Введение 3
1 Экономическая сущность НДФЛ 5
1.1 Этапы развития НДФЛ в России 5
1.2 Особенности современного налога на доходы физических лиц и его
основные элементы 9
2 Анализ действующего механизма налога на доходы физических лиц в
Российской Федерации 20
2.1 Анализ поступлений НДФЛ на фоне основных налогов и сборов в
консолидированный бюджет Российской Федерации 20
2.2 Анализ динамики и структуры налогов, собранных на территории
Красноярского края в сравнении с НДФЛ 24
3 Совершенствование планирования НДФЛ в условиях его реформирования .. 34
3.1 Основные проблемы налога на доходы физических лиц 34
3.2 Направления совершенствования планирования доходов от НДФЛ 36
3.3 Усовершенствованная модель прогнозирования доходов от НДФЛ 40
Заключение 51
Список использованных источников 53
Приложение А Выборка данных для построения эконометрической модели и тест значимости регрессоров 57
НДФЛ (налог на доходы физических лиц) - это прямой налог, так как взимается в виде процента с доходов граждан, то есть, очевидно, совпадает налогообременитель и налоговый агент. В предусмотренных законодательством случаях, сумма облагаемая налогом (налоговая база) может быть снижена.
Актуальность темы данной работы заключается в том, что за счет поступлений от сбора подоходного налога формируется значительная часть доходов бюджета любой страны.
Цель работы - разработка предложений по совершенствованию планирования доходов консолидированного бюджета Красноярского края от НДФЛ в процессе его реформирования
Задачи работы:
— охарактеризовать налог на доходы физических лиц и его элементы, а также особенности его исчисления и уплаты;
— разобрать реализацию распределительной и фискальной функций налога на доходы физических лиц;
— раскрыть основные проблемы налогообложения доходов физических лиц;
— проанализировать перспективные направления развития НДФЛ в России;
— сформулировать принципы и методы планирования налога на доходы физических лиц в рамках нового подхода.
Значимость работы заключается в формировании понимания проблем налога на доходы физических лиц, а так же разработке путей их решения для достижения целей политики государства.
Объект работы - НДФЛ
Предмет работы - процесс планирования поступлений НДФЛ в консолидированный бюджет Красноярского края
Основные методы исследования, которые были использованы в данной работе - методы статистики, в том числе анализ и расчёт статистических показателей при изучении объёма, состава, динамики доходов и расходов бюджета, степени исполнения.
Данная работа написана на основе классической и современной теории налогообложения, научных трудах отечественных учёных, использованы публикации в научных журналах, законодательные и нормативные акты а области налогообложения и бюджетного планирования.
Необходимость совершенствования налога на доходы физических лиц проистекает из его особой роли в налоговой системе страны, которая отражается в функциях налога: фискальной и распределительной.
За свою долгую историю подоходный налог сильно изменился, но основной его функцией всегда была фискальная. Реформа 2001 года заложила основу действующей системы налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации.
Основными целями реформы НДФЛ были необходимость повышения фискальной роли подоходного налога в бюджетной системе, содействие легализации доходов, особенно для налогоплательщиков с высокими доходами, упрощение процесса оплаты и снижение затрат на налоговое администрир ование.
Промежуточный вариант реформы НДФЛ, сочетающий в себе преимущества прогрессивной и фиксированной шкалы налогообложения, в настоящее время будет наиболее подходящим. Суть предлагаемых преобразований такова:
1. Введение необлагаемого налогом минимального размера, равного официальному прожиточному минимуму трудоспособного населения.
2. Введение прогрессивной налоговой ставки, либо же повышение фиксированной ставки.
3. Повышение минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума.
4. Ужесточение налогового законодательства об ответственности за налоговые правонарушения.
Данная система налогообложения доходов физических лиц имеет ряд важных преимуществ перед действующей. Во-первых, прогрессивность налогообложения доходов физических лиц повысится за счет введения необлагаемой минимальной суммы и увеличения базовой ставки.
Данная система налогообложения доходов физических лиц имеет ряд важных преимуществ перед действующей. Во-первых, прогрессивность налогообложения доходов физических лиц увеличится за счет введения необлагаемой минимальной суммы и повышения базовой ставки.
Снижение поступлений подоходного налога с доходов малообеспеченных граждан и сопутствующее увеличение поступлений подоходного налога с излишков доходов граждан в некоторой степени поможет установить баланс между социальной справедливостью и фискальной эффективностью НДФЛ. А когда располагаемый доход беднейшего населения увеличится, потребление и сбережения увеличатся, что, в свою очередь, будет способствовать экономическому росту всей страны.
Для развития социально ориентированной рыночной экономики государству необходимо поэтапно совершенствовать систему налогообложения доходов физических лиц, постепенно переходя к прогрессивной шкале и установлению необлагаемого налогом дохода. Необходимо разработать такую систему налоговых отношений при которой экономически рост сопутствовал бы повышению благосостояния граждан.
Так же совершенствование методики прогнозирования показателя НДФЛ 1 крайне необходимо по целому ряду причин. Основной выступает тот факт, что доходы, поступающие от налоговых агентов, составляют более чем 83% от совокупности всех бюджетных доходов от обложения НДФЛ.
Логичной представляется замена существующей методики расчета НДФЛ 1 на более совершенную - методику использования эконометрической модели временного ряда. У подобного рода моделей существует целый ряд преимуществ с точки зрения краткосрочного и среднесрочного прогнозирования: в отличие от существующей формулы, эконометрические модели учитывают динамику неограниченного количества предыдущих периодов, а гибкость использования позволяет подбирать различного рода модели под особенности конкретных показателей и даже регионов.
