Реферат
Введение 4
1 Теоретические основы изучения раздела «Культура речи» на уроках
русского языка 7
1.1 Культура речи как раздел языкознания 7
1.2 Культура речи в школьном изучении 14
2 Практические аспекты изучения раздела «Культура речи» на уроках
русского языка в школе 22
2.1 Анализ учебных пособий по русскому языку 5-11 классов 22
2.2 Отражение раздела «Культура речи» в государственной аттестации
по русскому языку 31
2.3 Электронная образовательная платформа «Искусство речи» 42
Заключение 50
Список использованных источников 52
Приложение А 59
Приложение Б 62
Социально-экономические и культурно-исторические преобразования, происходящие в России в XXI веке, в значительной мере определяют вектор современного отечественного образования. Главенствующее место в образовательной политики последнего десятилетия занимает позиция деятельности человека в социокультурном пространстве, в его практическом освоении, понимании социальных процессов и умении приспособиться к постоянно меняющемуся миру.
Приоритетной задачей образования на сегодняшний день является воспитание разносторонней личности, способной адаптироваться и выстраивать взаимодействие в социуме. Одним из главных качеств такой личности выступает умение эффективного общения, которое предполагает навыки обработки и передачи информации в соответствии с принятыми нормами русского литературного языка, этикета [44]. Следовательно, одной из главных целей школьного образования является формирование у обучающегося способностей грамотного использования языковых средств, речевого воздействие на окружающих в соответствии с речевой ситуацией.
Русский язык, как базовая дисциплина, имеет важное значение в формировании языкового портрета обучающегося. Задачей учителя-словесника становится поиск и разработка эффективных методов, способных повысить общую культуру общения, обогатить словарный запас, овладеть нормами русского литературного языка, укрепить ценностное отношение к нему. Отметим, что усвоение материала школьной программы, изученной в рамках блока «Культура речи», оценивается на всех основных этапах контроля (ВПР, ОГЭ, ЕГЭ).
Актуальность нашего исследования обусловлена нормативными актами в сфере образования: Федеральным Государственным Стандартом Основного Общего Образования [44], «Целями устойчивого развития в области образования до 2030 года» [48]. Речь носителя государствообразующего языка является отражением развития страны, именно поэтому проблема повышения культуры речи становится приоритетной как в научном, так и в педагогическом дискурсе. В последнее время многие учёные-лингвисты, педагоги отмечают, тревожные тенденции к снижению уровня языковой компетенции среди молодого поколения. Первопричиной резкого снижения культуры речи, по мнению многих исследователей, становится порой неоправданное заимствование из других языков, популяризация Интернет-сленга, намерено искажающего нормы русского литературного языка, сниженная культура речи СМИ. Именно поэтому школьное образование, и в частности дисциплина русский язык, призваны осуществлять работу по обогащению словарного запаса, культивированию чистоты высказывания, формированию грамотности и логичности устной и письменной речи. Отметим, что развитая речь важна не только в рамках осуществления образовательной политики, но и в рамках обучения в целом.
В настоящей выпускной квалификационной работе мы рассматриваем методы и приёмы, способствующие повышению культуры речи на уроках русского языка.
Цель выпускной квалификационной работы - описать теоретические основы формирования культуры речи школьников и разработать образовательную платформу, содержащую методическую базу для изучения основ культуры речи.
Объект - изучение раздела «Культура речи» на уроках русского языка. Предмет - приёмы изучения культуры речи на уроках русского языка. Исходя из цели, объекта и предмета исследования нами были поставлены следующие задачи:
1) охарактеризовать культуру речи как раздел языкознания;
2) рассмотреть приёмы изучения культуры речи на уроках русского языка;
3) проанализировать содержание школьных учебников 5-11 классов;
4) проанализировать отражение заданий по культуре речи в государственной аттестации по русскому языку
5) разработать платформу по повышению уровня культуры речи на уроках русского языка.
Методологической базой исследования выступают работы: Е. Н. Ширяева [14], Т. А. Ладыженской [27]27, Б. Н. Головина [11].
Для решения задач использовались следующие методы:
• теоретический анализ методической и научной литературы по теме исследования;
• сравнение, обобщение.
Практическая значимость заключается в том, что полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы учителями на уроках русского языка, а также студентами в ходе подготовки к практическим занятиям по методики обучения русскому языку.
Апробация работы. Отдельные материалы были апробированы в форме доклада «Изучение культуры речи на уроках русского языка» на I Всероссийском молодёжном научном форуме «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (г. Лесосибирск, 8 ноября 2022г.), на II Всероссийском молодежном научном форуме «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (г. Лесосибирск, 11 апреля 2023г.), а также в виде публикации статьи «Изучение культуры речи на уроках русского языка» [9]. Работа выполнена по заказу МБОУ «СОШ №1» г. Лесосибирска и имеет акт о внедрении результатов работы в учебный процесс.
Структура работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников (54 наименования). Общий объем работы - 57страниц основного машинописного текста.
В ходе выполнения выпускного квалификационного исследования нами были сделаны следующие выводы.
Характеризуя культуру речи как раздел языкознания, мы определили, что в ее основе лежит понятие «речь», имеющее ряд значений. «Речь» выступает как процесс говорения, как разновидность языка (стиль), как звучащий язык, как ораторский жанр. В связи с многозначностью основополагающего понятия дисциплины, среди учёных лингвистов и методистов существуют разные подходы к изучению вопросов культуры речи. Исследованием данной проблемы с точки зрения лингвистической науки посвящены работы Е. Н. Ширяева, Б. Н. Головина, П. Я. Гальперина, с методической стороны - Т. А. Ладыженской, М. Р. Львова. Языковая культура имеет важное значение в жизни человека, без нее невозможно ни овладение знаниями, ни общекультурное развитие. Умение четко и грамотно выражать свои мысли становится основной характеристикой личности.
