КЛАССНЫЙ ЧАС КАК ФОРМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
Введение 4
1 Теоретические аспекты духовно-нравственного воспитания младших
школьников 7
1.1 Понятие духовно-нравственного воспитания 7
1.2 Формы и методы духовно-нравственного воспитания младших
школьников 11
2 Практика организации классного часа как формы духовно¬нравственного воспитания младших школьников в сельской школе 18
2.1 Возможности классного часа в духовно-нравственном воспитании
младших школьников сельской школы 18
2.2 Опытно-практическая работа по реализации задач духовно¬
нравственного воспитания младших школьников через проведение классных часов в сельской школе (на примере 2-3 класса Рождественской школы) 25
Заключение 41
Список использованных источников 44
Приложение А Уровни и критерии когнитивного, эмоционально¬ценностного и деятельностного компонентов духовно-нравственной воспитанности младшего школьника
1 Теоретические аспекты духовно-нравственного воспитания младших
школьников 7
1.1 Понятие духовно-нравственного воспитания 7
1.2 Формы и методы духовно-нравственного воспитания младших
школьников 11
2 Практика организации классного часа как формы духовно¬нравственного воспитания младших школьников в сельской школе 18
2.1 Возможности классного часа в духовно-нравственном воспитании
младших школьников сельской школы 18
2.2 Опытно-практическая работа по реализации задач духовно¬
нравственного воспитания младших школьников через проведение классных часов в сельской школе (на примере 2-3 класса Рождественской школы) 25
Заключение 41
Список использованных источников 44
Приложение А Уровни и критерии когнитивного, эмоционально¬ценностного и деятельностного компонентов духовно-нравственной воспитанности младшего школьника
Современные нормативно-правовые документы в сфере начального образования актуализируют вопросы духовно-нравственного воспитания младших школьников Федеральный закон «Об образовании» Российской Федерации, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, Стратегия развития воспитания до 2025 года и др.
Из этого следует, что для развития духовно-нравственного воспитания важнее всего не упустить время, когда наиболее успешно будет происходить процесс усвоения норм, особенностей поведения, с которым человек сможет достойно пройти свой жизненный путь. Безусловно, таким временем становится детство. Ведь именно в этот период человек учится понимать окружающий мир с его необъятными, разносторонними явлениями, одновременно сопоставляя себя, свои действия с действиями других.
Младший школьный возраст предполагает большие возможности ознакомления с духовными ценностями. Школа становится ориентиром, а учитель - наставником. Важную роль в ознакомлении детей с понятием духовности и нравственности играет организация внеурочной деятельности [13].
Отдельные аспекты нравственного и духовно-нравственного воспитания младших школьников изучали: Н. В. Архангельский [5], Т. И. Власова [14], А. Я. Данилюк [17], О. А. Куревина [22], А. А. Трофимова [36]. Методике организации и проведения классного часа как формы организации внеурочной деятельности посвящены работы И. В. Гравиной [16], А. А. Мамарыгина [24], И. А. Фархшатова [40] и др.
Объект исследования - теоретические аспекты духовно¬нравственного воспитания младших школьников.
Предмет исследования - практика организация классного часа по духовно-нравственному воспитанию младших школьников в условиях сельской школы.
Цель исследования - охарактеризовать практику организации классного часа по духовно-нравственному воспитанию младших школьников в условиях сельской школы.
Задачи исследования:
1. Выявить сущность духовно-нравственного воспитания.
2. Охарактеризовать формы и методы духовно-нравственного воспитания младших школьников.
3. Выявить возможности классного часа в духовно-нравственном воспитании младших школьников сельской школы.
4. Реализовать опытно-практическую работу по духовно¬нравственному воспитанию младших школьников через проведение классных часов в сельской школе (на примере обучающихся 2-3 класса Рождественской школы).
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, обобщение и систематизация эмпирических данных, педагогическое проектирование, наблюдение, метод экспертных оценок.
Практическая значимость исследования: подготовленные материалы могут быть использованы при подготовке к семинарским и практическим занятиям, а также при написании рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (42 наименования), 1 приложения. Результаты исследования представлены в 13 таблицах и 8 рисунков. Объем работы составляет 52 страницы.
Из этого следует, что для развития духовно-нравственного воспитания важнее всего не упустить время, когда наиболее успешно будет происходить процесс усвоения норм, особенностей поведения, с которым человек сможет достойно пройти свой жизненный путь. Безусловно, таким временем становится детство. Ведь именно в этот период человек учится понимать окружающий мир с его необъятными, разносторонними явлениями, одновременно сопоставляя себя, свои действия с действиями других.
Младший школьный возраст предполагает большие возможности ознакомления с духовными ценностями. Школа становится ориентиром, а учитель - наставником. Важную роль в ознакомлении детей с понятием духовности и нравственности играет организация внеурочной деятельности [13].