1 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ. [электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант плюс» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
2 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ. [электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант плюс» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/
3 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ. [электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант плюс» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19 671/
4 Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 16.11.1922 Положение о государственном подоходно-поимущественном налоге. [электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант плюс» URL: http://www.consultan t.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=18263#7EGkA8TwPIKwfd5K1
5 Дуюнова Ника Александровна Проблемы и перспективы совершенствования НДФЛ в Российской Федерации // Проблемы Науки. - 2017. - №19 (101).
6 Единый портал бюджетной системы Российской Федерации: [Электронный ресурс]. URL:http ://budget.gov.ru/%D0%91%D 1%8E%D0%B4%D 0%B6%D0%B5%D 1%82/%D0%94%D0%BE%D 1%85%D0%BE%D0%B4%D 1%8 B/%D0%98%D 1%81%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B5%D0%BD %D0%B8%D0%B5%D0%B 1%D 1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82%D0 %B0%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D0%BC%D0%B 4%D0%BE%D 1%85%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2
7 ЕМИСС, государственная статистика: [Электронный ресурс]. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/34051
ЕМИСС. Государственная статистика. [Электронный ресурс].
URL:https://www.fedstat.ru/.
9 Залибекова Д. 3. Проблемы налоговой нагрузки налога на доходы физических лиц //Наука и бизнес: пути развития. - 2013. - №. 12. - С. 78-80.
10 Зеленкова Р. А. НДФЛ: анализ проявления фискальной фyнкции//world science: problems and innovations. - 2017. - С. 121-123.
11 Казначеева Н. Л., Лапов Д. Е. Прогрессивная шкала налога на доходы физических лиц: преимущества и недостатки //Финансы: теория и практика. - 2015. - №. 1 (85).
12 Калашникова Е. Б., Яковлева Е. С. История становления налога на доходы физических лиц в России //Российская наука: актуальные исследования и разработки. - 2019. - С. 400-402.
13 Клюс В. В. Пути совершенствования НДФЛ в России //Вектор экономики. - 2018. - №. 1. - С. 27-27.
14 Корень А. В., Першина В. В. Актуальные проблемы и пути совершенствования налога на доходы физических лиц в Российской Федерации //Глобальный научный потенциал. - 2014. - №.5. - С. 38.
15 Кузьменко В. В., Бескоровайная Н. С., Таран И. Л. Перспективы реализации социальной функции налогов //Финансы и кредит. - 2007. - №.9 (249).
16 Магомедханова С. А., Лемешко Н. С. Основные направления реформирования и совершенствования налога на доходы физических лиц//В сборнике публикуются результаты научных исследований по достаточно широкой научной тематике, полученные студентами и аспирантами факультетов и кафедр Кубанского государственного аграрного университета. - 2012.- С. 171.
17 Министерство финансов Красноярского края: [Электронный
ресурс]. URL:https://minfin.krskstate.ru
18 Обуова А. С. История развития НДФЛ в России //Форум молодых ученых. - 2017. - №. 5. - С. 1561-1565.
19 Россия. Законы и постановления. Закон 6-го апреля 1916 г. о государственном подоходном налоге ; Закон 13 мая 1916 г. о налоге на прирост прибылей. - Одесса : Практическое правоведение, - 1916. - 60 с.
20 Семенова Е. В., Ляшенко А. В., Дадаева Т. Л. К вопросу о роли НДФЛ в экономике России //Научный форум: Экономика и менеджмент. - 2017. - С. 77-84.
21 Стрижкина, Валентина Николаевна, Ирина Викторовна Стрижкина, Лариса Анатольевна Капустян. // бюджетное планирование в регионе // Управление современной организацией: опыт, проблемы и перспективы 12.2 - 2020. - 11-17.
22 Турбина Н. М. Анализ преимуществ и недостатков применения пропорциональной ставки налога на доходы физических лиц //Социально-экономические явления и процессы. - 2012. - №.11.
23 Тюрина Ю. Г., Напольских Л. А. Влияние налога на доходы физических лиц на уровень жизни населения //Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2012. - №. 7-8. - С. 31-51.
24 Управление Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва: [Электронный ресурс]. URL: https://krasstat.gks.ru/folder/139831
25 Управление Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва: [Электронный ресурс]. URL:https://krasstat.gks.ru/folder/62476
26 Управление Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва: [Электронный ресурс]. URL:https://krasstat.gks.ru/folder/108207
27 Федеральная налоговая служба: [Электронный ресурс].
URL:https://www.nalog.gov.ru
28 Федеральная налоговая служба: [Электронный ресурс].
URL:https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/10973378/
29 Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL:http://www.gks.ru/.
30 Щербакова, Анастасия Алексеевна // Реформирование налога на доходы физических лиц // Современная юриспруденция: актуальные вопросы теории и практики. - 2021.
31 Ябурова Д. В. Недостатки и тенденции развития НДФЛ в РФ //Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. - 2014. - №.10.
32 Balatsky E. V., Ekimova N. A. Evaluating scenarios of a personal income tax reform in Russia //Journal of Tax Reform. - 2019. - T. 5. - №. 1. - C. 6¬22.
33 Semenova N. N. Improvement of taxation of individuals’ income in Russia in the context of formation of socially oriented tax policy //Finansy i kredit= Finance and Credit. - 2018. - T. 24. - №. 1. - C. 129-142.
34 Sevryukova L., Belousova S. Trends in taxation of personal income: Russian and foreign experience //EKOHOMinHnfi часопис-XXI. - 2016. - №. 157. - C. 41-44.
35 Ulyanova I. N. Taxation of Personal Income in Russia: Areas of Improvement. - 2020.