ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ЯВЛЕНИЕ И НАУЧНАЯ КАТЕГОРИЯ 9
1.1. Национальная идентичность 9
1.2. Религиозная (мусульманская) идентичность. 17
ГЛАВА 2. ЧЕЧЕНСКИЙ ЭТНОНАЦИОНАЛИЗМ 25
2.1. Этнополитические процессы в ЧИАР и их влияние на развитие чеченского этнонационализма 25
2.2. Тарикат "Кадырийа" и его влияние на чеченское общество 33
ГЛАВА 3. КУРДСКИЙ ЭТНОНАЦИОНАЛИЗМ 38
3.1 Этнополитические процессы в Иракском Курдистане и их влияние на развитие курдского этнонационализма 38
2.2. Тарикаты "Кадырийа" и "Накшбандийа" и их влияние на курдское общество 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
Актуальность исследования
Тема о влиянии социокультурных норм на политический процесс, а также вопрос о роли в этом суфийских тарикатов важны в наше время как никогда. Ислам – религия, набирающая всё больший вес в нашем мире из-за естественного роста числа её последователей. Поэтому необходимо изучать его различные течения детально и на примере регионов, в которых они исповедуются и имеют значительный вес. Такие знания могут дать лучшее понимание происходящих процессов непосредственно на территориях, следующих отдельным тарикатам, а также возможность прогнозирования событий и знание способов регулирования возможных столкновений.
Данная работа будет сконцентрирована на двух регионах, исповедующих ислам: Чеченская Республика, находящаяся на территории Российской Федерации, и Иракский Курдистан. Обе области имеют богатую историю борьбы за самоопределение, самоидентификацию и самостоятельность, в которой значительную роль играет религия, являющаяся основой для определения социокультурных норм этих регионов. Территория Чеченской Республики выбрана по причине того, что данный регион имеет большое значение для Российской Федерации. Его социокультурные нормы и особенности влияют на политику, проводимую его властями, которая также может оказывать влияние и на страну в целом. А высказывания и действия главы и властного аппарата региона могут быть примером для прочих национальных регионов России. Учитывая сложную историю взаимоотношений федерального центра и Чечни, важно знать и принимать во внимание традиции, там существующие. Второй регион исследования, Иракский Курдистан, интересен уникальностью своего случая – народ Иракского Курдистана, курды, расселён по четырём странам, в которых идёт борьба за расширение прав народа, а также за независимость в перспективе. На данный момент только курдам Ирака удалось добиться практически автономии своего существования, хоть пока и в составе другой страны. Подобное событие имеет большое влияние на прочие области расселения курдов и носит дестабилизирующий характер для этих регионов в целом, так как положительный пример тенденций автономизации Иракского Курдистана усиляет их сепаратистские настроения.
Также между рассматриваемыми регионами прослеживается определённая схожесть в истории их существования. Войны за независимость от других более сильных государств, непризнанной Чечеснской Республики Ичкерия от России и Иракского Курдистана от Ирака, велись на обеих территориях. Основанием для этих войн являлось стремление к самоопределению, которое у обоих народов тесно связано с их религиозной идентичностью. Нынешние политические процессы не являются исключением – социокультурные нормы и традиции продолжают определять большую часть жизни не только населения, но и оказывают влияние на ведение политики в этих регионах. На их примере можно сравнить и оценить степень этого влияния, значимость религиозных традиций для населения, проживающего на территории Иракского Курдистана и Чечни.
Степень разработанности темы в научной литературе.
Тема национальной идентичности имеет обширную степень разработанности разными авторами. Например, Эрнест Геллнер, «Нации и национализм», Роджерс Брубейкер, В.Р. Чагилов и многие другие.
Наиболее подробными работами по тарикатам являются книги В.В. Акунова «Военно-духовные ордена Востока» и Хасана Йылмаза, «Тасаввуф и тарикаты».
Вопросы чеченского этнонационализма рассматривались в работах С.Д. Кавтарадзе, И.Д Звягельской , Э.А. Паиным , В.А. Тишкова. Однако эти работы уже не являются актуальными с точки зрения рассмотрения процессов, происходящих сегодня, но они дают подробное описание событий прошлого.
...
Вопрос о влиянии этнорелигиозных убеждений и ценностей на политические процессы был всегда и практически не менялся. Народ, этнос, национальность хочет свободы и самостоятельности в самоопределении, а религия и вера подкрепляют и даже институционализируют их право на это. Также при рассмотрении того, как этническая и религиозная идентичность выполняют мировоззренческие функции в обществе, можно заметить, что они во многом схожи. Основа этнического мировоззрения рассматривается как система «…ведущих мотивов, характеризующих внутреннюю позицию субъекта, его отношение к этносоциальному взаимодействию с позиции этнических ценностей…» .
