Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СПЕЦИФИКА ЦИФРОВОГО ИСКУССТВА В СОВРЕМЕННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

Работа №150862

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

культурология

Объем работы74
Год сдачи2022
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические основы исследования цифрового искусства 10
1.1 Понятие цифрового искусства 10
1.2 Основные направления и методы создания произведений цифрового
искусства 21
1.3 Методология изучения цифрового искусства 27
2 Специфика цифрового искусства в современной художественной культуре 34
2.1 История развития цифрового искусства 34
2.2 Специфика современных художественных трендов в цифровом искусстве 45
2.3 Анализ современных репрезентантов цифрового искусства 51
Заключение 61
Список использованных источников 66
Приложение А 71
Приложение Б 72
Приложение В 73

В наши дни активно развивается процесс компьютеризации общества, накладывающий свой отпечаток на каждую сферу человеческой жизни и в том числе на культуру. Данный процесс характеризуется бурным развитием технологий, применяемых в различной человеческой деятельности. Это влияет на наше восприятие реальности, меняя устоявшиеся ценности и культурные парадигмы.
Пандемия Covid-19 показала человечеству преимущества перехода межличностного взаимодействия в виртуальную среду, что поспособствовало дальнейшей цифровизации привычных нам вещей. Люди стали активнее коммуницировать в такой цифровой среде, как Интернет, что создает необходимость переориентировки традиционных сфер культуры. Так, в цифровой формат постепенно переходят и такие фундаментальные элементы человеческой истории, как искусство, что формирует новый элемент художественной культуры, именуемый цифровым искусством. Цифровое искусство способно продемонстрировать людям новые возможности транслирования художественного образа в виртуальной реальности.
Данные трансформации требуют изучения экспертами культуры и искусства. До сих пор не изучены в достаточном объеме характеристики цифрового искусства, его происхождение и дальнейшие перспективы развития. Имеющиеся исследования по рассматриваемому феномену также требуют систематизации и дальнейшего развития по направлениям и составным аспектам. В-частности, сбор отечественных и зарубежных исследований позволит сформулировать точное определение понятия цифровое искусство, его принципиальные отличия от традиционных форм художественной культуры и вытекающие из этого ожидаемые тенденции развития.
Исследование цифрового искусства даст базу для дальнейшего изучения состояния самой художественной культуры в условиях цифровой современности.
Степень изученности
Цифровое искусство активно развивается, формируя специфические направления, которые требуют изучения и систематизации с учетом имеющихся исследований.
Можно выделить следующих исследователей, занимающихся изучением вопросов и специфических характеристик цифрового искусства: А. С. Дриккер и Е.А. Маковецкий, Л.Н. Турулюн, М.А. Богомолова и С.В. Ерохин, Т. Могилевская, С.С. Ипполитов, М. Гельман, Н.А. Яковлева и О. А. Исаева.
К числу исследователей, изучающих особенности методологии цифрового искусства относят В.В. Кулешова и Е.Е. Елькину.
Исследовательница К. Пол в своей книге “Цифровое искусство” анализирует существующие направления цифрового искусства и его отличия от традиционного искусства.
М. Раш проводит большую исследовательскую работу по изучению искусства новых медиа в книге “Новые медиа в искусстве”.
Исследователь Д. Голумбия в книге «Культурная логика вычислений» рассматривает особенности современной культуры .
В рассматриваемых теоретических исследованиях акцент делается на историю развития цифрового искусства, предпосылки его формирования в области философии, науки, культурологии и истории искусства. Изучаются основные понятия цифрового искусства, такие как медиапространство, виртуальное пространство и т.д. Большой упор в исследованиях ставится на изучение взаимодействия цифрового искусства с другими областями, такими как кинематограф, мода, реклама или дизайн. Исследователь С.С. Ипполитов рассматривает взаимодействие цифрового искусства с арт-рынком , подчеркивая влияние нового направления на уложившийся формат работы рынка искусства.
Исследователи В.Д. Эвалльё и В.П. Крутоус рассматривают взаимодействие цифрового искусства с музейным пространством, с форматом инсталлирования произведения искусства . Изучаются также новые технологии сохранения интеллектуальной собственности и проверки подлинности произведения в формате виртуального пространства - такими исследователями, как О.В. Перовой , А.А. Климовым , Е.В. Овчинниковой, А.П. Шкарапута и В.В. Кулешовым
Объект исследования
Объектом исследования является цифровое искусство.
Предмет исследования
Предметом исследования является положение цифрового искусства в современной художественной культуре.
