Проведено эмпирическое исследование.
База исследования - ГБПОУ ЯНАО «Губкинский профессиональный колледж» г. Губкинский.
Выборка: 28 студентов 1 курса.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты локуса контроля 5
1.1Понятие субъективного локуса контроля 5
1.2 Теоретические основы исследования субъективного локуса контроля 9
1.3 Роль субъективного локуса контроля в академическом успехе студентов 11
Глава 2 Исследование субъективного локуса контроля у студентов 14
2.1 Методология исследования 14
2.2 Анализ полученных результатов и их обсуждение 18
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Приложение А 28
Приложение Б 29
Приложение В 30
Актуальность темы определенна необходимостью понимания и исследования механизмов, которые влияют на уровень самоконтроля и саморегуляции у студентов. Субъективный локус контроля - это понимание человека о том, насколько он способен контролировать события и результаты своей жизни.
В современном образовательном процессе студенты сталкиваются с различными вызовами и стрессовыми ситуациями, которые могут оказывать негативное влияние на их учебную деятельность и достижение успеха. Изучение субъективного локуса контроля у студентов поможет выявить факторы, которые влияют на их мотивацию, самооценку и уверенность в своих способностях.
Понимание субъективного локуса контроля у студентов имеет практическое значение для разработки эффективных стратегий обучения и поддержки студентов. Исследования в этой области могут помочь преподавателям и психологам разработать программы и методики, которые способствуют развитию у студентов навыков саморегуляции, уверенности и мотивации, что в свою очередь повысит их успеваемость и удовольствие в учебном процессе.
Таким образом, изучение субъективного локуса контроля у студентов является актуальной и важной темой, которая поможет повысить понимание факторов, влияющих на успешность учебной деятельности студентов и способствует разработке широких спектров стратегий поддержки и развития студентов.
Предмет исследования: субъективный локус контроля у студентов.
Объект исследования: студенты и их восприятие субъективного контроля.
Цель работы: Изучение субъективного локуса контроля у студентов.
Задачи, которые были решены для достижения поставленной цели:
1. выделить понятие субъективного локуса контроля;
2. определить теоретические основы исследования субъективного локуса контроля;
3. выявить роль субъективного локуса контроля в академическом успехе студентов;
4. описать методологию исследования;
5. провести анализ полученных результатов и их обсуждение;
6. выявить какие элементы, создающие большое вес на формирование субъективного локуса контроля.
Гипотеза исследования заключается в том, что есть схожесть между интернализованным контролем и мотивацией стремиться к успеху, а так же между расположением экстернализованного контроля и мотивацией избегать неудач.
Методологической основой исследования является единый подход к изучению проблемы локуса субъективного контроля студентов; системный анализ, обобщение и сравнение.
Структура работы включает в себя введение, две главы, шесть параграфов, заключение, список используемых источников.
В заключении, отметим, что исследования субъективного локуса контроля показывают, что это важный фактор, влияющий на академический успех студентов. Студенты с интернальным локусом контроля, то есть теми, кто приписывает ответственность за свои успехи и неудачи своим способностям и усилиям, обычно имеют более высокие результаты и лучшую академическую мотивацию. Они верят в свои возможности и активно работают над достижением своих целей.
С другой стороны, студенты с экстернальным локусом контроля, которые склонны приписывать свои успехи или неудачи внешним обстоятельствам, таким как удача или судьба, могут испытывать более низкую мотивацию и иметь более низкие результаты в учебе. Они могут чувствовать, что они не имеют контроля над своими успехами и неудачами, что может привести к безразличию и отсутствию стараний.
Итак, развитие интернального локуса контроля у студентов может быть важным фактором для повышения их академического успеха. Это может быть достигнуто через поддержку самоэффективности, развитие уверенности в своих способностях и поощрение активной работы над достижением целей.
Внешний локус контроля может оказывать влияние на наше поведение, мышление и эмоциональное состояние. Однако, важно осознавать, что мы имеем возможность развивать и изменять свой локус контроля. Мы можем работать над укреплением нашей внутренней уверенности, самоэффективности и убеждений, чтобы чувствовать себя более ответственными и способными влиять на свою жизнь.
Выводом является то, что внутренний локус контроля, определяет тем, если человек положительно уверен в своих силах, ответственности за свои поступки, то это скажется на психологическом и физическом благополучие человека уверенностью в своих способностях и ответственностью за свои действия, связан с позитивными эффектами на психологическое и физическое благополучие. С другой стороны, внешний локус контроля, основанный на вере во внешние факторы, может ограничивать нашу способность контролировать и влиять на свою жизнь. Развитие внутреннего локуса контроля может быть достигнуто через самоанализ, работу над уверенностью в себе и развитие навыков саморегуляции. Это поможет нам принимать ответственность за свои действия, преодолевать трудности и достигать своих целей.
