Введение 3
1 Общая характеристика дополнительных мер государственной поддержки
семей, имеющих детей, на федеральном уровне 8
1.1 Право на дополнительные меры государственной поддержки семей,
имеющих детей 8
1.2 Понятие дополнительных мер государственной поддержки семей,
имеющих детей. Материнский (семейный) капитал 14
2 Виды распоряжения средствами материнского (семейного) капитала и их
реализация 20
2.1 Направление средств материнского (семейного) капитала на улучшение
жилищных условий 20
2.2 Направление средств материнского (семейного) капитала на получение
образования ребенком (детьми) 29
2.3 Иные виды распоряжения средствами материнского (семейного)
капитала 35
3 Некоторые аспекты защиты нарушенных прав граждан при распоряжении
средствами материнского (семейного) капитала 43
Заключение 51
Список использованных источников
В Конституции Российской Федерации прописано, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (ст.7 ), материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст.38), каждому гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей (ст.39) .
Вопросы исследованные в настоящей работе на сегодняшний день являются не только актуальными, но и относятся к первоочередным задачам Российской Федерации, изложенным в Указе Президента РФ от 09.10.2007 N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" (далее - Концепция) .
Концепция к числу механизмов реализации демографической политики Российской Федерации отнесла, в частности, совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере семейного, налогового и жилищного права, здравоохранения, образования, социального обеспечения с целью создания системы экономических стимулов для населения в сфере демографического развития.
Однако при этом следует отметить, что все же первым важным шагом на пути совершенствования законодательства в этой сфере был Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Закон о дополнительных мерах). Именно он ввел такие понятие как : дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей и материнский (семейный) капитал, определил государственный сертификат на материнский (семейный) капитал как именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.
Действие программы федерального материнского капитала продлено на пять лет - до конца 2026 года.
Закон о дополнительных мерах включает в себя исчерпывающий перечень распоряжения средствами материнского капитала и жестко регламентирует порядок такого распоряжения : на улучшение жилищных условий, на получение образования ребенком (детьми); формирование накопительной пенсии для женщин; приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей - инвалидов; получение ежемесячной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2017 года N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" .
Как будет не раз отмечено в настоящей работе, среди перечисленных направлений распоряжения средствами материнского (семейного) капитала главенствующее место занимает - направление указанных средств на улучшение жилищных условий.
Следует отметить, что правовые проблемы в распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на современном этапе научных исследований в данной сфере не были подвергнуты комплексному изучению со стороны ученых. Однако, судебная практика при защите своих прав со стороны граждан при применении норм Закона о дополнительных мерах по распоряжению средствами федерального материнского (семейного) капитала выявила не только проблемы, но и пробелы законодательства.
Недостаточность исследования в области реализации указанного права, является одной из причин наличия пробелов в законодательстве этой сферы. Обзор судебной практики в этой работе раскроет часть из них, так отнесение доли в праве на жилое помещение к понятию «жилого помещения» и «улучшению жилищных условий», используемых в ст. 11 Закон о дополнительных мерах; специальное целевое назначение, средства материнского (семейного) капитала (принадлежащие истице) не являются даже совместно нажитым имуществом супругов и не могут быть разделены между ними (Определение Верховного Суда РФ от 26.01.2016 № 18-КГ15- 224 ) и т.д.
Конечно же с момента опубликования Закон о дополнительных мерах неоднократно претерпевал изменения, но и на сегодняшний день они не носят исчерпывающего характера, что не всегда позволяет судам правильно определять существо спора, а так же обстоятельства, подлежащие доказыванию.
Актуальность темы настоящей работы в том и заключается, что исследуемая правовая сфера является новеллой, подлежит актуализации путем внесения изменений в основной нормативный акт, издания на его основе новых нормативных актов, что усложняет реализацию норм при отсутствии практического опыта и влечет необходимость анализа, изучения для качественной реализации нововведений.
Целью исследования данной работы является системное, теоретическое, комплексное исследование правовых проблем в распоряжении средствами материнского капитала. Для достижения в настоящей работе, поставленной цели необходимо выделить такие задачи: анализ понятия дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, видов распоряжения средствами материнского (семейного) капитала и их реализация, выявление проблем правового регулирования при распоряжении средствами материнского (семейного) капитала.
При подготовке работы были использованы методы: общенаучные (теоретические: анализ, классификация, обобщение и т.д. ), специальные (историке - правовой, сравнительно - правовой и т.д.).