Цель исследования
Целью исследования является изучение специфики цифрового искусства в современной художественной культуре.
Задачи исследования
Исходя из поставленной цели исследования, определены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы исследования цифрового искусства;
2. Дать понятие цифровому искусству;
3. Рассмотреть основные направления и методы создания произведений цифрового искусства;
4. Рассмотреть методологию изучения цифрового искусства;
5. Рассмотреть историю развития цифрового искусства;
6. Рассмотреть специфику современных художественных трендов в цифровом искусстве;
7. Провести анализ современных репрезентантов цифрового искусства.
Методология исследования
В рамках данной работы используются методы описания, синтеза и анализа. Также проводится метод искусствоведческого анализа с учетом выведенных критериев, применимых к особенностям цифрового искусства.
Теоретическая и практическая значимость
Теоретическая и практическая значимость исследования связана с изучением цифрового искусства как нового направления художественной культуры, взаимодействующего с процессом цифровизации общества, а также развивающего новые ценности и формы влияния искусства на человека.
Данная работа может способствовать дальнейшему изучению феномена цифрового искусства, переводу зарубежных исследований на русский язык и созданию более точных понятийных категорий.
Структура работы
Выпускная квалифицированная работа состоит из введения, двух глав разделенных на 5 параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью данной работы было изучить специфику цифрового искусства в современной художественной культуре. Для этого были выделены и последовательно решены задачи, способствующие глубокому рассмотрению феномена цифрового искусства. В ходе работы были изучены теоретические аспекты выбранного объекта исследования и проведено практическое исследование.
Первоначальной задачей в изучении теоретического содержания темы исследования стоит определение понятия цифрового искусства. Изучив имеющиеся отечественные и зарубежные исследования, мной было выведено следующее определение: цифровое искусство - это совокупность художественных практик и произведений, созданных с применением специфических компьютерных технологий, хранящихся и демонстрирующихся частично или полностью в цифровой форме.
В ходе изучения имеющихся исследований было также отмечено, что рассматриваемое понятие помимо формулировки “цифровое искусство” может также обозначаться как:
- диджитал-арт (от англ. Digital art);
- компьютерное искусство;
- искусство новых медиа.
Многообразие формулировок связано с преобладанием исследований с англоязычной терминологией, переводимой полностью на русский язык или существующей в виде англицизмов.
Модель существования произведения цифрового искусства включает в себя наличие кода, цифрового пространства демонстрации произведения и интерактивности между произведением и зрителем.
Исследование теоретического содержания цифрового искусства также включало в себя рассмотрение истории развития объекта исследования с выделением ключевых моментов становления диджитал арта отдельным направлением художественной культуры, а также изучением предпосылок его формирования. Было установлено, что история развития цифрового искусства затрагивает не только XXI век, а уходит корнями в художественные практики ХХ века и даже в философские исследования XIX века. Естественными предпосылками создания цифрового искусства стало распространение массовой культуры, развитие футуристических идей в начале ХХ века и растущий технический прогресс. Исследователями выделяются следующие факторы, повлиявшие на формирование цифрового искусства:
1) технические открытия (медиапространство, Интернет, устройства графического ввода, мультимедиа и введение на рынок доступных по цене ПК, операционных систем и художественных программ);
2) эксперименты художников-концептуалистов (возможность восприятия символа как замены художественного артефакта, возможность предоставления произведения в виртуальном пространстве, новая система коммуникации зрителя с произведением, возможность взаимодействия художника с программированием, возможность межличностной коммуникации на дальнем расстоянии).
Цифровое искусство как отдельное направление художественной культуры возникает в конце ХХ века, пройдя длительный путь отделения своих специфических практик от формата экспериментального творчества в направлениях классического и концептуального искусства.
Цифровое искусство выделяется в большое количество направлений, сосуществующих друг с другом и развивающихся в зависимости от скорости развития применяемых компьютерных технологий. Исследователи диджитал- арта выделяют такие крупные направления, как: код-арт, AI-арт, программное искусство, традиционно-цифровое и фрактальное искусство,
фотореалистичный рендеринг, sms-арт, science-арт, mail-арт, ASCII-арт, цифровая живопись, фотоарт и 3Г)-арт.
