Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КЛАССНЫЙ ЧАС КАК ФОРМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №150725

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы46
Год сдачи2022
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Теоретические аспекты духовно-нравственного воспитания младших
школьников 7
1.1 Понятие духовно-нравственного воспитания 7
1.2 Формы и методы духовно-нравственного воспитания младших
школьников 11
2 Практика организации классного часа как формы духовно¬нравственного воспитания младших школьников в сельской школе 18
2.1 Возможности классного часа в духовно-нравственном воспитании
младших школьников сельской школы 18
2.2 Опытно-практическая работа по реализации задач духовно¬
нравственного воспитания младших школьников через проведение классных часов в сельской школе (на примере 2-3 класса Рождественской школы) 25
Заключение 41
Список использованных источников 44
Приложение А Уровни и критерии когнитивного, эмоционально¬ценностного и деятельностного компонентов духовно-нравственной воспитанности младшего школьника

Современные нормативно-правовые документы в сфере начального образования актуализируют вопросы духовно-нравственного воспитания младших школьников Федеральный закон «Об образовании» Российской Федерации, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, Стратегия развития воспитания до 2025 года и др.
Из этого следует, что для развития духовно-нравственного воспитания важнее всего не упустить время, когда наиболее успешно будет происходить процесс усвоения норм, особенностей поведения, с которым человек сможет достойно пройти свой жизненный путь. Безусловно, таким временем становится детство. Ведь именно в этот период человек учится понимать окружающий мир с его необъятными, разносторонними явлениями, одновременно сопоставляя себя, свои действия с действиями других.
Младший школьный возраст предполагает большие возможности ознакомления с духовными ценностями. Школа становится ориентиром, а учитель - наставником. Важную роль в ознакомлении детей с понятием духовности и нравственности играет организация внеурочной деятельности [13].
Отдельные аспекты нравственного и духовно-нравственного воспитания младших школьников изучали: Н. В. Архангельский [5], Т. И. Власова [14], А. Я. Данилюк [17], О. А. Куревина [22], А. А. Трофимова [36]. Методике организации и проведения классного часа как формы организации внеурочной деятельности посвящены работы И. В. Гравиной [16], А. А. Мамарыгина [24], И. А. Фархшатова [40] и др.
Объект исследования - теоретические аспекты духовно¬нравственного воспитания младших школьников.
Предмет исследования - практика организация классного часа по духовно-нравственному воспитанию младших школьников в условиях сельской школы.
Цель исследования - охарактеризовать практику организации классного часа по духовно-нравственному воспитанию младших школьников в условиях сельской школы.
Задачи исследования:
1. Выявить сущность духовно-нравственного воспитания.
2. Охарактеризовать формы и методы духовно-нравственного воспитания младших школьников.
3. Выявить возможности классного часа в духовно-нравственном воспитании младших школьников сельской школы.
4. Реализовать опытно-практическую работу по духовно¬нравственному воспитанию младших школьников через проведение классных часов в сельской школе (на примере обучающихся 2-3 класса Рождественской школы).
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, обобщение и систематизация эмпирических данных, педагогическое проектирование, наблюдение, метод экспертных оценок.
Практическая значимость исследования: подготовленные материалы могут быть использованы при подготовке к семинарским и практическим занятиям, а также при написании рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (42 наименования), 1 приложения. Результаты исследования представлены в 13 таблицах и 8 рисунков. Объем работы составляет 52 страницы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучение и анализ теоретических источников по исследуемой теме позволили нам установить понятие классного часа, формы и методы духовно-нравственного воспитания младших школьников.
В ходе выполнения нашего исследования мы решали исследовательские задачи.
По первой задаче мы выявили сущность духовно-нравственного воспитания младшего школьника в нашей работе мы опирались на определение из энциклопедического педагогического словаря педагога Духовно-нравственного воспитания младшего школьника - это «педагогически направляемый процесс приобщения ребенка к высшим духовным человеческим ценностям (жизнь, человек, Родина, семья, природа, религии), становление представлений и отношений к Родине, людям и к самому себе».
По второй задаче мы охарактеризовали формы и методы духовно- нравственного воспитания младших школьников. Методами духовно-нравственного воспитания младших школьников выступают методы формирования духовно-нравственного сознания (рассказ, беседа, убеждение, объяснение и разъяснение, дискуссия, внушение); методы организации деятельности и опыта духовно-нравственного поведения (упражнение, поручение, поручение, игровой метод, воспитывающая ситуация, пример, подражание, требование); методы стимулирования и контроля (поощрение, наказание, методы контроля, создание ситуации успеха, общественное мнение). Формами духовно-нравственного воспитания младших школьников могут выступать беседы, экскурсии, праздники, благотворительные акции, КТД и т.д. В классификации Е. Н. Землянской уделено внимание классным формам воспитания, к которым можно отнести такую популярную форму как классный час, основу которого составляет беседа с детьми.