Объектом исследования при написании данной работы являлись общественные отношения при реализации права дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей по распоряжению средствами материнского (семейного) капитала.
Предмет исследования настоящей работы - это правовые нормы, регламентирующие право на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей.
Теоретическая основа работы состоит из трудов таких авторов, как Новиковой Н.А., Супряга Ж.В., Погосян А.Р., Серебряковой Е.А, Луниной Е.В. и другие.
Нормативной основой исследования выступает Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", принятые на его основе нормативные правовые акты и связанные с ним положения гражданского и семейного законодательства Российской Федерации.
Научная новизна правового исследования в этой работе заключается в том, что дополнительные меры государственной поддержки семей с детьми являются новым, постоянно обновляемым институтом в российском законодательстве. Научных исследований на данную тему достаточно мало, а в ряде положений отсутствуют вовсе.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Первая глава включает в себя два параграфа. В первом параграфе раскрывается понятие права на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей (субъектный состав, особые условия). Второй параграф определяет дополнительные меры государственной поддержки семей с детьми, понятие материнского (семейного) капитала.
Вторая глава - виды распоряжения средствами материнского (семейного) капитала и правовые проблемы при их реализации включает в себя три параграфа по каждому из видов распоряжения. Первый параграф посвящен одному из основных направлений средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий; второй параграф - направлению средств материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми); третий параграф - иным видам распоряжения средствами материнского (семейного) капитала.
Третья глава отражает правоприменительные аспекты реализации законодательства в сфере защиты нарушенных прав граждан при распоряжении средствами материнского (семейного) капитала.
В ходе написания работы была достигнута цель исследования и выполнены поставленные задачи. Под материнским (семейным) капиталом законодатель подразумевает дополнительную меру государственной поддержки в виде средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на их реализацию в целях строго указанных в Законе о дополнительных мерах.
Основанием, определяющим направления государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства является Конституция Российской Федерации. На протяжении того времени, как государство начало реализовывать программу для поддержки семей с детьми, законодательство находится в постоянной динамике изменений.
На примере статистики Красноярского края, где всего с начала действия закона принято 208 416 заявлений, выдано 206 232 сертификатов, из них за 2019 год принято 12 857 заявлений, выдано 12 840 сертификатов, отмечается, что доля решений об отказе в выдаче сертификата на материнский капитал мала, но все же такие случаи есть и попробуем выделить основные проблемы.
Для объективного понимания и правильного раскрытия правовых вопросов при реализации средств материнского капитала в настоящей работе раскрыты основные проблемы при определении права на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, так одни из первых вопросов, затронутые это вопросы гражданства, равенства прав родителей при получении дополнительных мер.
Рассмотрена позиция Верховного суда Российской Федерации по данному вопросу о том, что для возникновения у женщины, родившей (усыновившей) ребенка, права на материнский капитал необходимо такое условие как наличие у нее гражданства России на дату рождения (усыновления) ребенка.
Право мужчины на дополнительные меры государственной поддержки по случаю рождения ребенка может быть реализовано лишь в случае, когда право женщины на указанные меры прекратилось по основаниям, предусмотренным законом (в связи со смертью, объявлением умершей, лишением родительских прав и в других ситуациях отсутствия материнского попечения).
На практике возникает вопрос о возможности получения указанных мер дополнительной защиты семьями, в которых один из родителей (усыновителей) не является гражданином РФ. При этом наличие у женщины двойного гражданства не может являться основанием для отказа в выдаче ей сертификата на материнский капитал.
Закон о дополнительных мерах не распространяется на правоотношения возникшие до вступления его в силу, то есть женщина должна родить (усыновить) хотя бы одного ребенка, из двух и более, после 1 января 2007 г. или одного после 01.01.2020 года. При несоблюдении данного условия, право на дополнительные меры государственной поддержки не возникнет.
Еще один момент в определении права это рождение мертвого ребенка или факт его смерти на первых неделях жизни, до внесения соответствующей записи в реестр органами регистрации и получения свидетельства о рождении. В своем Определении Верховный Суд РФ от 2 6.11.2009 N 29- В09-6 разрешил этот вопрос установив, что женщина, родив второго ребенка, в соответствии со ст. 3 Закона о дополнительных мерах приобрела право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, при этом отсутствие свидетельства о рождении первого ребенка и факт его смерти на первой неделе жизни не считаются обстоятельствами, препятствующими в получении сертификата в соответствии с приведенной нормой закона.
