Реферат
Введение 5
1 Теоретические основы формирования самооценки у детей старшего
дошкольного возраста 8
1.1 Сущность самооценки детей старшего дошкольного возраста 8
1.2 Особенности формирования самооценки детей старшего дошкольного
возраста 13
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию самооценки детей
старшего дошкольного возраста 24
2.1 Диагностика сформированное™ самооценки у детей старшего дошкольного
возраста в ходе сюжетно-ролевой игры 24
2.2 Методические рекомендации по формированию самооценки у детей
старшего дошкольного возраста в ходе сюжетно-ролевой игры 29
Заключение 37
Список использованных источников 39
Приложение А Результаты первичной диагностики по методике Щур 45
Приложение Б Результаты первичной диагностики по методике Немова 46
Приложение В Результаты первичной диагностики по методике Драгуновой
47
Приложение Г Календарно- тематическое планирование сюжетно - ролевых
игр 48
Приложение Д Сводные результаты первичной и повторной диагностики 50
Необходимость изучения проблемы формирования самооценки ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения, обусловлена тем, что актуальные на сегодня нормативные документы, регламентирующие воспитательно-образовательный процесс в ДОУ, предъявляют заданные тенденциями современного общества, требования к ребенку как к будущему гражданину, обладающему высокой степенью ответственности, осознанности и требовательности как к себе, так и к другим людям [60].
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования отмечает такие актуальные направления развития детей дошкольного возраста, как: формирование способности и мотивации к овладению разнообразными способами познавательной деятельности, к осознанию потребности совершать необходимые действия осознанно и целенаправленно [61]. Также в целевых ориентирах отмечается, что для успешного развития ребенка при дальнейшем обучении в школе он должен уметь давать реальную оценку своим потенциальным возможностям, и, кроме того, осуществлять рефлексивную оценку уже совершенных действий и поступков, насколько они соответствуют, кроме его собственного интереса, тем социальным нормам, которые приняты в обществе сегодня. Таким образом, мы говорим в нашем исследовании о необходимости организации систематической работы по формированию такого целевого ориентира дошкольника как самооценка [61]. Проблема формирования самооценки является значимой для многих исследователей, в частности, Л. И. Божович [11], Л. С. Выготский [23], Д. Б. Эльконин [65].
И сегодня формирование самооценки в сюжетно -ролевой игре остается актуальной темой для дошкольного образования, это подтверждается исследованиями современных авторов, таких как Ю. С. Кузовкова [35], Л. Ю. Шавшаева [63], М. Н. Емельянова [26], Л. И. Уманец [56], А. В. Печора [47] и др. Авторы утверждают, что педагоги дошкольных образовательных учреждений находятся в ситуации выбора путей, с помощью которых 5
сформировать способность дошкольника адекватно оценивать собственную деятельность и деятельность других, будет наиболее эффективно [10].
В нашем исследовании мы высказываем предположение, что одним из таких путей является систематическая и целенаправленная организация в старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевых игр. Наше предположение основывается на анализе трудов таких авторов как Л. А. Венгер, В. С. Мухина, Д. Б. Эльконин и др. Ими были выдвинуты идеи, о том, что сюжетно-ролевые игры влияют на формирование самооценки детей дошкольного возраста, так как в ходе сюжетно-ролевой игры дошкольники плавно переходят в разные игровые ситуации, дети имеют возможность попробовать себя в разных игровых ролях, предлагать собственные варианты развития сюжетной линии игры, у них есть возможность принимать участие в распределении ролей [19].
В соответствии с вышесказанным была определена цель нашего исследования: теоретически описать и практически подтвердить
результативность использования сюжетно-ролевой игры в формировании самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - использование сюжетно-ролевой игры для формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования построена на предположении о том, что формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста будет более результативным при систематическом использовании в воспитательно - образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста сюжетно - ролевой игры.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать сущность самооценки детей старшего дошкольного возраста;
• выявить особенности формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста;
• провести диагностику сформированное™ самооценки у детей старшего дошкольного возраста;
• разработать методические рекомендации по формированию самооценки у детей старшего дошкольного возраста в ходе сюжетно -ролевой игры.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования; составление библиографии, реферирование; методы опроса, наблюдения, анкетирования; педагогический эксперимент.
База исследования: МКОУ «Межовская СОШ» структурное подразделение детский сад, с. Межово. В исследовании приняли участие 16 детей старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось с ноября 2021 по апрель 2022 года.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций по организации сюжетно-ролевых игр для формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста, результаты исследования могут быть использованы студентами при прохождении педагогической практики, а также педагогами ДОУ в образовательном процессе при формировании самооценки с детьми старшего дошкольного возраста.
Апробация и внедрение результатов исследования: основные положения и выводы выпускной квалификационной работы отражены в материалах по итогам XIII Международной научно-практической конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы».
