Введение 3
1 Теоретические основы работы над сжатым изложением как средством
формирования универсальных учебных действий 5
1.1 Сжатое изложение как вид учебного задания по формированию
универсальных учебных действий 5
1.2 Педагогический опыт по написанию сжатого изложения на уроках
русского языка 10
2 Методические аспекты формирования универсальных учебных действий на
основе работы над сжатым изложением 18
2.1 Анализ школьных учебников по русскому языку на предмет выявления
содержания работы над сжатым изложением 18
2.2 Констатирующий эксперимент 29
2.3 Приемы работы над сжатым изложением как средством формирования
универсальных учебных действий 35
Заключение 47
Список использованных источников 49
Приложение А 54
Приложение Б
В настоящее время большое внимание уделяется метапредметным результатам образования. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом одна из главных задач школьного курса русского языка - формирование коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся. В данном контексте большую роль играет такой вид учебного задания как сжатое изложение. Стоит отметить, что сжатое изложение - это не просто пересказ, это создание нового текста на основе предложенного. Написание сжатого изложения требует от обучающихся умения воспринимать и перерабатывать информацию, видеть главное, строить логические связи, формулировать мысль. Все эти умения необходимы для полноценной коммуникации и личностного развития. Именно социальной значимостью и необходимостью повышения речевой культуры обусловлена актуальность данной работы.
Цель работы - теоретически обосновать и разработать приемы работы над сжатым изложением, направленные на формирование универсальных учебных действий.
Объект: процесс формирования универсальных учебных действий у обучающихся.
Предмет: приемы работы над сжатым изложением как средством формирования универсальных учебных действий у обучающихся.
Задачи:
1) охарактеризовать сжатое изложение как вид учебного задания по формированию универсальных учебных действий;
2) описать педагогический опыт по написанию сжатого изложения на уроках русского языка;
3) проанализировать школьные учебники по русскому языку на предмет выявления содержания работы над сжатым изложением;
4) провести констатирующий эксперимент по выявлению у обучающихся трудностей при написании сжатого изложения;
5) разработать приемы работы над сжатым изложением как средством формирования универсальных учебных действий.
Методологическую основу исследования составили работы М.Т. Баранова [4], Т.А. Ладыженской [15], М.Р. Львова [16].
В ходе исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ научной и методической литературы, обобщение, констатирующий эксперимент, обработка статистических данных.
Апробация. Отдельные материалы работы были апробированы:
1) в форме доклада «Сжатое изложение как средство формирования универсальных учебных действий у обучающихся» на Всероссийском молодежном научном форуме «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (г. Лесосибирск, 8 ноября 2022 г.);
2) в форме доклада «Приемы работы над сжатым изложением» на Всероссийском молодежном научном форуме «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты»(11 апреля 2023 г.).
3) в форме статьи на тему «Сжатое изложение как средство формирования универсальных учебных действий у обучающихся» в сборнике научных статей II Всероссийского молодёжного научного форума «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (Красноярск, 2023).
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (41 наименование), двух приложений. Общий объем работы - 53 страницы основного текста.
В ходе выполнения выпускного квалификационного исследования нами были сделаны следующие выводы.
Сжатое изложение - один из наиболее сложных видов изложения, целью которого является передать главную мысль текста, опуская подробности и детали.
При обучении написанию сжатого изложения используются следующие виды работ: озаглавливание текста; выделение ключевых слов в тексте; деление текста на смысловые части; определение стилистической окраски текста; формулирование главной мысли; составление плана текста; распределение информации на первичную и вторичную и т.д.
Нами был проведен опрос среди обучающихся, которым были предложены вопросы и задания с целью проверки сформированности необходимых умений для написания сжатого изложения. Результаты проведенного исследования показали, что у школьников имеются трудности при написании сжатого изложения, над которыми необходимо работать. Кроме того, были опрошены учителя общеобразовательных школ, которые подтвердили наличие у школьников затруднений при выполнении данного вида учебного задания и предложили типы упражнений, направленные на совершенствование навыка написания сжатого изложения.
В рамках выпускной квалификационной работы нами предложены приемы работы над сжатым изложением как средством формирования универсальных учебных действий. Предложенные приемы разделены на три группы и направлены на формирование следующих умений:
1) умение воспринимать информацию на слух;
2) умение работать с содержанием текста и перерабатывать информацию;
3) умение использовать способы сжатия текста.
