Введение 5
1 Теоретические основы организации работы с учебным текстом 7
1.1 Учебный текст как лингводидактическая единица 7
1.2 Методы и приемы работы с учебным текстом на уроках
русского языка 15
2 Методическая основа использования приемов работы с учебным
текстом на уроках русского языка 31
2.1 Анализ учебно-методического комплекса по русскому языку
(под редакцией Е.А. Быстровой) 31
2.2 Методические рекомендации по организации работы с учебным
текстом в пятых и шестых классах 37
Заключение 47
Список использованных источников 49
Основной задачей современной школы является разностороннее и целостное развитие социально адаптированной личности благодаря формированию важнейших умений и навыков. Ключевой дидактической единицей в методике русского языка является текст, а одним из необходимых требований, предъявляемых выпускнику основной школы, является умение работать с учебным текстом: извлекать из него необходимую информацию, анализировать, усваивать ее и применять полученные знания в практической деятельности. В процессе изучения каждого раздела школьного курса образовательным потенциалом обладает текст, который, в свою очередь, выступает не только как предмет изучения, но и как средство создания развивающей среды на уроках русского языка.
Актуальность исследования обусловлена тем, что при работе на уроке с текстом некоторые обучающиеся испытывают трудности, связанные со спецификой строения учебного материала, сложностью его организации, большим объемом информации, непониманием некоторых фраз и терминов, данных в тексте.
Цель исследования - рассмотреть эффективные приемы работы с учебным текстом на уроках русского языка в 5-6 классах.
Объект исследования - учебный текст как предмет и средство обучения.
Предмет исследования - приемы работы с учебным текстом на уроках русского языка.
Задачи исследования:
1) раскрыть понятие учебного текста;
2) рассмотреть возможные приемы работы с учебным текстом на уроках русского языка;
3) проанализировать учебно-методический комплекс по русскому языку для 5-6 классов под редакцией Е.А. Быстровой на предмет применения авторами эффективных приемов работы с учебным текстом;
4) разработать методические рекомендации при работе с лингводидактическим материалом учебников.
Методологической основой исследования являются работы отечественных методистов и лингвистов И.Р. Гальперина, Н.С. Валгиной, М.Н. Кожиной, Л.П. Доблаева, Е.П. Александрова, А.Э. Бабайловой, Л.М. Яхиббаевой, Т.М. Дридзе, В.Т. Маркова, Е.А. Купировой и других.
Для решения поставленных задач в исследовании использовались следующие теоретические методы: изучение и анализ учебно-методической литературы, описание, обобщение, моделирование.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что её результаты можно использовать, в первую очередь, на уроках русского языка при изучении нового материала, закреплении изученного или повторении учебного материала, кроме того, разработанные методические рекомендации могут быть применены и к другим теоретическим дисциплинам, изучаемым в школьном курсе.
Апробация работы. Материалы дипломного проекта были опубликованы в сборнике XIV Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы реализации междисциплинарных исследований», проходившей 5 марта 2020 года в г. Магнитогорск (заочная форма участия), а также был разработан и защищен проект «Приемы работы с учебным тестом на уроках русского языка».
Выпускная работа состоит из введения, двух глав, содержащих два параграфа, заключения, списка использованных источников, включающего 41 наименование. Общий объем работы - 53 печатных листа.
В процессе выполнения выпускного исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Главной лингводидактической единицей в обучении является текст. Особенно важен он на уроках русского языка, так как именно через него обучающийся получает необходимые социально значимые и личностные компетенции. В сфере обучения текст приобретает научную направленность и становится учебным.
2. Мы обозначили важнейшие качества такого текста: познавательная направленность, его воспитательные задачи и культурные возможности, языковые особенности, заключающиеся в правильности и соответствии культурным ценностям. Важнейшей целью данного типа текста является развитие интеллектуальных, творческих, нравственных качеств обучающегося, его главными отличиями, от других видов текста являются наличие значимой учебной информации, важной для формирования предметных и личностных компетенций. Работа с учебным текстом позволяет обучающимся развивать в себе познавательные способности, творческий потенциал, самоконтроль своей деятельности.
3. Усвоение учебного текста на уроках русского языка может вызывать трудности, поэтому нами были рассмотрены эффективные приемы работы с ним, такие как «Кластер», «Fishbone», «Концептуальная таблица, «Бортовой журнал» и другие. Эффективность данных приемов обусловлена тем, что каждый из данных приемов обладает своими специфическими признаками, дает возможность самостоятельной работы и самоконтроля на уроке, позволяет сравнить различные языковые факты и применить творческий подход.
