Реферат
Введение 4
1 Теоретические основы организации творческой деятельности обучающихся на уроках русского языка в аспекте формирования ко ммуникативной компетенции 7
1.1 Характеристика творческой деятельности на уроках русского языка 7
1.2 Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на основе
творческой деятельности 12
2 Методические аспекты формирования коммуникативной компетенции у обучающихся на уроках русского языка на основе творческих заданий 21
2.1 Анализ учебников на предмет выявления творческих заданий, формирующих коммуникативную компетенцию у обучающихся на уроках русского языка 21
2.2 Методические рекомендации по формированию коммуникативной компетенции обучающихся на уроках русского языка на основе
использования творческих заданий 28
Заключение 42
Список использованных источников 44
На сегодняшний день формирование коммуникативной компетенции является одной из главных задач современного образования. Коммуникативная компетенция определяется как основа любого общения. Активизация коммуникативной деятельности школьников предполагает процесс их побуждения к активному, целенаправленному общению, а также способствует повышению качества учебно-воспитательного процесса. В качестве средства развития данной компетенции зачастую используются творческие задания, которые способны сделать учебный процесс качественней и содержательней. Занимательность творчества делает положительной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению учебного материала, а эмоциональность творческой деятельности активизирует все психические процессы обучающихся средней школы.
Изучением творческой деятельности на уроках русского языка как средства развития коммуникативной компетенции обучающихся занимались и занимаются многие исследователи, например, О. В. Гордиенко, Е. И. Литневская, Т. А. Ладыженская и другие.
Использование творческого вида деятельности в обучении русскому языку помогает стимулировать познавательную активность школьников, способствует их самовыражению, мотивирует к саморазвитию и самообразованию. Именно творческие задания обеспечивают формирование и развитие коммуникативной компетенции школьников на уроках русского языка на постоянной основе, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. В связи с этим выбранная нами тема является актуальной.
Цель работы - изучить теоретические и методический аспекты формирования коммуникативной компетенции у обучающихся на уроках русского языка на основе творческой деятельности.
Объект исследования - формирование коммуникативной компетенции у обучающихся.
Предмет исследования - творческая деятельность на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся.
Задачи исследования:
1) охарактеризовать творческую деятельность на уроках русского языка;
2) раскрыть сущность коммуникативной компетенции и рассмотреть умения, формируемые на основе творческой деятельности;
3) проанализировать содержание учебно-методических комплексов на предмет отражения в них заданий, способствующих формированию коммуникативной компетенции;
4) провести констатирующий срез и, описать его результаты, разработать комплекс упражнений, направленный на формирование коммуникативной компетенции на основе творческой деятельности обучающихся.
Методологической базой исследовательской работы являются труды Е.И. Литневской [24], О.В. Гордиенко [8], ИМ. Михайловой [27], Т.А. Ладыженской [26].
В процессе написания работы были использованы следующие методы исследования: анализ научной и методической литературы, систематизация, обобщение и моделирование заданий.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в нём систематизирован теоретический материал по формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка на основе использования творческих заданий. Представленный систематизированный материал может быть использован в практике обучения русскому языку средней школы.
Апробация выпускной квалификационной работы состоялась в форме публикации «Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на основе творческой деятельности» на образовательном портале «Знанио» [3] и в форме выступления с докладом «Творческая деятельность на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетенции обучающихся» на XIII Международных (XXVII Всероссийских) филологических чтениях памяти профессора Р. Т. Гриб «Человек и язык в коммуникативном пространстве» в 2022 году (очная форма участия).
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 51 наименование. Общий объем работы - 50 страниц машинописного текста.
В результате выполнения нашего исследования мы пришли к следующим выводам.
1. В данной работе была рассмотрена характеристика творческой деятельности как средства формирование коммуникативной компетенции обучающихся. Под творческими заданиями мы понимаем дидактический материал данный обучающимся. Который содержит в себе предложение о самостоятельном выполнении учебной задачи, позволяющая проявить индивидуальность по отношению к её выполнению, методам решения, построению композиции и проследить за уровнем усвоения материала. Творческие задания должны занять одно из главных мест при формировании коммуникативных умений школьников.
2. В ходе рассмотрения теоретических положений, сформулированных отечественными методистами Е.И. Литневской, О.В. Гордиенко, И.М. Михайловой, Т.А. Ладыженской, было установлено, что большинство авторов под коммуникативной компетенцией понимают овладение всеми видами речевой деятельности, культурой речи навыками ее использования в различных жизненных ситуациях. Немаловажно в школе уделять внимание как развитию устной речи, так и развитию различных составляющих грамотной письменной речи. Активизация коммуникативной деятельности обучающихся предполагает не только процесс побуждения учащихся к активному, целенаправленному общению, но и способствует повышению качества учебно-воспитательного процесса.
