Личностные характеристики студентов с разными статусами идентичности
|
Введение 3
Глава 1. Анализ научных данных по проблеме исследования
1.1. Теоретические основания изучения идентичности в психологии.. ..9
1.2. Понятие профессиональной идентичности 25
1.3. Формирование профессиональной идентичности студентов вуза
как психолого-педагогическая проблема 40
Глава 2. Изучение личностных характеристик студентов с разными статусами профессиональной идентичности
2.1. Описание процедуры и методов исследования 52
2.2. Анализ и интерпретация диагностических данных 59
Выводы 78
Заключение 83
Список используемых источников 86
Приложение 1 93
Приложение 2 102
Глава 1. Анализ научных данных по проблеме исследования
1.1. Теоретические основания изучения идентичности в психологии.. ..9
1.2. Понятие профессиональной идентичности 25
1.3. Формирование профессиональной идентичности студентов вуза
как психолого-педагогическая проблема 40
Глава 2. Изучение личностных характеристик студентов с разными статусами профессиональной идентичности
2.1. Описание процедуры и методов исследования 52
2.2. Анализ и интерпретация диагностических данных 59
Выводы 78
Заключение 83
Список используемых источников 86
Приложение 1 93
Приложение 2 102
Проблема профессиональной идентичности является весьма актуальной в современном динамично развивающемся, меняющемся мире, который характеризуется насыщенностью социальных, демографических и прочих процессов. Обращение к проблеме профессиональной идентичности обусловлено тем, что общество «быстрого» развития имеет актуальный запрос на подготовку специалистов, способных ответить на вызов стремительного развития всех сфер жизни.
К проблеме профессиональной идентичности обращаются исследователи различных научных специальностей. В аспекте психологического знания профессиональная идентичность рассматривается как системный и динамический феномен, связанный с профессиональным самоопределением, самосознанием и направлениями профессионального развития личности. Вопросы профессиональной идентичности составляют одно из актуальных направлений психолого-педагогических исследований. Среди этих вопросов такие, как соответствие личностных характеристик избранной профессии; направленность на профессиональное развитие; формирование профессионально необходимых качеств, удовлетворенность трудом, развитие профессиональной ответственности, планирование профессионального пути и многие другие.
Под профессиональной идентичностью понимается такой уровень профессионального развития, который обеспечивает четкую идентификацию человека со своей профессией, с ее основными социальными и ролевыми функциями, с профессиональными требованиями и задачами. Сформированная профессиональная идентичность выражается не только в обладании профессиональных знаний и умений, но и в способности к постоянному развитию в профессиональной и в целом в социальной среде.
Проблема профессиональной идентичности приобретает особую значимость в ходе профессионального обучения. Своим профессиональным выбором человек во многом определяет свою дальнейшую жизнь, ее содержание и круг общения. Профессиональная идентичность рассматривается как многомерный и интегративный психологический феномен, который развивается в ходе профессионального обучения. Важной задачей высшего образования является целостное формирование личности профессионала, содействие его самоидентификации с профессией.
Обучение в вузе напрямую связано с проблемой профессиональной идентичности, перспективами ее формирования. Для современной образовательной среды особый интерес представляет разработка инструментария, обеспечивающих эффективную диагностику соответствия личностных характеристик студентов их профессиональным планам.
В ходе обучения в вузе происходит качественный скачок в профессиональном развитии студентов. Для эффективности этого процесса необходимо создать определенные психолого-педагогические условия. Для решения этой задачи студентам предоставляется все необходимое по углубленному изучения материала, проводятся практики, научные исследования, в ходе которых у субъектов обучения вырабатывается навык формирования собственного мнения по поводу той или иной профессиональной проблемы...
К проблеме профессиональной идентичности обращаются исследователи различных научных специальностей. В аспекте психологического знания профессиональная идентичность рассматривается как системный и динамический феномен, связанный с профессиональным самоопределением, самосознанием и направлениями профессионального развития личности. Вопросы профессиональной идентичности составляют одно из актуальных направлений психолого-педагогических исследований. Среди этих вопросов такие, как соответствие личностных характеристик избранной профессии; направленность на профессиональное развитие; формирование профессионально необходимых качеств, удовлетворенность трудом, развитие профессиональной ответственности, планирование профессионального пути и многие другие.