В 2016 году в Обзоре судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал закреплен вывод о том, что основанием для возникновения права является рождение двух и более детей живыми, следовательно, при рождении первого или второго ребенка мертвым у женщины не возникает право на дополнительные меры государственной поддержки по Закону о дополнительных мерах.
При рассмотрении вопросов понятия дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей и материнского (семейного) капитала в работе выделены следующие правовые проблемы.
В статье 2 Закона о дополнительных мерах дается понятие дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, как мер, обеспечивающих возможность улучшения жилищных условий, получения образования, социальной адаптации и интеграции в общество детей - инвалидов, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных этим федеральным законом, что соответствует ряду признаков.
Во-первых, право на материнский капитал не связано с социальным страхованием. Это значит, что получить его может человек, который никогда не работал и не подлежит социальному страхованию.
Во-вторых, такое право может быть реализовано однократно, то есть получить материнский капитал дважды невозможно.
В-третьих, материнский капитал представляет собой денежные средства. Порядок их использования будет зависеть от способа распоряжения капиталом.
В-четвертых, материнский капитал не является собственностью лица, имеющего на него право, или собственностью семьи. Его нельзя разделить при расторжении брака, поскольку он не относится к совместно нажитому имуществу. Материнский капитал нельзя передать по наследству. Это средства государственного бюджета, предназначенные для специальных целей.
В-пятых, материнский капитал носит целевой характер. Использовать государственные деньги можно только в рамках, установленных законодательством, и с соблюдением оговоренных в нем ограничений. Нецелевое использование материнского капитала может быть основанием для привлечения виновных лиц к ответственности.
В-шестых, право на материнский капитал, как меру государственной поддержки семей с детьми, возникает у матерей (усыновителей) и может перейти к другим лицам.
Следует отметить, что начиная с середины апреля 2020 года Пенсионный фонд Российской Федерации приступил к про активной выдаче сертификатов на материнский (семейный) капитал, что на практике порождает ряд новых правоприменительных проблем в плоскости превращения понятий, право на дополнительные меры государственной поддержки и обязанность их реализации.
Ключевые моменты работы были посвящены направление средств материнского (семейного) капитала основным из которых является на улучшение жилищных условий.
Так, на территории Красноярского края всего с начала действия закона по состоянию на 01.01.2020 год принято заявлений о распоряжении:
• на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам (займам) 9 614 всего с начала действия закона перечислено средств на сумму 4 274 046,00 рублей;
• на улучшение жилищных условий 4 583 всего с начала действия закона перечислено средств на сумму 1 786 878,00 рублей.
Рассмотрены основные причины отказа в распоряжении средствами материнского капитала к которым отнесено: статус денежных средств, вопросы отнесения к совместно нажитому имуществу и определение долей между членами семьи в жилом помещении, приобретенном с использованием средств материнского капитала.
Так, в Определении Верховного Суда РФ от 26.01.2016 № 18-КГ15-224 разъяснено, что имея специальное целевое назначение, средства материнского (семейного) капитала (принадлежащие истице) не являются даже совместно нажитым имуществом супругов и не могут быть разделены между ними.
В пункте 13 Обзора судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал, указывается, что «определение долей в праве собственности на квартиру должно производиться исходя из равенства долей родителей и детей на средства материнского (семейного) капитала, потраченные на приобретение этой квартиры, а не на все средства, за счет которых было приобретено жилое помещение».
При этом определение долей, в жилом помещении, в том числе детей, по соглашению, требует установления широкого спектра специфических обстоятельств, исключающих возникновение возможного спора. Если соглашением об определении долей предполагается уменьшение доли несовершеннолетнего собственника, на это требуется предоставление предварительного разрешения органа опеки и попечительства, так как данное соглашение повлечет уменьшение имущественных прав несовершеннолетнего лица.
