Введение 3
Глава 1. Средневековая система образования в XIII в 7
Глава 2. Поэзия вагантов как исторический источник 14
2.1. История вагантов 14
2.2. Представления вагантов о системе средневекового европейского
образования 17
2.3. Особенность и ценность поэзии вагантов 19
Глава 3. Возможность использования поэзии вагантов как исторического источника в изучении истории в школе 23
3.1. Упоминания вагантов в школьных учебниках 23
3.2. Общие методические разработки внедрения поэзии вагантов в изучение
истории 24
3.3. Методические разработки по использованию поэзии вагантов как
исторического источника в изучении средневековой системы образования 28
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Приложения 38
Актуальность данной работы заключается в том, что поэзия вагантов отражала их жизнь и действительность, а потому имеет право претендовать на достоверность информации и значит, что ее можно использовать в образовательных целях. Но эта тема достаточно мало изучена и практически не применяется в образовательном процессе. Мы хотим рассмотреть возможность ее использования на уроках истории в школе. Также используя данный источник информации можно реализовать одно из положений ФГОС, в котором говорится, что «ученик научится... проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья».
Объектом данной работы является система европейского образования.
Предметом данной работы является представления вагантов о системе средневекового европейского образования.
Цель: Рассмотреть поэзию вагантов как исторический источник в изучении системы средневекового европейского образования.
Задачи:
- Изучить средневековую систему образования в XIII в.
- Выявить представления вагантов о системе средневекового образования.
- Охарактеризовать ценность поэзии вагантов как исторического источника.
- Доказать возможность использования поэзии вагантов на уроках истории в школе.
Методы: анализ и обобщение поэзии вагантов. Принцип историзма в изучении вагантов как литературного течения и использования письменных источников в школе.
Источники в данной работе делятся на два блока. В первом рассматриваются исторически источники - это, непосредственно, поэзия вагантов, а во-втором -методические источники - школьные учебники и учебные пособия по истории средних веков.
Исторические источники: сборник «Поэзия вагантов» под издательством М. Л. Гаспарова, в котором представлены множество стихов таких авторов, например, как Вальтер Шатильонский и его стихи: «Обращение к папе», «Стихи с цитатами о небрежении наукою», «Еще стихи о падении учености»; Примас Орлеанский и Архиипит Кельнский. Анонимное стихотворение «Нищий студент». А также Сборник В.Б. Муравьева «Ваганты. Колесо Фортуны».
Методические источники: учебники по всеобщей истории в 6 классе Агибалова Е. В., Бойцов М. А, Ведюшкин В. А. и рабочие тетради соответственно Чернова М. Н., Петрова Н. Г., Ведюшкин В. А.; Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС); Федеральный перечень учебников на 2021¬2022 учебный год.
Степень изученности в данной работе делится на два блока. В первом блоке охарактеризована литература о вагантах. Во втором блоке будут рассмотрены труды, где представлены методика использования литературных источников на уроках истории средних веков в школе.
Рассматривая литературу авторов, которые писали о поэзии и жизни вагантов, мы выделили два направления: одни авторы стали изучать весь массив поэзии вагантов - это такие авторы как Маниций, Мюльденер, отчасти путь Штреккера, Пейпера, издавших «Готье Лилльского», Архипиита Кельнского и Примаса Орлеанского. А вторые - издавали сборники, в которые, помимо авторов других произведений, входили поэзия вагантов. Например, Шмеллер с Бенедиктобуранской рукописью.
М.Л. Гаспаров - это отечественный автор, который охарактеризовал образ жизни вагантов, а также дал характеристику их поэзии. Также он перевел множество произведений вагантов. Также значительная часть переводов стихотворений вагантов принадлежит Л. Гинзбургу - советскому переводчику и публицисту.
Также очень важно упомянуть труды Добиаш-Рождественнской О. А. - советский и российский историк. В своем труде «Коллизии во Французском обществе XII-XIII вв. по студенческой сатире» рассматривает историографию вопроса, историю вагантов и известных поэтов вагантов.
Теперь рассмотрим труды, где представлены методика использования литературных источников на уроках истории средних веков в школе. Истоки разработок использования письменных исторических источников на уроках истории относится к середине XIX и характеризуется с именем М. М. Стасюлевич, который предложил изучать историю в школе по письменным источникам и составил для этого «Историю средних веков в её писателях и исследованиях новейших учёных».
В советский период не так много можно найти литературы по этому вопросу, но изучение данной темы продолжилось в учебнике И. В Гиттиса, где исторический источник рассматривался как средство обучения. Также следует упомянуть А. А. Вагина, автор в своём учебнике описывает методы и приёмы работы с историческими источниками на уроках истории.