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, 4 параграфов, заключения и списка использованных источников, который состоит из 66 наименований. Объем выпускной квалификационной работы составляет 50 страниц.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе. В нашем исследовании, говоря о сущности понятия «самооценка» мы опирались на точку зрения А. Н. Леонтьева, который считает, что это механизм обеспечения согласованности требований человека к самому себе с теми обстоятельствами, в которых он находится здесь и сейчас, иными словами максимально возможной степенью гармонизации личности человека с миром. Выражается самооценка в том, как человек осуществляет свои умозаключения, формулирует суждения, отражающие ее значимость. И это всегда, по умолчанию, содержит рефлексивный компонент, который определяется общепризнанными нормами поведения в обществе.
Мы выявили особенности формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста, которые необходимо учитывать в этом процессе: возрастание качеств личности и действий, которые старший дошкольник способен оценить, переход самооценки от общей к дифференцированной, у старшего дошкольника возникает способность к соподчинению мотивов, которая проявляется в возможности оценивать себя в перспективе. Большое значение в развитии самооценки на начальных этапах формирования личности (завершение раннего и начало дошкольного периода) имеет контакт ребенка с взрослыми.
По итогам проведенной нами диагностики сформированное™ самооценки детей старшего дошкольного возраста адекватную самооценку нам удалось определить у 5 детей, что составляет 31 % от общего количества испытуемых дошкольников, завышенная самооценка была продемонстрирована 6 детьми - соответственно это 38 % и заниженная выявлена также у 5 детей, что составляет 31%.
Мы предположили, что ситуация может быть скорректирована через использование в работе педагога системы специально подобранных сюжетно - ролевых игр, направленных на формирование адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста. Мы разработали методические рекомендации по формированию самооценки детей старшего дошкольного возраста в ходе сюжетно-ролевой игры. Повторная диагностика показала нам положительную динамику: трое дошкольников перешли с низкого уровня самооценки, то есть с заниженной - на адекватный, и хочется отметить, что те дети, которые не перешли на другой уровень по среднему показателю, тоже имеют динамику в баллах, что позволило нам убедиться в эффективности проделанной нами работы, также один ребенок с завышенной самооценкой стал иметь адекватный показатель сформированное™, дети, которые на констатирующем этапе показали адекватную самооценку, все остались на этом уровне, и мы убеждены, что если и дальше проводить сюжетно-ролевые игры, направленные на повышение самооценки, то динамика показателей продолжится.
Таким образом, задачи исследования нами решены, цель достигнута.
1. Авдулова Т. П., Особенности самооценки и склонность к конформизму у дошкольников / Т. П. Авдулова, О. В.Кузнецова // Психологические исследования. - 2021. - № 8. - С. 59 - 62.
2. Ананьев, Б. Г. Психология педагогической оценки / Б. Г. Ананьев. - Санкт- Петурбург : Прайм- ЕВРОЗНАК, 2005. - 146 с.
3. Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В. И. Андреев. - Казань : Изд-во КГУ, 2018. - 236 с.
4. Анкудинова, Н. Е. О развитии самосознания у детей : Психология дошкольника : Хрестоматия. / Н. Е. Анкудинова - Москва : «Академия», 2010. - 207 с.
5. Аспер, К. Внутренний ребёнок и самооценка / К. Аспер. - Москва : Добросвет : КДУ, 2018. - 365 с.
6. Белобрыкина, О. А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников / О. А. Белобрыкина // Вопросы психологии. - 2021. - № 4. - С. 31-38.
7. Белобрыкина, О. А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста / О. А. Белобрыкина. - Новосибирск : ГЦРО, 2020. - 132 с.
8. Белобрыкина, О. А. Развитие самооценки у детей дошкольного возраста средствами театрализации / О. А. Белобрыкина // Психолог в детском саду. - 2018. - № 2. - С. 5-12.
9. Бернс, Р. Развитие Я - концепции и воспитание / Р. Бернс. - Москва : «Прогресс», 1986. - 422 с.
10. Богданова, Н. А. Психологические трудности развития Я - идентичности младших школьников : автореф. дис. канд. псих. наук 19.00.13 / Н. А. Богданова Тульский государственный университет. - Тула, 2021. - 42 с.
11. Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович // Вопросы психологии. - 1998. - № 4. - С. 47.
12. Болотова, А. К. Развитие самосознания личности : Временной аспект / А. К. Болотова // Вопросы психологии. - 2019. - № 2. - С. 116-125.
13. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - Издание 4-е. - Москва : ACT. - 2009. - 811 с.
14. Бороздина, Л. В. Что такое самооценка? / Л. В. Бороздина // Психологический журнал. - 2018. - № 4. - С. 54-55.
15. Борякова, Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей / Н. Ю. Борякова. - Москва : ACT : Астрель, 2019. - 222 с....66