В рамках исследования нами были рассмотрены и проанализированы основные приёмы работы по изучению раздела «Культура речи» в школе. Раздел «Культура речи» в рамках урока русского языка открывает широкие методические возможности. Упражнения могут носить как продуктивный, так и непродуктивный характер. При подготовке урока по рассматриваемому нами разделу учитель может использовать разнообразные приёмы, такие как: приём словесного рисования, этимологического и стилистического анализа текста, редакторской правки, проводить работу со словарями и ресурсами ИКТ. Представленный спектр методических возможностей при грамотном подходе педагога способен повысить интерес обучающихся к изучению культуры речи на уроках русского языка.
Анализ ведущих учебно-методических комплексов 5-11 классов позволил сделать вывод о том, что культура речи является одним из основополагающих разделов изучения. Задания, представленные разработчиками в данном тематическом блоке, отвечают основным направлениям. Однако стоит отметить, что большинство методистов делает акцент на изучение кого-то одного или нескольких аспектов. Следовательно, для целостного формирования навыков грамотной, качественной речи на уроках русского языка учителю- словеснику необходимо не только учитывать методическую базу УМК по русскому языку, но и дополнять ее заданиями из собственных разработок.
В ходе исследования нами было рассмотрено отражение раздела «Культура речи» в государственной аттестации по русскому языку. Анализ контрольно-измерительных материалов подтвердил, что навык речевой культуры является одним из основных качеств, проверяемых на разных уровнях образования. Задания по культуре речи применяются при составлении материалов ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, а также являются основой в средствах дополнительного контроля - Итогового устного собеседования, Итогового сочинения по литературе. В каждом из проанализированных нами форм контроля присутствуют разносторонние задания, охватывающие главные направления работы над формированием речевой культуры.
Опираясь на результаты аналитической работы, материалы нашего исследования и изученную научную, педагогическую, методическую литературу, мы разработали веб-сайт образовательной платформы «Искусство речи». Портал располагает удобно-организованной теоретической и практической базой для изучения культуры речи в школе и дома, полезными ресурсами и интересной информацией о русском языке. Представленный на сайте методический банк включает в себя как интерактивные, так и традиционные задания. Преимуществом подобранных и разработанных упражнений является освещение темы эффективного речевого взаимодействия в совокупности с основными языковыми нормами, что приближает решение задания к реальным коммуникативным ситуациям. Разработанный в рамках исследования проект может стать отличным помощником учителю русского языка в планировании, проведении уроков по культуре речи.
1. Андреева, Л. С. Русский язык в школе: опыт, проблемы, перспективы. / Л. С. Андреева. // Русский язык в школе. - 2001. - №4 - С. 106 - 108.
2. Анциферова, Е. Г. Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка / Е. Г. Анциферова. // Молодой ученый. -2020. - № 4 (294). - С. 267-268.
3. Атарщикова, Т. Н. Фразеологизмы как средство активизации речевой деятельности / Т. Н. Атарщикова, А. А. Калитвенцева, А. Н. Головченко // Молодой ученый. - 2017. - № 22.1 (156.1). - С. 1-3.
4. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов: словарь / О. С.
Ахманова. - Москва : Советская энциклопедия, 1969. - 607 с.- ISBN 5
354 00600-7.
5. Ахмедова, М. Х. Язык и культура / М. Х. Ахмедова // Молодой ученый. - 2016. - № 1 (105). - С. 619-621.
6. Бабайцева, В. В. Лингвометодические основы преподавания русского языка в общеобразовательной школе : учебное пособие / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова, А. П. Еремеева . - Москва, 1980. - 79 с.
7. Байбаева, М. Х. Традиционное обучение в целостном педагогическом процессе / М. Х. Байбаева // Молодой ученый. - 2016. - № 4 (108). - С. 746-749.
8. Баранов, М. Т. Методика преподавания русского языка : учебное пособие для студентов / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыжеская, М. Р. Львов. - Москва : Наука, 1990. - 368с. - ISBN 978-5-4468-4103-5.
9. Бондарчук, С. К. Изучение вопросов культуры речи на уроках русского языка / С. К. Бондарчук // Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты : сборник научных статей II Всероссийского молодежного научного форума / ответственный редактор О.Б. Лобанова. - Красноярск, 2023. - С. 131-134.
10. Гальперин, П. Я. Экспериментальное формирование внимания / П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая. - Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1974. - 99 с.
11. Головин, Б. Н. Основы культуры речи : учебник для студ. вузов по спец. «Рус. яз. и лит.» / Б. Н. Головин. - 2-е изд., испр. - Москва : Высшая школа, 1988. - 319 с. - ISBN 5-06-001165-8.
12. Голуб, И. Б. Стилистика русского языка : учебник / И. Б. Голуб. - Москва : Айрис-пресс, 2003. - 448 с.
13. Гольцова, Н. Г. Русский язык : учебник для 10-11 классов базовый уровень / Н. Г. Гольцова, М. А. Мищерина, И. В. Шамшин и др. - Москва : Русское слово, 2022. - 376 с. ISBN: 978-5-00007-481-7.
14. Граудина, Л. К. Культура русской речи : учебник для вузов. / Л. К. Граудина, Е. Н. Ширяев. - Москва: Издательская группа НОРМА- ИНФРА, 1999. -560с. - ISBN 5-89123-186-7.
15. Граудина, Л. К. Культура русской речи и эффективность общения / Л. К. Граудина, Е. Н. Ширяев. - Москва : Наука, 1996. - 441 с. - ISBN 5-02011236-4....54