Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования воспитательного пространства в детском оздоровительном лагере
1.1. Воспитание как основная педагогическая категория 14
1.2. Сущностная характеристика понятия «воспитательное
пространство в детском оздоровительном лагере» 22
1.3. Моделирование воспитательного пространства в детском
оздоровительном лагере 35
Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка модели воспитательного
пространства в детском оздоровительном лагере
2.1. Мониторинг воспитательного пространства: субъекты и
объекты 54
2.2. Содержание и ход формирующего эксперимента 67
2.3. Социально-педагогические условия создания и развития
воспитательного пространства в детском оздоровительном лагере 84
Заключение 103
Литература 106
Приложения 1-8 112
Современная социально-экономическая ситуация в Российской Федерации определяет приоритеты развития системы образования, выделяя в качестве стратегической цели национального развития заботу о детях. Особую социальную значимость приобретает воспитание подрастающего поколения, формирование у детей базовых национальных ценностей, положительного социокультурного опыта. В этой связи повышается ответственность за воспитание всех субъектов гражданского сообщества, семьи, образовательных организаций, учреждений культуры, спорта, общественных организаций, средств массовой информации, что нашло свое отражение в Стратегии развития воспитания в России до 2025 года.
Пристальное внимание сегодня уделяется вопросам организации досуга детей с целью нивелирования негативных процессов, существующих в духовной и культурной жизни общества,
Право детей и подростков на развивающий отдых и досуг отражено в нормативных и концептуальных документах международного и российского уровней (Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и др., правительственные программы и постановления:«Национальная доктрина образования в России на период до 2025 г.», «Наша новая школа», «Типовое положение о детском оздоровительном лагере от 16 февраля 2011 г.» и др.). Так, в Конвенции о правах ребенка подчеркивается, что государства признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекающих мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством; поощряется право ребёнка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни.
В современной системе отечественного образования большая роль в организации развивающей досуговой деятельности детей и подростков отводиться организациям дополнительного образования. Дополнительное образование способствует социализации детей и подростков путем разработки и реализации вариативных образовательных программ, апробации и внедрении новых подходов и технологий воспитания в социально-педагогическую практику.
В системе дополнительного образования особое место занимают детские оздоровительные лагеря. Ежегодно организованными формами отдыха и оздоровления в России охвачено около 8,6 млн. детей и подростков.
Деятельность детских оздоровительных лагерей связана с реализацией оздоровительной и воспитательной функций, в их воспитательном пространстве осуществляется возможность включения детей в разнообразные виды деятельности, в которых осуществляется передача социального и культурного опыта, формирование ценностей, социальных норм и отношений.
Однако необходимо отметить, что на сегодняшний день потенциал данного типа образовательных организаций используется не в полной мере. Уникальность детских оздоровительных лагерей состоит в разработке содержания их деятельности, технологий и методик организации жизнедеятельности временных детских объединений, функционирующих на принципах самоуправления и соуправления на основе законов и традиций, разработанных и принятых детско-взрослым сообществом, коллегиальности, транслировании и формировании базовых национальных ценностей...
Как показывает анализ нормативно-правовой базы, программных документов федерального и регионального уровней в сфере образования воспитание и социализации детей по-прежнему является актуальной проблемой современного общества, решение которой обусловлено внешними и внутренними вызовами современной действительности.
В изученных психолого-педагогических исследованиях при всем многообразии понимания процессов социализации и воспитания есть ключевые положения, которые присутствуют в большинстве педагогических концепций. Воспитание и социализации процессы нелинейные, а многосторонние, рассматривать эти процессы необходимо в рамках существующей действительности во взаимодействии всех субъектов воспитания и социализации.
Развитие современной педагогической науки привело к разработке и внедрению в педагогическую практику таких понятий как педагогическая система, ее разновидность со специфичными характеристиками воспитательная система, и как особый вид воспитательной системы - воспитательное пространство.
Наличие воспитательного пространства в образовательных организациях различного вида и типа создает действительность, в которой успешно реализуются субъект-субъектные отношения между ее участниками, а следовательно успешно формируется субъектность ребенка, как полноправного хозяина своей жизни.
Создание и развитие воспитательного пространства в детском оздоровительном лагере есть закономерный процесс, который определяется развитием непрерывности образования в современных условиях и повышением воспитательного потенциала всех элементов российской образовательной системы.
Определение сущностных характеристик воспитательного
пространства в детском оздоровительном лагере позволило разработать его103
модель, состоящую из неразрывно связанных между собой компонентов - подпространств: подпространство (мир) детей, средовое подпространство, подпространство деятельности, субъектное подпространство,
подпространство (мир) взрослых.