Отдельное внимание в работе уделено контролю за исполнением нотариально оформленного обязательства о распределении долей после снятия обременений с жилого помещения который возложен на органы прокуратуры. Эта точечная мера защиты прав несовершеннолетних, так как предоставление информации о сделках с жилым помещением оформленным с использованием средств материнского (семейного) капитала не носит обязательный характер. Для решения этой правовой проблемы требуется закрепления соответствующих положений в законодательстве РФ, а именно прописать процедуру невозможности продажи жилых помещений, приобретаемыми с использованием средств материнского (семейного) капитала, без соблюдения прав детей. Необходимы изменения правовых актов закрепляющие обязанность Пенсионного фонда РФ при перечислении средств материнского капитала направлять информацию по объекту недвижимости в Росреестр для наложения соответствующих запретов и ограничений на отчуждение объекта без выделения доли детей, а в качестве меры ответственности предлагает возложить на нарушителя обязанность по возврату средств материнского капитала в орган Пенсионного фонда Российской Федерации (применительно к случаям продажи объекта недвижимости после снятия обременения), как неосновательное обогащение.
В Определении Конституционного Суда РФ от 03.03.2015 № 431 -О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Горбачевой Натальи Борисовны на нарушение ее конституционных прав пунктом 3 части 1.3 статьи 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и абзацем четвертым пункта 10(4) Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий" так же подчеркивается, что по договору купли продажи направление средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий возможно в отношении жилого помещения (жилого дома, части жилого дома, квартиры, части квартиры, комнаты), но не в отношении доли в праве собственности на жилое помещение, сособственниками которого являются иные лица, не имеющие права на использование средств материнского семейного капитала.
Нельзя не отметить, что законодатель не актуализирует указанные проблемы и не вносит существенных поправок в действующее законодательство, так средства сертификата нельзя было направить на постройку дачи, так как она считалась нежилым помещением. Однако с 1 января 2019 года это понятие было упразднено новым законом № 217-ФЗ от 29.07.2017 о ведении гражданами садоводства. Этот закон разрешил строительство жилых построек на садовых участках. Необходимым условием при этом, как и раньше, является наличие права собственности на землю и разрешения на строительство жилья.
На основании изученной судебной практики в настоящей работе изучены правовые проблемы направления средств материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми).
В Красноярском крае с начала действия Закона о дополнительных мерах на 01.01.2020 год было принято 1800 заявлений, всего с начала действия закона перечислено средств на сумму 97 390, 00 рублей.
Общий перечень оснований для отказа в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала содержится в части 2 статьи 8 Закона о дополнительных мерах, однако не охватывает всех правовых вопросов возникающих при реализации положений Закона о дополнительных мерах по распоряжению средствами материнского капитала.
Внесенные Федеральным законом от 28.12.2017 N 432-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" изменили практику применения и исключили отказы со стороны органов пенсионного фонда в распоряжении средствами материнского капитала, исключив условие о государственной аккредитации образовательных программ отсутствует.
Однако на практике формируется иная правовая проблема по данному направлению, а именно отказы органов пенсионного фонда в распоряжении средствами материнского капитала на получение образовательных услуг по мотиву заключения договора с предпринимателем, а не с юридическим лицом.
Необходимо отметить, что Законом о дополнительных мерах не предусмотрено возможности компенсации уже произведенных владельцем сертификата затрат, связанных с получением ребенком образования, проживанием его в общежитии или его содержанием в оказывающей образовательные услуги организации.
Закон о дополнительных мерах находится в динамике по всем направлениям распоряжения средствами материнского (семейного) капитала, так с 2018 года возрастные ограничения на дошкольное образование устранены из законодательных актов - подать заявление о распоряжении средствами материнского капитала можно сразу после рождения ребенка, дающего право на материнский (семейный) капитал.
При этом возможно согласится с некоторыми авторами о предоставлении возможности направления средств МСК (полностью или в части) на получение образования женщиной, родившей и (или) усыновившей детей. Такая мера позволила бы поддержать женщину, повысить ее социальный статус, найти достойную работу и, как следствие, обеспечить ее детям материальное благополучие.
При распоряжении средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по таким направлениям как формирование накопительной пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1, 2 и 4 части 1статьи 3 Закона о дополнительных мерах; приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей - инвалидов; получение ежемесячной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей", как показывает судебная практика, так же не обходится без правовых проблем.
Такое направление как формирование накопительной пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1, 2 и 4 части 1 статьи 3 Закона о дополнительных мерах не получило широкого распространения, так в Красноярском крае с начала действия Закона о дополнительных мерах на 01.04.2020 год было принято 10 заявлений о направлении средств материнского капитала на формирование накопительной части пенсии.