На наш взгляд, использование предложенных приемов будет формировать следующие универсальные учебные действия: навыки связной речи, умение передавать воспринятую информацию лаконично, при этом не упустив важных деталей, умение видеть основную идею высказывания и определять его коммуникативную задачу, построение собственного высказывания в соответствии с преследуемой целью, разделение информации на главную и второстепенную, умение передавать осмысленный текст собственными словами.
Таким образом, можно заключить, что поставленные задачи выполнены, цель - достигнута.
1. Алимбекова, А.И. Как писать изложение в школе / А.И. Алимбекова // Русский язык в школе. - 2002. - № 29. - с. 24-26.
2. Артемьева, О.Н. Сжатое изложение как этап подготовки к сочинению / О.Н. Артемьева // Русский язык в школе. - 2010. - № 11. - С. 31¬36.
3. Архипова, Е.В. Основы методики развития речи учащихся: учебник и практикум для вузов / Е.В. Архипова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт,2017. - с. 150-156.
4. Баранов, М.Т. Научно-методические основы обогащения словарного запаса школьника в процессе изучения русского языка / М.Т. Баранов. - Москва, 2005. - 135 с.
5. Бариева, Г.Р. Система работы над сжатым изложением / Г. Р. Бариева // Русский язык в школе. - 2016. - № 6. - С.33-36.
6. Борисенко, Н.А. Лекция №2. Современные подходы к написанию изложения / Н.А. Борисенко // Русский язык // Первое сентября. - 2018. - №18. -С.3-10.
7. Волкова, А.В. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9 классе: методика и практика / А.В. Волкова, Е.В. Кузнецова, Н.А. Шапиро, Е. Ю. Шувалова // Русский язык // Первое сентября. - 2019. - № 18. - с. 26-34.
8. Гладышева, М.С. Работа с зачином текста при подготовке к написанию сжатого изложения по русскому языку в 9 классе / М.С. Гладышева // Филологические науки: вопросы теории и практики. - 2021. - № 12. - С. 4036-4041.
9. Добротина, И.Н. Содержательные и языковые способы сокращения текста / И.Н. Добротина // Русский язык. - 2008. - № 21. - с. 11-15.
10. Добротина, И.Н. Обучение приемам содержательной компрессии текста как этап подготовки к сжатому изложению / И.Н. Добротина // Русский язык в школе. - 2009. - № 3. - С. 11-18.
11. Евграфова, С.М. Секреты изложений / С.М. Евграфова // Русский язык в школе. - 2019. - № 34. - с. 6-10.
12. Ивченков, П.Ф. Обучающие изложения : 5-9-е классы : пособие для учителя / П.Ф. Ивченков. - Москва : Просвещение, 1993. -223 с. - ISBN 5-09-003892-9.
13. Ипполитова, Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе: Учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.А. Ипполитова. - Москва : Флинта, Наука. - 1998. - с. 68-83.
14. Кучкарова, М.А. Формирование языковых компетенций при работе
над сжатым изложением / М.А. Кучкарова, Т.Н. Юркина // 21 век: фундаментальная наука и технологии : материалы докладов XXIII
международной научно-практической конференции / LuluPress,Inc. - Morrisville, 2020. - С. 120-122.
15. Ладыженская, Т.А. Система работы работы по развитию связной речи учащихся /Т.А. Ладыженская. - Москва : Просвещение, 2015. - 256 с.
16. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - 10-е изд., стер. - Москва : Академия, 2017. - 461 с. - ISBN 978-5-4468-4103-5.
17. Мартынова, Л.А. Подготовка к экзаменационному изложению в 9 классе / Л.А. Мартынова. - Москва : Айрис-Пресс, 2005. - С. 167-183.
18. Михайлова, В.М. Выделение главной мысли в тексте / В. М. Михайлова // Русский язык в школе. - 2016. - №3. - с. 4-8.
19. Морозова, И.Д. Виды изложений и методика их проведения / И. Д. Морозова. - Москва : Просвещение, 2014 - 125 с.
20. Нефедова, Н.А. Методические рекомендации по обучению школьников написанию сжатого изложения / Н.А. Нефедова, Е.Л. Алешникова, Н.А. Петрова, Ю.А. Чадина, Е.В. Заяц // Образование в современной школе. - 2012. - № 1. - С. 40-46.
21. Пулялина, Л.М. Подготовка к сжатому изложению. 9 класс / Л. М. Пулялина // Русский язык. - 2018.- № 23. - С.14-21.
22. Русский язык : 5 класс: учебник для общеобразовательных
учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; под редакцией Н.М. Шанского. - Москва : Просвещение, 2012. - 192 с. - ISBN 978-5-09-020480-4.
