Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование склонности к аутизму у подростков Z-поколения

Работа №150581

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы73
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме психологических особенностей детей Z-поколения 6
1.1. Характеристика психологических особенностей детей Z-поколения
.••••••••••• .••••••••... ••••••••••••••••••••.... .••••••••••• .••••••••... .••••••••••• ••••••••....••• 9
1.2. Склонность личности к аутизму как психологический
феномен 13
Вывод 20
Глава 2. Эмпирическое исследование склонности к аутизму у
подростков Z-поколения 22
2.1. Описание процедуры и методов исследования 22
2.2. Анализ и интерпретация эмпирических данных 26
2.3. Рекомендации по педагогическому взаимодействию с детьми
Z-поколения 35
Выводы 42
Заключение 44
Список использованной литературы 46
Приложения 51

Изменчивость мира, особенно современного, позволяет говорить о том, что современное поколение отличается от всех поколений, которое было до него. Уникальность каждого поколения создаётся за счёт окружающей развития социальной, политической и экономической среды. Современные дети и подростки поколения Z (цифровое поколение) появились на свет в полностью оснащенном цифровом мире. Поэтому взаимодействие с различными гаджетами, проведение времени за компьютером или телефоном в сети является для них неотъемлемой частью повседневной жизни.
Подростки Z-поколения через мир цифровых технологий познают мир, а личному общению предпочитают виртуальное через социальные сети. По этой причине делится с другим человеком своими чувствами, эмоциями или переживаниями им легче виртуально, когда их отделяет расстояние, а не лично при живом общении. На основании этого, учёные начали выделять психологические особенности данного поколения, одна из которых - склонность к аутизации. Аутизация в данном случае выступает не в виде расстройства, а как «защита и способ коммуникации детей, которые погружены в себя» [2].
Актуальность выбора указанной темы подтверждается тем фактом, что на данный момент поколение Z - это поколение, которое растёт прямо сейчас, но мало изучено. Получаемые разными исследователями данные могут быть использованы педагогами и педагогами-психологами в образовательной среде для лучшего понимания и успешного установления взаимодействия с детьми цифрового поколения.
Понятие «Поколение Z» довольно популярно, данный термин происходит из теории поколений, которая была создана американским учёным - Нилом Хоу и историком, писателем - Уильямом Штрауссом. Изучением поколения Z так же занимались такие учёные как: Н.В. Богачева, Е.В. Сивак, А.В. Сапа, Е. Шамис и др. Общей особенностью 3
рассматриваемого поколения во всех научных работах является указание на то, что дети с детства погружены в информационный мир. Важным аспектом является и то, что эти дети в какой-то степени зависимы от современных технологий. Зависимость присутствует как от общения, так и от информации, которую можно легко и быстро получить в краткой форме. Они более ориентированы на потребление и более индивидуалистичные, чем предыдущие поколения. В связи с этим в зарубежных исследованиях появился такой термин как «цифровой аутизм» [1].
Поэтому важной диагностической задачей является исследование склонности к аутизму у подростков Z-поколения.
Цель исследования: выявление склонности к аутизму у подростков Z- поколения, для использования результатов в работе педагога-психолога и педагогов образовательной организации...