Отсутствие интереса к направлению средств материнского капитала по данному направлению может объясняться таким отлагательным условием получения средств как достижения определенного возраста и соблюдения ряда условий.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 28.12.2013 N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" право на накопительную пенсию у женщин возникает по достижении ими возраста 55 лет, при условии наличия у них необходимого страхового стажа и установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента, необходимых для назначения страховой пенсии по старости. Накопительная пенсия для лиц, имеющих право на досрочные пенсии, может быть назначена по достижении возраста для получения права на страховую пенсию по старости, установленного законодательством РФ.
Исходя из положений Федерального закона от 28.12.2013 N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" выделяется три вида получения накопительной пенсии сформированной за счет средств материнского капитала:
1. Если размер накопительной пенсии составляет более 5 процентов по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости (в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), исчисленного в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", и размера накопительной пенсии, рассчитанных на день назначения накопительной пенсии Накопительная пенсия назначается застрахованным лицам по достижении возраста или наступлении срока, определяемых в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, и при соблюдении условий, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (наличие необходимого страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ и установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента).
2. Если размер накопительной части не превышает 5% от всего размера пенсии, в виде единовременной выплаты в полном объеме. Право на единовременную выплату накопленной части пенсии имеют также те, кто получает пенсию по инвалидности, в результате потери кормильца или государственную пенсию. Последняя назначается людям, которые не сумели набрать нужное количество баллов или стажа для получения страховой пенсии.
3. Получателем пенсии может быть установлен свой срок (не менее десяти лет), в течение которого ему будут выплачены все его сбережения. При этом остаток средств материнского капитала на накопительной части пенсии, а также доход от их инвестирования, будет выплачен только правопреемникам по сертификату на материнский капитал - отцу ребенка или самому ребенку.
Женщины, выбравшие направление средств (части средств) материнского капитала на формирование накопительной пенсии, вправе отказаться от использования средств (части средств) по указанному направлению.
Еще одним не получившим широкого распространения является направление средств материнского капитала на приобретение товаров иуслуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов. С 2016 года начала действия Федерального закона от 28.11.2015 N 348-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в Красноярском крае пенсионными органами было принято 1 заявление.
К таким товарам и услугам относятся, допущенные к обращению на территории Российской Федерации и включенные в специальный Перечень товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, утвержден распоряжением Правительства РФ от 30.04.2016 N 831-р.
Одним из достаточно новых направлений является получение ежемесячной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей". С 01.01.2018 года предоставлена возможность получения ежемесячной выплаты из средств МСК семьям, родившим первого и (или) второго ребенка, доход которых не превысил 18490 рублей (с 01.01.2020 - 26850 рублей). Данной выплатой воспользовались в 2019 году 1,6% граждан.
На практике возникает ряд проблем, как например предоставление сведений о доходах бывшего супруга.
Рассмотрены некоторые аспекты защиты нарушенных прав граждан при распоряжении средствами материнского (семейного) капитала.
К правовым аспектам при применении права в сфере защиты нарушенных прав граждан при распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, отнесены следующие:
• отказы территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в удовлетворении заявлений о распоряжении средствами материнского капитала;
• административный порядок обжалования отказов территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в удовлетворении заявлений о распоряжении средствами материнского капитала;
• судебный порядок обжалования отказов территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в удовлетворении заявлений о распоряжении средствами материнского капитала;
• внесение изменений в действующее законодательство РФ.
При исследовании правовых проблем при распоряжении средствами материнского семейного капитала стало очевидным, что они имеют место быть при наличии пробелов в законодательстве, регулирующим реализацию программы дополнительной поддержки семей с детьми со стороны государства. Одной из таких проблем является восстановление в правах на материнский семейный капитал. Данная процедура никак не отображена в Законе о дополнительных мерах. Основанием возникновения этого вопроса является как расторжение сделок с использованием средств материнского семейного капитала, равно как и погашение судимости, тогда как в законе о дополнительных мерах прописан лишь факт наличия умышленного преступления совершенного в отношении своего ребенка (детей), относящегося к преступлениям против личности и повлекшего за собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав в отношении ребенка (детей).
Статистика распоряжения средствами материнского капитала показывает, что программа оказывает реальную помощь российским семьям, с детьми и с 1 января 2020 года это не только семьи в которых появляется на свет второй ребенок и последующие дети. Ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции и устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период не только сам размер материнского (семейного) капитала, но и осуществляется пересмотр размера его оставшейся части суммы. На сегодняшний день максимальный размер средств материнского капитала, с учетом условий установленных Законом о дополнительных мерах составляет 616 617 рублей.
