Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ АГРЕССИИ В ДИСКУРСЕ БОЛЕЛЬЩИКОВ ФИГУРНОГО КАТАНИЯ

Работа №150622

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы169
Год сдачи2023
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЯВЛЕНИЕ РЕЧЕВОЙ АГРЕССИИ: ПРОБЛЕМАТИКА
И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПОДХОДЫ 7
1.1 Понятие термина «речевая агрессия» 7
1.2 Исследовательские подходы к изучению речевой агрессии 10
1.3 Типы речевой агрессии 12
1.4 Речевая агрессия в интернет-коммуникации 15
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 19
ГЛАВА 2. СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ РЕЧЕВОЙ АГРЕССИИ В
ДИСКУРСЕ БОЛЕЛЬЩИКОВ ФИГУРНОГО КАТАНИЯ В
ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ 20
2.1 Дискурс болельщиков фигурного катания как разновидность
феномена спортивного дискурса 20
2.2 Типы речевой агрессии в дискурсе болельщиков фигурного
катания 22
2.3 Языковые средства выражения речевой агрессии в статьях
болельщиков 26
2.4 Языковые средства выражения речевой агрессии в комментариях
болельщиков 37
2.5 Языковые средства выражения речевой агрессии в публикациях на
личных страницах и в микроблогах болельщиков 52
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО
МАТЕРИАЛА 74
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Тексты-фрагменты статей болельщиков фигурного катания 84
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Тексты-комментарии болельщиков фигурного катания 120
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Тексты публикаций в микроблогах и на личных страницах болельщиков фигурного катания 148

Исследование выполнено в рамках современных направлений языкознания - лингвоэкологии и дискурсологии - и посвящено изучению языковых средств выражения агрессии болельщиков фигурного катания и рассмотению интернет-дискурса болельщиков как разновидности дискурсивного направления.
Актуальность выбранной темы объясняется огромной популярностью фигурного катания среди русскоговорящих болельщиков, выросшей за последние годы благодаря выдающимся достижениям российских фигуристов и тренерских школ. В центре внимания болельщиков оказываются не только непосредственно сами соревнования, прокаты и результаты. Повышенный интерес вызывает любое околоспортивное мероприятие или событие с участием фигуристов и/или тренеров сборной (интервью, фотосессии, публикации в социальных сетях, рекламные контракты, домашние животные, встречи с группами поддержки и т.д.), и не всегда поклонники могут сдержаться в проявлении эмоций - характерной чертой дискурса болельщиков фигурного катания является наличие большого количества высокоэмоциональных текстов, содержащих оценочные суждения, категоричные высказывания, нередко инвективную лексику. Активное развитие дискурса болельщиков в виртуальной среде благотворно влияет на усиление агрессии со стороны поклонников в адрес фигуристов и тренеров - интернет-коммуникация позволяет пользователям оставаться анонимными, что снижает ответственность за оскорбительные тексты, клевету и обвинения и не сдерживает болельщиков в проявлении злости и ненависти. На актуальность проблемы указывают также инициатива депутата Государственной Думы РФ О. А. Нилова разработать законопроект о защите чести и достоинства российских спортсменов от кибербуллинга (Агентство городских новостей «Москва». 16.02.2022) и дело главного редактора «Медиазоны»1 С. С. Смиронова2, который в марте 2022 года был вызван на допрос в МВД по Москве из-за распространения в социальной сети Twitter фанатского треда #позорТутберидзе (РБК. 23.03.2022), оскорбляющий честь и достоинство заслуженного тренера России. Об остроте выбранной проблемы говорят сами тренеры и спортсмены - Э.Г. Тутберидзе в одном из немногочисленных интервью поделилась мнением насчет оскорбительных высказываний в свой адрес от болельщиков: «Вот это английское слово «хейт» от слова «ненавидеть». Сколько этого хейта вокруг - я, честно говоря, иногда читаю... Вообще, как человек, написав это, рассуждая, дальше спать-то ложится? Спокойно прям засыпает? А совесть? Не стыдно? Не знаю, ужасаюсь иногда каким-то фразам» (Боль и счастье Этери Тутберидзе. 2021); «.Наши соотечественники больше жалуются на правила и больше хейтят, чем иностранцы. Они эту волну поднимают. Для чего, что это? Полное отсутствие патриотизма или что? Чего вы хотите? Мне немножко непонятно это. Я стараюсь абстрагироваться, а если задаться вопросом, то мне непонятно» (Этери Тутберидзе: цена успеха. 2021). В рамках исследования планируется выявить, какие лингвистические средства служат средством травли спортсменов и тренеров со стороны болельщиков.