Разработанная модель является универсальной моделью поскольку, с одной стороны она является логически завершенной и представляет собой законченную модель создания и развития воспитательного пространства в детском оздоровительном лагере, с другой стороны, ее структурные компоненты позволяют гибко учитывать особенности каждого лагеря и создавать воспитательное пространство свойственное только нему.
Мониторинговые исследования подтвердили правильность
разработанной модели. Воспитательное пространство в детском оздоровительном лагере считается созданным тогда, когда дети принимают его как собственное пространства жизнедеятельности, которое наполнено событиями, позволяющими им найти ответы на волнующие вопросы, осмыслить значимые жизненные ситуации, в котором сложилось и развивается детско-взрослое сообщество на основе субъект-субъектных отношений.
Полученные в ходе мониторинга данные показали, что в ходе реализации модели воспитательного пространства дети в детском оздоровительном лагере чувствуют себя комфортно, могут влиять на ход событий, являются активными осознанными субъектами создания и развития воспитательного пространства, хотят вернуться в лагерь снова.
В ходе формирующего эксперимента модель воспитательного пространства в детском оздоровительном лагере была реализована в рамках программы «Академия РОСТА». Программа лагеря является логически организованной взаимосвязью всех компонентов воспитательного пространства в детском оздоровительном лагере и последовательное взаимодействие всех его субъектов по реализации модели создания и развития воспитательного пространства в детском оздоровительном лагере.
Реализация программы подтвердила, что создание и развитие воспитательного пространства возможно в том случае, когда жизнедеятельность в лагере строиться на интересах, ожиданиях, активности, взаимодействие всех его субъектов, что отвечает сущностным характеристикам воспитательного пространства в детском оздоровительном лагере.
В ходе формирующего эксперимента реализации модели воспитательного пространства были выявлены социально-педагогические условия его создания и развития: наличие нормативно-правовой базы по организации деятельности детских оздоровительных лагерей, учет вида и типа лагеря, учет индивидуальных особенностей детей, готовность педагогов к участию в создании и развитии воспитательного пространства, тематическое содержание смены, социальное партнерство.
Однако, результаты формирующего эксперимента, мониторинговые исследования определили ряд направлений дальнейших исследований: уточнение структуры и инфраструктуры как всего воспитательного пространства в целом, так и каждого его компоненты, разработка и апробация механизмов по расширению поля социального партнерства и привлечению новых субъектов к созданию и развитию воспитательного пространства, разработка методических рекомендаций и материалов по реализации модели воспитательного пространства, создание программы подготовки педагогов для работы по созданию и развитию воспитательного пространства.
1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М.: Изд. Дом Ш. Амонашвили, 1996. - 494 с.
2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1. - Казань: Изд-во КГУ, 1996. - 568 с.
3. Антонов В.Н. Педагогические условия деятельности детских оздоровительно-образовательных лагерей в современных условиях: Автореферат дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург: 1997. - 22 с.
4. БайбородоваЛ.Б. Педагогические основы регулирования
социального взаимодействия в разновозрастныхгруппах учащихся: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. -Казань: 1994. - 35 с.
5. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательная работа в детском загородном лагере. - Ярославль: Академия развития, 2003. - 254 с.
6. Бедерханова В. Личностно-ориентированное образование в детскомлагере // Новые ценности образования: Философия и педагогика каникул. Вып. 8. - М.: Инноватор, 1998. - С.38-44.
7. Безрукова В.С. Педагогика. Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: «Феликс». 2013. - 381 с.
8. БелкинА.С. Педагогика детства. - Екатеринбург: «Сократ», 1995. - 152 с.
9. БелухинД.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. - М.: Изд-во ин-та практич. психологии, 1996. - 320 с.
10. БережнаяИ.Ф. Формирование социальных ориентаций подростков в детском загородном лагере: Автореферат дис. ... канд. пед. наук. - Воронеж: 1998. - 23 с.
11. Беспалько В.П. О возможностях системного подхода в
педагогике // Сов.педагогика. 1990. - №7. - С. 59-60.
12. БондаревскаяЕ.В. Гуманистическая парадигма личностно
ориентированного образования // Педагогика. 1997. - №4. — С. 11-17.
13. Бутов В.Н. Воспитание активной позиции подростков в процессе общественно полезной деятельности в п/л. Автореф. дис. ... канд.пед.наук. - М., 1983. - 16 с.
14. ВолгуновВ.А. Триединая основа деятельности детских оздоровительных лагерей // Перспектива 4. Межвузовский сборник научных трудов молодых ученых. Арзамас: АГПИ, 2004. - С. 98-104.
15. Волохов. А.В. Содержательные направления программ детских
оздоровительных лагерей / Народное образование, 2016 .- №2-3 .
С. 184-186...70