По третьей задаче мы выявили возможности классного часа в духовно-нравственном воспитании младших школьников сельской школы. Л. В. Байбородова считает, что классный час - это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой социально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов.
Проектирование классного часа по духовно-нравственному воспитанию выполняется классным руководителем с учетом структуры и методики, возрастных особенностей младшего школьного возраста, специфики сельской школы и той духовно-нравственной ценности, которую формирует педагог.
По четвертой задаче мы реализовали опытно-практическую работу по духовно-нравственному воспитанию младших школьников через проведение классных часов в сельской школе (на примере 2-3 класса Рождественской школы). В ходе реализации опытно-практической работы мы провели анализ нормативно-правовых документов и определили целевые ориентиры духовно-нравственного воспитания обучающихся 3 класса Рождественской школы на 2022-2023 учебный год.
Нами был подобран диагностический инструментарий (уровни, критерии, показатели) и с помощью методов наблюдения и экспертных оценок проведена диагностика актуального состояния духовно¬нравственной воспитанности обучающихся 2 класса в 2021-2022 учебном году. Обработка полученных эмпирических данных показала, что на основе результатов наблюдения и метода экспертной оценки, можно сделать вывод, что 50 % класса показали высокий и средний уровень освоения компонентов духовно-нравственного воспитания. В таблице мы можем увидеть, что ребята показали низкий уровень в когнитивном и эмоционально-ценностном компонентах духовно нравственного воспитания. И поэтому в 2022 - 2023 учебном году будем работать над этими компонентами
Мы проанализировали работу классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию обучающихся 2 класса, проведенную в 2021 - 2022 учебном году и выявили, что тематика классных часов соответствовала требованиям ФГОС НОО в части личностных образовательных результатов и была направлена на формирование таких духовно-нравственных ценностей как жизнь, человек, Родина, природа.
По результатам диагностической работы и анализа работы педагога была проведена корректировка и конкретизация задач духовно-нравственного воспитания и составлено планирование тематики классных часов по духовно-нравственному воспитанию направленные на семью, религию, Человека, жизни, обучающихся 3 класса на 2022 - 2023 учебный год с учетом специфики сельской школы
В помощь педагогу были составлены методические рекомендации по реализации разработанного комплекса классных часов по духовно - нравственному воспитанию обучающихся 3 класса Рождественской школы на 2022-2023 учебный год.
Поставленная нами цель выполнена, задачи решены.


1. Аверина, Н. Г. О нравственном воспитании / Н. Г. Аверина // Начальная школа. - 2011. - № 11. - С. 68 - 71.
2. Адольф, В. А. Подготовка педагога к поддержке развития духовно-нравственного мира детей в дополнительном профессиональном образовании: монография / В. А. Адольф. - Москва. - Флинта, 2017. - 329 с.
3. Алексеев, А. П. Краткий философский словарь / А. П. Алексеев. - Москва : Проспект, 2006. - 492 с.
4. Алмин, К. И. Духовное воспитание в современное время: размышление о вечной проблеме / К. И. Алмин // Наука и культура России. Том 1. - Самара : Просвещение. - 2017. - 325 с.
5. Архангельский, Н. В. Нравственное воспитание / Н. В. Архангельский. - Москва : Просвещение, 2009. - 291 с.
6. Архипова, О. В. Гуманитарное образование и гуманитарная педагогика: природа, специфика, цели / О. В. Архипова. - Москва : Общество. Среда. Развитие, 2011. - 195 с.
7. Бабанский, Ю. К. Педагогика. / Ю. К. Бабанский. - Москва : Просвещение, 1983. - 786 с.
8. Бабаян, А. В. О нравственности и нравственном воспитании / А. В. Бабаян // Педагогика, 2015. - № 2. - С. 67- 68.
9. Байбородова, Л. В. Педагогические технологии. В 3 ч. Часть 1. Образовательные технологии: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. В Байбородова, А. П. Чернявская. - 2-е изд.щерераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2018. - 238 с.
10. Безрукова, В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) / В. С. Безрукова. - Москва : Проспект, 2000. - 930 с.
11. Богданова, О. С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками: Пособие для учителя. / О. С. Богданова и др. -
Москва : Просвещение, 1998. - 389 с.
12. Водовозова, Е. Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста / Е. Н. Водовозова. - Москва: КД Либроком, 2019. - 400 с.
13. Воронова, О. С. Организация и содержание духовно¬нравственного воспитания младшего школьника: диссертация канд. пед. наук: 13.00.01 / О. С. Воронова. - Иркутск : Полиграф, 2006. - 155 с.
