Введение 3
1 Социальная обусловленность уголовно-правовой охраны частной жизни 6
1.1 Зависимость частной жизни от преобладающих в обществе социальных
ценностей 6
1.2 Частная жизнь и ее неприкосновенность как социально-правовые
категории 10
2 Уголовно-правовая характеристика преступления, предусмотренного ч.1, 2
ст. 137 УК РФ 16
2.1 Сведения о частной жизни лица, составляющие его личную или семейную
тайну, как предмет преступного воздействия 16
2.2 Объект и потерпевший нарушения неприкосновенности частной жизни . 26
2.3 Объективная сторона нарушения неприкосновенности частной жизни 35
2.4 Субъект и субъективная сторона нарушения неприкосновенности частной
жизни 48
Заключение 56
Список использованных источников61
Актуальность темы обусловлена тем, что стремление человека развиваться, привело человечество к веку цифровых технологий, которые несут в себе как прекрасные возможности, так и разрушение института частной жизни. Современные технологии позволяют получить любую информацию о любом человеке. Зачастую незаконно полученная информация используется для целей преступного характера.
Когда речь идет об охране и о невмешательстве в частную жизнь, подразумевается охрана от любой внешней интерференции. Именно поэтому данное право закреплено в ст. 23 Конституции Российской Федерации «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну...», а также охраняется международными и национальным законодательством, нарушение данного права ведет к уголовной ответственности.
Для обеспечения данного права государство установило уголовную ответственность за совершение противоправных преступных деяний. Правозащитники и ученые утверждают, что несмотря на принятие законов и иные формы защиты, нарушение права на неприкосновенность частной жизни по-прежнему остается большой проблемой... Из-за быстрого развития технического прогресса законодатели «не успевают» актуализировать закон и иные формы защиты, что ведет к появлению серьезных проблем в области защиты прав человека. Статистика уголовных дел по статье 137 УК РФ небольшая, преступления, совершенные по данной статье, считаются латентными, так как большая часть потерпевших не обращается в правоохранительные органы.
Пробелы, неточности и отсутствие единого понятийного аппарата, а также несоответствие формулировок норм Уголовного кодекса Российской Федерации положениям Конституции Российской Федерации порождают сложности в толковании применения и отграничения уголовно-правовых норм, что требуют особого внимания законодателей.
Объектом исследования являются общественные отношения, образующиеся в сфере реализации права на неприкосновенности частной жизни индивида.
Предметом исследования являются основные доктринальные положения в теории уголовного права, международно-правовые, конституционноправовые, уголовно-правовые нормы в которых содержится и устанавливается ответственность за неприкосновенность частной жизни человека, нормы уголовного законодательства, предусматривающие ответственность за посягательства на частную жизнь человека, а также судебная практика в виде приговоров.
Цели и задачи исследования. Цель исследования изучение вопросов о понятии частной жизни и ее пределах, и способах ее уголовно-правовой охраны. Достижение указанных целей предполагает постановку и последовательное решение задач:
• определить социальное и индивидуальное значение неприкосновенности частной жизни;
• проанализировать понятия «частная жизнь», «неприкосновенность частной жизни», «личная тайна», «семейная тайна», в отечественном законодательстве;
• охарактеризовать объективные признаки состава преступления, предусмотренного ст. 137 УК РФ;
• проанализировать субъективные признаки составов нарушения неприкосновенности частной жизни;
Теоретическую основу составили исследования труды современных теоретиков в области прав и свобод человека A. Я. Азарова, Е. А. Лукашевой, М. Н. Малеиной, B. А. Туманова, И.А. Шевченко, Л. М. Энтина; публикации ученых: Н. П. Асланяна, И. В. Балашкиной, И. В. Бондарь, Ю. И. Бытко, В. П. Кацалова, В. А. Мазурова, Л. Г. Мачковского, М. Е. Петросяна, И. Л. Петрухина, Г. Б. Романовского, И. В. Смольковой, Ю. И. Стецовского»;
Эмпирической базой исследования стали решения Конституционного суда РФ, постановления Верховного суда РФ, приговоры районных судов.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованных источников.