Стоит отметить, что перечень направлений, в которых может быть реализован материнский капитал, несмотря на активные изменения очень ограничен. На сегодняшний день этот вопрос решается путем внесения изменений и поправок в настоящий Федеральный закон постепенно расширяя спектр возможностей распоряжения материнским (семейным) капиталом.
Согласно исследованию РИА "Новости", основанному на данных Росстата, численность населения России за 2017-2019 году сократилось на 0,04% и составила 146,748 миллиона человек. Темпы снижения рождаемости за 2019 год превышали темпы снижения смертности. Кроме сокращения численности женщин активного репродуктивного возраста на демографическую ситуацию в 2020 году может повлиять и пандемия коронавируса. Однако своевременное принятие мер в области демографии и здравоохранения не заставляет себя ждать.
Так согласно исполнения положений Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам, связанным с распоряжением средствами материнского (семейного) капитала", вносящего изменения в программу материнского капитала, Указа Президента РФ от 07.04.2020 N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" по состоянию на 2 июня 2020 года Пенсионный фонд России принял почти 13 млн заявлений семей о единовременной выплате 10 тыс. рублей более чем на 18 млн детей в возрасте от 3 до 16 лет.
Наиболее актуальным из нововведений, как уже отмечалось в настоящей работе, наравне с другими авторами, я считаю направление распоряжения средств материнского капитала на лечение, что является востребованным на сегодняшний день, ведь важно не только родить ребенка, но и в полной мере обеспечить его здоровое развитие. На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что программа материнского (семейного) капитала требует дальнейшего совершенствования.
1. Конституция Российской Федерации: (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 09.10.2007 N 1351 (ред. от 01.07.2014) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:http://www.consultant.ru.
3. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 01.03.2020, с изм. и доп., вступ. в силу с 15.04.2020) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
4. О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 28.12.2017 № 418-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам, связанным с распоряжением средствами материнского (семейного) капитала [Электронный ресурс]: Федеральный
закон от 01.03.2020 № 35-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:http://www.consultant.ru.
6. О гражданстве Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ (ред. от 26.07.2019, с изм. и доп., вступ. в силу с 17.10.2019) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:http://www.consultant.ru.
7. О прожиточном минимуме в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ (ред. от 01.04.2019) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
8. О лицензировании отдельных видов деятельности [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 18.02.2020, с изм. и доп., вступ. в силу с 28.03.2020) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:http://www.consultant.ru.
9. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
10. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:http://www.consultant.ru.
11. О накопительной пенсии [Электронный ресурс]: Федеральный закон от от 28.12.2013 N 424-ФЗ (ред. от 03.10.2018) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:http://www.consultant.ru.
12. Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от от 24.07.2002 N 111-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:http://www.consultant.ru.
13. О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.07.2017 N 117-ФЗ (ред. от 25.05.2020) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:http://www.consultant.ru.
14. Семейный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
15. Правила подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала и перечня документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами материнского (семейного) капитала [Электронный ресурс]: Приказ Минтруда России от 02.08.2017 N 606н // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:http://www.consultant.ru.
16. Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов [Электронный ресурс]: Пост. Правительства РФ от 24.12.2007 N 926 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:http://www.consultant.ru.
17. Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, путем компенсации затрат на приобретение таких товаров и услуг [Электронный ресурс]: Пост. Правительства РФ от 30.04.2016 N 380 (ред. от 31.03.2020) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
18. Правила отказа от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии [Электронный ресурс]: Приказ Минтруда России от 11.03.2016 N 100н (ред. от 26.01.2018) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
19. Об утверждении перечня товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей- инвалидов [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 30.04.2016 N 831-р // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:http://www.consultant.ru.
20. Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм [Электронный ресурс]: Приказ Минтруда России от 13.06.2017 N 486н (ред. от 04.04.2019) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:http://www.consultant.ru.
21. О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду [Электронный ресурс] // Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р (ред. от 03.04.2020) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:http://www.consultant.ru.
22. О применении положений Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» [Электронный ресурс]: письмо Федеральной нотариальной палаты от 01.07.2016 N 2305/03-16-3// Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
23. Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их
структурных подразделений) и территориальных органов государственных внебюджетных фондов (их региональных отделений) с учетом качества предоставления государственных услуг, руководителей
многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг с учетом качества организации предоставления государственных и муниципальных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей [Электронный ресурс] // Постановление Правительства РФ от 12.12.2012 N 1284 (ред. от 15.11.2019) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru.