Отдельные аспекты нравственного и духовно-нравственного воспитания младших школьников изучали: Н. В. Архангельский [5], Т. И. Власова [14], А. Я. Данилюк [17], О. А. Куревина [22], А. А. Трофимова [36]. Методике организации и проведения классного часа как формы организации внеурочной деятельности посвящены работы И. В. Гравиной [16], А. А. Мамарыгина [24], И. А. Фархшатова [40] и др.
Объект исследования - теоретические аспекты духовно¬нравственного воспитания младших школьников.
Предмет исследования - практика организация классного часа по духовно-нравственному воспитанию младших школьников в условиях сельской школы.
Цель исследования - охарактеризовать практику организации классного часа по духовно-нравственному воспитанию младших школьников в условиях сельской школы.
Задачи исследования:
1. Выявить сущность духовно-нравственного воспитания.
2. Охарактеризовать формы и методы духовно-нравственного воспитания младших школьников.
3. Выявить возможности классного часа в духовно-нравственном воспитании младших школьников сельской школы.
4. Реализовать опытно-практическую работу по духовно¬нравственному воспитанию младших школьников через проведение классных часов в сельской школе (на примере обучающихся 2-3 класса Рождественской школы).
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, обобщение и систематизация эмпирических данных, педагогическое проектирование, наблюдение, метод экспертных оценок.
Практическая значимость исследования: подготовленные материалы могут быть использованы при подготовке к семинарским и практическим занятиям, а также при написании рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (42 наименования), 1 приложения. Результаты исследования представлены в 13 таблицах и 8 рисунков. Объем работы составляет 52 страницы.
Изучение и анализ теоретических источников по исследуемой теме позволили нам установить понятие классного часа, формы и методы духовно-нравственного воспитания младших школьников.
В ходе выполнения нашего исследования мы решали исследовательские задачи.
По первой задаче мы выявили сущность духовно-нравственного воспитания младшего школьника в нашей работе мы опирались на определение из энциклопедического педагогического словаря педагога Духовно-нравственного воспитания младшего школьника - это «педагогически направляемый процесс приобщения ребенка к высшим духовным человеческим ценностям (жизнь, человек, Родина, семья, природа, религии), становление представлений и отношений к Родине, людям и к самому себе».
По второй задаче мы охарактеризовали формы и методы духовно- нравственного воспитания младших школьников. Методами духовно-нравственного воспитания младших школьников выступают методы формирования духовно-нравственного сознания (рассказ, беседа, убеждение, объяснение и разъяснение, дискуссия, внушение); методы организации деятельности и опыта духовно-нравственного поведения (упражнение, поручение, поручение, игровой метод, воспитывающая ситуация, пример, подражание, требование); методы стимулирования и контроля (поощрение, наказание, методы контроля, создание ситуации успеха, общественное мнение). Формами духовно-нравственного воспитания младших школьников могут выступать беседы, экскурсии, праздники, благотворительные акции, КТД и т.д. В классификации Е. Н. Землянской уделено внимание классным формам воспитания, к которым можно отнести такую популярную форму как классный час, основу которого составляет беседа с детьми.
По третьей задаче мы выявили возможности классного часа в духовно-нравственном воспитании младших школьников сельской школы. Л. В. Байбородова считает, что классный час - это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой социально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов.
Проектирование классного часа по духовно-нравственному воспитанию выполняется классным руководителем с учетом структуры и методики, возрастных особенностей младшего школьного возраста, специфики сельской школы и той духовно-нравственной ценности, которую формирует педагог.
По четвертой задаче мы реализовали опытно-практическую работу по духовно-нравственному воспитанию младших школьников через проведение классных часов в сельской школе (на примере 2-3 класса Рождественской школы). В ходе реализации опытно-практической работы мы провели анализ нормативно-правовых документов и определили целевые ориентиры духовно-нравственного воспитания обучающихся 3 класса Рождественской школы на 2022-2023 учебный год.
Нами был подобран диагностический инструментарий (уровни, критерии, показатели) и с помощью методов наблюдения и экспертных оценок проведена диагностика актуального состояния духовно¬нравственной воспитанности обучающихся 2 класса в 2021-2022 учебном году. Обработка полученных эмпирических данных показала, что на основе результатов наблюдения и метода экспертной оценки, можно сделать вывод, что 50 % класса показали высокий и средний уровень освоения компонентов духовно-нравственного воспитания. В таблице мы можем увидеть, что ребята показали низкий уровень в когнитивном и эмоционально-ценностном компонентах духовно нравственного воспитания. И поэтому в 2022 - 2023 учебном году будем работать над этими компонентами
Мы проанализировали работу классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию обучающихся 2 класса, проведенную в 2021 - 2022 учебном году и выявили, что тематика классных часов соответствовала требованиям ФГОС НОО в части личностных образовательных результатов и была направлена на формирование таких духовно-нравственных ценностей как жизнь, человек, Родина, природа.