В постсоветский период начинает издаваться огромное количество статей, посвящённых именно документам в обучении истории. О. М. Хлытина, К. Лисова, Е. В. Харлашова и Т И. Ильина, Л. Н. Алексашкина и Н. И. Ворожейкина, Вяземский Е. Е., Полетаева О. С. Дают более полное и широкое представление о приёмах использования исторических источников на уроках истории.
Новизна работы заключается в том, что мы будем рассматривать поэзию вагантов, как исторический источник информации в изучении средневековой системы европейского образования. А также мы охарактеризуем возможность использования такого исторического источника информации, как поэзия вагантов, на уроках истории.
Практическая значимость работы заключается в том, что ваганты в своих произведениях отражали свою жизнь, быт и окружающую их действительность, следовательно, их литературные произведения можно рассматривать как исторический источник и его можно использовать в образовательных целях. О чем мы и говорим в 3 главе. Там мы рассказываем возможности использования поэзии вагантов в изучении истории на уроках в школе.
Структура работы состоит из титульного листа, содержания, введения, трех глав с подпунктами, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В данной работе мы ответили на главную цель нашего исследования - рассмотрели поэзию вагантов как исторический источник в изучении системы средневекового образования, а также доказали возможность использования поэзии вагантов на уроках истории в школе.
В процессе исследования мы решили следующие задачи: мы рассмотрели и изучили средневековую систему образования в XIII веке в первой главе, мы выявили представления вагантов о системе средневекового образования, непосредственно, через их поэзию, о чем мы пишем во второй главе, мы выяснили в чем заключается ценность такого исторического источника как поэзия вагантов. Она состоит в том, что она отражает исторический процесс и такие события, как татарское нашествие, смерть короля Ричарда Львиное Сердце и многие другие такими, какие они были.
Заключается она в том, что она отражает непосредственно исторический процесс и события такими, какие они были, например, татарское нашествие, смерть короля Ричарда Львиное сердце и многие другие. Благодаря их стихотворениям можно сформировать представление об эпохе средневековья. Также в их поэзии отражена история повседневности. Творчество вагантов дает нам достоверные детали жизни, быта и нравственных устоев средневекового общества. С их помощью мы можем сделать вывод о представителях средневекового общества. Несмотря на то, что пласт информации, содержащийся в их стихотворениях, очень объемный, она воспринимается легко, так как написано в стихотворной форме.
Проанализировав лирику вагантов, нами были выбраны определенные стихотворения, которые можно использовать на уроках истории в школе. Нами были разработаны задания, которые соответствуют школьной программе по предмету «всеобщей истории» в трех основных учебниках таких, как учебник Е.В. Агибаловой и Г.М. Донского издательства «Просвещение», также учебнике всеобщей истории М.А. Бойцова и Р.М. Шукурова издательства «Русское слово» и учебник В.А. Ведюшкина, а также соответствуют целям и задачам школьного урока. Однако учителю необходимо быть внимательным в выборе произведений поэзии вагантов, так как их произведения отражают кабацкую жизнь, описание плотской любви и нецензурную лексику.
В наших методических разработках отражен широкий методический аппарат по применению лирики вагантов на уроках истории в школе. Мы рассмотрели и составили как общие методические разработки, на основе поэзии вагантов как исторического источника, по использованию их поэзии, которые соответствуют учебным программам, так и узкую направленность их поэзии, непосредственно, касающейся нашей темы выпускной квалификационной работы, это методические разработки по использованию поэзии вагантов как исторического источника в изучении средневекового образования. Наши методические разработки также способствуют формированию универсальных учебных действий, которые отражены нами в третьей главе.
Сложно недооценить значения научно достоверных деталей, которые мы видим в поэзии вагантов. Мы достигли нашей главной цели, то есть доказали возможность использования поэзии вагантов как исторического источника информации об эпохе Средневековья. Нельзя отрицать тот факт, что поэзия агантов - это важнейший элемент мирового наследия культуры Средневековья.
1. Ваганты. Колесо Фортуны. общ. ред. и сост. В.Б. Муравьев. М. : Летопись, 1998. 504 с.
2. Гаспаров М.Л. Поэзия вагантов М. : Наука, 1975. 608 с.
Методические источники:
3. Агибалова Е. В. Всеобщая история. Средние века. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2014. 288 с.
4. Бойцов М. А. Всеобщая история. Средние века. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. М. : ООО «Русское слово - учебник», 2013. 264 с.
5. Ведюшкин В. А. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс. Раб. тетрадь. М. : Просвещение, 2014. 113 с.
6. Ведюшкин В. А. Всеобщая история. Средние века. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2012. С.177.