4. Анализ учебного комплекса по русскому языку для пятых-шестых классов под редакцией Е.А. Быстровой с точки зрения специфики учебного текста и приемов работы, позволяет утверждать, что основными приемами работы с учебным текстом, строящимися на методах конструирования и реконструкции учебного текста, в данном учебном комплексе являются планы, таблицы, кластеры. Мы заметили, что в большинстве случаев они разработаны самими авторами, а обучающимся их необходимо либо проанализировать, либо дополнить.
5. Нами были разработаны методические рекомендации по работе с теоретическим материалом к учебникам по русскому языку для пятого и шестого класса под редакцией Е.А. Быстровой с применением эффективных приемов работы с учебным текстом.
Таким образом, мы подробно рассмотрели понятие текста, его разновидности - учебного текста, определили его черты, познакомились со связанными с ним приемами работы, проанализировали учебный комплекс по русскому языку под редакцией Е.А. Быстровой для пятых и шестых классов и разработали приемы работы с учебным материалом, представленным в учебниках.
1. Александров, Е.П. Учебный текст: опыт дефиниции и классификации [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва : Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 05 мая 2010. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/pedagogics/rus_readme.php?subaction=showfull&id=127 3044931&archive=&start_from=&ucat=&(свободный доступ). - Дата доступа: 15.06.2020.
2. Бабайлова, А.Э. Текст как продукт, средство и объект коммуникации при обучении языку: социопсихолингвист. аспекты / А. Э. Бабайлова; Под ред. А. А. Леонтьева. - Саратов : Издательство СГУ, 1987. - 151 с.
3. Баканова, Ю.В. Дидактические функции учебных текстов / Ю.В. Баканова // Фундаментальные исследования. - 2006. - № 8. - С. 69-71.
4. Белоконь, Н.А. Инновационные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы / Н.А. Белоконь // Гуманитарный вестник (Горловка). - 2017. - №3(1). - С. 3-9.
5. Богданова, Е.С. Интерактивные методы обучения текстовой деятельности : монография / Е.С. Богданова. - Москва : Неолит, 2016. - 260 с.
6. Валгина, Н.С. Современный русский язык : учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва : Логос, 2002. - 528 с.
7. Гадалова, В.В. Теория и практика урока русского языка : пособие по методике преподавания русского языка (для студентов и учителей) / В.В. Гадалова. - Москва : Московский лицей, 2012. - 88 с.
8. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования : монография / И.Р. Гальперин. - Москва : КомКнига, 2007. - 148 с.
9. Герасимова, Т.А. Прием технологии развития критического мышления «Зигзаг» как средство формирования читательской культуры учащихся на уроках литературы в 7 классе / Т.А. Герасимова // Аспекты и тенденции педагогической науки: Матер. III Междунар. науч. конф. (г. С-Пб., 2017). - Санкт-Петербург : изд. дом «Свое издательство», 2017. С.52-55.
10. Головин, Б.Н. Основы культуры речи : учебник для филологических вузов / Б.Н. Головин. - Москва : Высшая школа, 1988. 254 с.
11. Дейкина, А.Д. Характеристика текста как вида учебной деятельности в современном школьном обучении русскому языку / А.Д. Дейкина // Мир русского слова. - 2011. - №2. - С. 42-46.
12. Доблаев, Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания [Текст] : автореф. дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.01 / Доблаев Лев Петрович. - Саратов, 2002. - 41 с.
13. Добротина, И.Н. Информационное пространство современного учебника русского языка [Текст] / И.Н. Добротина // Русский язык в школе. - 2013. - №3.- С. 62-65.
14. Дозоцева, М.Н. Использование приемов критического мышления «Ментальная карта» / М. Н. Дозоцева // Образование и проблемы развития общества. - 2016. - № 3. - С. 32-35.
15. Дридзе, Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации: проблемы семиосоциопсихологии / Т.М. Дридзе. - Москва : Наука, 1984. - 302 с.
16. Дьячкова, Л. А. Методические приемы работы с художественным и публицистическим текстом / Л.А. Дьячкова, И.В. Мандрук // Молодежь и XXI век : сборник конференции. - 2018. - № 2. - С. 48-52.
17. Касаткин, Л.Л. Современный русский язык: учебник для академического бакалавриата / Л.Л. Касаткин, П.А. Лекант. - Москва : Юрайт, 2015. - 559 с.
18. Кобилов, В.В. Дидактические возможности ИНСЕРТ технологии в школе / В.В. Кобилов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 3(2). - С. 96-99.
19. Кодзова, З.Н. Визуальные средства в обучении иностранным языкам / З.Н. Кодзова // Вестник Брянского государственного университета. - 2015. - №2. - С. 58-63
20. Кожина, М.Н. Актуальные проблемы стилистики текста в аспекте современной теории языка // Теоретические проблемы стилистики текста: Тезисы докладов. - Казань, 1985. С. 103-104.