Объектом исследования является агрессивное речевое поведение коммуникантов в условиях виртуального общения, предметом - языковые средства выражения агрессии болельщиков фигурного катания.
Цель исследования: выявить языковые средства, использующиеся болельщиками фигурного катания в целях выражения агрессии.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
1) Изучить типы речевой агрессии;
2) установить место виртуальной вербальной агрессии среди типов агрессии;
3) расклассифицировать собранный эмпирический материал
в зависимости от жанровой принадлежности высказываний болельщиков;
4) выявить языковые средства агрессии применительно
к высказываниям разной жанровой принадлежности.
Материалом исследования выступили 44 пользовательские статьи блогов болельщиков на спортивном интернет-портале sports.ru, 31 статья тематического сообщества болельщиков «Еженедельник “Флутц”» в социальной сети ВКонтакте, комментарии болельщиков на интернет- портале sports.ru (8365 реплик) и в различных социальных сетях (1542 реплики), тексты из микроблогов болельщиков в социальной сети Twitter (999 твитов), публикации в сообществах и на личных страницах болельщиков (60 записей). В фокусе нашего внимания находятся интернет- тексты о заслуженном тренере России Э.Г. Тутберидзе. Количество собранного материала также указывает на актуальность исследуемой проблемы - профессиональная деятельность, частная жизнь и выдающиеся результаты спортсменов, тренирующихся под руководством Э.Г. Тутберидзе, привлекают повышенное внимание как профессионального спортивного сообщества и спортивных журналистов, так и обычных болельщиков, эмоционально реагирующих на любое событие из мира фигурного катания. Материал был собран методом случайной выборки. Орфография и пунктуация авторов в приведенных примерах сохранены.
Теоретическую базу исследования составляют работы по теории лингвоэкологии А.П. Сковородникова, Г.А. Копниной, работы по теории речевой агрессии Ю.В. Щербининой, работы о коммуникативных стратегиях и тактиках О.С. Иссерс, работы Е.Г. Малышевой, О.С. Рогалевой, посвященные рассмотрению интернет-дискурса о фигурном катании, работы А.Г. Щитова о дискурсе спортивных болельщиков.
Методы исследования. Основными методами исследования выступили метод классификации и метод описательного анализа.
Практическая значимость. Материалы исследования могут быть полезны в практике преподавания обучающего курса «Актуальные направления лингвистики».
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 66 источников, списка источников иллюстративного материала и трех приложений. Объем работы - 83 страницы. В первой главе «Явление речевой агрессии: проблематика и исследовательские подходы» рассматриваются дефиниции термина «речевая агрессия», направления исследования вербальной агрессии и её классификации по различным критериям, а также особенности её функционирования в интернет-среде через коммуникативные стратегии троллинга, флейминга, хейтинга и кибербуллинга. Вторая глава «Средства выражения речевой агрессии в дискурсе болельщиков фигурного катания в интернет-коммуникации» посвящена характеристике дискурса болельщиков фигурного катания и особенностям реализации вербальной агрессии в виртуальной коммуникации болельщиков, анализу языковых средств, которые используются болельщиками при создании агрессивных и оскорбительных текстов статей, комментариев и публикаций по отношению к тренеру по фигурному катанию.