Под профессиональной идентичностью понимается такой уровень профессионального развития, который обеспечивает четкую идентификацию человека со своей профессией, с ее основными социальными и ролевыми функциями, с профессиональными требованиями и задачами. Сформированная профессиональная идентичность выражается не только в обладании профессиональных знаний и умений, но и в способности к постоянному развитию в профессиональной и в целом в социальной среде.
Проблема профессиональной идентичности приобретает особую значимость в ходе профессионального обучения. Своим профессиональным выбором человек во многом определяет свою дальнейшую жизнь, ее содержание и круг общения. Профессиональная идентичность рассматривается как многомерный и интегративный психологический феномен, который развивается в ходе профессионального обучения. Важной задачей высшего образования является целостное формирование личности профессионала, содействие его самоидентификации с профессией.
Обучение в вузе напрямую связано с проблемой профессиональной идентичности, перспективами ее формирования. Для современной образовательной среды особый интерес представляет разработка инструментария, обеспечивающих эффективную диагностику соответствия личностных характеристик студентов их профессиональным планам.
В ходе обучения в вузе происходит качественный скачок в профессиональном развитии студентов. Для эффективности этого процесса необходимо создать определенные психолого-педагогические условия. Для решения этой задачи студентам предоставляется все необходимое по углубленному изучения материала, проводятся практики, научные исследования, в ходе которых у субъектов обучения вырабатывается навык формирования собственного мнения по поводу той или иной профессиональной проблемы...
Проблема профессиональной идентичности напрямую связана с системой профессионального обучения, в том числе высшего. Профессиональная идентичность является интегративным и многомерным психологическим феноменом, который развивается в ходе профессионального обучения. Важной задачей высшего образования является целостное формирование личности профессионала, содействие его самоидентификации с профессией.
Изучение теоретических и эмпирических исследований позволил заключить, что не существует единого подхода в определении профессиональной идентичности. Каждый из авторов, занимающихся этой проблемой, вкладывает свой смысл в данное понятие. Нами была предпринята попытка уточнить определение профессиональной идентичности, основываясь на современных концепциях.
Большинство ученых придерживаются точки зрения о двух различных видах идентичности: социальной и личностной. При этом, часть исследователей подчеркивают ведущее значение личностной идентичности и рассматривают ее как значимый элемент социальной идентичности, другие рассматривают профессиональную идентичность как часть личностной идентичности. Такая позиция просматривается в работах Д.И. Завалишиной [14], Н.Л. Ивановой и Е.В. Конева [18, 19]. Эти авторы считают, что как система ценностей, так и способ восприятия и оценки профессиональной принадлежности носят глубоко личностный характер.
К.А. Абульханова-Славская в своем подходе к классификации профессиональной идентичности исходит из того, что самореализация личности происходит через осознанный выбор профессии, содержание которой максимально близка к личностным характеристикам субъекта, а его самовыражение в профессии осуществляется через развитие и совершенствование личностных качеств и способностей. Именно поэтому выбор профессии должен учитывать личностные данные, а выбранная профессия содержать возможности для развития личности [1, с.14-29].
Анализ современных отечественных исследований указывает на то, что профессиональная идентичность - результат развития личности в профессиональной сфере, а процесс профессионального становления способствует ее развитию.
В представленной работе рассматриваются статусы профессиональной идентичности студентов вуза, приведены и описаны факторы и механизмы формирования профессиональной идентичности, определены уровни ее сформированности у студентов высшего учебного заведения.
Задачей исследования стало изучение личностных характеристик студентов с разными статусами профессиональной идентичности. Несомненным является то, что на уровень развития профессиональной идентичности влияют такие факторы, как продолжительность и форма обучения, возрастные и специфические особенности личности студентов, направление подготовки, профиль образования. Тем не менее, деление выборки по направлениям подготовки, профилям образования и учебным курсам не проводилось. Основной задачей исследования было выявление возможной связи между уровнями развития профессиональной идентичности обучающихся и их психологическими характеристиками. Установление различий в личностных характеристиках студентов с разными статусами профессиональной идентичности может указывать на наличие такой связи.
