Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие действия моделирования у обучающихся третьих классов в педагогической мастерской по литературному чтению

Работа №150879

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2020
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические основы разработки мастерской по моделированию в предмете «литературное чтение» для обучающихся третьих классов 7
1.1Основы учебного моделирования в современной педагогической теории и
практике 7
1.2 Педагогические мастерские в начальной школе: принципы и этапы
построения в предметной области литературного чтения 13
1.3 Психолого-педагогические особенности обучающихся третьих классов,
связанные с развитием действия моделирования и теоретического (аналитического) мышления 17
2 Обоснование, разработка и апробация моделирования в литературном чтении для обучающихся третьих классов на внеурочных занятиях 22
2.1 Обоснование и составление методической разработки по организации
проведения занятий в мастерской по литературному чтению 22
2.2 Методы, организация и проверка эффективности разработанных занятий, направленных на развитие действия моделирования обучающихся 3-х классов 29
Заключение 49
Список использованных источников51
Приложение А-Д 55-65

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее ФГОС НОО) утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 N 373 (ред. от 31.12.2015) введено понятие универсальные учебные действия (УУД), которые направлены на формирование надпредметных умений в любой сфере обучения и деятельности.
На начальной ступени образования закладывается фундамент дальнейшего успешного развития личности: способность обучающегося в дальнейшем защищать и отстаивать свою точку зрения, систематизировать получаемые знания и использовать их в различных сферах деятельности, самостоятельно приходить к творческому решению различных жизненных задач, их осмыслению, анализу.
Напредметные умения формируются в деятельностном подходе (в том числе при работе с действием моделирования) в начальном общем образовании. Подход направлен на подготовку обучающихся к самостоятельному решению реальных жизненных ситуаций. Ключевым критерием деятельностного подхода является создание условий для возможности развития школьников и раскрытие уникальности и индивидуальности ребенка.
Во ФГОС НОО подчёркивает значимость использования знаково­символических средств для формирования результата, связанного с моделированием: «использование знаково-символических средств
представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач».
Но формирование метапредметных результатов предполагается не только в урочной, но и во внеурочной деятельности.
После окончания начальной ступени обучения каждый выпускник должен владеть учебно-познавательным способом моделирования и применять его при решении учебных задач в последующих ступенях обучения.
По мнению П.Я. Гальперина (советский педагог XX века): «Основной задачей является не передача знаний, а организация собственной деятельности учащихся по овладению способами анализа и обобщения учебного материала с помощью моделирования».
Обучающимся начальной школы необходима работа направленная на развитие действия моделирования, так как освоение ими современных систем социально принятых знаков и символов, которые являются частью современной культуры, выступают необходимым условием не только самого образовательного процесса, но и для последующей социализации обучающихся в виде умения устанавливать взаимосвязь между реальностью и миром символов. Использование знаков в процессе обучения позволяет отражать учебную информацию в более удобном и легко воспринимаемом виде и наиболее точно демонстрирует различные отношения.
Работу по развитию действием моделирования целесообразно начинать уже в 1-ом классе, так как способы действия с моделью оказываются не только доступными детям младшего школьного возраста, но и очень продуктивными в плане развития мышления ребёнка.
«Младший школьный возраст является началом формирования универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся. Одним из видов УУД, без которого невозможно получить положительные результаты деятельности, являются познавательные, которые, в свою очередь, включают следующие действия: исследование, поиск и отбор необходимой информации, её структурирование; моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции» [36].
У первоклассников преобладает наглядно-образное мышление. Они еще не совсем умеют осознано оперировать такими мыслительными процессами как классификация, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, анализ, что определяет логическое мышление.
Из этого следует, что для начала формирования логического мышления, уже на самом раннем этапе обучающимся должны выполняться задания, ситуации, решая которые он совершенствует мыслительную деятельность, что, в свою очередь запускает процесс развития данного мышления. В ФГОС НОО нам встречается УУД, которое как раз направлено на развитие мышления ребёнка-моделирование.
....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Начальная школа - фундамент дальнейшего образования, и от успешности прохождения этого периода во многом зависит результативность обучения на последующих ступенях общеобразовательной школы. В связи с этим возникает необходимость формирования действия моделирования, с последующей опорой на данные умения и учётом тех или иных индивидуальных и типологических особенностей современного младшего школьника, способствующих его успешной реализации в учебно­воспитательном процессе.
Мы изучили и проанализировали психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования (моделирование, мастерская, мышление) и учебно­методический комплект «Школа России» по предмету «Литературное чтение» (Л.Ф. Климанова) в 3 классе. Полученные знания стали фундаментом для работы над наполнением и проведением занятий.
Также, обосновали, разработали и апробировали методическую разработку по развитию действия моделирования в мастерской по литературному чтению для обучающихся третьих классов.
Работая, мы получили огромный педагогический опыт в плане разработки цикла занятий для мастерских по моделированию. Мы ещё раз более подробно разобрались с особенностями такой формы организации внеурочной деятельности, как «мастерская». Также нами была изучена и рассмотрена с различных сторон проблема развития основных мыслительных операций: сравнение, анализ и синтез, обобщение, а также важность работы в данном направлении.
Апробация разработанных занятий помогла на практике поработать с ситуациями, которые невозможно спланировать или предвидеть. Также, помогла научиться здесь и сейчас решать возникающие отклонения от запланированного хода. Это, в свою очередь, пойдёт в копилку наших умений: верно действовать в той или иной похожей ситуации.
По завершению работы мастерской нами была получена экспертная оценка методической разработки «Развитие действия моделирования у обучающихся третьих классов в педагогической мастерской по литературному чтению» представителем образовательной организации, а также методическая разработка передана школе для дальнейшего практического использования.
Все тонкости проведения, непредвиденные ситуации, а также упражнения, развивающие действие моделирования представлены в методической разработке.
В свою очередь это позволяет использовать её для дальнейшей реализации как начинающим, так и опытным педагогам на уроках (отдельные задания) и при организации внеурочной деятельности. Познакомившись с основным замыслом работы, зафиксированными комментариями и КТП, могут возникнуть потребности (в зависимости от ситуации) в изменении каких-либо частей проекта, содержания занятий.
При выполнении итоговой диагностической работы экспериментальная группа показала прирост в выполнении 1 части, связанной с действием замещения, на 40 %, 2 части (замещение, кодирование, декодирование) в целом на 78%.
На наш взгляд, поставленная в начале нашей работы гипотеза «развитие действия моделирования будет результативным в мастерской по литературному чтению, если задания соответствуют возрастным особенностям обучающихся третьих классов и включают в себя работу с системой заместителей, кодирование и раскодирование информации» подтверждена.


1. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. - Москва.: Просвещение, 2016. - 432 с.
2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2011. - 151с.
3. Балашов, Ю. В. К вопросу о формировании знаково-символических УУД в процессе обучения решению текстовых задач / Ю. В. Балашов // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. - Уфа, 2014. С. 83-86.
4. Бедерханова, В.П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности: учеб. Пособие / В.П. Бедерханова. - Краснодар, 2000. - 54 с.
5. Бешенков, С.А. Моделирование и формализация: метод. пособие / С.А. Бешенков. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002. - 336 с.
6. Богатырев, А.И. Теоретические основы педагогического моделирования
(сущность и эффективность) [Электронный ресурс] / А.И. Богатырев // Издательский дом «Образование и наука». - Режим доступа:
http: //www. rusnauka. com/SND/Pedago gica/2 bo gatyrev%20a.i..doc. htm.
7. Богомолова, E. В., Васильева E. А. Применение метода моделирования для формирования знаково-символических универсальных учебных действий. / Е. В. Богомолова, Е. А. Васильева // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. - 2012. №3 (41). С. 80-84.
8. Бузецкая, Т.В., Современные педагогические технологии в общеобразовательной школе [Электрон. ресурс] // Экстернат.рф [электрон. журнал]. - 2014. - Режим доступа: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/79- genera-didactic-techniques/4899-2014-03-23-16-33-40.html
9. Выготский, Л.С. «Орудие и знак в развитии ребенка» Из книги: Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.
10. Панасюк, А. Ю. Тест Векслера, 11 субтест / - Режим
доступа: https: //www.dbgl ab .ru/upload/datadictionary/Векслер .pdf
11. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в современной психологии [Текст] / П.Я. Гальперин. - М.: Издательство Института практической психологии, Воронеж НПО Модек, 1998. - 317с.
12. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка / П.Я. Гальперин. - М.: Издательство МГУ, 1985. - 45с.
13. Дахин, А. Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность. // Стандарты и мониторинг №4. 2002г. С. 22-26.
14. Дахин, А. Н. Педагогическое моделирование: монография / А. Н. Дахин.
- Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2005. - 230 с.
15. Ермолаева, А.А. Моделирование на уроках в начальной школе / А.А. Ермолаева. - М.: Глобус, 2014. - 52с.
... всего 39 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