Реферат
Введение 5
1 Теоретические основы формирования представлений о количестве и счете 9
1.1 Анализ понятия «представления о количестве и счете» в психологопедагогическом контексте 9
1.2 Особенности формирования представлений о количестве и счете в
старшем дошкольном возрасте 12
1.3 Описание педагогических условий формирования представлений о
количестве и счете у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности 18
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию представлений о
количестве и счете у детей старшего дошкольного возраста 26
2.1 Диагностика сформированности представлений о количестве и счете у
детей старшего дошкольного возраста 26
2.2 Система работы педагога по реализации педагогических условий
формирования представлений старших дошкольников о количестве и счете в проектной деятельности 34
2.3 Сравнительный анализ данных и оценка качественных и количественных
показателей 41
Заключение 46
Список использованных источников 49
Приложение А 56
Приложение Б 57
Приложение В 58
Приложение Г 59
Современное дошкольное образование претерпевает большое количество изменений, связано это, в какой то степени, с разработкой и реализацией принципиально новых нормативных аспектов, а также с необходимостью внедрения новых практик достижения задач, поставленных государством перед дошкольным образованием. Если говорить глобально, то можно проследить основную перспективную стратегию, выдвигаемую государством сегодня - это разработка и обеспечение оптимальных условий для полноценного интеллектуального развития детей.
Так как Федеральным законом «Об образовании», дошкольное образование теперь признано официальным уровнем, то очевидно, что эта работа должна быть начата уже в дошкольном возрасте, то есть, в условиях дошкольного образовательного учреждения [36].
Одной из образовательных областей, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, является область познавательного развития, в содержание которой входит все то, что имеет непосредственное отношение к интеллектуальному развитию детей и основным разделом которой определен раздел по формированию элементарных математических представлений дошкольников. Это система представлений о форме, величине, количестве, пространстве, времени, свойствах и отношениях объектов в доступной для ребенка форме и в адекватном возрасту объеме [35].
В условиях организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду педагог находится в ситуации ежедневного поиска наиболее эффективных условий достижения целевых ориентиров, определенных ФГОС ДО, а также оптимального сочетания их достижения и включения при этом детей в рекомендованные для этого виды деятельности. Одним из универсальных видов деятельности, на наш взгляд, для этого является именно проектная деятельность, так как с ее помощью наиболее целесообразно возможно мотивировать детей на достижение результатов собственной деятельности.
В этой связи целью нашего исследования является теоретическое обоснование и практическая проверка эффективности педагогических условий формирования представлений о количестве и счете у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности.
Объект исследования: формирование представлений о количестве и счете у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования
представлений о количестве и счете у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности.
Для реализации поставленной цели предполагается необходимым решить следующие задачи:
1. Проанализировать понятие «представления о количестве и счете» в психолого-педагогическом контексте.
2. Охарактеризовать особенности формирования представлений о количестве и счете в старшем дошкольном возрасте.
3. Описать педагогические условия формирования представлений о количестве и счете у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности.
4. Организовать опытно-экспериментальную работу по формированию представлений о количестве и счете у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности.
В работе были использованы следующие методы:
• теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, тезирование, реферирование;
• эмпирические: диагностика математических умений с
использованием методики «Диагностика количественных представлений у детей дошкольного возраста» (Л.И. Ермолаева), включающая 4 задания: «Количественный счет. Обратный счет», «Состав числа в пределах 10», «Состав числа из двух меньших», «Решение задач»;
- интерпретационные: количественный и качественный эмпирических анализ данных.
Формирование представлений о количестве и счете у детей старшего дошкольного возраста - одна из ключевых проблем в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста. Теоретические основы формирования представлений о количестве и счете представлены в работах ученых (А. В. Белошистая, А. М. Леушина, З. А. Михайлова, Т. А. Мусейибова, Т. Д. Рихтерман, Е. И. Щербакова и др.) [4,19, 20, 42]. Эти авторы
утверждают, что сформировать представления о счете у дошкольников возможно только в процессе целенаправленного их обучения порядковому счету, сравнению множеств и чисел, определению состава однозначных чисел, вычислительным навыкам и умению решать простейшие арифметические задачи.