23. Русский язык : 5 класс: учебник для общеобразовательных
учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; под редакцией Н.М. Шанского. - Москва : Просвещение, 2012. - 176 с. - ISBN 978-5-09-020483-5.
24. Русский язык : 6 класс: учебник для общеобразовательных
организаций. В 2 ч. Ч. 1 / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; под редакцией Н.М. Шанского. - 5-е изд. - Москва : Просвещение, 2015. - 191 с. - ISBN 978-5-09-032988-0.
25. Русский язык : 6 класс: учебник для общеобразовательных
организаций. В 2 ч. Ч. 2 / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; под редакцией Н.М. Шанского. - 5-е изд. - Москва : Просвещение, 2015. -
175 с. - ISBN 978-5-09-032990-3.
26. Русский язык : 7 класс : учебник для общеобразовательных
организаций. В 2 ч. Ч. 1 / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; под редакцией Н.М. Шанского. - 3-е изд. - Москва : Просвещение, 2021. -
176 с. - ISBN 978-5-09-078902-8.
27. Русский язык : 7 класс : учебник для общеобразовательных
организаций. В 2 ч. Ч. 2 / М.Т. Баранов и др.; под редакцией Н.М. Шанского. -
Москва : Просвещение, 2019. - 143 с. - ISBN 978-5-09-070481-6.
28. Русский язык : 8 класс : учебник для общеобразовательных
организаций / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина,
О.М. Александрова; под редакцией Н.М. Шанского.- 4-е изд. - Москва : Просвещение, 2017. - 271 с. - ISBN 978-5-09-046554-0.
29. Русский язык : 9 класс : учебник для общеобразовательных
организаций / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина,
О. М. Александрова; под редакцией Н.М. Шанского.- Москва : Просвещение, 2014. - 207 с. - ISBN 978-5-09-024542-5.
30. Русский язык. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе / Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, С. И. Львова, Т.Н. Роговик. - Москва : Просвещение. - 2010. - с. 87-93.
31. Русский язык. Сборник текстов для изложений.5-9 классы / сост. М. Ю. Артёмов. - 2-е изд.,: 159 с. - Москва : ВАКО, 2021.- ISBN 978-5-408¬05478-7.
32. Силантьева, М.С. Элитарная языковая личность в профессиональном дискурсе : специальность 10.02.19 «Теория языка» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Марина Сергеевна Силантьева ; Пермский государственный университет. - Пермь, 2012. - 22 с.
33. Смирнягина, М.В. Сжатое изложение: проблемы и пути их решения / М. В. Смирнягина // Актуальные проблемы филологии. - 2019. - № 19. - С. 152-161.
34. Степанова, Л.С. Методические рекомендации для экспертов по
проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников IX классов общеобразовательных учреждений / Л.С. Степанова, И. П. Цыбулько. - Москва : Федеральный институт педагогических
измерений. - 2016. - с. 28-35.
35. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования : Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 11.12.2020) // ФГОС : официальный сайт. - URL:https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo(дата обращения: 23.01.2023).
36. Хаустова, Д.А. Работа с текстом при подготовке к сжатому изложению в IX классе / Д.А. Хаустова // Русский язык в школе. - 2010. - №
1. - С. 17-22.
37. Хоруженко, В.А. Из опыта обучения сжатому изложению на уроках родного языка в условиях внедрения ФГОС / В.А. Хоруженко, Л.М. Чевелева // Актуальные вопросы обучения русскому (родному) языку : материалы Межрегиональной конференции / Рязанский государственный университет им. С. А. Есенина. - Рязань, 2015. - С. 379-382.
38. Черемисина, Н.А. Как подготовить сжатое изложение текста / Н. А. Черемисина // Начальная школа. - 2009. - № 1. - С. 46-50.
39. Черемисина, Н.А. Развитие точности и лаконичности связной речи в процессе обучения сжатому изложению / Н. А. Черемисина // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. - С. 208-212.
40. Швец, Н.И. Сжатое изложение как средство формирования универсальных учебных действий (из опыта использования разных техник написания изложения) / Н.И. Швец // Векторы развития филологии в контексте модернизации современного филологического образования : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «XXV Кудрявцевские педагогические чтения» / Иркутский государственный университет. - Иркутск, 2018. - С. 164-169.
41. Юртаев, С.В. Совершенствование смыслового восприятия текста при обучении сжатому изложению / С.В. Юртаев // Начальная школа. - 2014. - № 4. - С. 50-54.