы, которые, на наш взгляд, наиболее эффективны для формирования учебного действия самооценки на уроках математики: «Таблицы», «Лесенка достижений», «Ладошки», «Что ты за птица?» и другие.
Повторная диагностика показала динамику в результатах уровня сформированное™ учебного действия самооценки 85% (6 детей) учащихся имеют высокий уровень сформированное™ учебного действия самооценки у младших школьников, 15% (1 ребёнок) исследуемого класса имеют средний уровень сформированное™ учебного действия самооценки и низкий уровень не был обнаружен.
Сравнивая результаты двух диагностик (первичной и повторной), мы увидели,что показатель высокого уровня самооценки стал выше на 20%, а средний показатель повысился до 10%, а низкий показатель уровня сформированное™ учебного действия самооценки снизился до 0%.
Это позволило нам сделать вывод о результативности проделанной нами работы.
Таким образом, задачи решены цель достигнута.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЯ КОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Формирование действий контроля у детей младшего школьного
возраста на уроках математики
Главы к дипломным работам, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2018 - Развитие личностных качеств младших школьников на уроках математики (Педагогика начального образования)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2019 - Формирование контрольно оценочной деятельности у детей младшего школьного возраста на уроках математики
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ПРАВИЛ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ УМЕНИЙ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ УРОВНЯ САМОКОНТРОЛЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023