Изучение понятия цифрового искусства, истории его развития и имеющихся художественных направлений, мы можем выделить следующие характеристики данного направления художественной культуры:
-Отход от устаревших методов создания, передачи и трансляции художественных произведений;
-Активное использование компьютерных технологий;
-Хранение и демонстрация произведений частично или полностью в цифровой форме;
-Внеинституциональность;
-Внеконвенциональность;
-Гуманизация;
-Десакрализация музейного пространства;
-Рост экспозиционных возможностей произведения искусства;
-Развитие новых траекторий художественного опыта;
-Возможность долговечного хранения произведения искусства на компьютерном носителе.
Изучение предпосылок формирования направления и ключевых характеристик дало полноценную теоретическую базу изучения цифрового искусства, в том числе определения современных художественных трендов цифрового искусства:
- Изображение привлекательных для зрителя форм;
- Развитие арт-акционизма;
- Увеличение возможности коммуникации между объектом искусства и наблюдающим субъектом;
- Упор на роль зрителя и его личный опыт в идейном содержании художественного образа;
- Возникновение и развитие смешанных видов цифрового искусства;
- Отказ от постулирования одного главного направления цифрового искусства;
- Развитие программ цифровой обработки и компьютерного моделирования, а также внедрение на рынок новых инструментов редактирования художественных форм;
- Тенденция к созданию эпатажа;
- Отображение социальной критики в произведениях;
- Транслирование мелкомасштабной национальной памяти в произведениях;
- Изменение арт-рынка: развитие CryptoArt и технологии NFT;
- Активное вовлечение цифрового искусства в такие сферы деятельности, как мода, кинематограф и реклама;
- Частые коллаборации диджитал-художников с представителями различных сфер культуры и экономики.
Помимо теоретического обзора, в ходе работы было проведено практическое исследование, целью которого было проведение анализа современных репрезентантов цифрового искусства с применением метода искусствоведческого анализа с учетом выведенных критериев, на мой взгляд необходимых для наиболее полного рассмотрения произведений цифрового искусства. В качестве анализируемых репрезентантов была выбрана серия работ Д. Нечватала «The America Jesus Torture» (“Пытки Иисуса в Америке”) и произведение А. А. Чернышева «Большая античная голова». Результаты проведенного анализа показали, что:
1) В качестве репрезентанта цифрового искусства можно представить работу любого его художественного направления (в данном случае были рассмотрены произведение цифровой живописи и инсталляции);
2) Произведения цифрового искусства представлены не только зарубежными авторами, но и российскими диджитал-художниками;
3) Произведения цифрового искусства могут создаваться профессиональными художниками, имеющими широкое общественное признание;
4) Идейное содержание произведений диджитал-арта открыто к зрительскому обсуждению и может допускать обширное пространство вариаций понимания;
3) Вышеописанные тренды цифрового искусства действительно актуальны и используются при создании произведений последних лет.
Таким образом, теоретическая и практическая часть исследования рассматривает все поставленные изначально задачи. Было рассмотрено взаимодействие цифрового искусства с другими областями культуры и социальными институтами, что дает право говорить о данном направлении не только с точки зрения истории искусства, но и с точки зрения культурологии.
Следует отметить, что цифровое искусство не является доминирующим направлением современной художественной культуры, поскольку в XXI веке продолжают существовать и другие направления, сосуществующие вместе с диджитал-артом, но транслируя разные подходы к созданию и восприятию художественного образа.
Специфика цифрового искусства в художественной культуре, таким образом, заключается в его плотном взаимодействии с техническим прогрессом и новыми общественными тенденциями, которые оно приносит в область художественной культуры, позволяя ей оставаться одной из важнейших эстетических потребностей человечества.



1. Аверкин, А. Н. Толковый словарь по искусственному интеллекту / А.Н. Аверкин, М.Г. Гаазе-Рапопорт, Д.А. Поспелов - URL: http://www.raai.org/library/tolk/aivoc.html(дата обращения 7.06.2022).
2. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм; под ред. В.П. Шестакова. - Москва: Прогресс, 1974. - 386 с. - ISBN 5-80157-167-1.
3. Белозеров, О.И. Цифровая живопись - замена современному искусству? / О.И. Белозеров, А.М. Селина // Academy. - 2019. - №2 (41). - С.12¬16.
4. Беньямин, В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости : избранные эссе / В. Беньямин; под ред. Ю.А. Здорового. - Москва : Медиум,1996. - 124 с. - ISBN 5-85691-049-4.
5. Богомолова, М.А. Устойчивое развитие социальных систем / М.А. Богомолова // Концептуальные вопросы устойчивого развития: материалы V Всерос. Интернет-конф. по проблемам эконофизики и эволюционной экономики. Екатеринбург, 18 апр. - 15 мая 2006г. - Изд-во Урал. ун-та. - 2006. - С. 86 - 90.