14. Власова, Т. И. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников / Т. И. Власова. - Ростов - на Дону : Монография, 2009. - 210 с.
15. Головей, Л. А. Психология развития и возрастная психология / Л.
A. Головей. - Москва : Юрайт, 2016. - 220 с.
16. Гравина, И. В. Духовно-нравственное воспитание: учебное пособие / И. В. Гравина. - Тамбов : ТГУ им. Г. Р. Державина, 2020. — 104 с.
17. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондакова,
B. А. Тишков. - Москва : Просвещение, 2010. - 26 с.
18. Дивногорцева, С. Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры / С. Ю. Дивногорцева. - Москва : изд-во ПСТГУ, 2012. - 237 с.
19. Землянская, Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников : учебник и практикум для вузов / Е. Н. Землянская. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 406 с.
20. Колесникова, Т. А. Теоретические основы духовно-нравственного развития младшего школьника / Т.А. Колесникова // Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы: тез. докл. XI Международной науч. - практич. конф. «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы». - Красноярск : Сиб.федер. ун-т, 2020. - С 85-88.
21. Куревина, О. А. Воспитание основ духовности и нравственности / О. А. Куревина // Начальная школа: плюс . До и После. - 2010. - № 9. - С. 3-5.
22. Кропоткин, П. А. Этика. Происхождение и развитие нравственности / П. А. Кропоткин. - Москва : Издательство политической литературы, 2008. - 363 с.
23. Майбуров, А. Г. Классный час в школе XXI века: монография / под общей редакцией О. В. Уваровской. - Сыктывкар : СГУ им. Питирима Сорокина, 2020. - 105 с. - Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:https://bik.sfu-kras.ru/elib/view?id=LANY-371.015/K%20476-505847474(дата обращения: 07.05.2022).
24. Мамарыгин, А. А. Духовно - нравственное развитие и воспитание личности. / А. А. Мамарыгин // Дополнительное образование и воспитание. 2012 г. - № 9. - С. 8-10.
25. Марьенко, И. С. Нравственное становление личности: монография / И. С. Марьенко. - Москва : Педагогика, 2011. - 104 с.
26. Павелко, Н. Н. Психология и педагогика / Н. Н. Павелко. - Москва : КноРус, 2015. - 496 с.
27. Панфилов, А. П. Инновационные педагогические технологии / А. П. Панфилов. - Москва : Академия, 2009. - 192 с.
28. Подласый, П. И. Педагогика: в 3-х кн., кн. 3: Теория и технологии воспитания : учебник для студентов вузов / И. П. Подласый. - Москва : ВЛАДОС, 2007. - 463 с.
29. Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие дополнительного образования на 2013-2020 г.» от 15.04.2014 № 295. - URL: https://base.garant.ru/70643472 (дата обращения: 09.04.2022).
30. Приказ Министерства образования и науки РФ: федер. закон от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования». - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028 (дата
обращения: 10.04.2022).
31. Программа воспитания МБОУ Рождественская СОШ URL: http://rozdest1.ucoz.ru/2021/vospitanie/rpv_mbou_rozhdestvenskoj_sosh.pdf(дата обращения: 10.04.2022).
32. Созонов, В.П. Истоки современного духовно-нравственного воспитания / В. П. Созонов // Народное образование. - 2011. - № 4. - С. 195¬204.
33. Скворцов, А. А. Этика: учебник / А. А. Скворцов. - Москва : Юрайт, 2011. - 306 с.
34. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на периоддо 2025 года. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318094/006fb940f95ef67a1a3fa7973b5a39f78dac5681
(дата обращения 09.04.2022).
35. Тимонина, И. В. Профессиональная этика педагога: Учебно-методическое пособие / И. В. Тимонина. - Кемерово, 2015. - 299 с.
36. Трофимова, А. А. Нравственное воспитание / А. А. Трофимова, А. А. Кутлугузина // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - №11. - С.62-63.
37. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№ 273ФЗ. URL:http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174(дата обращения: 09.04.2022).
38. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва : Просвещение, 2010. - 31 с.
39. Финданцевич, Н.С. Классный час и его организация: Из опыта работы / Н. С. Финдацевич. - Москва : Просвещение, 1981. - 321 с.
40. Фархшатова, И. А. Педагогика внеурочной деятельности: учебное пособие / И. А. Фархшатова. - Оренбург : ОГПУ, 2021. - 80 с.
41. Харламов, И. Ф. Педагогика: учебное пособие / И. Ф. Харламов. - Москва : Просвещение, 2017. - 519 с.
42. Ширшов, В. Д. Духовно-нравственное воспитание: учебное пособие / В. Д. Ширшов // Уральский государственный педагогический университет. - 1. - Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2022. - 182 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