7. Чернова М. Н. Рабочая тетрадь по истории Средних веков: 6 класс. ФГОС (к новому учебнику) М. : «Экзамен», 2015. 111 с.
8. Петрова Н. Г. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс. Раб. тетрадь к уч. М. А. Бойцова, Р М. Шукурова. ФГОС. М. : Русское слово, 2017. 83 с.
Нормативные источники:
9. Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при
реализации программ общего образования, URL:
http: //standart.edu.ru/catalog.aspx? CatalogId=9 5 9
10. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. М., 2010.
Научная литература:
11. Воровщиков С.Г Достоинства и недостатки перечня универсальных учебных действий Федерального государственного образовательного стандарта общего образования // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№5.
http: //www. eidos.ru/j ournal/2012/0829-5. htm.
12. Воскресенская Н.О. Всемирная история: учебник для вузов, глава 5 -
средневековые университеты./Н.О. Воскресенская. М: Юнити, 1997г. - 496с.
13. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства. Практическое пособие. М. : Владос, 2000. 160 с.
14. Гайденко В.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века. М., 1989. С. 84.
15. Гиттис И. В. Методика начального обучения истории. М. : Учпедгиз, 1945. 118 с.
16. Гуревич, А. Я. Категории средневековой культуры М. : Искусство,
1984. 350 с.
17. Гештор А. Средневековый университет: Управление и ресурсы.//ALMA MATER.- 1996.- № 5.- С.23-28.; № 6.- С.27-33.
18. Гофф Ж. Ле Цивилизация средневекового Запада.- М.: Наука, 1992.- 398 с.
19. Документ о жизни парижских школяров. Около 1220 года //Хрестоматия по истории средних веков /Под ред. Н.П. Грацианского и С.Д. Сказкина. Т.2.- М.: Гос. Уч.-педагогич. Изд-во Мин. Просвещения РСФСР, 1950, С.289-290.
20. Добиаш-Рождественская, О. А. Коллизии во французском обществе XII— XIII вв. по студенческой сатире этой эпохи. Культура западноевропейского Средневековья. М. : Наука, 1987. 143 с.
21. Зарубежная литература средних веков: Хрестоматия. Сост. Б.И. Пуришев., М.: Высш. Шк., 2004 - 816 с.
22. История средних веков в ее писателях и исследованиях новейших ученых / [Соч.] М. Стасюлевича. 1-3. - Санкт-Петербург : тип. И. Огризко, 1863-1865. - 3 т. : карт.; 23.
23. История всемирной литературы в 9 томах. Бердников Г.П. (гл. ред.). - Т 2 - М. : Наука, 1984. 672 с.
24. История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение. Под ред: М.П. Алексеев, В.М. Жирмунский, С.С. Мокульский, А.А. Смирнов. - 5
изд., испр. и доп. - М. 462 с.
25. Карабанова О.А. Универсальные учебные действия.
http: //www. prosv.ru/about.aspx? ob_no =12250.
26. Л. Гинзбург Лирика вагантов . - 4-е изд. - Москва: "Худ. литература", 1969. - 194 с.
27. Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в Средние века. СПб., 2003
28. Лисова К. Использование документов на уроках истории и народоведения // Народное образование. 2001. №5. С. 145-149.
29. Манкевич И.А. Литературно-художественное наследие как источник
культурологической информации // Обсерватория культуры. 2007. №5. С.
17-21.
30. Поэзия вагантов /Отв. Ред. Ф.А. Петровский.- М.: Наука, 1975.- 607 с.
31. Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов/М., Художественная литература, 1974 под ред. М. Ваксмахер, С. Шлапоберская. 505с.
32. Полетаева О.С. Работа с документами на уроках истории: интернетжурнал «Науковедение». - электрон. текст. дан. 2012. №3. [Электронный ресурс] URL:http://naukovedenie.ru/sbornik12/12-68.pdf.
33. Студеникин М. Т Методика преподавания истории в школе. М.: Владос, 2000. 240 с.
34. Токмянина С.В. Работа с письменными историческими источниками на
уроках истории как одна из форм реализации компетентностного подхода в школьном историческом образовании // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL:
http: //human. snauka.ru/2016/06/15649.
35. Уваров П.Ю. Парижский университет: европейский универсализм, местные интересы и идея представительства //Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т 4. /Отв. ред. А.А. Сванидзе.- М.: Наука.
36. Харлашова Е. В., Ильина Т И. Работа с источниками на уроках истории // Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. №1. С. 71-72.
37. Шмидт С. О. О классификации исторических источников /С.О. Шмидт // Вспомогательные исторические дисциплины. 1985. №16. с. 3- 24.
38. Ястребицкая А. Средневековая культура и город в новой исторической науке. М., 1995. С. 316.