По результатам диагностической работы и анализа работы педагога была проведена корректировка и конкретизация задач духовно-нравственного воспитания и составлено планирование тематики классных часов по духовно-нравственному воспитанию направленные на семью, религию, Человека, жизни, обучающихся 3 класса на 2022 - 2023 учебный год с учетом специфики сельской школы
В помощь педагогу были составлены методические рекомендации по реализации разработанного комплекса классных часов по духовно - нравственному воспитанию обучающихся 3 класса Рождественской школы на 2022-2023 учебный год.
Поставленная нами цель выполнена, задачи решены.
В ходе выполнения нашего исследования мы решали исследовательские задачи.
По первой задаче мы выявили сущность духовно-нравственного воспитания младшего школьника в нашей работе мы опирались на определение из энциклопедического педагогического словаря педагога Духовно-нравственного воспитания младшего школьника - это «педагогически направляемый процесс приобщения ребенка к высшим духовным человеческим ценностям (жизнь, человек, Родина, семья, природа, религии), становление представлений и отношений к Родине, людям и к самому себе».
По второй задаче мы охарактеризовали формы и методы духовно- нравственного воспитания младших школьников. Методами духовно-нравственного воспитания младших школьников выступают методы формирования духовно-нравственного сознания (рассказ, беседа, убеждение, объяснение и разъяснение, дискуссия, внушение); методы организации деятельности и опыта духовно-нравственного поведения (упражнение, поручение, поручение, игровой метод, воспитывающая ситуация, пример, подражание, требование); методы стимулирования и контроля (поощрение, наказание, методы контроля, создание ситуации успеха, общественное мнение). Формами духовно-нравственного воспитания младших школьников могут выступать беседы, экскурсии, праздники, благотворительные акции, КТД и т.д. В классификации Е. Н. Землянской уделено внимание классным формам воспитания, к которым можно отнести такую популярную форму как классный час, основу которого составляет беседа с детьми.
По третьей задаче мы выявили возможности классного часа в духовно-нравственном воспитании младших школьников сельской школы. Л. В. Байбородова считает, что классный час - это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой социально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов.
Проектирование классного часа по духовно-нравственному воспитанию выполняется классным руководителем с учетом структуры и методики, возрастных особенностей младшего школьного возраста, специфики сельской школы и той духовно-нравственной ценности, которую формирует педагог.
По четвертой задаче мы реализовали опытно-практическую работу по духовно-нравственному воспитанию младших школьников через проведение классных часов в сельской школе (на примере 2-3 класса Рождественской школы). В ходе реализации опытно-практической работы мы провели анализ нормативно-правовых документов и определили целевые ориентиры духовно-нравственного воспитания обучающихся 3 класса Рождественской школы на 2022-2023 учебный год.
Нами был подобран диагностический инструментарий (уровни, критерии, показатели) и с помощью методов наблюдения и экспертных оценок проведена диагностика актуального состояния духовно¬нравственной воспитанности обучающихся 2 класса в 2021-2022 учебном году. Обработка полученных эмпирических данных показала, что на основе результатов наблюдения и метода экспертной оценки, можно сделать вывод, что 50 % класса показали высокий и средний уровень освоения компонентов духовно-нравственного воспитания. В таблице мы можем увидеть, что ребята показали низкий уровень в когнитивном и эмоционально-ценностном компонентах духовно нравственного воспитания. И поэтому в 2022 - 2023 учебном году будем работать над этими компонентами
Мы проанализировали работу классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию обучающихся 2 класса, проведенную в 2021 - 2022 учебном году и выявили, что тематика классных часов соответствовала требованиям ФГОС НОО в части личностных образовательных результатов и была направлена на формирование таких духовно-нравственных ценностей как жизнь, человек, Родина, природа.
По результатам диагностической работы и анализа работы педагога была проведена корректировка и конкретизация задач духовно-нравственного воспитания и составлено планирование тематики классных часов по духовно-нравственному воспитанию направленные на семью, религию, Человека, жизни, обучающихся 3 класса на 2022 - 2023 учебный год с учетом специфики сельской школы
В помощь педагогу были составлены методические рекомендации по реализации разработанного комплекса классных часов по духовно - нравственному воспитанию обучающихся 3 класса Рождественской школы на 2022-2023 учебный год.
Поставленная нами цель выполнена, задачи решены.
Подобные работы
- Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2017 - Нравственное воспитание младших школьников, в процессе обучения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ АВТОРСКОЙ СКАЗКИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - Формирование нравственной воспитанности у младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Формирование нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2020 - ЭТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2013 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ФАКУЛЬТАТИВА «ПРАЗДНИКИ, ТРАДИЦИИ И РЕМЕСЛА НАРОДОВ РОССИИ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(НА ПРИМЕРЕ КРУЖКА «УМНИКИ И УМНИЦЫ»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018