6. Ванцовская, А. А. Цифровое искусство на блокчейне и NFT-рынок / А.А. Ванцовская // StudNet. - 2021. - №7. - С.259-263. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/tsifrovoe-iskusstvo-na-blokcheyne-i-nft-rynok(дата обращения: 26.06.2022).
7. Васильева, В.Е. Компьютерная графика: Учеб. Пособие. /В.Е. Васильева, А.В. Морозов // СЗТУ. - 2005. - С.101.
8. Гельман, М.О цифровом искусстве / М.О. Гельман // Дневник М. Гельмана: выставка «Новые технологии: время Sony в искусстве». - 2003. - URL: http://old.guelman.ru/artists/mg/original/(дата обращения: 07.06.2022).
9. Григорьев, А.Д. Развитие концепций цифрового искусства/ А.Д. Григорьев, Т.Ю. Захарченко // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2015. - № 5 (180). - С.11-15.
10. Гройс, Б.Е. От картины к файлу и обратно: искусство в цифровую эпоху / Б.Е. Гройс. - Москва : Художественный журнал, 2003. - 333 с. - ISBN 5-901116-08-9.
11. Дриккер, А.С. Генезис искусства и цифровая эра / А.С. Дриккер, Е.А. Маковецкий // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. - 2020. - Т. 36. Вып. 3. - С. 539-552.
12. Елькина, Е. Е. Цифровая культура как область междисциплинарных исследований: методологические подходы и тенденции развития / Е.Е. Елькина // International Journal of Open Information Technologies. - 2018. - №12. - С.67¬74.
13. Ермолаева, С. Ю. Эстетика диджитал-арт в социокультурном пространстве / С.Ю. Ермолаева, С.В. Воробьева // Социально-гуманитарные знания. - 2021. - №3. - С. 212-216.
14. Ерохин, С. В. Проблема подлинности произведений цифрового изобразительного искусства / С.В. Ерохин // Вестник ТГУ. - 2008. - №10. - С. 159-161.
15. Ерохин, С.В. Цифровое искусство: преемственность традиций/ С.В. Ерохин // Вестник ТГУ. - 2009. - №8. - С. 178-181.
16. Ерохин, С.В. Цифровые технологии в современном изобразительном искусстве / С.В. Ерохин // Вестник ТГУ. - 2008. - С. 145-148.
17. Жуковский, В.И. Визуальная сущность религии : монография / В.И. Жуковский, Н.П. КОПЦЕВА, Д.В. ПИВОВАРОВ ; Сибирский федеральный университет, Гуманитарный институт. - Красноярск: СФУ, 2006. - 461 с. - ISBN 5-7638-0628-X
18. Захарченко, И. Н. Цифровые презентации искусства в контексте мультимедийных экспозиций: проблемы восприятия / И.Н. Захарченко // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. - 2017. - №6 (27). - С.107-111.
19. Ипполитов, С. С. Интеллектуальная собственность и точки роста творческой индустрии в российской экономике: блокчейн, крипто-арт, NFT- токенизация / С.С. Ипполитов // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. - 2021. - №2 (42). - С.6¬
17.
20. Исаева, О. А. Цифровая живопись как актуальное направление отечественного искусства / О.А. Исаева // Вестник СПбГИК. - 2017. -№1. - С.173.
21. Кириллов, В. П. Возможности инвестирования в искусство при помощи технологии блокчейн / В.П. Кириллов // Вопросы науки и образования.
- 2020. - №27. - С.32-35 - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti- investirovaniya-v-iskusstvo-pri-pomoschi-tehnologii-blokcheyn(дата обращения: 26.06.2022).
22. Кириченко, В.Е. Компьютерная графика: Учеб. Пособие. /В.Е. Васильева, А.В. Морозов // СЗТУ. - 2005. - С.101.
23. Климов, А. А. Определение авторства произведений изобразительного искусства на основе частного анализа цветов и энтропии цифровых отпечатков / А.А. Климов, Е.В. Овчинникова, А.П. Шкарапута // Вестник Пермского университета. Серия: Математика. Механика. Информатика. - 2016 - №4 (35).
- С.43-48.
24. Конфедерат, О. В. Проблемы искусствоведческого описания и анализа цифрового образа / О.В. Конфедерат, Д.М. Гарифуллина // Вестник ЧелГУ. - 2011. - №20. - С.161-163.