Специальная литература
24. Агамиров К.В. Социальная сфера как объект правового регулирования и юридического прогнозирования [Электронный ресурс] / К.В. Агамиров // Lexrussica. 2020. - N 2. -С. 106 - 124.
25. Захаркина А.В. Надлежащее исполнение сложно-структурного обязательства об оформлении жилого помещения, приобретенного за счет средств материнского (семейного) капитала, в общую собственность / А.В.Захаркина // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2019. - N 11. - С. 85 - 90.
26. Капустина, Т. И. Материнский капитал, как инновационная форма социальной поддержки семьи / Т. И. Капустина // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. - Москва, 2016. - С. 161-163.
27. Курченко О.С. Возврат средств материнского (семейного) капитала в бюджет Пенсионного фонда России: основания, порядок, правовые последствия [Электронный ресурс] / О.С. Курченко // Lexrussica. 2018. - № 7. - С. 54.
28. Коробкова Н.А., Алимова Д.А. Материнский капитал как
институт: проблемы формирования и перспективы его использования [Электронный ресурс] / Н.А. Коробкова, Д.А. Алимова // Современные научные исследования и инновации -2015. - № 3. ч. 4 // URL:
http://web.snauka.ru/issues/2015/03/50685.
29. Лунина Е.В. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (постатейный) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
30. Мазуров А.В., Вакарев А.В. Комментарий к Федеральному закону "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (постатейный). - М.: Частное право, - 2007. - 48 с.
31. Мыскин А.В. Общая собственность на жилые помещения: теория гражданского права и практика Верховного Суда РФ. - М.: Статут, - 2018. - 128 с.
32. Московцева Е.А., Ким Е.Ю. Сущность и проблемы федеральной программы «материнского (семейного) капитала» / Е.А. Московцева, Е.Ю. Ким // Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ» - 2016. - С. 106.
33. Новикова Н.А., Супряга Ж.В., Погосян А.Р. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (постатейный) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:http://www.consultant.ru.
34. Петрова С.А., Лагазина Е.А. Проблемы получения материнского (семейного) капитала [Электронный ресурс] / С.А. Новикова, Ж.В. Супряга, А.Р. Погосян // Самарский университет государственного управления «Международный институт рынка» - Самара , 2017 //https://www.imi- samara.ru/wp-content/uploads/2015/05/16_Petrova_
Lagazina_109-115.pdf
35. Серебрякова Е.А. Материнский капитал: порядок получения и использования. - М.: Редакция "Российской газеты", - 2019. - № 9. - 176 с.
36. Чефранова Е.А. Правовые позиции высших судебных инстанций по применению норм Закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" // Законы России: опыт, анализ, практика.
- 2012. - N 1. - С. 18 - 23.
Судебная практика
37. Определение Верховного Суда РФ от 26.01.2016 № 18-КГ15-224 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
- Режим доступа:http://www.consultant.ru.
38. Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданки Мамедовой Айгюн Ханкиши кызы на нарушение ее конституционных прав пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей [Электронный ресурс]: Определение Конституционный суд РФ от 25.01.2018 N 175-0 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
39. Обзор судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал [Электронный ресурс]: утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:http://www.consultant.ru.
40. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Зайцева Сергея Юрьевича и Зайцевой Ларисы Валерьевны на нарушение их конституционных прав положениями статьи 3 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" [Электронный ресурс]: Определение Конституционного Суда РФ от 16.02.2012 N 281-0-0 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:http://www.consultant.ru.
41. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кубанова В.Б. на нарушение его конституционных прав п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" [Электронный ресурс]: Определение Конституционный Суд РФ от 13.10.2009 N 1085-0-0 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:http://www.consultant.ru.
42. Обзор судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал [Электронный ресурс]: утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:http://www.consultant.ru.
43. Обзор судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал [Электронный ресурс]: утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:http://www.consultant.ru.
44. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Горбачевой Натальи Борисовны на нарушение ее конституционных прав пунктом 3 части 1.3 статьи 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и абзацем четвертым пункта 10(4) Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий" [Электронный ресурс]: Определении Конституционного Суда РФ от 03.03.2015 № 431-0 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:http://www.consultant.ru.