21. Коновалова, М.В. Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы / М.В. Коновалова // Русский язык и литература. - 2015. - №10. - С. 12-16.
22. Корнева, Г.Н. «Фишбоун» как один из приёмов активизации познавательной деятельности обучающихся / Г.Н. Корнева // Символ науки : международный научный журнал. - 2015. - № 7. - С. 132-133
23. Купирова, Е.А. Междисциплинарная технология освоения учебно-научного текста / Е.А. Купирова // Педагогика и психология, методика и теория обучения. - 2012. - №4. - С. 19-23.
24. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. - Москва : Советская энциклопедия, 1990. - 685 с.
25. Марков, В.Т. Современные тенденции в развитии лингвистики текста / В.Т. Марков // Наука и школа. - 2018. - №6. - С. 189-192.
26. Мединцева, Л.В. Прием «кластер» как эффективный метод развития критического мышления в начальной школе / Л.В. Мединцева // Приоритеты педагогики и современного образования: сборник статей II Международной научно-практической конференции. - 2018. - №1. С. 14-17.
27. Мехедов, В.Н. Прием кластера / В. Н. Мехедов // Русский язык в школе. - 2010 - №8. - С. 36-37
28. Минакова, Д.В. Критическое мышление : технология развития / Д.В. Минакова. - Санкт-Петербург : Дельта, 2011. - 223 с.
29. Никитина, А.В. Кластер как одна из форм познавательной деятельности обучающихся / А. В. Никитина // Молодой ученый. - 2016. - № 17.1 (121.1). - С. 20-31.
30. Панкратова, Г.В. Организация самостоятельной работы посредством приема «Бортовой журнал» технологии развития критического мышления / Г.В. Панкратова // Пути оптимизации самостоятельной работы студентов в условиях модернизации профессионального образования: материалы III Всероссийской научно-практической конференции. - 2016. С. 92¬97.
31. Русский язык : учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений : в 2 ч. Ч. 1 / Е. А. Быстрова, Л. В. Кибирева [и др.] ; под ред. Е. А. Быстровой. - 5-е изд. - Москва : ООО «Русское слово - учебник», 2016. - 280 с.
32. Русский язык : учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений : в 2 ч. Ч. 2 / Е. А. Быстрова, Л. В. Кибирева [и др.] ; под ред. Е. А. Быстровой. - 5-е изд. - Москва : ООО «Русское слово - учебник», 2016. - 288 с.
33. Русский язык : учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений : в 2 ч. Ч. 1 / Е. А. Быстрова, Л. В. Кибирева [и др.] ; под ред. Е. А. Быстровой. - 3-е изд. - Москва : ООО «Русское слово - учебник», 2014. - 247 с.
34. Русский язык : учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений : в 2 ч. Ч. 2 / Е. А. Быстрова, Л. В. Кибирева [и др.] ; под ред. Е. А. Быстровой. - 3-е изд. - Москва : ООО «Русское слово - учебник», 2014. - 207 с.
35. Суворова, Е.П. Методы работы с учебно-научным текстом: метод реконструкции текста [Текст] / Е. П. Суворова // Русский язык в школе. - 2011. - N 1. - С. 3-10
36. Тейге, С.В. Применение метода «Концептуальная таблица» в образовательном процессе / С.В. Тейге // Материалы международного научного форума «Образование. Наука. Культура» : сборник научных статей. - 2017. - с. 555-557.
37. Шестакова, А.Ю. Фаза «вызова» в технологии развития критического мышления и ее приемы на уроках русского языка // Аспекты и тенденции педагогической науки: Матер. III Междунар. науч. конф. - Санкт- Петербург: изд. дом «Свое издательство», 2017. С.97-99.
38. Шутова, Г.А. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие / Г.А. Шутова. - Москва : Академия, 2003 - 272с.
39. Чистякова, А.А. Анализ методов и приемов техники критического мышления / А.А. Чистякова // Наука и образование: XIX международная научно-практическая конференция. - 2019. - № 3. - С. 86-90.
40. Чумбалова, Г.М. Опыт использования интерактивных методов на занятиях русского языка (кластер, инсерт) / Г.М. Чумбалова // Вестник КазНМУ. - 2014. - №1. - С. 385-387.
41. Яхиббаева, Л.М. Учебный текст как особый вид вторичного текста и составляющая учебного дискурса / Л.М. Яхиббаева // Вестник Башкирского университета. - 2008. - №4. - С.1029-1030