Методологической основой данной работы стали исследования, А.В. Белошистой, М.А. Габовой, А.А. Столяр, Н. И. Фрейлах [4, 8, 32, 37], посвященные формированию представлений о количестве и счете у детей; а также теоретические положения М.В. Артюхиной, Л.Г. Шепеленко [2, 40], описывающие роль проектной деятельности в формировании представлений о количестве и счете у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций по формированию представлений о количестве и счете у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности. Материалы работы могут быть использованы воспитателями ДОО в практической деятельности.
Апробация и внедрение результатов исследования: основные положения и выводы выпускной квалификационной работы отражены в материалах по итогам XIV Международной научно-практической конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы»
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (43 наименования) и четырех приложений.
В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам.
Образовательная область «познавательное развитие», в содержание которой входит формирование математических представлений дошкольников, является фундаментом к интегрированию остальных образовательных областей и требует от педагога использования различных форм организации деятельности детей. Так как по логике стандартов нового поколения вооружение детей новыми способами действий происходит через включение их в деятельности, мы остановили свой выбор на использовании в рамках нашего исследования - проектную деятельность.
Мы проанализировали понятие «представления о количестве и счете» и в выпускной работе придерживались точки зрения А. А. Столяра, который считает, что представления о количестве и счете - это целенаправленная деятельность по овладению детьми способностью обозначения количества числом, с определением задач, хода последовательных операций и результата - того числового итога, к которому дети придут в результате произведенных вычислений.
Нами охарактеризованы следующие особенности формирования представлений о количестве и счете:
• в старшем дошкольном возрасте увеличивается произвольность психических процессов: дети уже способны запомнить предлагаемый им числовой ряд и оперировать этими числами; увеличивается объем словесно - логической памяти: способность воспроизводить число, заданное как показом цифры, так и посредством словесной инструкции, а также дошкольники способны отсчитывать предметы по заданному числу;
• речь детей старшего дошкольного возраста активно развивается: дети осмысленно используют в речи числительные, отвечают на вопросы о количестве и количественных отношениях множеств предметов;
- дети старшего дошкольного возраста способны генерировать идеи, они активно задают вопросы, могут высказывать предположения, осуществлять поиск информации, а также могут работать в группе и общаться друг с другом, отстаивая свое мнение, что вполне логично позволяет нам использовать возможности проектной деятельности для формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста о количестве и счете.
Мы описали педагогические условия формирования представлений детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельностиа именно, обогащение предметно-пространственной среды, создание банка проектных идей и взаимодействие с родителями в проектной деятельности позволит нам формировать представления дошкольников о количестве и счете в проектной деятельности эффективнее.
Опытно-экспериментальная работа проводилась нами в МБДОУ «Северо-Енисейский детский сад - ясли «Иволга» №8. Выборка исследования представлена детьми старшего дошкольного возраста, в количестве 20 человек.
На первом этапе нами были определены критерии и уровни сформированности представлений о количеств и счете и проведена констатирующая диагностика, в результате которой мы получили следующие данные: на высоком уровне находилось 6 дошкольников, к среднему уровню сформированности мы отнесли 11 человек и на низком уровне сформированности представлений о количестве и счете находилось трое воспитанников.
На формирующем этапе нашего исследования, с ноября 2022 года по апрель 2023 года мы обеспечивали обоснованные нами педагогические условия формирования представлений о количестве и счете детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности: мы обогащали предметнопространственную развивающую среду математиеским содержанием, мы разрабатывали банк проектных идей и включали детей в проектную
активно включали родителей воспитанников образовательный процесс.