Полученные в результате проведенного исследования данные свидетельствуют о том, что студенты вуза с разными статусами профессиональной идентичности различаются по личностным характеристикам, в основе которых лежат такие факторы, как привязанность- обособленность; самоконтроль-импульсивность; эмоциональная
неустойчивость-устойчивость; экспрессивность-практичность...
Изучение теоретических и эмпирических исследований позволил заключить, что не существует единого подхода в определении профессиональной идентичности. Каждый из авторов, занимающихся этой проблемой, вкладывает свой смысл в данное понятие. Нами была предпринята попытка уточнить определение профессиональной идентичности, основываясь на современных концепциях.
Большинство ученых придерживаются точки зрения о двух различных видах идентичности: социальной и личностной. При этом, часть исследователей подчеркивают ведущее значение личностной идентичности и рассматривают ее как значимый элемент социальной идентичности, другие рассматривают профессиональную идентичность как часть личностной идентичности. Такая позиция просматривается в работах Д.И. Завалишиной [14], Н.Л. Ивановой и Е.В. Конева [18, 19]. Эти авторы считают, что как система ценностей, так и способ восприятия и оценки профессиональной принадлежности носят глубоко личностный характер.
К.А. Абульханова-Славская в своем подходе к классификации профессиональной идентичности исходит из того, что самореализация личности происходит через осознанный выбор профессии, содержание которой максимально близка к личностным характеристикам субъекта, а его самовыражение в профессии осуществляется через развитие и совершенствование личностных качеств и способностей. Именно поэтому выбор профессии должен учитывать личностные данные, а выбранная профессия содержать возможности для развития личности [1, с.14-29].
Анализ современных отечественных исследований указывает на то, что профессиональная идентичность - результат развития личности в профессиональной сфере, а процесс профессионального становления способствует ее развитию.
В представленной работе рассматриваются статусы профессиональной идентичности студентов вуза, приведены и описаны факторы и механизмы формирования профессиональной идентичности, определены уровни ее сформированности у студентов высшего учебного заведения.
Задачей исследования стало изучение личностных характеристик студентов с разными статусами профессиональной идентичности. Несомненным является то, что на уровень развития профессиональной идентичности влияют такие факторы, как продолжительность и форма обучения, возрастные и специфические особенности личности студентов, направление подготовки, профиль образования. Тем не менее, деление выборки по направлениям подготовки, профилям образования и учебным курсам не проводилось. Основной задачей исследования было выявление возможной связи между уровнями развития профессиональной идентичности обучающихся и их психологическими характеристиками. Установление различий в личностных характеристиках студентов с разными статусами профессиональной идентичности может указывать на наличие такой связи.
Полученные в результате проведенного исследования данные свидетельствуют о том, что студенты вуза с разными статусами профессиональной идентичности различаются по личностным характеристикам, в основе которых лежат такие факторы, как привязанность- обособленность; самоконтроль-импульсивность; эмоциональная
неустойчивость-устойчивость; экспрессивность-практичность...
Подобные работы
- ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ СТАТУСОМ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019 - СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТЬЮ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016 - Личностные характеристики старшеклассников с разным социометрическим статусом
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ ВИДОВ ОДИНОЧЕСТВА И ИХ СВЯЗЬ СО СТАТУСАМИ ИДЕНТИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2016 - Показатели профессиональной идентичности у студентов с разными личностными характеристиками
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ВИДОВ ОДИНОЧЕСТВА И СТАТУСОВ ИДЕНТИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ - ПЕРВОКУРСНИКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2019 - Взаимосвязь этнической и личностной самооценки студентов
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Структура самоотношения у студентов с разным социометрическим статусом в группе
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2018 - Особенности доверительных отношений и социально-псикологические характеристики субъектов рекрутинговой деятельности
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2006