Апробация результатов исследования
Материалы исследования были представлены в виде доклада на XV Международной научно-практической конференции молодых исследователей «Язык, дискурс, (интер)культура в коммуникативном пространстве человека» 19 апреля 2023 года в Красноярске (за выступление с докладом «Языковые средства выражения агрессии в дискурсе болельщиков фигурного катания» был получен диплом III степени).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Вербальная агрессия – это речевой акт, который выражает негативное
и оскорбительное отношение говорящего к объекту агрессии и нацелен на его
дискредитацию. Особо широкое распространение агрессивное речевое
поведение получило в виртуальной коммуникации, где любой пользователь
имеет возможность скрыть свою личность за аватаркой и никнеймом, тем
самым оставаясь практически анонимным, что снижает его ответственность за
собственные высказывания в Интернет-среде, а потому дает больше свободы
для выражения своих отрицательных эмоций и оскорбления других
пользователей. Коммуникативно-дискурсивный подход к изучению речевой
агрессии, выбранный нами, предполагает рассмотрение не только самого
явления вербальной агрессии и языковых средств её выражения, но
и особенностей того дискурса, участниками которого являются агрессивно
настроенные носители языка.
Дискурс болельщиков фигурного катания отличается повышенной
эмоциональностью его участников и их направленностью на доказательство
правоты своей точки зрения и собственного превосходства, а для достижения
данной цели болельщики зачастую не скупятся на оскорбительные выражения
по отношению не только к другим таким же болельщикам, но и спортсменам,
и их тренерам. Речевая агрессия болельщиков, негативно относящихся
к тренеру Э.Г. Тутберидзе, часто направлена на такие экстралингвистические
факторы как методы работы тренера, спортивные результаты и достижения
фигуристов группы Э.Г. Тутберидзе и дочери тренера, отношения между
тренером и её подопечными, костюмы фигуристов и даже внешние данные
тренера, манера поведения, публикации в социальных сетях и высказывания
в интервью. Свои негативные эмоции болельщики выражают не только
в личной переписке – в чатах или на специализированных форумах, –
но и в текстах любительских статей, публикаций на личных страницах или
в блогах, в комментариях, которые и были рассмотрены в контексте данного
исследования.
64
В ходе анализа эмпирического материала было выяснено, что свою
ненависть к тренеру и недовольство им болельщики выражают с помощью
следующих языковых средств: пейоративов, бранной и обсценной лексики,
прозвищ тренера с негативно-оценочной семантикой, ироничных номинаций
тренера по фамилии, отчеству или уменьшительно-ласкательному варианту
имени, нередко подвергнутых орфографическим искажениям, ты-номинации,
выражающей неуважительное отношение болельщика к тренеру, словесных
ярлыков «менеджера» и «детского тренера», просторечных глаголов
и устойчивых словосочетаний, лексем с отрицательной семантикой,
намекающих на незаконно полученные медали и несправедливо высокие
оценки судей, результаты фигуристов, тренирующихся под руководством
Э.Г. Тутберидзе, лексем с негативной эмоциональной окраской, выражающих
сомнение пишущего в умственных способностях тренера, императивов
и глаголов в форме сослагательного наклонения. Болельщиками
используются также экспрессивные конструкции по типу вопросительных
предложений, не предполагающих ответа и создающихся с целью выразить
ироничное или презрительное отношение пишущего к тренеру, оскорбить его
или унизить.
Графические средства в текстах болельщиков используются не так часто
и приветствуются не на всех интернет-ресурсах из рассматриваемых. К данной
группе языковых средств относятся заключение в кавычки слов или их
сочетаний, которые выражают ироничное, презрительное или негативное
отношение автора-болельщика к тренеру, постановка «звездочек» вместо
части букв в имени и фамилии тренера наподобие замены «звездочками»
нецензурных слов или их частей, что указывает на якобы непристойность их
употребления, написание текста прописными буквами, которое
воспринимается интернет-пользователями как громкий крик.
В процессе анализа текстов болельщиков было выяснено, что между
наборами основных языковых средств, которые характерны для текстов
болельщиков разных жанров, существуют некоторые различия. Так,
65
в агрессивных текстах-твитах болельщиков самым распространенным
языковым средством является обсценная лексика, которая либо совсем не
присуща текстам других жанров, либо наблюдается в данных текстах лишь
в единичных случаях. Текстам публикаций агрессивно настроенных
болельщиков в Twitter также свойственны постановка «звездочек» в имени
и фамилии тренера и написание текста заглавными буквами – данные
языковые средства не используются в текстах-комментариях и текстахстатьях, размещаемых на других интернет-ресурсах, а употребление их
пользователями, как правило, недавно зарегистрированными вызывает
недовольство других болельщиков и пресекается. Категоричные
высказывания больше характерны для любительских статей, в текстах
которых автор-болельщик доказывает читающей его аудитории истинность
своей точки зрения, а данное языковое средство усиливает убедительность
приводимых автором доводов. Остальные языковые средства, служащие для
выражения агрессии, в большей или меньшей степени используются в текстах
болельщиков всех рассматриваемых в рамках исследования жанров.