3. В работе мы рассмотрели два комплекта школьных учебников: Е. А. Быстровой, Л. В. Кибиревой и А. Д. Шмелева, Э. А. Флоренской. Проанализировав данные учебники, мы выявили, что работа по формированию коммуникативных умений школьников проводится в основном на основе репродуктивных упражнений и заданий (определить тему, основную мысль, тип речи анализируемого текста и т.д.). На наш взгляд, необходимо использовать упражнения творческого и поисковотворческого характера, основанных на синтезе всех коммуникативных умений, так как для более успешного речевого развития необходимы условия для самостоятельного творческого подхода к созданию текста.
4. Нами был проведен констатирующий срез, в котором приняли участие 15 обучающихся 5 класса МБОУ «Очурская СШ» Республики Хакассия. Этот класс обучается по учебникам под редакцией Е. А. Быстровой.
Проанализировав результаты констатирующего среза, мы установили: у пятиклассников задания, требующие проявить творчество, вызывают затруднения. Большая часть ребят выполнила задания продуктивного типа лишь частично, тогда как задания репродуктивного типа больших затруднений не вызвали.
5. Мы разработали комплекс упражнений и методических рекомендаций к ним, направленных на формирование коммуникативной компетенции у обучающихся на основе выполнения ими творческих заданий, в том числе и поискового характера.
1. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Д. Б. Богоявленская. - Москва : Издательский центр «Академия», 2002. - 320 с. - ISBN 5-7695-0888-4.
2. Бочарникова, М. Л. Понятие «Коммуникативная компетенция» и его становление в научной среде / М. Л. Бочарникова// Международный научный журнал. Молодой ученый. - 2009. - № 8. - С. 130-132.
3. Брагина, А. О. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся на основе творческой деятельности / А. О. Брагина // Знанио. - 2022. - URL: https://clck.ru/qw6SK (дата обращения: 17.02.2022).
4. Васильева, Т. Ю. Развитие творческой деятельности учащихся на уроках русского языка / Т. Ю. Васильева // Психология и педагогика : методика и проблемы практического применения. - 2009. - № 8- URL: https://clck.ru/qnizp (дата обращения: 10.03.2022).
5. Вятютнев, М. Н. Коммуникативная направленность обучения русскому языку в зарубежных школах/ М. Н. Вятютнев // Материалы III Конгресса МАПРЯЛ. - 1977. - № 6. - С. 38-45.
6. Гладченко, В. Е. Коммуникативные умения: подход и классификация / В. Е. Гладченко // Культурная жизнь Юга России. - 2013. - № 2. - URL: https://clck.ru/qnnz8 (дата обращения: 12.03.2022).
7. Гордиенко, О. В. Место и роль творческих заданий при формировании коммуникативных умений учащихся 5-7 классов : специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (русский язык)» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Гордиенко Оксана Викторовна ; Московский педагогический государственный университет. - Москва, 2001. - 19 с.
8. Гордиенко, О. В. Творческие задания коммуникативной направленности как средство развития личности школьников на уроках русского языка / О. В. Гордиенко, О. Ю. Князева // Наука и школа. - 2014. - URL: https://clck.ru/atUiPCnaTa обращения: 17.03.2022).
9. Гордиенко, О. В. Творческие лингвистические конкурсы как средство активизации творческого потенциала школьников / О. В. Гордиенко, О. Ю. Князева // Наука и школа. - 2014. - URL: https://clck.ru/qFEjcCaara обращения: 17.03.2022).
10. Гутник, Е. П. Современные теоретические представления о коммуникативных компетенция / Е. П. Гутник, Е. В. Шереметьева // Международный научный журнал. Молодой ученый. - 2016. - № 27. - С. 774-778.
11. Давидович, Н. И. Проблема становления коммуникативной компетентности в зеркале современности / Н. И. Давидович // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. - 2018. - URL: https://clck.ru/qFDrLMara обращения: 30.04.2022).
12. Дудковская, Е. Е. Развитие коммуникативной компетенции учащихся в условиях реализации ФГОС / Е. Е. Дудковская // Человек и образование. -2014. - № 3- URL: https://clck.ru/qqRLr^ara обращения: 10.03.2022).
13. Еремеева, А. П. Коммуникативные технологии развития речевой деятельности учащихся / А. П Еремеева // Современные технологии в преподавании русского языка: К 60-летию кафедры методики преподавания русского языка Московского педагогического государственного университета : Материалы международной научно-практической конференции (2-3 октября 2020 года) / Московский педагогический государственный университет, Институт филологии. - Москва, 2020. - С . 63 - 66.
14. Ерофеева, Л. А. Творческие задания как средство воспитания интеллектуальных мотивов учения у будущих учителей (на примере преподавания иностранного языка) : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Ерофеева Лидия Алексеевна ; Уральский государственный педагогический университет. - Екатеринбург, 2004. - 24 с.
15. Жигулина, О. В. Развитие творческих способностей обучающихся подросткового возраста во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС ООО / О. В. Жигулина, С. П. Муравьева // Международный научный журнал. Молодой ученый. - 2017. - № 32. - С. 8890....51