Актуальность темы исследования определяется широкой распространённостью преступлений, связанных с злоупотреблением должностными полномочиями. Так, согласно статистическим данным Портала правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ, в 2020 г. было зарегистрировано 2197 преступлений по ст. 285 УК РФ - злоупотребление должностными полномочиями. Количество данных преступлений с 2014 по 2020 гг. колеблется в районе 2300 случаев и не демонстрирует существенного снижения.1
Эффективное противодействие совершению должностных преступлений, в частности связанных с злоупотреблением должностными полномочиями, является одним из важнейших условий четкой и слаженной деятельности публичного аппарата управления. Немаловажным фактором эффективности такого противодействия является четкость уголовно-правового регулирования ответственности за любые проявления злоупотребления должностными полномочиями.
Несмотря на то, что современное законодательство и судебная практика двигаются в сторону максимально возможного закрепления дискуссионных вопросов, возникающих в процессе определения наиболее важных характеристик состава злоупотребления должностными полномочиями, некоторых противоречий избежать не удаётся.
Целью данного исследования является комплексный юридический анализ состава злоупотребления должностными полномочиями, практики его применения и основных проблем квалификации злоупотребления должностными полномочиями.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи: изучение содержания непосредственного объекта преступления, предусмотренного ст. 285 УК РФ; исследование признаков объективной стороны злоупотребления должностными полномочиями; раскрытие признаков субъекта злоупотребления должностными полномочиями - должностного лица, определение признаков субъективной стороны злоупотребления должностными полномочиями; отграничение злоупотребления должностными полномочиями от превышения должностных полномочий; выделение условий применения положений УК РФ о малозначительности.
Объектом исследования являются общественные отношения по уголовноправовой регламентации злоупотребления должностными полномочиями.
Предмет исследования - норма уголовного права о злоупотреблении должностными полномочиями, закрепленная в ст. 285 УК РФ.
Методическую базу исследования составили всеобщие методы (диалектика и метафизика), общенаучные методы (анализ, синтез, системный и функциональный методы), специальный метод (формально-юридический).
Теоретическую базу исследования составили труды таких российских правоведов как: Т. Б. Басова, В. Н. Борков, А. В. Бриллиантов, Б. В. Волженкин, А.С. Горелик, Б. В. Здравомыслов, А. И. Коробеев, В. Н. Кудрявцев, А. В. Наумов, В. В. Питецкий, В. С. Савельева, П. С. Яни и других.
Нормативно-правовую базу исследования составили: Бюджетный кодекс Российской Федерации, Уголовный Кодекс Российской Федерации, Уголовнопроцессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О полиции», Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральный закон «О федеральной службе безопасности», Федеральный закон «Об обороне», другие федеральные законы, Указ Президента РФ «О государственных должностях Российской Федерации», законы субъектов Российской Федерации.
Эмпирической базой исследования являются: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий», Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2016 г. № 55 «О судебном приговоре», определения Судебной Коллегии по уголовным делам Верховного суда РФ, определение Военной Коллегии Верховного Суда РФ от 22 ноября 2012 г. по делу № 2-3/2012, определение Конституционного Суда РФ от 23 марта 2010 г. № 368-0-0, кассационные определения Второго и Третьего кассационного суда общей юрисдикции, апелляционные постановления Верховного Суда Республики Хакасия, Забайкальского краевого суда, Второго окружного военного суда, постановление президиума Пермского краевого суда, Красноярского краевого суда, Московского городского суда, приговоры и постановления городских и районных судов.
Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка использованных источников.
Подводя итог, хотелось бы обратить внимание на несовершенство некоторых положений о злоупотреблении должностными полномочиями, порождающее нестабильность в правоприменительной практике и дискуссии в науке уголовного права. Все вышеперечисленное снижает эффективность борьбы с преступлением, предусмотренным ст. 285 УК РФ, и, как следствие, мешает четкой и слаженной работе аппарата публичного управления.