Перспективы дальнейшего исследования видятся в изучении
агрессивных текстов болельщиков на других электронных ресурсах с целью
более глубокого анализа языковых средств агрессии, а также в рассмотрении
статей спортивных журналистов, освещающих фигурное катание, на предмет
наличия в их текстах манипулятивных приемов, которые являются одним из
факторов, провоцирующих болельщиков на агрессивное речевое поведение
в отношении тренера.


Абдуллина Л.Р., Артамонова Е.В. Особенности троллинга
в интернет-комментариях к новостной статье (на материале французского
языка) // Вестник Вятского государственного университета. 2017. Вып. 11.
С. 185–188.
2. Антипов А.Г., Краснова И.В. Нормы виртуального общения
в дискурсе русскоязычных чатов // Вестник Томского государственного
университета. 2012. Вып. 357. С. 7–10.
3. Антропова В.В. Речевая агрессия в текстах социальных сетей:
коммуникативный аспект // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика.
2014. Вып. 4. С. 77–80.
4. Апресян В.Ю. Имплицитная агрессия в языке // Компьютерная
лингвистика и интеллектуальные технологии: сб. науч. трудов конференции
«Диалог-2003». Вып. 2 (9). М.: ФГУП «Академический научно-издательский,
производственно-полиграфический и книгораспространительский центр
“Наука”», 2003. С. 32–35.
5. Баранов А.Н. Лингвистическая экспертиза текста: теория
и практика. М.: Флинта: Наука, 2007. 592 с.
6. Баучиева З.Б. Речевая агрессия и пути ее преодоления //
Современные проблемы науки и образования. 2015. Вып. 2. С. 389–396.
7. Белютин Р.В. Немецкий спортивный дискурс: опыт
прагмасемантического и лингвокогнитивного исследования: дис. … д-ра
филол. наук: 10.02.04. Смоленск, 2019. 485 с.
8. Будко К.В. Классификация языковых средств выражения
вербальной агрессии в интернет-комментариях // Рефлексия. 2016. Вып. 6.
С. 20–23.
9. Будко К.В., Ломтева Т.Н., Сальникова Н.В. Специфика
моделирования скрытой агрессии на примере интернет-комментария //
Вестник ТвГУ. Серия: Филология. 2017. Вып. 3. С. 82–85.
67
10. Булатова Е.И. Сетевые коммуникативные стратегии: троллинг //
Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2017.
Вып. 2 (31). С. 75–78.
11. Волкова Я.А. Деструктивность как характеристика
неэкологичного межличностного общения // Эмотивная лингвоэкология
в современном коммуникативном пространстве: коллективная монография /
отв. ред. проф. Н.Н. Панченко. Волгоград: Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2013.
С. 323–337.
12. Воронцова Т.А. Речевая агрессия: коммуникативно-дискурсивный
подход: автореф. дис. … д-ра филол. наук: 10.02.19. Челябинск, 2006. 44 с.
13. Воронцова Т.А. Речевая агрессия в коммуникативнодискурсивной парадигме // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика
и межкультурная коммуникация. 2006. Вып. 1. С. 83–86.
14. Воронцова Т.А. Троллинг и флейминг: речевая агрессия
в интернет-коммуникации // Вестник Удмуртского университета. Серия:
История и филология. 2016. Т.26. Вып. 2. С. 109–116.
15. Горбачев А.М., Оноприенко А.В. Специализированный
спортивный онлайн-ресурс нового типа Sports.ru // Челябинский гуманитарий.
2020. Вып. 1 (50). С. 43–50....66


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