Мировоззрение как феномен духовной жизни включает в себя систему нравственных норм, идеалов и убеждений, которые формируются под влиянием конкретных исторических условий развития общества, будь то борьба за независимость или же относительное благоденствие и напротив завоевание более слабых. Также может влиять и географическое положение. Взаимодействие этнических и религиозных взглядов, традиций приводит к трансформации понимания мира и восприятия окружающей действительности. Религиозное, как нечто универсальное и ценное, придаёт трансцендентное измерение этническим ценностям, оживляя первичную онтологию этничности и направляя её на максимальную реальность. В результате возникает ситуация, когда в рамках социальной идентичности её подуровни с одинаковыми ценностями при взаимодействии могут нивелировать идентичность. Одновременно с этим взаимодействие носителей разных систем ценностей создаёт пространство для их сравнения, что может привести к конфликту.
Чеченское и курдское общества – обладатели схожей истории, но имеют разный результат. Когда Иракский Курдистан до сих пор находится на перекрёстке двух и более огней, подвергается периодическим бомбёжкам, испытывает реальные экономические и социальные трудности, Чеченская Республика получает ежегодно рекордное количество дотаций из федерального бюджета, имеет в целом тесные и доброжелательные связи с Москвой и имеет все возможности для благоприятного развития различных экономических и социальных областей.
Культурная основа обществ схожа – они имеют одну религию и являются последователями одних и тех же религиозных течений. В исторической перспективе долгое время жили разрозненными сообществами, в которых формировалась традиция родовой организации, которые, в том числе, способны влиять и на политические процессы в регионе. Система родовых общин выполняет функцию посредника между государством и населением, содействуя решению социальных проблем и урегулированию споров. В Иракском Курдистане в исторической перспективе можно было пронаблюдать перенятие религиозными лидерами светской роли военачальника, в Чечне духовные наставники становились лидерами мнений по нерелигиозным и политическим вопросам и имели большой отклик от населения в своих убеждениях. В обоих случаях присутствует институт преемственности: у курдов чаще в рамках рода, у чеченцев – единомышленники.
1. Акунов, В.В. Военно-духовные ордена Востока / В.В. Акунов // М. : Вече. – 2012. — 352 с.
2. Арчаков М. К. ДВИЖЕНИЕ «ТАЛИБАН» И НАКШБАНДИЙСКИЙ ТАРИКАТ: НОВЫЕ УГРОЗЫ ДЛЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ / М. К. Арчаков // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2020. – №4.
3. Астафьева О. Н. Национально-культурная идентичность в условиях глобализации: сложный вектор развития / О. Н. Астафьева // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2016. – № 5 (73). – С. 32-41.
4. Вавилова Е.Ю., Хандурова Е.Н. Религиозная идентичность: современные подходы / Е.Ю. Вавилова // Инновационная наука. – 2018. – №7-8.
5. Вартаньян Э.Г. "СВОБОДНЫЙ КУРДИСТАН": ТРУДНЫЙ ПУТЬ К САМООПРЕДЕЛЕНИЮ (1970-Е ГОДЫ - XXI ВЕК) / Э.Г. Вартьянов // Научный диалог. – 2021. – №10.
6. Вертяев К. В. Роль Англии в формировании протогосударственности иракских курдов после Первой мировой войны (1918–1920 гг.) в форме мандатных территорий / К. В. Вертяев // Вестник Института востоковедения РАН. – 2020. – № 4. – С. 179-191.
7. Герштейн И. З. Государство как фактор смены национальных идентичностей в процессе распада СССР и создания Российской Федерации: дис. …канд. полит. наук. – Н. Новгород. – 2011. – 198 с.
8. Герштейн И. З., Казаков М. А. Национально-государственная идентичность: историческая эволюция моделей и современная типология / И. З. Герштейн // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. – 2016. – № 6. – С. 36-42
9. Дохкильгова Д.М., Магомедова П.Г. Миграционные процессы в условиях Глобализации: вызовы и возможности / Д.М. Дохкильгова // Journal of Monetary Economics and Management. 2023. №2.
10. Дробижева Л.М., Арутюнова Е.М., Евсеева М.А., Кузнецов И.М., Рыжова С.В., Фадеев П.В., Щеголькова Е.Ю., Эндрюшко А.А. Содержательные основы российской идентичности. Региональный и этнокультурный контексты : [монография] / Л. М. Дробижева, Е. М. Арутюнова, М. А. Евсеева [и др.]; отв. ред. Е. М. Арутюнова, С. В. Рыжова // ФНИСЦ РАН. – М.: ФНИСЦ РАН, 2021. – 288 с.
11. Жантиев Д.Р. Суфии в иракском сопротивлении (2003-2011) / Д.Р. Жантиев // Вестник Московского университета. Серия 13. Востоковедение. 2011. – №4.
12. Жигалина О. И. Крещение Господне – Ласточковые / Жигалина О.И. // М. : Большая российская энциклопедия. – 2010. – т. 16 – С. 397.
13. Зелькина А. УЧЕНИЕ КУНТА-ХАДЖИ В ЗАПИСИ ЕГО МЮРИДА / Зелькина А. // Этнографическое обозрение, 2006. – №1.
14. Искусство и цивилизационная идентичность [отв. ред. Н.А. Хренов]; Науч. совет РАН «История мировой культуры». – М.: Наука, 2007. – 603 с.
15. Кожевникова Ю.А. Кризис национальной идентичности в глобализирующемся мире: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / Юлия Александровна Кожевникова. – М. – 2012. – 22 с.
...
50 источников