Выводы из проведенного исследования позволяют сделать несколько важных выводов. Во-первых, субъективный локус контроля, то есть уверенность в способности контролировать свою жизнь и достигать поставленных целей, является важным фактором в мотивации и поведении студентов.
Во-вторых, студенты с внутренним локусом контроля, которые верят, что они сами могут влиять на свою судьбу и достижение успеха, обычно проявляют большую мотивацию, самодисциплину и настойчивость в достижении своих целей. Они также имеют более положительную самооценку и чувствуют себя ответственными за свои действия и результаты.
В-третьих, студенты с внешним локусом контроля, которые полагаются на внешние факторы или обстоятельства, как определяющие их успех или неудачу, могут испытывать неуверенность в себе, тревожность и зависимость от мнения других людей. Они могут быть менее мотивированы и менее успешны в различных сферах деятельности.
Наконец, можно подвести итоговый вывод что, результаты исследования подтверждают связь между локусом контроля и мотивацией достижения. Учащиеся высокой с мотивацией стремления к успеху всегда имеют внутренний локус контроля, что указывает на их ориентацию на успех и веру в свои личностные качества.
1. Агеев В.С. Атрибуция ответственности за успех и неудачу группы в межгрупповом взаимодействии // Вопросы психологии, 1982. - №6. - С. 101 - 106.
2. Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. Локус контроль и методы его исследования // Психологический журнал, 1997. - Т. 4. - №2 - С. 34 - 38.
3. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал, 1984. - Т. 5. - №3. С. 152 - 162.
4. Безрукова В.С. Основы духовной культуры. Энциклопедический словарь педагога. – Екатеринбург, 2000. – Режим доступа: http://refdb.ru/look/2054801.html.
5. Веблен Т. Теория праздного класса. – Либроком, 2011. - 44 с.
6. Воронцова Е.Г. Исследование особенностей психологической готовности к профессиональной деятельности личности в образовательном пространстве вуза / Е.Г. Воронцова // Baikal Research Journal. – 2018. – Т. 9. – № 3.
7. Галетина В.Г. Консультативная помощь студентам в формировании интернального локуса контроля / В.Г. Галетина // Прикладная психология и психоанализ. – 2014. – № 4 – С. 11.
8. Горбатов Д.С. Теория «Я» Дж. Г. Мида и психологическая антропология / Д.С. Горбатов // Социальная психология и общество. – М.: Международное научное издание, 2011. – № 1. – С. 31- 43.
9. Горская Н.Е. Субъективный контроль (УСК) в области профессиональной сферы как одна из фундаментальных потребностей личности / Н.Е. Горская, В.Е. Глызина // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2016. – № 1(35). – С. 129-132.
10. Горская Н.Е. Анализ научных концепций зарубежной психологии в изучении самосознания личности / Н.Е. Горская, В.Е. Глызина // Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики. – Уфа. - 2017. - С. 16-28.
11. Канищева М.А. Особенности образа будущего у студентов с разным уровнем субъективного контроля: дис. … канд. псих. наук: 19.00.13 / М.А. Канищева. – Белгород, 2016. – 167 с.
12. Кожевина А.П. Сформированность психического здоровья у студентов вуза / А.П. Кожевина//Baikal Research Journal. – 2018. – Т. 9. – № 2.
13. Крившенко Л.П., Педагогика. Учебник/Под общ. ред. Л.П. Крившенко. – М., 2024. – Режим доступа: http://lingualguide.narod.ru/pedagogika.htm.
14. Крутых Е.В. Взаимосвязь самоактуализации и локуса контроля личности / Е.В. Крутых // В мире научных открытий. – 2014. – № 5.1(53). – С. 520-526.
15. Кондаков И.М., Нилопец М.Н. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля // Психологический журнал, 1995. - Т. 16. - №1. - С. 43 - 51.
16. Мамедова Л.В. Методы и приемы развития внутреннего локус контроля подростков / Л.В. Мамедова, Н.В. Коломыцев // Наука и образование в XXI веке. – Люберцы: ООО «АР-Консалт», 2015. – С. 136-138.
17. Мишина М.М. Взаимосвязь жизнестойкости и локус контроля будущих специалистов / М.М. Мишина, АМ.В. Траллманн // Прикладная психология и психоанализ. – 2015. – №. 4. – С. 5.
18. Салливан Г., Теория межличностных отношений и когнитивные теории личности. Р., 2007 // Дж. Роттер, У.Мишел // Пособие для студентов - С. 26-39.
19. Сараева Н.М. Временная перспектива студентов с разным уровнем субъективности / Н.М. Сараева // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2014. – №5(58). – С. 84-90.
20. Туркот Т.И. Педагогика высшей школы. – ХГАУ, 2013. –Режим доступа: http://uchebnikionline.com/pedagogika/pedagogika_vischoyi_shkoli_-_turkot_ti/pedagogika_vischoyi_shkoli_-_turkot_ti.htm.
21. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М., 2023. – Режим доступа: http://www.standart.edu.ru.вуза.