В заключении проведенного исследования можно сделать следующие основные выводы.
В век информационных технологий очень трудно сохранить так называемую «сокровенную», «интимную», «личную» информацию в тайне. Данный компонент повседневной жизни в правовой науке принято называть «частная жизнь», полная ее противоположность публичная жизнь, которая доступна неограниченному кругу лиц.
Социальная ценность частной жизни изменяется в зависимости от исторических условий. Во-первых, социальная ценность частной жизни зависит от способа производства и распределения материальных благ. Во- вторых, указанная категория, то есть, социальная ценность частной жизни, напрямую зависит от преобладающих в культуре ценностей. В-третьих, социальная ценность частной жизни подчиняется господствующей идеологии в государстве.
Несмотря на то, что мы наблюдаем низкий процент зарегистрированных случаев нарушения неприкосновенности частной жизни, данная статья нужна обществу для нормального функционирования. Общественная опасность посягательств на частную жизнь заключена в том, что подобные деяния угрожают не только целостности отдельному конкретному человеку, его психическому здоровью, но и межличностным отношениям людей, их совместной деятельности. Разглашения «сокровенных», «тайных» сведений ведет к тому, что человек психологически не сможет разобраться с данной проблемой и это может привести к депрессии, социальной изоляции или к летальным исходам.
Началом для закрепления фундаментального права на неприкосновенность частной жизни, в 1948 году, послужила Всеобщая декларация прав и свобод, вследствие чего ее нормы были отражены в конституциях большинства демократических стран мира в том числе и Конституции РФ.
Основной проблемой в понятии частная жизнь является проблема ее толкование. Так как «частная жизнь» понятие, не закрепленное в законодательстве, в доктрине каждым ученым понимается по-своему. Содержание частная жизнь определяется индивидуально, поэтому составление перечня, включающий нематериальные блага, охватываемые понятием «частная жизнь», не представляется возможным.
Предметом рассматриваемой статьи является не вся информация (сведения) о частной жизни лица, а лишь та, что составляет её личную и семейную тайну, закрепленная или передаваемая на любом материальном носителе или в устной форме третьим лицам непосредственно без согласия потерпевшего. В случае если информация не закреплена на материальном носителе, то ее следует понимать в качестве предмета преступного воздействия.
Законодатель понятия «сведения» и «информация» отождествляет. Ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни наступает за незаконные действия в отношении сведений составляющих не всю частную жизнь личности, а только «личную тайну» и «семейную тайну». В данной работе под «тайной» понимается, сокрытие от третьих лиц, сведений о личной и семейной жизни, раскрытие которых нежелательно для обладателя.
В законодательстве также отсутствует понятия «личной» и «семейной» тайны, что является основанием разрозненных мнений в понимании данных терминов. Исходя из изученного, мы пришли к выводу, что общим в определениях «личная тайна» и «семейная тайна» является то, что непосредственно конкретному лицу принадлежит личная тайна, а «семейная тайна» - определенной группе лиц, связанных брачно-семейными, кровнородственными и иными отношениями.
Остается дискуссионным вопрос об отнесении сведения, носящие аморальный или преступный характер к уголовно-правовой защите. По нашему мнению, мораль не является основанием ограничения неприкосновенности частной жизни, так как это право закрепленное Конституцией РФ. Что касается проблемы отнесения сведений, касающихся преступного поведения лица, то в этой части законодателем требуется уточнение. Так как в случае «истечения сроков давности либо перенесения преступником всех предусмотренных законом неблагоприятных последствий своего деяния общественная опасность самого деяния и преступника как бы нивелируется, гасится. В этом случае сведения о таком деянии составляют его личную или семейную тайну и поэтому нуждаются в уголовно-правовой защите»
В науке существует проблема определения объекта нарушения неприкосновенности частной жизни. У ученых есть различные точки зрения на понимание понятия объекта и в связи с этим и на понимание объекта нарушения неприкосновенности частной жизни. Поскольку мы являемся сторонниками теории объекта преступления как общественного отношения, то под объектом преступления нарушения неприкосновенности частной жизни, выступают общественные отношения, охраняющие интересы личности. Под видовым объектом состава нарушения неприкосновенности частной жизни понимается общественные отношения, направленные на обеспечения защиты конституционных прав и свобод личности. Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 137 УК РФ, будут выступать
общественные отношения, обеспечивающие неприкосновенность частной жизни лица, его личной и семейной тайны.