25. Кривцун, О.А. Основные понятия теории искусства. / О.А. Кривцун // Энциклопедический словарь. Центр гуманитарных инициатив. - 2018. - С.448.
26. Кулешов, В.В. Роль автора в цифровом искусстве / В.В. Кулешов // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. - 2015. - № 3. - С. 349-358.
27. Лебеденко, Е. Sketchpad Айвена Сазерленда и сила случая / Е. Лебеденко // Сomputerra. — 2012. - URL: http://old.computerra.ru/vision/719981/(дата обращения 20.06.2022).
28. Медведева, Е.А. Влияние новых технологий на искусство / Е.А. Медведева // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. - 2014. - №20. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-novyh-tehnologiy-na- iskusstvo(дата обращения: 26.06.2022).
29. Мигунов, А.С. Два вектора обновления эстетики / А.С. Мигунов, С.В. Ерохин // Философия. Вестн. Моск.Ун-та. - Сер.7. - 2016. - С.87-95.
30. Могилевская, Т. Сетевое искусство - динамика в России /Т. Могилевская // Художественный журнал. - 2000. - № 28/29. - URL: http://old.guelman.ru/xz/362/xx34/xx3428.htm(дата обращения 20.06.2022).
31. Морковкин, Е. А. Искуственный интеллект как инструмент современного искусства / Е.А. Морковкин, А.А. Новичихина, И.С. Замулин, // Вестник ХГУ им. Н.Ф. Катанова. -2021. - №1 (35). - С.56-58.
32. Новикова, А.А. «Культурные индустрии» как часть публичной сферы: трансформация форм соучастия / А.А. Новикова // Художественная культура. -
2020. - № 1. - С. 65-86.
33. Перова, О. В. Отличительные приемы и узнаваемость авторского стиля в работах цифровых художников / О.В. Перова // Вестник науки и образования. - 2018. - №10 (46). - С.68-69.
34. Пол, К. Цифровое искусство / К.Пол. - Москва : Ад Маргинем Пресс, 2017. - 210 с. - ISBN 978-5-91103-389-7.
35. Поспелов, Н.Н. О природе искусства / Н.Н. Поспелов - Москва: Искусство, 1960 - 202 с.
36. Раш, М. Новые медиа в искусстве / М.Раш. - Москва : Ад Маргинем Пресс, 2018. - 256 с. - ISBN 978-5-91103-431-3.
37. Соловьева, О.М. Цифровое искусство и современные коммуникационные технологии / О.М. Соловьева // Умная цифровая экономика. - 2022. - Т.2, №1. - С. 12-17.
38. Турлюн, Л.Н. Компьютерное искусство в мировой художественной культуре/ Л.Н. Турулюн // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2011. - № 11. - С.216-218.
39. Хангельдиева, И. Г. Цифровая эпоха: возможно ли опережающее образование? / И.Г. Хангельдиева // Вестник Московского университета. - 2018. - №3. - С.1-6.
40. Шавлыгин, Д.О. Интеграция цифрового искусства в традиционную художественную среду/ Д.О. Шавлыгин, А.М. Обморокова. - 2015. - С.100-107.
41. Шлыкова, О. В. Цифровые практики паблик-арта: коммуникативные стратегии «умного» города / О. В. Шлыкова // Вестник культуры и искусств. -
2021. - № 3 (67). - С. 124-134.
42. Эвалльё, В. Д. "Гуманизация" искусства: музеи в интернет-среде / В.Д. Эвалльё, В.П. Крутоус // Художественная культура. - 2021. - №1 (36). - С.225¬229.
43. Яковлева, Н.А. Сотворческое восприятие произведения искусства / Н.А. Яковлева // Анализ и интерпретация произведения искусства. - 2005. - С.
44.
44. Fernandez, G. Art et science, pour quel dessein? / G. Fernandez // La part de 1’oeuil. - 1986. - № 2. - P. 20.
45. Golumbia, D. Computationalism, Striation, and Cultural Authority. In The Cultural Logic of Computation / D. Golumbia // Harvard University Press. - 2009. - Р. 155-178.
46. Morgan, R.C. Nechvatals Visionary Computer Virus. Joseph Nechvatal: Computer Virus Project/ R.C. Morgan // Royal Saltworks at Arc-et-Senans.- 1993. - P. 8-15.
47. Nechvatal, J. Immersion Into Noise / J. Nechvatal - University of Michigan Library : Open Humanities Press and MPublishing, 2011. - P.270 - ISBN: 978¬1607852414.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