При контрольной диагностике мы использовали те же методики, что и при первичной диагностике и видим следующую динамику: 10 (52,5 %) имеют высокий уровень, что на 24, 5 % выше показателей первичной диагностики. Средний уровень имеют 9 старших дошкольников - 42,5%, что ниже предыдущих показателей на 1,5%, однако в количестве человек, столько же детей, как и при первичной диагностике имеют средний уровень, объясняется это, тем, что 2 детей с низким уровнем перешли на средний. 5 % или 1 ребенок Вероника Б. имеет низкий уровень, но отмечается положительная динамика в ее собственном развитии, Вероника Б. показала средний уровень выполнения первого и второго заданий, а значит, что ребенок научился соотносить графическое изображение цифры и числа, сравнивать предметы по разным признакам, знает порядковый и количественный счет.
Таким образом, задачи исследования нами решены, цель достигнута.
1. Алиева, Т. И. Развитие математических представлений у дошкольников / Т. И. Алиева, Т. В. Тарунтаева. - Москва: Сфера, 2015. -
139 с.
2. Артюхина, М. В. Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста / М. В. Артюхина // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : Сборник материалов Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 13 февраля 2019 года). - Чебоксары: ООО «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2019. - С. 76-78.
3. Барчева, А. А. Использование технологии проектной деятельности в процессе формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста / А. А. Барчева, С. В. Федорова // Современные проблемы развития техники, экономики и общества : Материалы II Международной научно-практической очно-заочной конференции (Казань, 04 апреля 2017 года). - Казань: «Рокета Союз», 2017. - С. 150-152.
4. Белошистая, А. В. Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста: учебное пособие для вузов /
А. В. Белошистая. - Москва:Владос, 2020. - 256 с.
5. Бершадский, М. Е. Когнитивные образовательные технологии [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://keepslide.com/technology/34624 (дата обращения: 04.03.2023).
6. Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников /
Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. - Москва: Мозаика-Синтез, 2008.- 112 с.
7. Власова, В. И. Изучение педагогических условий развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности / В. И. Власова, Ю. С. Меркулова // Инновационные технологии в психологическом сопровождении субъекта профессиональной деятельности : сборник материалов Международной научно-практической конференции (Невинномысск, 19-20 ноября 2020 года). - Невинномысск:Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, 2020. - С. 31-39.
8. Габова, М. А. Математическое развитие детей дошкольного возраста: теория и технологии : учебное пособие / М. А. Габова. - Москва :Директ-Медиа, 2019. - 533 с.
9. Гальперин, П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка / П. Я. Гальперин // Вопросы психологии. - 1969. - № 1.- С. 67 - 70.
10. Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / А. Г. Гогберидзе. - Санкт-Петербург : Питер- Юг, 2020. - 460 с.
11. Дубровина, И. В. Практическая психология образования / И. В Дубровина, А. Д. Андреева, Н. И. Гуткина. - Санкт-Петербург : Питер, 2004. - 588 с.
12. Есеева, Р. Т. Развитие количественных представлений у дошкольников с помощью применения дидактических игр / Р. Т. Есеева, М. Кызылтау // Уральский научный вестник. - 2017. - Т. 2. - № 3. - С. 39-43.
13. Забродина, Н. А. Особенности развития мыслительных операций
детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Н. А. Забродина // Культура и образование. - 2014. - № 11. - Режим доступа:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24219292 (дата обращения: 04.05.2023).
14. Игракова, О. В. Формирование количественных представлений старших дошкольников на основе игровой деятельности / О. В. Игракова, А.
В. Афанасьева // Молодой исследователь: вопросы науки и практики : Сборник трудов IV Региональной научно-практической конференции (Славянск-на-Кубани, 08 февраля 2021 года). - Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2021. - С. 176-179.
15. Игубаева, А. Т. Формирование количественных представлений старших дошкольников средствами методики Дж.Кюизенера / А. Т.
Игубаева, Т. В. Богданова // Проблемы научной мысли. - 2016. - Т. 12. - № 8. - С. 3-6....43