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Очевидно, что дети поколения Z (дети «цифрового поколения» отличаются от предыдущих поколений. Это связано как со сменной ценностей и изменением мира вокруг, так и с цифровизацией современной реальности. Многие учёные говорят о специфических особенностях поколения, в виде определённых психологических синдромов: гиперативность, склонность к аутизации, инфантилизация, детский эгоцентризм, а также потребительское отношение у жизни, которое выражается в том, чтобы претендовать на то, что не заслужили.
Учёными отмечается погруженность детей в себя, в социальный мир, они меньше общаются в реальности, им сложнее понимать свои чувства и чувства других людей. Такое явление детей Поколения Z, учёные называют по-разному: «склонность к аутизации», «феномен аутизации», «цифровой аутизм» или «виртуальная аутизация». Исследования по данной теме проводились, как в России, так и за границей, но к одному единому мнению учёные так и не смогли прийти. Кто-то выступает, аргументируя это тем, что мы теряем поколение в виртуальности, другие отмечают тот факт, что дети не стали меньше общаться друг с другом, а напротив, их социальные контакты стали больше и шире, просто они перешли в социальные сети.
Проведя эмпирическое исследование, направленное на изучение склонности к аутизму у подростков Z-Поколения, мы получили диагностические данные, которые свидетельствуют об отсутствии значимых различий в показателях исследуемых параметров между поколением Z и поколением Х.
Гипотеза исследования, в отношении того, что у подростков поколения Z склонность к аутизму выше, чем у представителей поколения Х, не подтверждается. Более того, значения по показателям «Навыки общения», «Внешне-ориентированный тип мышления», «Социальное взаимодействие» и «Язык» оказываются выше у представителей Х-поколения. Полученные 44
данные можно трактовать с нескольких точек зрения. Например, это может быть связано как со спецификой поколения Z, их большей интровертированностью, погруженностью в мир виртуального общения (но нельзя делать вывод об их склонности к аутизации). Так и с тем, что представители поколения Х имеют больший жизненный опыт, что сказывается на всех сферах их жизни. Также хочется отметить, что по методике «Шкалы RAADS-R», оказались статистически значимыми различия по общему уровню склонности к аутизму, который оказался выше у представителей поколения Х.
В целом, по всему массиву данных, испытуемые поколения Х продемонстрировали больше признаков склонности к аутизации, чем представители поколения Z.
На основании этих данных гипотеза о том, что у подростков поколения Z склонность к аутизму выше, чем у людей поколения Х, не нашла своего подтверждения.
По итогам работы составлены рекомендации по взаимодействию с детьми Z-поколения для использования в работе педагога-психолога и педагогов образовательной организации.
Все исследовательские задачи решены, цель достигнута.


1. Ахметшина А.А. Воздействие информационных технологий на преемственность и конфликт между реальными и условными поколениями // Вестник экономики, права и социологии. - 2018. - № 3. - С. 134-139.
2. Белозерова Л.А., Поляков С.Д. Трансформация когнитивной сферы детей «цифрового поколения»: опыт анализа // Известия Саратовского университета. - Серия: Акмеология образования. Психология развития. - 2021.
- Т. 10. - № 1. - С. 23-32.
3. Богачева Н.В., Сивак. Е. В. Мифы о «поколении Z» // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. - М.: НИУ ВШЭ. - 2019. - 6 с.
4. Брель Е.Ю. Возможности изучения факторной структуры алекситимического пространства // Сибирский психологический журнал. - 2018. - № 68. - С. 82-92.
5. Воронцова Э.М. Виртуальное коммуникативное пространство,
становление и перспективы его развития: сборник статей // Материалы региональной научнопрактической конференции Марийского
государственного университета / под ред. С.Н. Федоровой. - Йошкар-Ола. - 2017. - С. 47-55.
6. Воскресенский А.А. Постматериальные ценности поколения Z на пути к обществу знаний - к постановке проблемы // Общестов.Среда.Развитие.
- 2018. - №1. - С. 84-87.
7. Гилемханова Э.Н. Виртуальная аутизация как социокультурный феномен: сборник статей // Материалы Международной научнопрактической конференции «Актуальные проблемы современной когнитивной науки». - Уфа: OMEGA SCIENCE. - 2019. - С.298-301.
8. Гилемханова Э.Н. Методика «Индекс социокультурной безопасности школьника» // Вестник Московского университета. Сер. 14: Психология. - 2019. - № 2. - С. 164-183.
9. Грохольская О.Г. Методологические особенности реализации смешанного обучения в обновленном пространстве школы // Педагогика. - 2020. - № 7. - С.61-66.
10. Грохольская О.Г. Взаимодействие поколений в контексте смыслов развивающегося образования // The scientific heritage. - 2022 - № 84. - С. 20-24.
11. Ермолова Т. В. Приоритеты психолого-педагогической работы с поколением Z (зарубежный опыт) // Современная зарубежная психология. - 2020. - Том 9. № 4. - C. 89-102.
12. Л. А. Звездин К горизонтам ментальности человека в континууме медиа // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. - 2022. - Т. 22, № 1. - С. 100-110.
13. Козлова Н.С. Взаимосвязь эмоциональных особенностей подростков и специфики вовлеченности в социальные сети // Материалы III Международной научной конференции «Психологические науки: теория и практика». - М.: Буки-Веди, - 2015. - С. 39-42.
14. Кристалл Г. Интеграция и самоисцеление. Аффект, травма и алекситимия // М. : Ин-т общегуманитар. исслед. - 2006. - 800 с.
15. Кулакова А.Б. Поколение Z: Теоретический аспект // Вопросы территориального развития. - 2018. - № 2. - С. 1-2...41


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