Ученых расходятся во мнении по поводу того, какие элементы входят в правовой статус потерпевшего по ст. 137 УК РФ. Изучив эту проблему, мы пришли к выводу, что потерпевшим стоит считать физическое лицо, независимо от его возраста, гражданства и дееспособности.
...
1. Александрова, Н. А. Конституционное (государственное) право России : учеб. пособие / Н. А. Александрова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. агентство по образованию, Юж.-Урал. гос. ун-т, Юрид. фак., Каф. «Конституц. и адм. право». - Челябинск : ЮУрГУ, 2005. - 741 с.
2. Аристотель, Сочинения: в 4 т. / Аристотель. - Москва : Мысль, 1975, - 847 с.
3. Баранов, В. М. О законодательном определении категории «частная жизнь» (логикогносеологические и юридико-психологические проблемы) / В. М. Баранов // Право граждан на информацию и защита неприкосновенности частной жизни: сб. науч. тр. / под ред. В. М. Баранова. Н. Новгород, 1999. Ч. 1. С. 34-37
4. Владимиров, Л. Е. Учение об уголовных доказательствах / Л. Е. Владимиров. - Тула : Автограф, 2000. - 462 с.
5. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: [в 4-х т.] / В. И. Даль. - 8-е изд. - Москва : Русский яз., 2011. 1284 с.
6. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толковословообразовательный : Св. 136000 словар. ст., ок. 250000 семант. единиц : [В 2 т.] / Т. Ф. Ефремова. - М. : Рус. яз., 2000. - 1084 с.
7. Захаров, В. П. Информационно-поисковые системы: Учебно-метод. Пособие / В. П. Захаров - СПб., 2005. - 248 с.
8. Иванов, Н. Г. Уголовное право. Общая часть: учебник для бакалавров : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по юридическим направлениям и специальностям / Н. Г. Иванов ; Российская правовая акад. М-ва юстиции Российской Федерации. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2020. - 779 с.
9. Кадников, Б. Н. Уголовно-правовая охрана неприкосновенности частной жизни: научно-практическое пособие / Н. Г. Кадникова. М.: Юриспруденция, 2011. С.85.
10. Кудрявцев, В. Н. Объективная сторона преступления / В. Н. Кудрявцев. - Москва : Госюриздат, 1960. - 244 с.
11. Лазарев, В. В. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / В. В. Лазарев. - 4-е изд., доп. и перераб. - Москва : Юрайт, 2009. - 871 с.
12. Лебедев, В. М. Комментарий к Уголовному кодексу РФ /
B. М. Лебедев, В. А. Давыдов ; ответственный редактор В. М. Лебедев. — 14-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2014. — 1077 с.
13. Мазуров, В. А. Тайна государственная, коммерческая, банковская, частной жизни. Уголовно-правовая защита: Учеб. пособие / В. А. Мазуров. - М. : Дашков и К, 2003. - 152 с.
14. Наумов, А. В. Российское уголовное право. Общая часть [Текст] : курс лекций / А. В. Наумов. - Издание 6-е, переработанное и дополненное. - Москва : Проспект, 2017. - 781 с.
15. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] : 100000 слов, терминов и выражений : [новое издание] / С. И. Ожегов ; под общ. ред. Л. И. Скворцова. - 28-е изд., перераб. - Москва : Мир И образование, 2015. - 1375 с.
... всего 85 источников