Рассмотрев каждый признак злоупотребления должностными полномочиями необходимо указать, что единой точки зрения об основных элементах состава нет, и каждый автор вносит свои корректировки в определение тех или иных положений. Резюмируя основные положения данной работы необходимо указать на следующие выводы относительно уголовно- правовой характеристики злоупотребления должностными полномочиями:
1) основным непосредственным объектом злоупотребления должностными полномочиями является нормальная деятельность соответствующего звена публичного аппарата управления в лице государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, хозяйственных обществ, в управлении которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование прямо или косвенно имеет право принимать участие, или же аппарата управления в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ;
2) дополнительным объектом преступления, предусмотренного ст. 285 УК РФ, являются гарантированные общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией Российской Федерации права и свободы граждан и организаций, а также охраняемые законом интересы общества или государства;
3) преступления, связанные со злоупотреблением должностными полномочиями, могут совершаться как в форме действия, так и в форме бездействия;
4) недостаток нормативного определения общественно опасных последствий преступления, предусмотренного ст. 285 УК РФ, несёт в себе определённую степень угрозы единообразию судебной практики и устойчивости решений судов;
5) важнейшей частью правильной квалификации лица как субъекта злоупотребления должностными полномочиями является правильное установление: во-первых, перечня его полномочий в соответствии с федеральными законами, указами Президента РФ, законами субъектов РФ, ведомственными регламентами, приказами, распоряжениями, должностными инструкциями и т.п.; во-вторых, правового основания возложения на него функций представителя власти, организационно-распорядительных или административно хозяйственных функций; в третьих, места выполнения указанных выше функций;
6) субъективная сторона злоупотребления должностными полномочиями может характеризоваться как прямым, так и косвенным умыслом. Обязательным признаком субъективной стороны является мотив - корыстная или иная личная заинтересованность, который должен конкретно указываться при предъявлении обвинения;
7) составы злоупотребления должностными полномочиями и превышения должностных полномочий являются смежными и разграничиваются комплексно по объективной стороне и по субъективной стороне;
8) существует затруднительное положение, в котором, в случае признания злоупотребления малозначительным, вред, причиненный им, будет являться одновременно существенным и, в то же самое время, не обладающим общественной опасностью.
В работе были проанализированы вопросы отграничения злоупотребления должностными полномочиями от превышения должностных полномочий.
Совершение преступлений, связанных с злоупотреблением должностными полномочиями несет в себе угрозу не только публичным интересам, но и правам и свободам физических и юридических лиц, гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией Российской Федерации.
Решение вышеуказанных проблем кроется в максимально возможном закреплении дискуссионных вопросов, возникающих в процессе определения наиболее важных характеристик состава злоупотребления должностными полномочиями, которое позволит привнести прозрачность в нормативноправовое регулирование данного преступления.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ ред. от 30.04.2021 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
2. Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ ред. от 24.02.2021 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 18.12.2001 № 174-ФЗ ред. от 24.03.2021 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
4. Об обороне [Электронный ресурс] : федер. закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ ред. от 08.12.2020 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
• Режим доступа: http://www.consultant.ru
5. О внесении изменений в статьи 201 и 285 Уголовного кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 24.02.2021 № 16- ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
6. О полиции [Электронный ресурс] : федер. закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ ред. от 05.04.2021 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
• Режим доступа: http://www.consultant.ru
7. О прокуратуре Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 17.01.1992 № 2202-1 ред. от 30.12.2020 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
8. О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 03.07.2016 № 236-ФЗ ред. от 22.12.2020 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http: //www.consultant .ru
9. О публично-правовой компании «Единый регулятор азартных игр» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 30.12.2020 № 493-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http: //www.consultant .ru
10. О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29.07.2017 № 218-ФЗ ред. от 30.12.2020 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
11. О публично-правовой компании «Единый заказчик в сфере строительства» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 22.12.2020 № 435-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http: //www.consultant.ru
12. О федеральной службе безопасности [Электронный ресурс] : федер. закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ ред. от 09.11.2020 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
13. О государственных должностях Российской Федерации [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 11.01.1995 № 32 ред. от 30.01.2021 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http: //www.consultant.ru
14. О типовых государственных должностях субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 04.12.2009 № 1381 ред. от 05.10.2015 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http: //www.consultant.ru
15. Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 10.11.2007 № 1495 ред. от 01.02.2021 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
... всего 86 источников